Кино в России до появления собственного кинопроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование истории формирования кинопрокатных учреждений в России начала XX века, появления и развития первых кинотеатров.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
 исследовать историю распространения кинематографа в России;
 рассмотреть особенности системы кинопроката, возникшей в 1907 году;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Кино в России до появления собственного кинопроизводства…....4
Глава 2. Кинопрокатные учреждения начала XX века………………………12
2.1. «Братья Пате»………………………………………………………12
2.2. «Гомон»……………………………………………………………..13
2.3. Торговый дом Д. Харитонова……………………………………..15
2.4. Товарищество И. Ермольева……………………………………….16
2.5. Торговый дом «П. Тиман и Ф. Рейнгардт»…………………………18
2.6. Торговый дом А. Ханжонкова………………………………………20
Глава 3. Первые российские кинотеатры начала XX века……………………26
3.1. Электротеатры Самары……………………………………………26
3.2. Кинематограф на Дальнем Востоке……………………………….30
3.3. «Восточный электротеатр “Юлдуз”» в Уфе………………………31
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………..36

Файлы: 1 файл

КурсоваяКИНОистория.doc

— 376.14 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Кино в России до появления собственного кинопроизводства…....4

Глава 2. Кинопрокатные учреждения начала XX века………………………12

2.1. «Братья Пате»………………………………………………………12

2.2. «Гомон»……………………………………………………………..13

2.3. Торговый дом Д. Харитонова……………………………………..15

2.4. Товарищество И. Ермольева……………………………………….16

2.5. Торговый дом «П. Тиман и Ф. Рейнгардт»…………………………18

2.6. Торговый дом А. Ханжонкова………………………………………20

Глава 3. Первые российские кинотеатры начала XX века……………………26

3.1. Электротеатры Самары……………………………………………26

3.2. Кинематограф на Дальнем Востоке……………………………….30

3.3. «Восточный электротеатр “Юлдуз”» в Уфе………………………31

Заключение………………………………………………………………………34

Список использованной литературы…………………………………………..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы данной работы. На сегодняшний день в России действует более 740 кинотеатров (около 1870 залов). Концентрация рынка кинопоказа сосредоточена в руках 10 главных киносетей. Россия стала шестым в мире кинопрокатным рынком по итогам завершившегося кинопрокатного года (с 30 ноября 2009 года по 28 ноября 2010 года). По опросам ВЦИОМ, в кино регулярно ходят 26% россиян, 13% бывают в кино не чаще, чем раз в год, а 42% россиян практически не посещают кинотеатры. Российский рынок кинопроката составил в прошлом году 831 млн долларов. Больше 50% пришлось на долю прокатчиков западных студий и российских компаний. Кассовые сборы в РФ подросли на 42,6 %: в денежном выражении прибыли от проката кинофильмов в этом году составили 1,05 млрд долларов против 0,74 млрд долларов в прошлом году. Рост кассовых сборов в России обусловлен увеличением как количества проданных билетов (оно выросло со 138,6 млн до 162,07 млн - на 16,9 % по сравнению с 2009 годом), так и средней цены билета - с 5,31 долларов до 6,37 долларов. В то же время из-за высоких закупочных цен на западное независимое кино и перераспределение зрительского спроса в сторону блокбастеров кинопрокатные компании в России начали испытывать серьезные трудности.

Президент России Дмитрий Медведев поддержал внесение изменений в Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Новые поправки предусматривают введение единой автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинотеатрах на всей территории России.

Назначением данной системы является обеспечение охраны исключительных прав на аудиовизуальные произведения и создание банка данных о состоянии внутреннего рынка проката фильмов.

