Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 23:26, реферат
Уже в древности люди стали осознавать, что создание документов, их движение и хранение подчиняются определенным закономерностям. Первоначально это понимание находило закрепление в повседневной практике, в формировании обычаев и традиций работы с документами. Затем практические приемы обобщались, анализировались и постепенно становились обязательными правилами и нормами, получая закрепление в официальных законодательных и нормативных актах. Таким образом, зародилась научная дисциплина документоведение.
Нормативные документы министерств и ведомств по вопросам документационного обеспечения управления не должны ограничивать прав подведомственных организаций, предоставленных им Законом РФ «О предприятиях в РФ» и другими законодательными актами.
Документационное обеспечение в управление организации осуществляется специальной службой, подчиненной непосредственно руководителю организации.
Должностные лица организаций при работе с документами руководствуются требованиями основных положений ГСДОУ и принятых в ее развитие общесоюзных, отраслевых и республиканских нормативных и методических документов.
Общие требования к документам и службам документационного обеспечения распространяются на все системы документации органов государственного управления, и автономных республик, суда, прокуратуры, арбитража, а также учреждений, организаций и предприятий, включая документы, создаваемые средствами вычислительной техники.
Общие требования к документам
и службам документационного
обеспечения являются нормативно-методической
базой для совершенствования
на единой основе документационного
обеспечения управления и повышения
его эффективности путем
Общие требования разработаны
в соответствии с законами РФ и
республик, устанавливающими порядок
организации и деятельности государственного
аппарата, актами высших органов государственного
управления по вопросам принятия и
оформления управленческих решений, осуществления
контроля за исполнением документов,
совершенствования методов
Единые требования ко всем
системам документации внедряются путем
издания государственных, республиканских
и отраслевых стандартов и инструкций
по вопросам документационного обеспечения
управленческой деятельности, учитывающих
специфику республики (отрасли), а
также отраслевых унифицированных
систем документации, типовых номенклатур
дел, типовых перечней документов с
указанием сроков их хранения. На их
основе подведомственные организации
разрабатывают нормативные
Действие управленческого
документа может быть приостановлено
соответствующими компетентными органами.
Проекты документов, затрагивающие
интересы других организаций, должны предварительно
согласовываться с ними. В случае
разногласий к проекту
Ход обсуждения вопросов и
решения, принимаемые на заседаниях
коллегиальных органов, советах, собраниях,
совещаниях, фиксируются в протоколах.
Протоколы оформляются на основании
записи хода заседаний, стенограмм, звуковых
записей и материалов, подготовленных
к заседанию (текстов докладов, выступлений,
справок, проектов постановлений или
решений, повестки дня, списков приглашенных
и др.). Если ход заседания
В особых случаях выступавший должен завизировать стенограмму своего выступления. Если ход заседания записывается на магнитную ленту, она хранится в соответствии с Основными правилами работы государственных архивов с кино_, фотодокументами.
В пределах своей компетенции организации всех уровней управления могут направлять письма при осуществлении оперативных связей с вышестоящими отраслевыми и функциональными органами, подведомственными и другими организациями и отдельными гражданами. Письма, как правило, должны составляться в том случае, когда невозможен или затруднен бездокументный способ обмена информацией: устные разъяснения, указания (личные или по телефону), инструктирование и др.
При необходимости срочной передачи информации составляются телеграммы и телефонограммы.
Организации на основании положений о них и других актов, определяющих их компетенцию, издают и иные документы: планы работ, отчеты, прейскуранты, стандарты, уставы, положения, правила и др., перечень которых содержится в Общесоюзном классификаторе управленческой документации (ОКУД) и отраслевых табелях применяемых форм документов. Проект управленческого документа должен быть согласован с исполнителями (авторами текста), руководителями заинтересованных структурных подразделений или организаций.
Внутреннее согласование проекта документа должно проводиться в следующей очередности: с отраслевыми, функциональными, территориальными подразделениями, совещательными органами, и, при необходимости, общественными организациями; работниками, ответственными за разрешение функциональных вопросов (главные, старшие специалисты и т.д.); с финансовым подразделением или главным бухгалтером (бухгалтером); с юридической службой; службой документационного обеспечения; с заместителем председателя коллегиального органа или с заместителем руководителя организации, ведающими вопросами, содержащимися в проекте документа.
Внешнее согласование в зависимости
от содержания документа должно осуществляться
в следующей очередности: с подчиненными
и неподчиненными организациями, когда
последние выступают обязанной
стороной в правоотношениях, возникающих
вследствие издания правового акта,
или когда содержание документа
затрагивает их непосредственные интересы;
с организациями и научно-
Управленческий документ подписывается или утверждается руководителем организации или замещающим его должностным лицом в соответствии с его компетенцией, установленной правовыми актами (устав или положение об организации, структурном подразделении, должностная инструкция, приказ о распределении обязанностей и др.).
