Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 23:26, реферат
Уже в древности люди стали осознавать, что создание документов, их движение и хранение подчиняются определенным закономерностям. Первоначально это понимание находило закрепление в повседневной практике, в формировании обычаев и традиций работы с документами. Затем практические приемы обобщались, анализировались и постепенно становились обязательными правилами и нормами, получая закрепление в официальных законодательных и нормативных актах. Таким образом, зародилась научная дисциплина документоведение.
Общественнополитическая и научная жизнь России 20х гг. изобилует противоречиями. С одной стороны, пресечение деятельности видных ученых, с другой - активная и успешная работа теоретиков и практиков управления (Гастев А.К., Керженцев П.М., Богданов А.А., Витке Н.А., Вызов Л.А., Дрезен Э.К., Бурдянский И.М.), существование нескольких вполне самостоятельных школ управленческой мысли. Перечисленные мною люди смогли эффективно решать многие «локальные» управленческие вопросы:
Институт издавал рекомендации по улучшению делопроизводства в аппарате управления.
Организационнонаучная деятельность по оптимизации в сфере управления была закреплена нормативными документами и созданием целой сети общественных организаций, институтов и лабораторий, занимавшихся вопросами НОТ и делопроизводства. Так, в 1922 г. при общем управлении Народного Комиссариата Рабоче-крестьянской Инспекции (НК РКИ) СССР создан отдел нормализации, состоящий из пяти секций. В секции делопроизводства занимались совершенствованием структуры делопроизводственных служб в партийном и государственном аппарате, рационализацией контроля исполнения, разработкой обоснованных норм выработки для отдельных категорий управленческих работников. На базе отдела нормализации в июле 1923 г. организована Секция административной техники, продолжавшая и расширявшая направления исследований своего предшественника (обследование государственного аппарата с использованием хронометража, анкетирования; консультации по улучшению деятельности «низовых» органов управления, методическая помощь и т.д.).
Для координирования работы по НОТ в масштабах всей страны в декабре 1923 г. образован Совет научной организации труда, производства и управления (СовНОТ). По Положению о Совете, утвержденному 26 декабря 1923 г., он стал постоянно действующим совещательным органом и был призван вырабатывать основные принципы техники администрирования и научной организации управления, в частности его документационного обеспечения. Совет занимался также рационализацией техники и технологии производства.
В середине 20_х гг. дополнительно создаются две новые крупные организации: 1 января 1925 г. Организация строительства (Оргстрой), а в феврале 1926 г. Государственный институт техники управления (ИТУ). Обе организации работали в постоянном и тесном контакте. Причем деятельность Оргстроя носила преимущественно прикладной характер (разработка образцов канцелярской мебели, оборудования, средств оргтехники), тогда как ИТУ больше внимания уделял теоретическим исследованиям в области управления. Реализация теоретических положений проходила по линии Оргстроя или силами самого института, имевшего тесные связи с низовыми органами НОТ (опытно-рационализаторскими станциями, организационными бюро предприятий, ячейками по НОТ, лабораториями и др.). Движение основных документопотоков учреждений исследовалось с использованием графических методов, предлагались оптимальные варианты работ с документацией, сокращались инстанции прохождения документов и операции, выполняемые с ними, разрабатывались маршруты курьерской связи. В рекомендациях ИТУ по выполнению учреждениями операций регистрации предлагалось, по возможности, отказаться от регистрации исходящей корреспонденции. Пропагандировалась «безрегистрационная система», базировавшаяся на принципе направления документов непосредственно исполнителям. Однако низкая общая культура управления работников советских ведомств и учреждений стала причиной того, что внедрение данной системы во многом себя не оправдало.
По системе и направлениям
обследования объектов ИТУ практически
не отличался от зарубежных консультационно-внедренческих
фирм и от организаций, которые работают
в этой области на современном
этапе. В результате детального обследования
учреждений создавался проект реорганизации
общего делопроизводства, состоящий
из двух основных частей. Первая содержала
краткую характеристику существующего
положения дел в организации;
во второй - намечались конкретные пути
реорганизации и улучшения
В проекте «новой системы
делопроизводства» ИТУ
После изложения общих
принципов давались конкретные рекомендации
по совершенствованию
Важным этапом в развитии
проблем делопроизводства можно
считать подготовленный ИТУ проект
«Общих правил документации и документооборота»
(издан в 1931 г.). В нем аккумулирован
передовой практический опыт, накопленный
к этому времени различными ведомствами
и организациями, обобщены исследования
отечественных и зарубежных ученых.