Предполагается, что система будет функционировать на основе информации о показах фильмов в кинозалах, содержащейся в базах данных федерального органа исполнительной власти в области кинематографии и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Кинопрокат (демонстрация фильмов в сети кинотеатров) напрямую связан с кинематографом, который возник как новый вид искусства именно тогда, когда в конце декабря 1895 в Париже в подвале «Гран кафе» на бульваре Капуцинов начались регулярные платные киносеансы, устроенные братьями Люмьер. Распространение кино в России началось с показа люмьеровских картин уже через несколько месяцев после того, как их увидели парижане. В начале мая 1896 года состоялся первый сеанс в летнем саду «Аквариум» в Петербурге, а в конце мая в театре оперетты «Эрмитаж» в Москве и затем на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде.

В течение 1896 года с «чудом XX века» познакомились жители многих русских городов. Успех «синематографа» в России был поразительным. Очень скоро «живые картины» стали обязательным и чрезвычайно популярным аттракционом на всех ярмарках и народных гуляниях.

Объектом исследования является история кинопрокатных учреждений в России начала XX века.

Предметом исследования являются кинопрокатные организации, существовавшие в 1907-1920-х гг., а также сеть первых кинотеатров по стране.

Проблема - выявление соотношения развития кинопрокатных учреждений в России и на Западе; выявление особенностей кинопрокатных организаций в России.

Целью данной курсовой работы является исследование истории формирования кинопрокатных учреждений в России начала XX века, появления и развития первых кинотеатров.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  • исследовать историю распространения кинематографа в России;
  • рассмотреть особенности системы кинопроката, возникшей в 1907 году;
  • изучить историю формирования кинопрокатных организаций в России начала XX века;
  • рассмотреть особенности становления и развития сети кинотеатров в российских городах.

При написании работы была использована литература: «История отечественного кино (под ред. Л.В. Будяка)», «История зарубежного кино. Том 1. Немое кино» Б.А. Комарова, «Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918-1934 годы» Н.А. Лебедева, «Всеобщая история кино. Том 1» Ж. Садуля, «Страницы истории отечественного кино» и др.

Данная курсовая работа состоит из введения; 3 глав: 1 - Кино в России до появления собственного кинопроизводства, 2 - Кинопрокатные учреждения начала XX века, 3 - Первые российские кинотеатры начала XX века; заключения и списка использованной литературы. Во введении ставятся цели и задачи исследования. Главы делятся на разделы. В заключении приводятся выводы исследования.

 

 

 

 

Глава 1. Кино в России до появления собственного кинопроизводства

Двадцать восьмого декабря 1895 года в Париже, в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок, состоялся первый публичный платный сеанс «синематографа Люмьера». Перед кинозрителями возникло несколько сцен из обыденной жизни: «Выход рабочих с фабрики Люмьер», «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», «Завтрак ребенка», «Разрушение стены», «Игра в карты» и игровой фильм «Политый поливальщик». Публику поразило именно движение изображений - феномен «живой фотографии», как мыслили себе кинематограф сами изобретатели.

Огромный успех «синематографа братьев Люмьер» обусловил необыкновенно быстрое его распространение во всем мире. Через пять с половиной месяцев после первых коммерческих киносеансов в Париже синематограф появился в России. 4 мая 1896 года на открытии летнего сезона в увеселительном заведении «Аквариум» в Санкт-Петербурге, в том самом помещении, в котором в 1918 году снимались первые советские художественные фильмы, начались гастроли иностранного аттракциона «Синематограф братьев Люмьер». Несколько дней спустя кинематограф увидели москвичи в летнем саду «Эрмитаж», находившемся в аренде у известного антрепренера Лентовского. Затем, примерно через месяц, кинематограф стал одним из главных аттракционов в кафешантане Шарля Омона, выехавшем по случаю Всероссийской выставки из Москвы в Нижний Новгород. Здесь его впервые увидел молодой Максим Горький. И не только увидел, но и описал в корреспонденции, опубликованной в газете «Одесские новости» от 6 июля 1896 года: «Экипажи идут с экрана прямо на вас, пешеходы идут, дети играют с собачкой, дрожат листья на деревьях, едут велосипедисты--и все это, являясь откуда-то из перспективы картины, быстро двигается, приближается к краям картины, исчезает за ними, появляется из-за них, идет вглубь, уменьшается, исчезает за углами зданий, за линией экипажей, друг за другом... Перед вами кипит странная жизнь -- настоящая, живая, лихорадочная жизнь...» 1.

Но для первых кинозрителей пугающая реальность картины соединялась с прямо противоположным качеством -- ее условностью, вследствие которой киноизображение казалось одновременно ирреальным. Эта условность кинозрелища удивляла зрителей, пожалуй, еще больше, чем его иллюзорность. Странным казалось многое: «серый тон гравюры», изменение реальных размеров людей и вещей («все фигуры и предметы вам кажутся в одну десятую натуральной величины») и, главное, безмолвие: «Ваши нервы натягиваются, воображение переносит вас в какую-то неестественно однотонную жизнь, жизнь без красок и без звуков, но полную движения... Страшно видеть это серое движение теней, безмолвных и бесшумных».

Успех кинематографа как аттракциона определялся, по-видимому, этими его качествами: поразительной реальностью воплощаемых им картин жизни, с одной стороны, и, с другой, их «неестественностью», фантастичностью. И примерно до 1906-- 1907 годов, то есть до того времени, когда зрители к нему окончательно привыкли и он перестал их удивлять, кинематограф оставался по преимуществу аттракционом. Но не исключительно аттракционом. Внимание зрителей все же привлекала и специфичность образов, воплощаемые на экране. Фотографическая характерность привела к использованию кино как средства документации событий действительности. Это последнее качество было особенно важно. Поэтому ранний кинематограф, особенно в России, прежде всего, обратился к созданию хроникальных фильмов.

Одновременно с первыми демонстрациями кинематографа в России происходили и первые киносъемки. Май 1896 года ознаменовался восшествием на престол последнего царя и знаменитой «Ходынкой». На торжества коронации был допущен специально присланный братьями Люмьер из Парижа оператор Камилл Серф. Съемка коронации Николая II была первой киносъемкой в России и вместе с тем одной из первых в мире съемок актуальной политической хроники2.

Позитивная копия съемки коронационных торжеств была поднесена Люмьером царю и, по-видимому, встретила его одобрение. Во всяком случае, она положила начало особому виду дореволюционной русской кинохроники, так называемой «царской хроники», которая снималась в России систематически с 1896 по 1917 год главным образом русскими кинооператорами и без специального расчета на показ в коммерческой киносети. Только примерно с 1908 года, когда кинематографы значительно распространились в России, царское правительство сочло возможным использовать некоторые сюжеты этой хроники для монархической пропаганды. Значительно сложнее обстояло дело с развитием обычных видов кинохроники. Созданию русской кинохроники, как и вообще всего производства фильмов в России, мешали два обстоятельства. Первое из них заключалось в том, что Люмьер, надеявшийся монопольно эксплуатировать изобретенный им киноаппарат, не продавал свою аппаратуру, и русским фотографам, пожелавшим заняться киносъемками, приходилось приобретать аппараты у других предпринимателей, располагавших менее совершенными конструкциями, -- чаще всего у Гомона, эксплуатировавшего аппарат Демени, и у англичан, продававших очень неудачный аппарат Роберта Пауля. Это первое препятствие имело временный характер: Люмьеру не удалось сохранить монополию, он продал свой патент, и уже в первые годы XX века киносъемочные аппараты можно было свободно приобрести и у Пате, и у Гомона, значительно усовершенствовавшего свою первую модель, и у других -- английских и немецких кинопромышленников, второе препятствие мешало развитию русской кинематографии в течение значительно более долгого времени. Оно заключалось в том, что быстро возникшим на Западе крупным кинематографическим предприятиям удалось захватить русский кинематографический рынок и вынудить театровладельцев вплоть до 1908 года демонстрировать исключительно те фильмы, которые они экспортировали в Россию. Применявшаяся на протяжении первого десятилетия существования кинематографа система снабжения фильмами исключала возможность продвижения на экраны фильмов собственного производства (а, следовательно, и вообще создания собственного производства кинокартин) в таких экономически отсталых странах, какой была, в частности, царская Россия. Эта система, буквально за несколько лет превратившая мелкого дельца Шарля Пате во владельца миллионного состояния, заключалась в том, что и производство и распределение фильмов концентрировались в одних руках3.