Две или более подписи
проставляются в том случае, если
за содержание документа ответственны
несколько должностных лиц. Документы
денежного, материального или кредитного
характера, служащие основанием для
приема и выдачи денег, товарно-материальных
и других ценностей, а также изменяющие
кредитные и расчетные
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Истоки документооборота, как сферы деятельности можно найти еще в глубокой древности, как только люди научились фиксировать важные для них сведения на чем-то материальном. Однако говорить о делопроизводстве в период Древнерусского государства и феодальной раздробленности как о системе определенных норм и правил еще преждевременно. В дальнейшем структура делопроизводства постоянно развивалась: от примитивных способов хранения и передачи информации до разработки всевозможных стандартов в делопроизводстве. Настоящим рождением документооборота можно считать приказное делопроизводство. Позже, во времена Петра I, появились такие документы, как грамоты, отписки, доклады, наказы, памяти. В коллежском делопроизводстве возникло большое число новых управленческих документов: указные грамоты, наказы заменены указами, регламентами, инструкциями, резолюциями; переписка - памяти и отписки - заменены отношениями, рапортами, доношениями, реляциями, ведениями, известиями. Для министерской системы характерны такие документы, как сношения (или отношения), реестры, протоколы, ведомости, описи, отчеты, официальные письма, записки; выписки. Таким образом, можно сказать, что делопроизводство как система определенных норм и правил начинает складываться в период приказов, когда постепенно создается система делопроизводства центральных и местных учреждений, складываются кадры делопроизводственных служащих, создаются устойчивые формы управленческих документов и приемы их составления. Далее Петр I создает систему коллегий, и уже можно говорить о качественно новом этапе делопроизводства - коллежском. Изменения коснулись не только устройства делопроизводства, но и названий документов (в связи с множественными заимствованиями слов из других языков), формы документов. Коллежский период характеризуется усилением законодательной регламентации всех сторон деятельности канцелярии и учреждения в целом, формированием и закреплением общих административных начал деятельности учреждений и, прежде всего, бюрократического начала. Еще одним этапом формирования делопроизводства стало создание министерств. Главной отличительной особенностью была иерархия и единоначалие в министерствах.
В советский период можно наблюдать качественный переворот в делопроизводстве в связи со сменой политики власти и власти, как таковой. С одной стороны, в сфере документирования управленческой деятельности теперь трудятся простые рабочие, что уменьшает общую грамотность в оформлении документов. С другой стороны, постепенно создаются целые организации, призванные осуществлять контроль над документооборотом.
Сфера делопроизводства становилась все сложнее и сложнее: появляются новые способы хранения, передачи информации, усложняется процесс защиты данных и т.д. Чтобы решать эти проблемы специалистам в области управления документацией требуется постоянно повышать свою квалификацию, осваивать знания смежных дисциплин, в первую очередь юриспруденции и информационных технологий.
Можно так же заметить что,
не менее важным компонентом для
понимания сегодняшних
С началом советского периода был произведен переворот в государственном документировании. Для работы в советских учреждениях были привлечены рабочие, солдаты и пр., не имеющие специального образования. Уровень документационного обеспечения управления понизился. Однако позднее сама система делопроизводства начала создаваться заново. Были созданы органы, контролирующие эту деятельность и стандарты документов. Была проведена стандартизация документов. И хотя СССР отставал от западных стран в развитии информационных технологий в 80-90-е гг. делопроизводство было хорошо организовано как сфера деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.А. Кудряев и др., «Организация работы с документами» учебное пособие, 2008г.
2. Белов А. Н., Белов
А. А. Делопроизводство и
3. Государственные учреждения России XVI-XVIII вв. - М., Изд-во МГУ, 1991.
4. Вялова Л.М. Формирование теории делопроизводства в России: Первая половина XIX века //Классификаторы и документы. М.: ВНИИКИ, 1994
5. Ерошки Н.П. История государственных учреждений в России. 4-е изд. М., 1997
6. Быкова Т. А. и др. Делопроизводство: учебник / под общей ред. Т. В. Кузнецовой. - М.: МЦФЭР, 2006. - 560 с.
7. Макарова Н. В. и др. Делопроизводство: учебный курс. - Спб.: Питре, 2004.
8. Стенюков М. В. Документоведение и делопроизводство: Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам. - М.: Приор-издат, 2007.
9. Илюшенко М. П., Илющенко М. История делопроизводства в России (до 1917 г.). Учебное пособие, 2007
10. Басаков М. Документационное обеспечение управления (делопроизводство), «Феникс» 2009
11. Официальный сайт
12. Архивное и кадровое
делопроизводство - http://arkada-arhiv.narod.ru/
13. Электронное издание
«Документ+»- http://www.delpro.narod.ru/
14. «Секретарь-референт»,
профессиональный журнал для
секретарей и управленческих
работников -http://www.profiz.ru/sr/5_
15. «Кадровик. Кадровое
делопроизводство», 2009, N 2 - http://www.hr-portal.ru/
16. Компьютер online - http://www.computerra.ru/
17. Институт развития