Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:25, лекция
Понятие трудового коллектива (рабочей группы), её социально-психологические особенности.
Морально-психологический климат в коллективе.
Проблема лидерства.
Морально-этические требования к отношениям с поставщиками и потребителями, с коллегами внутри коллектива.
Тема №3. Деловое общение в трудовом коллективе.
Понятие трудового коллектива (рабочей группы), её социально-психологические особенности.
Морально-психологический климат в коллективе.
Проблема лидерства.
Морально-этические требования к отношениям с поставщиками и потребителями, с коллегами внутри коллектива.
Человеческое общество состоит из различных социальных групп. Основная их часть — это малые группы.
Под малой группой понимают небольшое, относительно устойчивое объединение людей, имеющее общую цель, установившиеся деловые и личные отношения (семья, группы детского сада, школьный класс, спортивная команда и т.п.).
Малая группа отличается от других видов человеческих объединений тем, что она представляет собой официально или неофициально существующую ячейку общества, выполняющую в нем определенную социальную функцию и имеющую свою внутреннюю структуру.
Разновидностью малой социальной группы является рабочая группа — команда — коллектив.
Основные условия формирования рабочей группы:
-свобода и открытость информационного обмена;
-взаимная поддержка действий, убежденность в их оправданности;
-доверие, дружелюбие в отношениях сторон.
Рабочая группа (коллектив) — социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи.
Для того чтобы назвать
малую труппу коллективом, она должна
соответствовать следующим
-успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности);
-иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;
-создавать для каждого своего члена возможность развития личности;
-быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.
Рабочая группа имеет сходные черты и отличия от других социальных групп:
Сходство |
Отличие |
- постоянное общение и - чувство принадлежности к данно - наличие общих потребностей, интересов, мотивов |
- наличие в рабочей группе - наличие органов управления и руководства |
Рабочие группы можно классифицировать по различным признакам, которые показывают все их многообразие.
Признак классификации |
Виды групп |
Форма собственности Характер деятельности
Форма связи Значимость Время действия Характер внутренних связей Статус Размер |
Государственные, смешанные, частные Производственные, торговые, научные, учебные, воинские Контактные, неконтактные Первичные, вторичные Постоянные, временные Формальные, неформальные Официальные, неофициальные Малые (2 – 5 чел.), большие |
Рабочая группа объединяет два компонента:
1) материальный — физические силы, индивиды;
2)духовный — идеология и психология.
Идеология рабочей группы — система идей и взглядов, выражающих социально-политические представления, регулирующие конечные цели трудовой деятельности.
Психология рабочей группы — совокупность социально-психологических процессов и явлении, возникающих в процессе формирования и функционирования рабочей группы на основе становления внутренних связей, форм и способов удовлетворения потребностей ее членов (социально-психологический климат, способы общения, общественное мнение, настроение, обычаи и традиции, проблема лидерства, природа внутригрупповых конфликтов).
Факторы развития групп можно подразделить на две группы.
Первую группу образуют внешние (объективные) факторы:
- площадь;
- техническая оснащенность;
- фонд заработной платы;
- значимость производства.
Вторую группу составляют внутренние (субъективные) факторы:
- качества личности руководителя;
- система общественных отношений;
- взаимодействие с другими коллективами.
Уровень активности и скорость формирования коллектива зависит от:
- сходства состава членов (образование, профессиональная подготовка, социальные установки, характеры);
- количества членов (определяется видом деятельности, особенностями производства);
- организаторских способностей и моральных качеств руководителя (характер, опыт работы, стиль руководства).
1. Стадия первичного синтеза (создание и формирование коллектива) - руководитель и подчиненные выполняют определенные функции.
Функции руководителя |
Функции подчиненных |
- изучение личного состава; - знакомство коллектива с задачами организации; - распределение ролей с учетом подготовленности, опыта работы, личных пожеланий; - определение режима работы |
- адаптация к условиям труда; - адаптация к руководителю, его требованиям; - адаптация друг к другу |
2. Стадия дифференциации:
- завершение взаимного изучения;
- сближение людей в соответствие с их интересами, складом характера;
- образование малых групп:
группа актива — поддерживает руководителя;
группа пассива — стремится делать как можно меньше, ищет работу полегче;
группа добросовестных исполнителей — понимает свои обязанности, делает свое дело, инициативы не проявляет;
группа дезорганизаторов.
3. Стадия интеграции (образуется общность установок и интересов, единство воли):
- изменяется стиль деятельности руководителя (с авторитарного на демократический), требуется большая гибкость;
- понимание коллективом требований руководителя;
- предъявление к руководителю более высоких требований (стимулирование его роста);
- создаются условия для творческого роста каждого члена коллектива, оптимального решения задач;
- формируется идеология, психология и культура коллектива.
В процессе формирования коллектива нельзя определить конечную точку его развития, так как постоянно продолжается его совершенствование. Время перехода от одной стадии к другой различно в зависимости от объективных и субъективных условий жизни и деятельности коллектива.
Социальные роли и отношения в коллективе можно рассматривать с двух позиций: межличностных (ведущие и ведомые) и производственных.
Каждый член коллектива может выполнять несколько ролей, дополняя одной другую.
