Деловые и личностные качества руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

В большинстве профессий с повышенными требованиями к людям имеются свои собственные «нужные» личностные характеристики, которые наряду с профессиональными навыками обеспечивают успех. Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью, что определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы формирования определенных стилей руководства………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие «руководитель организации»……………………………….5
1.2 Деловые и личностные качества руководителя……………………..8
2 Особенности проявления деловых и личностных качеств руководителя в различных условиях……………………………………………………………12
2.1 Влияние стилей руководства на управлении организацией………13
2.2 Анализ деловых и личных качеств руководителя …………………17
Заключение…………………………………………………………………30
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач деловые и личностные качества руководителя.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………...3

1 Теоретические основы формирования  определенных стилей руководства………………………………………………………………………..5

   1.1 Понятие «руководитель организации»……………………………….5

   1.2 Деловые и личностные качества руководителя……………………..8

2 Особенности проявления деловых  и личностных качеств руководителя  в различных условиях……………………………………………………………12

   2.1 Влияние стилей руководства на управлении организацией………13

   2.2 Анализ деловых и личных качеств руководителя …………………17

Заключение…………………………………………………………………30

Список использованных источников……………………………………..32

Приложение………………………………………………………………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. В большинстве профессий с повышенными требованиями к людям имеются свои собственные «нужные» личностные характеристики, которые наряду с профессиональными навыками обеспечивают успех. Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью, что определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности. Вместе с тем в основном из-за сложности и многоплановости управленческой деятельности эта проблема остается в настоящее время все еще недостаточно изученной, а вопрос о составе и структуре личностных детерминант успешности руководителя в должной мере не решенным. Таким образом, актуальность данного исследования очевидна, поскольку современный руководитель должен обладать оптимальным набором и деловых, и личностных качеств, которые бы способствовали не только его успешному восхождению по карьерной лестнице, но и позволяли бы грамотно руководить трудовым коллективом.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема деловых и личностных качеств исследуется зарубежными и российскими учеными в контексте рассмотрения важнейших личностных предпосылок успешного предпринимательства и управления. Подробному анализу данной темы посвящены труды О.В. Ромашова, И.Г. Велкова, В.И. Верховина и т.д. Коме социологов, данной теме посвящено много внимания и среди психологов.

Объект исследования – управление организацией.

Предмет исследования – субъекты управления.

Цель исследования – определить деловые и личностные качества руководителя.

Задачи исследования:

- исследовать понятие «руководитель  организации»;

- охарактеризовать деловые и  личностные качества руководителя;

- изучить влияние стилей руководства на управление организацией;

- провести анализ деловых и  личных качеств руководителя.

Гипотеза – деловые и личностные качества руководителя соответствуют демократическому стилю управления.

Теоретической основой исследования стали учебные пособия по социологии управления, управления персоналом, менеджменту, статьи из периодических изданий.

Методологической основой исследования стал принцип научности и объективности.

Метод исследования -  метод опроса по заранее составленной анкете.

Эмпирическая база исследования – сотрудники краснодарского предприятия ООО «Эльбрус», 15 человек, среди которых респонденты мужского и женского пола.

Практическая значимость исследования – результаты исследования могут использоваться для студентов, изучающих не только социологию, психологию, но и менеджмент.

Структура работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

 

 
 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы  формирования 

определенных стилей руководства

1.1 Понятие «руководитель  организации»

 

В социально-психологической литературе предложена, в частности, нормативная структура личности руководителя, определяемая функцией руководства и включающая пять групп качеств (идейно-политические, профессиональные, организаторские, педагогические и морально-этические).

Личностный потенциал современного руководителя выражает обобщенную способность его личности к профессиональной деятельности и творческой активности, т.е. совокупность реализованных и нереализованных возможностей к эффективному управлению [11; С. 61].

Структура личностного потенциала руководителя определяется в зависимости от форм его жизнедеятельности (трудовой, коммуникативный, познавательный и потребительский).

Руководитель - особый работник в организации и поэтому ему присуще некоторые особенности, которые отличают его от других членов коллектива. Можно выделить следующие особенности:

- руководители непосредственно  не связаны с созданием материальных  ценностей, хотя активно участвуют  в организации производства;

- работа руководителя в основном  умственная;

- нелимитированность работы руководителя;

- повышенные нервно-психические  усилия руководителя связанные  с управлением людьми и принятием  ответственных решений;

- труд руководителей не подается количественному учету;

- необходимость принятия большого  количества решений за короткий  период.

Если рабочий в течение своей рабочей смены выполняет, в основном, несколько операций, то руководитель в течение своего рабочего дня выполняет множество всевозможных операций.

Работа руководителя в основном не имеет четкого завершения.

Все перечисленные выше особенности необходимо учитывать при организации труда руководителя и рассматривать их все вместе и взаимосвязано друг с другом [6; С. 121].

В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, то есть видов деятельности, среди которых нужно выделить, прежде всего, стратегическую функцию, заключающуюся в постановке на основе анализа ситуации и прогнозирования целей организации, координации процесса разработки стратегии и составления планов. В обычных условиях она считается главной.

