Делопроизводство в учреждениях России в XVIII веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время регламентации делопроизводственных процессов уделяется особенное внимание: разрабатывается законодательная база, нормативные документы, создатели которых стремятся как можно более отчётливо отразить принципы работы с документами, избрав своей целью выработать свод единых правил документирования деятельности того или иного учреждения.

Содержание работы

Введение 3
1. Делопроизводство в учреждениях России XVIII века 5
1.1 Процесс эволюции документа в дореволюционной России 5
1.2 Центральные государственные учреждения (коллегии) 7
1.3 Коллежское делопроизводство 9
2. Регламентация делопроизводства в законодательных актах XVIII века в России: основные черты 12
2.1 Виды документов, особенности их составления 12
2.2 Регламентация делопроизводства в Сенате 14
2.3 Изменения в оформлении документа 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

deloproizvodstvo_v_uchrezhdeniyah_rossii_xvii_veka_osnovnye.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Изучаемые законодательные акты Сената посвящены, как регулированию деятельности самого Сената, особенно те, что были направлены на дальнейшую унификацию и формализацию делопроизводства в нём, так и регламентации взаимодействия Сената с местными и центральными органами власти, которой также уделялось большое внимание.

 

 

2.3 Изменения в оформлении документа

 

Реформы Петра I значительно расширили количество видов документов и произвели изменение в их формулярах в направлении дальнейшей регламентации и приведения их к единому стандарту. Генеральный Регламент закрепил эти изменения в виде основного свода правил по делопроизводства коллегий.

Изменения в порядке документирования происходили и после смерти Петра I и прежде всего касались создания типовых форм документов. Так, в уже рассмотренных в данной работе сенатском указе от 20 декабря 1738 года приводятся формы рапортов и доношений, в резолюции Кабинета Министров от 12 апреля 1738 года и в указе от 16 января 1766 года и других указах приводятся формы различных ведомостей, получающих особое распространение в XVIII веке, а в указе от 14 июля 1753 года прилагается форма журнала, ведущегося в присутственных местах.15

В это время особенное распространение получают инструкции. В указе от 29 декабря 1738 года “О сочинении всем присутственным местам инструкций с объяснениями в оных порядка в отправлении дел”[235], указывается “…всем Коллегиям, Приказам и Канцеляриям сочинить в Сенате каждому месту собственную инструкцию, в которой сколько возможно изъяснить…”[236], после чего следовали пункты, в которых и должны описываться основные принципы организации дел в учреждениях, которые необходимо было отражать в инструкции.

В качестве примера можно привести «Инструкцию или Наказ Киевскому губернатору об отправлении дел» от 17 января 1737 года и Указ Сената от 8 июля 1737 года «О рассылке по Губерниям, Провинциям и городам утверждённых Сенатом инструкций надсмотрщикам и форм приходных, расходных записных книг и счетов». В последнем, помимо утверждённой Сенатом инструкции надсмотрщикам, приводились также формы финансовых документов. Таким образом, в документации XVIII века «…всё большее место занимает цифровая знаковая система, вытесняется текст, побеждает графовая форма изложения содержания».

В течение второй четверти – конца XVIII века реквизиты документа приобретают самостоятельное значение и занимают своё собственное, устойчивое место в формуляре документа. Например, вид документа уже повсеместно указывается после адресата, над текстом, также как и в форме рапорта, где указывается полное название документа («Рапорт о получении указа» или «Рапорт, зачем присланному из Сената указу исполнение на указанный срок учинить невозможно» (приложение 2).

19 февраля 1786 года согласно указу Сената «…вместо подаваемых до сего дня на имя Её величества челобитен, как к Её величеству, так и в присутственные места по исковым и другим делам» было предписано писать жалобницы и прошения вместо бывших в ходу до этого челобитен.

Оформление реквизита «автор документа» был посвящён специальный указ от 27 февраля 1741 года «Форма о титулах Её Императорского Величества в грамотах, докладах, челобитных и договорах», где определялось в каких документах какой титул употреблять. Так, в грамотах иностранным государствам после слов «Божей милостью, мы Елизавета Первая, императрица и самодержица Всероссийская», шло пространное перечисление земель, которыми она повелевает, а в грамотах внутри государства титул был кратким: «…императрица и самодержица Всероссийская и прочая, прочая, прочая». В челобитных титул звучал иначе: «Всепресвятейшая, державнейшая, великая государыня, императрица Елизавета Первая, самодержица Всероссийская, Государыня Всемилостивейшая».

В этом законодательном акте приводятся также правила написания челобитной на имя императрицы. Они заключались в следующем: после титула монарха следовала формулировка: «…бьёт челом имрек на имрека, а в чём прошение, тому следуют пункты…». Далее следовало прошение, излагаемое по пунктам и завершавшееся словами: «…прошу Ваше Императорское Величество о сём моём челобитье решение учинить».

В документах XVIII века реквизит «автор» отделялся от текста и обычно указывался дважды: в подписи при написании должности и в начале текста вслед за обозначением адресата. Адресат указывался в строке над текстом, например, «В Правительствующий Сенат». Дату писали либо в начале, либо в конце текста или же под текстом с левой стороны. Например, в форме рапорта о действительном исполнении по присланному указу, требовалось его «окончить числом и годом».

В рассматриваемый период происходили также значительные изменения в оформлении состава удостоверения документа. Во всех документах во второй четверти – конце XVIII века начинает присутствовать авторская подпись. Особенное внимание в законодательных актах центральной и высшей власти уделялось удостоверению таких документов, как протоколы Сената.

В дополнение к петровским указам 1711 – 1714 годов, Сенат издаёт указ от 27 июля 1739 года «О неисполнении протоколов, не подписанных всеми сенаторами», в котором приказывается «…по протоколам, которые пока всеми Правительствующего Сената руками не подписаны, отправления не чинить». 9 ноября другой указ «О нечинении исполнения по протоколам, не подписанным всеми сенаторами» подтверждает это решение. В нём было выражено недовольство высшей властью неисполнения предыдущего указа, выражавшееся в том, что «…многие журналы подписаны рукой Сенаторов от двух или от трёх персон, а прочих подписания не имеется…» и поэтому руководство Сената в жёсткой форме требовало, чтобы «…ни один журнал без подписания всех рук оставаться не должен». Из этого следует, что уже в XVIII веке удостоверению документов придавалось большое значение в теории, хотя на практике нередко эти требования игнорировались.

Следующим важным законодательным актом, касающимся вопросов удостоверения документа, был указ Сената от 19 февраля 1786 года, в котором вводились изменения в подписи документов, направляемых императорским особам – «Об употребления слов и речений «бьёт челом» и замене их на «просит имярек».

В нём предписывалось «после титула Её Императорского Величества вместо «бьёт челом» ставить «приносит жалобу» или «просит имярек». В присылаемых же к императрице письмах и реляциях, или же донесениях, в конце указанных документов «…вместо «всеподданнейший раб», подписывать просто «всеподданнейший» или «верный подданный», а равным образом в патентах, присяжных листах и всех прочих бумагах, где слово «раб» включено было, вместо оного употребить имя: «подданный».

Документы удостоверялись печатями. При вступлении на престол нового царя или царицы вслед за изменением титула, менялась и печать. Так, при вступлении на престол Елизаветы, в скором порядке издаётся указ Сената от 25 ноября 1741 года «О распоряжениях по приведению к присяге всякого чина людей на подданство Её Императорскому Величеству и о переделке во всех Присутственных местах печатей на Высочайшее имя государыни императрицы», в котором Сенат приказывал «…объявить во всех Коллегиях, Канцеляриях, Конторах и Комиссиях, где имеются печати с Государственным Гербом и надписью, чтобы переправили или переделали надпись Её Императорского Величества немедленно и по исправлению подали б в Сенат рапорт», что свидетельствует о заботе высшего органа власти, стремившегося к тому, чтобы документы по всей стране были действительными, что всецело зависело от правильности их удостоверения.16

Со второй четверти – конце XVIII века происходили дальнейшие изменения в оформлении документа, направленные на его дальнейшую формализацию, введение табличных форм документа, приведения к единому стандарту документов одного вида. Уделялось большое внимание и удостоверению документа: предпринимались попытки вести жёсткий контроль за подписанием протоколов Сената. Также можно говорить, что изучаемые здесь законодательные акты данного периода являют собой необходимые изменения как в регламентации оформления документов, так и всего делопроизводства высших, центральных и местных органов власти в целом.

Регламентация делопроизводства в законодательных актах второй четверти – конца XVIII века представляет собой попытку высшей власти, и, прежде всего, Сената, ускорить решение дел в государственных учреждениях и упорядочить ведение переписки между ними.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании изученного и вышеизложенного материала в данной курсовой работе можно сделать следующие выводы.

Система и традиции российского делопроизводства формировались веками. Исторически в учреждениях России сложилась единая и регламентированная организация работы с документами, имеющая присущие только ей особенности. Знание общих закономерностей и тенденций развития российского делопроизводства позволяет осмыслить сегодняшний день. Вместе с тем его история исследована сравнительно мало.

XVIII в. в истории и развитии делопроизводства характеризовался усилением законодательной регламентации всех сторон деятельности канцелярии и учреждения в целом, формированием и закреплением общих административных начал деятельности учреждений и, прежде всего, бюрократического начала.

В период коллежского делопроизводства были заложены основы организации учета и хранения документов. Генеральный регламент стал фактически первым законодательным актом в России, регулирующим вопросы работы с документами в центральных государственных учреждениях. Генеральный регламент подробно определял порядок работы коллегий и решения в них дел, он давал законченную организационную форму и систему норм по документированию деятельности коллегий. Таким образом, «Генеральный регламент» закрепил законодательно порядок работы с документами с момента их создания до архивного хранения.

Регламентация делопроизводства в XVIII веке была вызвана желанием Петра I усовершенствовать государственное управление с целью более эффективного решения дел, и развивалась в последствии по следующим направлениям: усовершенствования властных учреждений и порядка ведения дел в них, чему служило создания подробных сводов правил (например, Генерального регламента), создание новых видов документов, унификации их формы (рапорты, донесения и т.д.), изменение в оформлении документов (введение тетрадной формы делопроизводства и т.д.). Наиболее масштабная регламентация делопроизводства относится ко времени петровских реформ, когда сам царь, справедливо опасаясь за судьбу своих реформ, руководил данным процессом. Большинство указов данного периода издано от имени Петра I, он лично редактировал многие законодательные акты, в том числе Генеральный регламент.

Законодательные акты, относящиеся к периоду от смерти Петра I до конца XVIII века, издавались, главным образом, Сенатом, и уже не представляли собой такого полной регламентации ведения дел, как ранее. Они касались той или иной конкретной проблемы, например большому количеству нерешённых дел.

В указанное время произошёл постепенный переход от приказной формы делопроизводства к коллежской, что было отражено во многих рассмотренных источниках. Генеральный регламент явился основным документом, зафиксировавшим принципы ведения делопроизводства в XVIII веке и сформулировавшим основные принципы его дальнейшего развития, прежде всего стремление к последующей регламентации делопроизводства, что в дальнейшем выразилось в законодательстве второй четверти – конца XVIII века.