В рамках коллектива между его членами возникают следующие типы отношений:
- дружеская кооперация — взаимопомощь, основанная на полном доверии;
- дружеское соревнование — соперничество в отдельных сферах в рамках позитивных взаимоотношений;
- невмешательство — дистанцирование друг от друга при отсутствии как соперничества, так и сотрудничества;
- соперничество — ориентация на индивидуальные цели даже в условиях совместной работы, основанная на общем взаимном недоверии;
- кооперация антагонистов — соперничество в рамках общей деятельности и негативных отношений друг к другу.
Повседневная деятельность членов коллектива подчинена ряду законов, которые оказывают положительное и отрицательное влияние на результат деятельности группы.
Законы деятельности |
Позитивная направленность |
Негативная направленность |
Закон сохранения личного положения, достоинства, социального статуса |
- повышается качество работы; - самосовершенствование |
- интрига; - использование бюрократических приемов |
Закон компенсации недостатка одних способностей другими, опытом, навыками работы |
- активная работа |
- лесть; - угодничество; - подсиживание |
Коллективы различаются между собой психологически. Эти различия проявляются:
- в характере внутреннего социально-психологического климата;
- в характере психического состояния их членов;
- в степени их сплоченности.
Внутренний социально-
Психическое состояние коллектива характеризуется степенью удовлетворенности им своей деятельностью и ее результатами. На степень удовлетворенности влияют:
- характер и содержание деятельности;
- отношение людей к деятельности (любовь, нелюбовь);
- престижность;
- размер вознаграждения;
- перспективы роста;
- наличие сопутствующих возможностей (решить какие-то собственные проблемы, увидеть мир, познакомиться с интересными или полезными людьми, прославиться и пр.).
Сплоченность коллектива определяется силой притяжения к нему его членов, возможностью их совместного воздействия на отдельного человека, побуждающей того сохранять активность в группе и препятствующей выходу из коллектива.
Сплоченность зависит от:
- психологической совместимости — соответствия темпераментов членов коллектива;
- социально-психологической совместимости — соответствия профессиональных и моральных качеств.
Сплоченность обусловлена:
- тяготением людей друг к другу в поисках помощи и поддержки;
- взаимными эмоциональными предпочтениями;
- пониманием роли коллективного начала.
Сплоченность коллектива может иметь:
- позитивную направленность:
коллектив воспринимает лучшие деловые и нравственные качества своих членов;
люди гордятся своей принадлежностью к данному коллективу;
возникающие проблемы решаются по-деловому, творчески;
- негативную направленность:
большая часть
энергии коллектива тратится на участие
в
конфликтах
между группировками, формальными и неформальными
лидерами, структурными подразделениями;
- конформистскую направленность:
внешняя показная заинтересованность работников в результатах деятельности;
безразличие к коллективным усилиям;
сфера интересов
сотрудников находится вне
В основе сплоченности коллектива помимо совместимости лежит восприятие его членами друг друга. Оно проходит три основные стадии:
-накопление и отбор информации о других, имеющей, по мнению данного лица, определенное значение для их оценки;
-всестороннее изучение и сортировка отобранной информации;
-индивидуальная оценка полученных данных (частично эмоциональная, частично логическая) и принятие окончательного решения (суждения) о личности того или иного человека (или группы людей), возможности и формах сотрудничества.
Социально-психологический климат коллектива зависит от его структуры — совокупности формальных и неформальных взаимоотношений членов группы, возникающих в процессе деятельности и общения.
Неформальная структура формируется под влиянием психических механизмов:
- адаптации — активное принятие ценностей, норм, традиций группы новыми членами;
- коммуникации — обмен информацией и формирование духовных ценностей членов группы;
- идентификации — формирование образцов поведения, способности сопереживания, чувства принадлежности к данной группе;
- интеграции — приспособление коллектива к совместной деятельности, развитие сплоченности и саморегулирования.
Факторы развития неформальной структуры коллектива подразделяются на:
- объективные: характер и график работы; количество членов коллектива; половозрастной состав;
- субъективные: личности руководителя и сотрудников; психологическая совместимость; удовлетворенность условиями труда, статусом, профессиональной ролью.
Взаимоотношения в коллективе и исследование их структуры. Классификация типов взаимоотношений в коллективе осуществляется в зависимости от внимания к человеку (степень учета интересов людей) и внимания к производству (степень учета интересов дела).
Опираясь на эти параметрыразличают пять основных типов взаимоотношений:
Невмешательство — низкий уровень заботы руководителя о производстве и людях; большую часть работы руководитель выполняет сам, избегает делегировать полномочия, не стремится к производственным успехам, старается сохранить свое положение.
Теплая компания — высокий уровень заботы о людях, стремление установить приятную атмосферу, удобный темп работы, отсутствие заботы о выполнении производственного задания.
Задача — руководитель сосредоточен только на решении производственных задач; человеческий фактор недооценивается или игнорируется.
Золотая середина — стремление руководителя оптимально сочетать интересы производства и интересы людей; к сотрудникам не предъявляют особенно высоких требований, но в то же время и не позволяют бездельничать.
Команда — самый предпочтительный тип взаимоотношений; сочетает в себе максимальный учет интересов производства и персонала — соединение деловитости и человечности.
Психотипы личностей в рабочей группе. Продолжая тему структуры коллектива, необходимо сказать о психотипах личностей, образующих коллектив.
Классифицировать психотипы личностей можно по следующим признакам: