Деловое общение в трудовом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:25, лекция

Описание работы

Понятие трудового коллектива (рабочей группы), её социально-психологические особенности.
Морально-психологический климат в коллективе.
Проблема лидерства.
Морально-этические требования к отношениям с поставщиками и потребителями, с коллегами внутри коллектива.

Файлы: 1 файл

деловое общение.docx

— 61.56 Кб (Скачать файл)

Тема №3. Деловое общение  в трудовом коллективе.

 

Понятие трудового коллектива (рабочей группы), её социально-психологические  особенности.

Морально-психологический  климат в коллективе.

Проблема лидерства.

Морально-этические требования к отношениям с поставщиками и  потребителями, с коллегами внутри коллектива.

    1. Понятие трудового  коллектива (рабочей группы), ее социально  – психологические особенности

  1. Понятие трудового  коллектива (рабочей группы)

Человеческое общество состоит  из различных социальных групп. Основная их часть — это малые группы.

Под малой группой понимают небольшое, относительно устойчивое объединение людей, имеющее общую цель, установившиеся деловые и личные отношения (семья, группы детского сада, школьный класс, спортивная команда и т.п.).

Малая группа отличается от других видов человеческих объединений  тем, что она представляет собой  официально или неофициально существующую ячейку общества, выполняющую в нем  определенную социальную функцию и  имеющую свою внутреннюю структуру.

Разновидностью малой  социальной группы является рабочая  группа — команда — коллектив.

Основные условия формирования рабочей группы:

-свобода и открытость информационного обмена;

-взаимная поддержка действий, убежденность в их оправданности;

-доверие, дружелюбие в отношениях сторон.

Рабочая группа (коллектив) — социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи.

Для того чтобы назвать  малую труппу коллективом, она должна соответствовать следующим требованиям:

-успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности);

-иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;

-создавать для каждого своего члена возможность развития личности;

-быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

Рабочая группа имеет сходные черты и отличия от других социальных групп:

Сходство

Отличие

- постоянное общение и взаимодействие  ее членов друг с другом;

- чувство принадлежности к данной группе;

- наличие общих потребностей, интересов, мотивов

- наличие в рабочей группе общественно  значимых целей деятельности;

- наличие органов управления и руководства


 

Рабочие группы можно классифицировать по различным признакам, которые  показывают все их многообразие.

  1. Классификация рабочих групп

 

Признак классификации

Виды групп

Форма собственности

Характер деятельности

 

Форма связи

Значимость

Время действия

Характер внутренних связей

Статус

Размер

Государственные, смешанные, частные

Производственные, торговые, научные,

учебные, воинские

Контактные, неконтактные

Первичные, вторичные

Постоянные, временные

Формальные, неформальные

Официальные, неофициальные

Малые (2 – 5 чел.), большие 


 

Рабочая группа объединяет два  компонента:

1) материальный — физические силы, индивиды;

2)духовный — идеология и психология.

Идеология рабочей группы — система идей и взглядов, выражающих социально-политические представления, регулирующие конечные цели трудовой деятельности.

Психология рабочей группы — совокупность социально-психологических процессов и явлении, возникающих в процессе формирования и функционирования рабочей группы на основе становления внутренних связей, форм и способов удовлетворения потребностей ее членов (социально-психологический климат, способы общения, общественное мнение, настроение, обычаи и традиции, проблема лидерства, природа внутригрупповых конфликтов).

  1. Факторы развития групп.

Факторы развития групп можно  подразделить на две группы.

Первую группу образуют внешние (объективные) факторы:

- площадь;

- техническая оснащенность;

- фонд заработной платы;

- значимость производства.

Вторую группу составляют внутренние (субъективные) факторы:

- качества личности руководителя;

- система общественных отношений;

- взаимодействие с другими коллективами.

