Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:25, лекция
Понятие трудового коллектива (рабочей группы), её социально-психологические особенности.
Морально-психологический климат в коллективе.
Проблема лидерства.
Морально-этические требования к отношениям с поставщиками и потребителями, с коллегами внутри коллектива.
По физической конституции (типология Кречмера – Ананьева): астеники; пикники; атлетики; дипластики;
По особенностям нервной деятельности: сангвиники; холерики; флегматики; меланхолики;
С точки зрения распределения симпатий и антипатий (типология Морено): звезды; предпочитаемые; пренебрегаемые; изолированные; отвергнутые;
В зависимости от социальных установок: конформистский; девиантный (отклоняющийся, не соответствующий тем или иным нормам, критериям, традициям).
В зависимости от характерологических особенностей (типология В. М. Шепеля):
- коллективисты — общительные работники, активно поддерживающие общественные начинания;
- индивидуалисты — работники, тяготеющие к персональной ответственности, самостоятельности;
- претензионисты — работники, которым присуще тщеславие, обидчивость, желание находиться в центре внимания;
- подражатели — сотрудники, имитирующие чужие манеры и избегающие осложнений;
- пассивные — слабовольные работники, не проявляющие инициативы;
- изолированные — работники с несносным характером.
В зависимости от творческого потенциала (типология Р. Гибсона):
- прометеи — творчески мыслящие работники, генерирующие идеи, подхватывающие идеи других и делающие пригодными их для практического применения, ищущие возможности для применения прогрессивных идей в новых сферах;
- эрудиты — обладают глубокими и всесторонними знаниями, хорошей памятью, являются оппонентами прометеев;
- систематизаторы фактов — занимаются первичной обработкой потока информации, разделением его по отдельным направлениям;
- собиратели и регистраторы фактов — занимаются сбором, описанием, накоплением информации;
- рядовые труженики — решают проблемы с помощью шаблонов и готовых методик, выполняют подготовительную и вспомогательную работу.
Обычно доля творчески мыслящих работников и активных эрудитов в организации не превышает 15% всего количества членов коллектива.
Морально – психологический климат в коллективе
Морально - психологический
климат в коллективе характеризуется
уровнем сплоченности работников (интегративности)
при выполнении социальной задачи, нравственной
атмосферы, взаимным уважением, товариществом,
интересом, доверием, социально-психологическим
статусом членов, психологической предрасположенностью
друг к другу и труду, совпадением формальной
и неформальной структур и т. д.
Только в коллективе с комфортным
морально-психологическим климатом эффективно
реализуются производственные и социальные
планы, создается творческая атмосфера,
осуществляется состязательность интеллектов,
развивается и самовыражается личность.
В них возникает мало конфликтов. В плохо
организованном коллективе конфликты
отрицательно влияют на социально-психологический
климат, ведут к снижению производительности
труда, а в итоге — на экономические показатели
подразделения.
Существует много причин возникновения
конфликтов. В коллективах животноводческих
подразделений наиболее часто встречаются
следующие причины: неудовлетворительная
организация труда, низкая трудовая, производственная
и технологическая дисциплина, ошибки
в деятельности руководителей и специалистов,
отсутствие широкой гласности, наличие
в коллективе социально вредных элементов
(стяжателей, эгоистов, жуликов, пьяниц).
Конфликт развивается по определенной
схеме: причины, побуждающие недовольства;
выражение чувства неудовлетворенности;
выдвижение предложений по разрешению
возникших ситуаций; невыполнение предложений;
конфликт. Руководители и специалисты
призваны "чувствовать" возникновение
и развитие потенциальной конфликтной
ситуации. Чем раньше обнаружены причины,
которые могут привести к конфликту, и
чем быстрее они ликвидированы, тем меньше
принесут они вреда производству. Существует
много путей устранения конфликтов. Первоочередными
из них являются: повышение уровня идейно-воспитательной
работы, демократизация управления, рациональное
использование административных и экономических
методов управления. Конфликты разрешают
бригадиры, управляющие, специалисты,
советы и собрания подразделений, руководители
хозяйства, общественные организации.
Определенную роль в сплоченности трудового
коллектива, повышении богатства жизненных
и производственных интересов играют
обычаи, традиции, обряды. Они могут быть
общественными, классовыми, национальными,
профессиональными и внутриколлективными,
а по содержанию — революционными, боевыми,
трудовыми, эстетическими, спортивными
и бытовыми.
Отдельные обычаи и традиции имеют богатую
историю, другие — рождаются с совершенствованием
общественных, производственных и социальных
отношений. Проведение этих массовых психологических
явлений в трудовых коллективах приобщает
их членов к истории страны, предприятия,
фермы, бригады, формирует единство интересов,
идеалов, эмоциональных переживании, а
в итоге — единство разума, воли и страстей.
В процессе развития коллектив проходит
три стадии. На первой стадии коллектив
организован слабо. Работники не проявляют
инициативы, выполняют только установки
и задачи, поставленные руководителем.
Сплоченность коллектива очень низка,
возникает много конфликтов, отсутствует
единство интересов, потребностей, взаимопонимание
и взаимовыручка — слабы. Руководитель
в таком коллективе должен быть хорошим
организатором, психологом и педагогом.
