Делопроизводство в учреждениях России в XVIII веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время регламентации делопроизводственных процессов уделяется особенное внимание: разрабатывается законодательная база, нормативные документы, создатели которых стремятся как можно более отчётливо отразить принципы работы с документами, избрав своей целью выработать свод единых правил документирования деятельности того или иного учреждения.

Содержание работы

Введение 3
1. Делопроизводство в учреждениях России XVIII века 5
1.1 Процесс эволюции документа в дореволюционной России 5
1.2 Центральные государственные учреждения (коллегии) 7
1.3 Коллежское делопроизводство 9
2. Регламентация делопроизводства в законодательных актах XVIII века в России: основные черты 12
2.1 Виды документов, особенности их составления 12
2.2 Регламентация делопроизводства в Сенате 14
2.3 Изменения в оформлении документа 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

deloproizvodstvo_v_uchrezhdeniyah_rossii_xvii_veka_osnovnye.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

 

 

ТЕМА:

 

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ XVIII ВЕКА.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЗАКОНОДЕТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕТАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Приложение

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время регламентации делопроизводственных процессов уделяется особенное внимание: разрабатывается законодательная база, нормативные документы, создатели которых стремятся как можно более отчётливо отразить принципы работы с документами, избрав своей целью выработать свод единых правил документирования деятельности того или иного учреждения.

С древнейших времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы узнаем историю своей страны, особенности быта и различных отношений, складывающихся в те далекие времена.

Документы возникли вместе с письменностью, вначале как средство закрепления имущественных отношений, а затем, с развитием письменности, стали средством общения, передачи информации. Документы являются одним из важнейших хранилищ человеческой памяти.

Изучение современных принципов регламентации делопроизводства невозможно без единой, неразрывной связи с историей её возникновения в XVIII веке. С его началом связывается зарождение современных принципов делопроизводства, немалое значение в возникновении которого принадлежит разработке правил регламентации, так характерной для всего времени петровских реформ.

Можно утверждать, вслед за Н. И. Павленко, что «…В XVII веке как правительственные учреждения, так и должностные лица не располагали документами, определяющими их права и обязанности… Только при абсолютной монархии должностные лица и учреждения от самых высоких правительственных инстанций до самых низших были наделены инструкциями и регламентами». Регламентация всех сфер жизни, в том числе и делопроизводства – явление наиболее характерное для XVIII века.

Так как на сегодняшний день история данной проблемы, в том числе вопросы, связанные делопроизводством и с регламентацией делопроизводства в России XVIII века, изучена неполно и требует дальнейшего рассмотрения, представляет интерес провести его на основе исследования источниковой базы указанного периода, чем и является данная курсовая работа.

Объект исследования: Делопроизводство в государственных учреждений Российской империи.

Предмет исследования: Делопроизводство в государственных учреждений российской империи, виды и формуляры документов в XVIII - начало XX века.

Цель исследования - изучение исторического опыта в развитии делопроизводства в России.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

    1. показать процесс эволюции документа в дореволюционной России;
    2. рассмотерть порядок делопроизводства в учреждениях России XIX века, а также их взаимоотношение с высшими органами власти;
    3. изучить основы организации учета и хранения документов в период коллежского делопроизводства;
    4. произвести анализ возникновения новых видов документов, изменение в их оформлении и регламентацию делопроизводства в Сенате

Источниками по исследуемому вопросу служат законодательные акты властных учреждений Российской империи, относящиеся к XVIII веку.

Цель и задачи курсовой работы определил ее структуру. Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников и приложения.

1. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В  УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ XVIII ВЕКА

 

1.1 Процесс эволюции документа в дореволюционной России

 

История документа и документации как совокупности документов, связанных между собой формально-логическими связями, является одной из интереснейших тем документоведения и до настоящего времени все еще недостаточно изучена.