Уровень активности и скорость формирования коллектива зависит от:

- сходства состава членов (образование, профессиональная подготовка, социальные установки, характеры);

- количества членов (определяется видом деятельности, особенностями производства);

- организаторских способностей и моральных качеств руководителя (характер, опыт работы, стиль руководства).

  1. стадии  развития коллектива.

1. Стадия первичного синтеза (создание и формирование коллектива) - руководитель и подчиненные выполняют определенные функции.

Функции руководителя

Функции подчиненных

- изучение личного состава;

- знакомство коллектива с целями  и

задачами организации;

- распределение ролей с учетом подготовленности, опыта работы, личных пожеланий;

- определение режима работы

- адаптация к условиям труда;

- адаптация к руководителю, его  требованиям;

- адаптация друг к другу


 

2. Стадия дифференциации:

- завершение взаимного  изучения;

- сближение людей в соответствие с их интересами, складом характера;

- образование малых групп:

группа актива — поддерживает руководителя;

группа пассива — стремится делать как можно меньше, ищет работу полегче;

группа добросовестных исполнителей — понимает свои обязанности, делает свое дело, инициативы не проявляет;

группа дезорганизаторов.

3. Стадия интеграции (образуется общность установок и интересов, единство воли):

- изменяется стиль деятельности руководителя (с авторитарного на демократический), требуется большая гибкость;

- понимание коллективом требований руководителя;

- предъявление к руководителю более высоких требований (стимулирование его роста);

- создаются условия для творческого роста каждого члена коллектива, оптимального решения задач;

- формируется идеология, психология и культура коллектива.

В процессе формирования коллектива нельзя определить конечную точку его развития, так как постоянно продолжается его совершенствование. Время перехода от одной стадии к другой различно в зависимости от объективных и субъективных условий жизни и деятельности коллектива.

  1. Социальные  роли и отношения в коллективе.

Социальные роли и отношения в коллективе можно рассматривать с двух позиций: межличностных (ведущие и ведомые) и производственных.

Каждый член коллектива может  выполнять несколько ролей, дополняя одной другую.

В рамках коллектива между его членами  возникают следующие типы отношений:

- дружеская кооперация — взаимопомощь, основанная на полном доверии;

- дружеское соревнование — соперничество в отдельных сферах в рамках позитивных взаимоотношений;

- невмешательство — дистанцирование друг от друга при отсутствии как соперничества, так и сотрудничества;

- соперничество — ориентация на индивидуальные цели даже в условиях совместной работы, основанная на общем взаимном недоверии;

- кооперация антагонистов — соперничество в рамках общей деятельности и негативных отношений друг к другу.

Повседневная деятельность членов коллектива подчинена ряду законов, которые оказывают положительное и отрицательное влияние на результат деятельности группы.

Законы деятельности

Позитивная 

направленность

Негативная

направленность

Закон сохранения личного положения, достоинства, социального статуса

- повышается качество работы;

- самосовершенствование

- интрига;

- использование бюрократических приемов

Закон компенсации недостатка одних способностей другими, опытом, навыками работы

- активная работа

- лесть;

- угодничество;

- подсиживание


  1. Психологические характеристики коллектива.

Коллективы различаются между собой психологически. Эти различия проявляются:

- в характере внутреннего социально-психологического климата;

- в характере психического состояния их членов;

- в степени их сплоченности.

Внутренний социально-психологический  климат — совокупность обстоятельств, в рамках которых осуществляется деятельность людей. Поскольку обстоятельства поддаются целенаправленному воздействию, психологический климат можно корректировать.

Психическое состояние  коллектива характеризуется степенью удовлетворенности им своей деятельностью и ее результатами. На степень удовлетворенности влияют:

- характер и содержание деятельности;

- отношение людей к деятельности (любовь, нелюбовь);

- престижность;

- размер вознаграждения;

- перспективы роста;

- наличие сопутствующих возможностей (решить какие-то собственные проблемы, увидеть мир, познакомиться с интересными или полезными людьми, прославиться и пр.).