На второй стадии в коллективе создается
актив, который совместно с руководителями
разрабатывает основные направления деятельности,
организует работу и активизирует пассивных
членов. Многие вопросы решаются коллегиально.
Их воздействие становится более эффективным.
Актив коллектива постоянно увеличивается.
Однако в коллективе еще имеется много
неформальных малых групп.
На третьей стадии развития коллектив
становится сплоченным. Работникам присущи
взаимоуважение, взаимовыручка, взаимопомощь.
Все принимают и выполняют цели коллектива.
Количество малых неформальных групп
уменьшается. Решения по основным экономическим
и социальным вопросам принимаются коллективно
и выполняются с энтузиазмом всеми работниками.
Единство интересов проявляется на работе
и при проведении свободного от работы
времени. Такой коллектив способен решать
большие задачи. В нем царят творчество,
инициативность, общественные интересы.
Создание высокопроизводительного, сплоченного
коллектива, способного решать задачи
ускорения социально-экономического развития,
— проблема сложная. Ее призваны решать
руководители подразделений совместно
с членами коллектива, а также руководители
хозяйства и общественных организаций.
3. Проблема лидерства
Лидерство — это
способность поднять
Питер Друкер
Назначение на руководящую
должность подразумевает,
Но в жизни все
сложнее, ведь руководитель
Интересно проследить путь руководителя к лидерству начиная с момента его назначения на руководящую должность, так как слияние роли руководителя и лидера в одном лице наиболее желательно и перспективно. Как формируется лидер? В первые после своего назначения дни новый руководитель попадает в весьма сложную, даже деликатную ситуацию: проявить осторожность и выжидать, изучая доставшееся ему наследство? Или начать с критики недостатков и предпринять активный штурм по их устранению? Часто бывший руководитель бывает передвинут на более высокую должность и теперь является прямым начальником новичка и коренное преобразование организации может быть воспринято как критика эффективности работы шефа. Ситуация действительно деликатная, и многие молодые руководители какое-то время мечутся в поисках оптимального решения, топчутся на одном месте, не рискуя наметить и реализовать разумный план действий, хотя очевидно, что принятия решения не избежать (одна остроумная и милая женщина окрестила свои переживания в аналогичной ситуации "синдромом первой брачной ночи").
Теория управления
рекомендует новому
В повседневной, будничной
деятельности руководителю
— не откладывайте решение вопроса на завтра. В разделе о личности руководителя говорилось о работе с секретарем, о фатальной неизбежности разборки ежедневной корреспонденции и о том, что, несмотря на существование нормативных сроков обработки корреспонденции, желательно давать ответы на все документы сразу, в день их поступления. Так же необходимо реагировать на любой оперативный вопрос, и если это возможно, четко и принципиально. Нужно решать его сразу же или уж не выпускать его из своего поля зрения до окончательного решения. Показатель такого стиля работы — пустой стол, на котором не пылятся оперативные документы, они всегда должны быть в работе, у секретаря, у исполнителей;
— не считайте, что вы сами можете решить все важные вопросы. Управление и руководство подразумевают умение делегировать свои полномочия компетентному исполнителю, оставив за собой лишь функции совета и контроля;
— не думайте, что вы знаете все и лучше всех. Есть много вопросов, в которых специалисты разбираются лучше вас, и вы не уроните свой авторитет, если обратитесь к ним, более того, вы приобретете грамотных единомышленников;
— не пренебрегайте должностными инструкциями, особенно инструкциями по правилам технической эксплуатации и технике безопасности (мы уже говорили об этом в главе о принципах управления);
— в случае неудачи не валите вину на другого, это недостойно и просто неразумно, так как коллектив не хуже вас определит истинного виновника неудачи.
Выполняя эти простые
и ясные рекомендации науки
управления, имея организаторские
способности и
Однако в любой
общности людей обязательно
Руководитель должен
знать неформальных лидеров
Думается, что лидер должен обладать и другими важными индивидуальными особенностями: стремлением к власти (чаще всего построенным не на логике, высоком служебном или интеллектуальном статусе, а на харизме (от греч. charisma — милость, божественный дар), на силе личных качеств и способностей, хорошо развитой межличностной ориентацией, пониманием потребностей и приоритетов коллектива (социальная сенситивность), волевой и эмоциональной устойчивостью. Лидер должен уметь управлять вниманием аудитории и владеть своими эмоциями, быть уверенным в себе, не говорить лишнего — ведь подавляющее большинство ошибок человек совершает из-за неумения вовремя промолчать, "слово — серебро, молчание — золото".
Группа качеств Характеристика качеств
Физиологические качества Приятные внешность (лицо, рост, фигура), голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность
Психологические качества Властность, амбициозность, агрессивность, уравновешенность, независимость, смелость творчества, самоутверждение, упорство, мужество
Интеллектуальные качества. Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические знания, широта кругозора, проницательность, оригинальность и быстрота мышления, образованность, чувство юмора
Личностные качества. Деловые качества: организованность, дипломатичность, надежность, гибкость, обязательность
Некоторые из этих
качеств определены
Креативное мышление
и владение искусством