В рамках нового этапа НТР все большее значение приобретает экспортно-инновационная функция, тесно связанная с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель направляет разработку и внедрение новых видов продукции и услуг, создает условия для соответствующей перестройки организации и системы управления его, постоянно знакомится с новинками и проводит необходимые консультации подчиненным.

Еще одной основной функцией руководителя является административная, в состав которой входит целый ряд подфункций. Во-первых, контрольная, заключающаяся в оценке промежуточных и конечных результатов деятельности организации, проведении ее необходимой корректировки. Во-вторых, организационная, связанная с созданием необходимых условий деятельности: распределением среди исполнителей полномочий, задач, ресурсов, инструктированием и пр. В-третьих, направляющая, с помощью которой происходит координация непосредственной работы людей. В-четвертых, кадровая, заключающаяся в организации подбора, ориентации, обучения, развития персонала. В-пятых, стимулирующая, которая предполагает действия, направленные на убеждение и воодушевление исполнителей, их поощрение за успешно выполненную работу, наказание за провинности.

В век информации все большую роль играет коммуникационная функция, сводящаяся к проведению совещаний, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, распространению информации, проведению переговоров, деловому представительству [16; С. 209].

Постоянно растущее значение человеческого фактора в жизни организации выводит на одно из первых по значению мест социальную функцию, выполняя которую руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, атмосферу комфорта, поддерживает существующие традиции и стандарты поведения и формирует новые, помогает подчиненным в трудную минуту.

Приведенный выше список не исчерпывает функции руководителя, но демонстрирует их широту. Все эти функции базируются на общих деловых навыках: умение убеждать, общаться, учитывать черты характера других, обучать, демонстрировать свою компетентность и т. д. Вместе с этим есть и специфические навыки, которыми обязательно должен владеть руководитель.

К ним относятся навыки:

- планирования;

- распределения работ;

- управления;

- поддержки и мотивации;

- информирования;

- оценивания результатов.

Таким образом, руководитель организации – это руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации.

Личность руководителя — это в первую очередь совокупность свойств и качеств, обеспечивающих эффективное выполнение его властных функций в организации, рассматриваемой в долговременной перспективе. К ним относятся управленческие способности (общеорганизационные и специальные). Перечень желательных или оптимальных свойств и качеств руководителя не может быть определен однозначно.

 

 

 

1.2 Деловые и личностные  качества руководителя

 

Деловые качества характеризуются наличием у руководителя высокой научно-технической и экономической подготовки и знаний в области государственного законодательства, педагогики, организаторских способностей.

Известный специалист в области управленческого консультирования Б. Карлофф выделяет следующие деловые качества, необходимые современному руководителю:

- умение смоделировать ситуацию, способность к анализу;

- умение быстро реагировать  в непредвиденных ситуациях;

- способность разработать стратегию  изменений;

- наличие организаторских способностей;

- способность использовать в  ходе изменений надежные, пере-довые  методы управления.

К наиболее существенным личностным качествам руководителя можно отнести следующие: уважение к подчиненным; дружелюбие; чувство юмора; умение находить индивидуальный под-ход к людям; порядочность.

Руководитель, обладающий необходимыми качествами и способностями, умело применяющий их на практике, пользуется заслуженным авторитетом у подчиненных, коллег и вышестоящего звена. Авторитет проявляется в полном признании руководителя и полном доверии к нему.

Личные качества руководителя определяют в зависимости от преобладания тех или иных качеств поведения.

Достаточно распространенной в настоящий период является следующая классификация типов руководителей, учитывающая личностные особенности:

- руководитель антрепренер (новатор) – видит преимущества изменений  в организации и берется за  их реализацию;

- руководитель – «распределитель  ресурсов и работ» – умеет  оптимально расставить сроки  выполнения заданий и их последовательность, хороший организатор;

- руководитель – «монитор» является  связующим звеном между своей  организацией и представителями  других фирм и внешних организаций. Это хороший политик и коммуникатор.

Одно из основных личностных качеств руководителя - его мышление.

В процессе практической деятельности руководитель должен уметь мыслить:

- проблемно и перспективно, заранее  определяя возможные трудности  и способы их преодоления;

- системно, охватывая все стороны  дела и влияющие факторы;

- практически и обоснованно, отличая действительные факторы от субъективных мнений, реальное от желаемого или кажущегося;

- консервативно, нешаблонно, сочетая  преимущества накопленного опыта  с оригинальными, новаторскими методами  руководства;

- оперативно, то есть быстро  реагируя на изменения обстановки, самостоятельно принимая наиболее рациональные решения в условиях дефицита времени;

- последовательно и целеустремлённо, добиваясь поставленной цели, отделяя  главное от второстепенного, не  утопая в текучке;

- самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, максимально использовать положительный опыт других, совершенствовать профессиональные знания и навыки [19; С. 131].

Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на общение. Поэтому важным профессиональным качеством для него является умение осуществлять деловое общение с людьми вне зависимости от собственных эмоциональных оценок.

Информация о работе Деловые и личностные качества руководителя