Сплоченность коллектива определяется силой притяжения к нему его членов, возможностью их совместного воздействия на отдельного человека, побуждающей того сохранять активность в группе и препятствующей выходу из коллектива.

Сплоченность зависит от:

- психологической совместимости — соответствия темпераментов членов коллектива;

- социально-психологической совместимости — соответствия профессиональных и моральных качеств.

Сплоченность обусловлена:

- тяготением людей друг к другу в поисках помощи и поддержки;

- взаимными эмоциональными предпочтениями;

- пониманием роли коллективного начала.

Сплоченность коллектива может иметь:

- позитивную направленность:

коллектив воспринимает лучшие деловые и нравственные качества своих членов;

люди гордятся своей принадлежностью к данному коллективу;

возникающие проблемы решаются по-деловому, творчески;

- негативную направленность:

большая часть  энергии коллектива тратится на участие  в 
конфликтах между группировками, формальными и неформальными лидерами, структурными подразделениями;

- конформистскую направленность:

внешняя показная заинтересованность работников в результатах  деятельности;

безразличие к коллективным усилиям;

сфера интересов  сотрудников находится вне рабочей  группы.

В основе сплоченности коллектива помимо совместимости лежит восприятие его членами друг друга. Оно проходит три основные стадии:

-накопление и отбор информации о других, имеющей, по мнению данного лица, определенное значение для их оценки;

-всестороннее изучение и сортировка отобранной информации;

-индивидуальная оценка полученных данных (частично эмоциональная, частично логическая) и принятие окончательного решения (суждения) о личности того или иного человека (или группы людей), возможности и формах сотрудничества.

Социально-психологический  климат коллектива зависит от его структуры — совокупности формальных и неформальных взаимоотношений членов группы, возникающих в процессе деятельности и общения.

Неформальная структура формируется под влиянием психических механизмов:

- адаптации — активное принятие ценностей, норм, традиций группы новыми членами;

- коммуникации — обмен информацией и формирование духовных ценностей членов группы;

- идентификации — формирование образцов поведения, способности сопереживания, чувства принадлежности к данной группе;

- интеграции — приспособление коллектива к совместной деятельности, развитие сплоченности и саморегулирования.

Факторы развития неформальной структуры коллектива подразделяются на:

- объективные: характер и график работы; количество членов коллектива; половозрастной состав;

- субъективные: личности руководителя и сотрудников; психологическая совместимость; удовлетворенность условиями труда, статусом, профессиональной ролью.

Взаимоотношения в коллективе и исследование их структуры. Классификация типов взаимоотношений в коллективе осуществляется в зависимости от внимания к человеку (степень учета интересов людей) и внимания к производству (степень учета интересов дела).

Опираясь на эти параметрыразличают пять основных типов взаимоотношений:

Невмешательство — низкий уровень заботы руководителя о производстве и людях; большую часть работы руководитель выполняет сам, избегает делегировать полномочия, не стремится к производственным успехам, старается сохранить свое положение.

Теплая компания — высокий уровень заботы о людях, стремление установить приятную атмосферу, удобный темп работы, отсутствие заботы о выполнении производственного задания.

Задача — руководитель сосредоточен только на решении производственных задач; человеческий фактор недооценивается или игнорируется.

Золотая середина — стремление руководителя оптимально сочетать интересы производства и интересы людей; к сотрудникам не предъявляют особенно высоких требований, но в то же время и не позволяют бездельничать.

Команда — самый предпочтительный тип взаимоотношений; сочетает в себе максимальный учет интересов производства и персонала — соединение деловитости и человечности.

Психотипы личностей в рабочей группе. Продолжая тему структуры коллектива, необходимо сказать о психотипах личностей, образующих коллектив.

Классифицировать психотипы личностей можно по следующим признакам:

Информация о работе Деловое общение в трудовом коллективе