Предполагалось ввести «Общие правила»
в качестве типовых и единых для
всех учреждений. Основным исполнительным
органом по реализации всех делопроизводственных
операций, по замыслу авторов, должен
был стать секретариат. В «Правилах»
определялись функции работников секретариата,
их обязанности и содержание работ.
Изложение материала в «
При всем разнообразии видов и форм документов, реально циркулирующих в советских учреждениях, продолжали оставаться неупорядоченными по форме и содержанию потоки документации. В этой связи к концу 20_х гг. остро встала проблема их унификации и стандартизации. В ИТУ организовали специальное структурное подразделение, занимавшееся этими вопросами на общесоюзном уровне - Кабинет стандартизации. Им были разработаны стандарты служебных писем, телеграмм, телефонограмм, протоколов, извещений и др. Стандартизировались материалы, применяемые в делопроизводстве (бумага, чернила, ленты для пишущих машинок и т.п.); средства и предметы конторского труда, включая офисную мебель. Успешной была деятельность Кабинета по стандартизации форматов бумаги (использовался, в частности, опыт Германии).
В 30_е гг. формируется и
укрепляется жесткая, централизованная
административно-командная
Конституция 1936 г. существенно
изменила политическую систему, иерархию
и полномочия высших органов власти.
Верховный Совет СССР стал высшим
и единственным законодательным
органом, таких прав лишились Съезд
Советов СССР, ВЦИК и его Президиум,
СНК СССР. Установилась жесткая система
полномочий в издании определенных
видов документов для каждой иерархической
структуры. Указанные нововведения
упростили и упорядочили
Определенные успехи были достигнуты в рационализации бухгалтерской и кадровой документации, предпринимались неоднократные попытки властных структур изменить к лучшему работу с заявлениями, жалобами и письмами трудящихся. Отсутствие единого методического центра по координированию работы учреждений в области управления и делопроизводства, разнобой в деятельности ведомств и организаций в вопросах документирования поставили на повестку дня проблему концентрации в общегосударственном масштабе научных сил и их организационного оформления. В 1941 г. собирается Первое межотраслевое совещание по оргтехнике. Однако практической реализации выдвинутой программы помешала начавшаяся Великая отечественная война.
2.2 Состояние делопроизводства в период с 40_х до середины 90_х годов.
Особенно остро и зримо
отставание нашей страны выявилось
в 80-90_е гг., когда теоретические
разработки в области кибернетики,
математических методов управления,
информатики и технической
Государственной системы
документационного обеспечения
управления, действующей в настоящее
время, первым юридически важным этапом
стало принятие 25 июля 1963 г. постановления
Совета Министров СССР «О мерах по
улучшению архивного дела в СССР».
Главному архивному управлению и
ряду государственных комитетов
и институтов поручалась разработка
ЕГСД. Первым реальным результатом
этой работы можно считать подготовку
в 1965 г. «Материалов к Единой государственной
системе делопроизводства». В 1970 г.
создан проект основных положений ЕГСД,
в подготовке которого приняли участие
НИИ труда, ВНИИ оргтехники, Институт
государства и права Академии
наук СССР, ВНИИ стандартизации. После
обсуждения и доработки в сентябре
1973 г. «Основные положения ЕГСД»
одобрил Госкомитет СССР по науке
и технике и рекомендовал их министерствам,
ведомствам и организациям для использования,
но только как положения, не имеющие
официального статуса. Авторы ЕГСД обобщили
передовой опыт своего времени и
предложили оптимальную технологию
выполнения управленческих операций и
их документирования. ЕГСД носила комплексный
характер, т.е. включала не только вопросы
делопроизводства, но и рекомендации
по научной организации труда
служащих, структуре делопроизводственных
служб и их техническому оснащению.
Реализация ее положений повысила общую
культуру управления и качество принимаемых
решений, позволила оптимизировать
структуру и штатную
Унификация документов заключается
в установлении единообразия состава
и форм управленческих документов,
фиксирующих осуществление
ГСДОУ включает в себя основные положения, общесоюзные, отраслевые и республиканские нормативные и методические документы по вопросам документационного обеспечения управления.
Основная цель ГСДОУ - упорядочение
документооборота, сокращение количества
и повышение документов, создание
условий для эффективного применения
прогрессивных технических
В основных положений ГСДОУ
разрабатываются и утверждаются
нормативные и методические документы
по совершенствованию