Подводя итог, можно говорить о возникновении и развитии в XVIII веке в российских государственных учреждениях коллежской формы делопроизводства, регламентация основных принципов которого была выражена в законодательных актах высшей власти и выразилась в Генеральном регламенте, а также в разнообразных указах, распоряжениях, инструкциях, касающихся указанной теме, внимание к которым и было уделено в данном исследовании.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Архипова, Т.Г. История государственной службы в России XVIII - XX века: учебное пособие [Текст]/Т.Г. Архипова [и др.] - М: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. - 230 с.
  2. Анисимов, Е. В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра [Текст]/Е.В. Анисимов – М.: Мысль, 1986 – 358 с.
  3. Бабич, М. Государственные учреждения 18 века: Комиссии петровского времени [Текст]/М. Бабич – М.: РОССПЭН, 2003. - 480с.
  4. Белов, В. К. История делопроизводства и секретарского дела [Текст]/В.К. Белов - М.: 2005. – 333 с.
  5. Балакина, Т.И. История русской культуры [Текст]/Т.И. Балакина – М.: Издательский центр «АЗ», 1995. – 387 с.
  6. Голикова, Н.Б. Система государственного управления XVIII века // Очерки русской культуры XVII века [Текст]/Н.Б. Голикова, Л.Г. Кисляева – М.: Изд. МГУ, 1987 – Ч.2 – С.44 - 109.
  7. Ерошкин, Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России: учебное пособие [Текст]/Н.П. Ерошкин. - М.: Наука, 1997. – 258 с.
  8. Ерошкин, Н.П. Местные государственные учреждения дореволюционной России (1800-1861) [Текст]/Н.П. Ерошкин - М.: Третейский Рим, 2007. – 398 с.
  9. Илюшенко, М.П. История делопроизводства в дореволюционной России: учебное пособие [Текст]/ М.П. Илюшенко. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1993. - 80 с.
  10. Коржихина, Т.П. История российской государственности [Текст]/Т.П. Коржихина, А.С. Сенин - М.: Высшая школа, 1995. – 333 с.
  11. Кудрявцев, В.А. Организация работы с документами [Текст]/В.А. Кудрявцев [и др.] - М.: ИНФРА-М, 1998
  12. Лукашевич, А.А. Виды документов в Российском государстве первой четверти XVIII в. (на материале Генерального регламента) [Текст] / А.А. Лукашевич.// Советские архивы. - 1991. - № 4. - С. 38 - 46.
  13. Литвак, Б.Г. О закономерностях эволюции делопроизводственной документации XVII - XIX вв. (К постановке вопроса) [Текст]/ Б.Г. Литвак//Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. - М.: Дело, 1984. С. 48 – 55
  14. Панфилова, Т.А. Документоведение и делопроизводство [Текст]/Т.А. Панфилова, Т.Н. Кондратьева – М.: ВАГРИУС, 2004. – 355 с.
  15. Преображенский, А.А. Эпоха преобразований. (Краткий исторический очерк) // Законодательство Петра I [Текст]/А.А. Преображенский – М.: Мысль, 1997 – 241 с.
  16. Сокова, А. Н. О создании русской традиционной формы документа в делопроизводстве госучреждений XVIII- XIX вв. [Текст]/А.Н. Сокова // Труды ВНИИДАД. – М.: Просвещение, 1974. Т. V. Ч. 1. – С. 145-222
  17. Стенюков, М. В. Конспект лекций по делопроизводству [Текст]/ М. В. Стенюков. – М.: ПРИОР, 2006. – 128 с.
  18. Состояние архивного дела в Российской империи в 18 веке [Текст] / Сост. А.Д. Арьянов. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005 – 347 с.
  19. Санкина, Л.В. Делопроизводство. Практическое пособие [Текст]/Л.В. Сакина - М.: Дело, 2002. – 301 с.
  20. Янковая, В. Ф. Русское делопроизводство в сборниках образцов документов конца XVIII - начала XX вв. [Текст]/ В. Ф. Янковая // Советские архивы. - 1989. - №4. - С. 23-31.
  21. Чистяков, И.О. История отечественного государства и права [Текст]/И.О. Чистяков - М.: Юрист, 2006. – 258 с.

Информация о работе Делопроизводство в учреждениях России в XVIII веке