Предприниматель, решивший заняться демонстрацией фильмов, должен был поехать в Париж (только в 1904 году в Москве открылось первое представительство иностранной кинофабрики), чтобы купить у Пате или Гомона в кинотеатр или аттракцион киноаппарат, а к нему -- комплект фильмов. Естественно, что тот ограниченный запас картин, который он мог приобрести, быстро надоедал зрителям. Тогда кинодемонстратор, если он владел сравнительно крупным театром, сборы в котором могли быстро окупить стоимость приобретенных лент, снова выезжал за границу покупать новые программы. Если же его кинотеатр делал небольшие сборы, то он вынужден был со своей программой переезжать в другой город, где до него либо вовсе не было кинематографа, либо был кинематограф с другой программой. Мелкие «переезжие», или «подвижные» (как их тогда называли), кинематографы кочевали по всей стране, знакомя зрителей с новым видом зрелища. Крупные накапливали на своих складах огромные запасы использованных, но вполне пригодных для демонстрации лент.

И они стали продавать эти ленты с большой скидкой, а затем и отдавать их в прокат. Так возникла система проката в 1907 году, окончательно победившая прежнюю систему распределения лент, и между владельцем кинотеатра и кинофабрикантом встал еще один капиталист -- прокатчик. Возникновение системы проката означало замену одних монополистов другими. В России накануне первой мировой войны почти весь оптовый прокат, почти все снабжение страны кинофильмами было поделено между тремя фирмами -- Пате, Торговым домом Ханжонкова и товариществом «Тиман и Рейнгардт», под контролем которых функционировали так называемые районные прокатные конторы, каждая из которых обслуживала по договорам кинотеатры нескольких губерний.

Разделение в прокате кинематографа на «развлекающий» и «просвещающий» свидетельствовало об определенной зрелости российской киноцивилизации, как и стремление использовать его во многих, разных сферах жизни.

Молодёжь, учащиеся, студенты просто любили ходить в синематограф, увлечённые самим «чудом» кинематографа. Цены были доступными: 5 копеек за билет для низшей школы, 10 -- для средней, для студентов -- 20. Это был очень благодарный зритель и выгодный: по много раз смотрящий один и тот же фильм, нередко приходящий в сопровождении взрослых. Кинематограф уже в первых опытах -- в программе Люмьеров, напоминающей «домашний альбом», -- заявил свой широкий, вневозрастный, семейный адрес.

Дети и взрослые с одинаковым увлечением смотрели «Политого поливальщика», феерии Жоржа Мельеса, мультипликации Владислава Старевича, фильмы о животных, сказки А.С. Пушкина. Первые отечественные детские фильмы -- о детях, с участием детей, специально для них -- появились лишь в 1912 году. А родиной их стала страна Чарльза Диккенса и Льюиса Кэрролла. Английские фильмы самого начала века «Маленький доктор», «Мышь в художественной школе», «Алиса в стране чудес», «Спасена Ровером» с огромным успехом шли по всему миру. Ребёнок как персонаж игрового кино, мир детства как предмет его внимания медленно и не без труда утверждались в российском кинематографе. Кино игровое осознавало себя так -- «только для взрослых». Фильмы, действие которых разворачивалось в доме, в семье, были драмами или комедиями любви, измены, адюльтера, а не отношений родителей и детей. Героини чаще всего были бездетны. Редкие роли детей, как в театре, играли взрослые4.

Информация о работе Кино в России до появления собственного кинопроизводства