Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 12:22, курсовая работа
В большинстве профессий с повышенными требованиями к людям имеются свои собственные «нужные» личностные характеристики, которые наряду с профессиональными навыками обеспечивают успех. Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью, что определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности.
Введение……………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы формирования определенных стилей руководства………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие «руководитель организации»……………………………….5
1.2 Деловые и личностные качества руководителя……………………..8
2 Особенности проявления деловых и личностных качеств руководителя в различных условиях……………………………………………………………12
2.1 Влияние стилей руководства на управлении организацией………13
2.2 Анализ деловых и личных качеств руководителя …………………17
Заключение…………………………………………………………………30
Список использованных источников
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические основы
1.1 Понятие «руководитель организации»……………………………….5
1.2 Деловые и личностные качества руководителя……………………..8
2 Особенности проявления
2.1 Влияние стилей руководства на управлении организацией………13
2.2 Анализ деловых и личных качеств руководителя …………………17
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………..32
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. В большинстве профессий с повышенными требованиями к людям имеются свои собственные «нужные» личностные характеристики, которые наряду с профессиональными навыками обеспечивают успех. Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью, что определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности. Вместе с тем в основном из-за сложности и многоплановости управленческой деятельности эта проблема остается в настоящее время все еще недостаточно изученной, а вопрос о составе и структуре личностных детерминант успешности руководителя в должной мере не решенным. Таким образом, актуальность данного исследования очевидна, поскольку современный руководитель должен обладать оптимальным набором и деловых, и личностных качеств, которые бы способствовали не только его успешному восхождению по карьерной лестнице, но и позволяли бы грамотно руководить трудовым коллективом.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема деловых и личностных качеств исследуется зарубежными и российскими учеными в контексте рассмотрения важнейших личностных предпосылок успешного предпринимательства и управления. Подробному анализу данной темы посвящены труды О.В. Ромашова, И.Г. Велкова, В.И. Верховина и т.д. Коме социологов, данной теме посвящено много внимания и среди психологов.
Объект исследования – управление организацией.
Предмет исследования – субъекты управления.
Цель исследования – определить деловые и личностные качества руководителя.
Задачи исследования:
- исследовать понятие «
- охарактеризовать деловые и
личностные качества
- изучить влияние стилей руководства на управление организацией;
- провести анализ деловых и личных качеств руководителя.
Гипотеза – деловые и личностные качества руководителя соответствуют демократическому стилю управления.
Теоретической основой исследования стали учебные пособия по социологии управления, управления персоналом, менеджменту, статьи из периодических изданий.
Методологической основой исследования стал принцип научности и объективности.
Метод исследования - метод опроса по заранее составленной анкете.
Эмпирическая база исследования – сотрудники краснодарского предприятия ООО «Эльбрус», 15 человек, среди которых респонденты мужского и женского пола.
Практическая значимость исследования – результаты исследования могут использоваться для студентов, изучающих не только социологию, психологию, но и менеджмент.
Структура работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
1 Теоретические основы формирования
определенных стилей руководства
1.1 Понятие «руководитель организации»
В социально-психологической литературе предложена, в частности, нормативная структура личности руководителя, определяемая функцией руководства и включающая пять групп качеств (идейно-политические, профессиональные, организаторские, педагогические и морально-этические).
Личностный потенциал современного руководителя выражает обобщенную способность его личности к профессиональной деятельности и творческой активности, т.е. совокупность реализованных и нереализованных возможностей к эффективному управлению [11; С. 61].
Структура личностного потенциала руководителя определяется в зависимости от форм его жизнедеятельности (трудовой, коммуникативный, познавательный и потребительский).
Руководитель - особый работник в организации и поэтому ему присуще некоторые особенности, которые отличают его от других членов коллектива. Можно выделить следующие особенности:
- руководители непосредственно
не связаны с созданием
- работа руководителя в
- нелимитированность работы
- повышенные нервно-психические
усилия руководителя связанные
с управлением людьми и
- труд руководителей не подается количественному учету;
- необходимость принятия
Если рабочий в течение своей рабочей смены выполняет, в основном, несколько операций, то руководитель в течение своего рабочего дня выполняет множество всевозможных операций.
Работа руководителя в основном не имеет четкого завершения.
Все перечисленные выше особенности необходимо учитывать при организации труда руководителя и рассматривать их все вместе и взаимосвязано друг с другом [6; С. 121].
В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, то есть видов деятельности, среди которых нужно выделить, прежде всего, стратегическую функцию, заключающуюся в постановке на основе анализа ситуации и прогнозирования целей организации, координации процесса разработки стратегии и составления планов. В обычных условиях она считается главной.