История позволяет проследить эволюцию документа и ее взаимосвязь с социально-политическими и экономическими изменениями в обществе. Среди главных характеристик процесса эволюции документа можно назвать:

  • возникновение,
  • изменение,
  • сохранение и трансформацию форм документов,
  • изменение удельного веса в социальных и управленческих процессах разных видов документов,
  • влияние новых технологий на документ,
  • а также устойчивость основных функций документа: запоминания (фиксации) информации и последующей передачи ее во времени и пространстве.1

С древнейших времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы узнаем историю своей страны, особенности быта и различных отношений, складывающихся в те далекие времена.

Документы возникли вместе с письменностью, вначале как средство закрепления имущественных отношений, а затем, с развитием письменности, стали средством общения, передачи информации. Документы являются одним из важнейших хранилищ человеческой памяти.

Древнерусское государство образовалось в итоге длительного процесса развития восточнославянских племен. Частная собственность и основанный на ней индивидуальный труд вели к имущественному и социальному неравенству, закреплявшемуся в документах. В конце IX в. этот процесс привел к образованию классов. Все это отражено в замечательном документе, памятнике древнерусского права — Русской Правде.2

В первой четверти XVIII века в России центральными отраслевыми органами управления становятся коллегии. Начало этого периода в истории отечественного делопроизводства соотносят с реформами Петра. Именно он создал российскую бюрократическую систему, определившую работу с документами.

В начале XVIII века в России, в период царствования Петра, происходит реформа приказного делопроизводства. Складывается новый тип государства – абсолютная монархия, которая подразумевает сосредоточивание в одних руках законодательной и исполнительной власти.  Монарх осуществляет управление через центральные органы государства, т.е. суть реформы государственного управления сводится к его централизации.

Обычно историки выделяют три этапа в реформах Петра.

  • Первый (1699-1710) - изменения в системе государственных учреждений и создание новых, перемены в системе местного самоуправления, установление рекрутской системы.
  • Второй (1711-1719) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной политики, широкое строительство флота, учреждение законодательства, перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.
  • Третий (1720-1726) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы налогообложения и нового порядка государственной службы.3

Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась  в форме уставов, регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу. Делопроизводство в эпоху Петра вступило в новую стадию своего развития и носит название коммерческое делопроизводство.

 

 

1.2 Центральные государственные учреждения (коллегии)

 

Административный хаос, вызванный отсутствием в прежних учреждениях установленного законом порядка, общих письменных форм документов, постоянных сроков для производства дел, побудил правительство искать новые формы государственного устройства.

12 февраля 1712 года Пётр издал  указ «учинить коллегиум для торговаго дела исправления, чтоб в лучшее состояние привесть». Согласно указу, «взяты были к Москве иноземцы нарвские жители» – два человека и один дерпский купец, к ним присоединили несколько человек знатных московских купцов и шестерых слободских жителей, и всем им поручили выработать правила работы коллегии коммерции. Комиссия эта проработала около двух лет, сочинила правила для коллегий и занялась пересмотром таможенного устава. Однако этим кончаются все сведения о работе этой комиссии. Так понемногу обозначался характер и само название учреждений, которыми будут заменены приказы. 23 марта 1715 года царь рассматривает ещё одно предложение о переустройстве системы государственного аппарата. Согласно проекту, предлагалось ввести в России семь коллегии, семь отделов, в которых сосредоточилось бы всё управление государством. Вначале намечалось создание семи коллегий: юстиц-коллегии, канцелярии иностранных дел, коллегии адмиралтейской, кригс-коллегии, камер-коллегии, штатс-коллегии, коммерцколлегии. Но реестр и штат всех коллегий был утвержден Петром лишь спустя два года 12 (25) декабря 1717 года. Коллегий, по этому реестру оказалось двенадцать.

Каждая коллегия состояла из председателя и нескольких членов. Кроме руководителя в состав коллегий входили: 4 советника, 4 асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик, подъячие. Дела в каждой коллегии решались по большинству голосов. Коллегии ведали всеми отраслями управления, суда и государственного хозяйства.

Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий:

1) Иностранных дел;

2) Казенных сборов;

3) Юстиции;

4) Ревизионная (бюджетная);

5) Военная;

6) Адмиралтейская;

7) Коммерц (торговля);

8) Штатс-контора (ведение государственных  расходов);

9) Берг-коллегия (промышленная);

10) Мануфактур-коллегия (горнодобывающая).4

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении – все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

Следует отметить, что в процессе создания коллегий сразу же выделяется группа коллегий военного и внешнеполитического ведомства: военная, адмиралтейская и иностранных дел. Они занимали привилегированное положение в системе государственных учреждений благодаря тому огромному значению, которое придавал Пётр армии, флоту, дипломатии, а также той роли, которую играли в управлении их руководители – первейшие сподвижники Петра. Из всех коллегий особо выделяется группа финансовых коллегий. Главной фискальной коллегией стала камер-коллегия, ведавшая всем приходом денег и бюджетным планированием денежных поступлений. Расход на нужды государства осуществлялся через штатс-контор-коллегию, игравшую роль центральной кассы, а контроль и наблюдение за работой финансовых органов предписывался независимой от других ревизион-коллегии. Юстиц-коллегия заменила сразу несколько судных приказов, отобрала судебные функции у многих приказов неюридического профиля. Но из её компетенции выпали многочисленные социальные и профессиональные группы населения: горожане, купцы, промышленники, работные люди отошли в ведение коммерц- и берг-мануфактур-коллегий. Военными занимались военная и адмиралтейская коллегии, церковнослужителями – Синод.5

 

 

1.3 Коллежское делопроизводство

 

Окончательно структуру коллегий определил Генеральный регламент государственных коллегий, подписанный Петром I 27 февраля 1720 г.

Взамен устаревшей системы приказов в 1717— 1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату.

В Генеральном регламенте государственных коллегий подробно и обстоятельно раскрываются функции каждого подразделения коллегии, в том числе имеется глава о структуре и функциях канцелярии, а также глава о секретарском чине. К секретарю предъявлялись высокие и строгие требования. Таким образом, Генеральным регламентом государственных коллегий была фактически создана канцелярия и утверждена должность секретаря; 27 февраля 1720 г. можно считать датой рождения секретарской должности на Руси. Кроме секретаря в состав канцелярии входили: регистраторы, актуариусы, архивариусы, копиисты, писцы, фискалы. В Генеральном регламенте четко определены права, обязанности, пределы компетенции и даже режим работы конторских служителей.6

Коллежское делопроизводство более прогрессивно по сравнению с приказным делопроизводством. Появились упорядоченные системы регистрации. Регистрация велась в специальных журналах, причем документы, поступавшие от вышестоящих инстанций, регистрировались в отдельном журнале, отдельный журнал регистрации велся на исходящие документы. Всего в коллегии велось четыре журнала регистрации: А и В — для регистрации документов вышестоящих органов, С и D — для всех остальных документов. Нельзя сказать, что такая система регистрации являлась удобной и оправданной, однако и до сегодняшнего дня в некоторых учреждениях применяют журнальную форму регистрации.

В период коллежского делопроизводства были заложены основы организации учета и хранения документов, тогда же впервые появилось название «архив». В Генеральном регламенте предписано было иметь два архива — общий для всех коллегий в специальном ведении коллегии иностранных дел и финансовый.

Каждую коллегию возглавлял президент. В состав коллегии входили: вице-президент, советники, асессоры, служители канцелярий. Чиновник, занимавший должность секретаря, обязан был хорошо знать законы, уметь разбираться в различных ситуациях, быть образованным и знающим свое дело до тонкостей специалистом. Роль секретаря в коллегии была довольно значительна и важна.

Развивая отдельные делопроизводственные операции по работе с документами, коллежское делопроизводство оставило без изменений его бюрократическую сущность.

Информация о работе Делопроизводство в учреждениях России в XVIII веке