В рамках нового этапа НТР все большее значение приобретает экспортно-инновационная функция, тесно связанная с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель направляет разработку и внедрение новых видов продукции и услуг, создает условия для соответствующей перестройки организации и системы управления его, постоянно знакомится с новинками и проводит необходимые консультации подчиненным.
Еще одной основной функцией руководителя является административная, в состав которой входит целый ряд подфункций. Во-первых, контрольная, заключающаяся в оценке промежуточных и конечных результатов деятельности организации, проведении ее необходимой корректировки. Во-вторых, организационная, связанная с созданием необходимых условий деятельности: распределением среди исполнителей полномочий, задач, ресурсов, инструктированием и пр. В-третьих, направляющая, с помощью которой происходит координация непосредственной работы людей. В-четвертых, кадровая, заключающаяся в организации подбора, ориентации, обучения, развития персонала. В-пятых, стимулирующая, которая предполагает действия, направленные на убеждение и воодушевление исполнителей, их поощрение за успешно выполненную работу, наказание за провинности.
В век информации все большую роль играет коммуникационная функция, сводящаяся к проведению совещаний, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, распространению информации, проведению переговоров, деловому представительству [16; С. 209].
Постоянно растущее значение человеческого фактора в жизни организации выводит на одно из первых по значению мест социальную функцию, выполняя которую руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, атмосферу комфорта, поддерживает существующие традиции и стандарты поведения и формирует новые, помогает подчиненным в трудную минуту.
Приведенный выше список не исчерпывает функции руководителя, но демонстрирует их широту. Все эти функции базируются на общих деловых навыках: умение убеждать, общаться, учитывать черты характера других, обучать, демонстрировать свою компетентность и т. д. Вместе с этим есть и специфические навыки, которыми обязательно должен владеть руководитель.
К ним относятся навыки:
- планирования;
- распределения работ;
- управления;
- поддержки и мотивации;
- информирования;
- оценивания результатов.
Таким образом, руководитель организации – это руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации.
Личность руководителя — это в первую очередь совокупность свойств и качеств, обеспечивающих эффективное выполнение его властных функций в организации, рассматриваемой в долговременной перспективе. К ним относятся управленческие способности (общеорганизационные и специальные). Перечень желательных или оптимальных свойств и качеств руководителя не может быть определен однозначно.
1.2 Деловые и личностные качества руководителя
Деловые качества характеризуются наличием у руководителя высокой научно-технической и экономической подготовки и знаний в области государственного законодательства, педагогики, организаторских способностей.
Известный специалист в области управленческого консультирования Б. Карлофф выделяет следующие деловые качества, необходимые современному руководителю:
- умение смоделировать ситуацию, способность к анализу;
- умение быстро реагировать в непредвиденных ситуациях;
- способность разработать
- наличие организаторских способ
- способность использовать в ходе изменений надежные, пере-довые методы управления.
К наиболее существенным личностным качествам руководителя можно отнести следующие: уважение к подчиненным; дружелюбие; чувство юмора; умение находить индивидуальный под-ход к людям; порядочность.
Руководитель, обладающий необходимыми качествами и способностями, умело применяющий их на практике, пользуется заслуженным авторитетом у подчиненных, коллег и вышестоящего звена. Авторитет проявляется в полном признании руководителя и полном доверии к нему.
Личные качества руководителя определяют в зависимости от преобладания тех или иных качеств поведения.
Достаточно распространенной в настоящий период является следующая классификация типов руководителей, учитывающая личностные особенности:
- руководитель антрепренер (новатор)
– видит преимущества
- руководитель – «
- руководитель – «монитор»
Одно из основных личностных качеств руководителя - его мышление.
В процессе практической деятельности руководитель должен уметь мыслить:
- проблемно и перспективно, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;
- системно, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;
- практически и обоснованно, отличая действительные факторы от субъективных мнений, реальное от желаемого или кажущегося;
- консервативно, нешаблонно, сочетая
преимущества накопленного
- оперативно, то есть быстро реагируя на изменения обстановки, самостоятельно принимая наиболее рациональные решения в условиях дефицита времени;
- последовательно и
- самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, максимально использовать положительный опыт других, совершенствовать профессиональные знания и навыки [19; С. 131].
Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на общение. Поэтому важным профессиональным качеством для него является умение осуществлять деловое общение с людьми вне зависимости от собственных эмоциональных оценок.
Информация о работе Деловые и личностные качества руководителя