Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование истории формирования кинопрокатных учреждений в России начала XX века, появления и развития первых кинотеатров.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
исследовать историю распространения кинематографа в России;
рассмотреть особенности системы кинопроката, возникшей в 1907 году;
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Кино в России до появления собственного кинопроизводства…....4
Глава 2. Кинопрокатные учреждения начала XX века………………………12
2.1. «Братья Пате»………………………………………………………12
2.2. «Гомон»……………………………………………………………..13
2.3. Торговый дом Д. Харитонова……………………………………..15
2.4. Товарищество И. Ермольева……………………………………….16
2.5. Торговый дом «П. Тиман и Ф. Рейнгардт»…………………………18
2.6. Торговый дом А. Ханжонкова………………………………………20
Глава 3. Первые российские кинотеатры начала XX века……………………26
3.1. Электротеатры Самары……………………………………………26
3.2. Кинематограф на Дальнем Востоке……………………………….30
3.3. «Восточный электротеатр “Юлдуз”» в Уфе………………………31
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………..36
3.3. «Восточный электротеатр “Юлдуз”» в Уфе
В истории башкирского кинематографа есть уникальный эпизод, не имевший аналогов в общероссийской практике. Это - опыт работы «мусульманского» кинотеатра, репертуар которого не без успеха увязывал кинозрелище с запросами национального зрителя. 26 декабря 1910 г. торговцы, братья Каримовы открыли в собственном доме на Александровской улице «Восточный электротеатр «Юлдуз». По описанию рецензента «Уфимского Края», «картины в нем сопровождались звуковыми эффектами, всякое мигание и мерцание совершенно удалены. Фойе роскошно обставлено в восточном вкусе». Этот «этнографический колорит», однако, был не вкусовой прихотью хозяев, но указывал на то, что репертуарная политика кинотеатра была специально ориентирована на мусульманскую аудиторию. При отсутствии в стране специального кинопроизводства, это, конечно же, было непростой задачей, однако в программах кинотеатра, наряду с фильмами общего репертуара, обязательно присутствовали видовые и этнографические ленты (преимущественно зарубежного производства) о жизни мусульман на арабском Востоке, о святынях ислама и т.п. Этот элемент обязательно присутствовал в программах «Юлдуза» почти все годы его существования, подчас порождая внутриконфессиональные конфликты. В апреле 1911 г. Х. Каримов опубликовал в газете «Уфимский Край» открытое письмо, в котором объяснился со зрителями о причинах показа в своем кинотеатре французской ленты «В раю Магомета». Эта картина, как можно понять, вызвала возмущение ортодоксальной части верующих посетителей, и ему пришлось отмежеваться от этой кинопостановки: «Что представляет собой эта картина - мне неизвестно, но, во всяком случае, самое название настолько затрагивает религиозные верования мусульман, что ей не должно быть места не только в театре, создателем которого является мусульманин, но и во всяком другом театре... Прошу возмущенных моей неосмотрительностью лиц великодушно простить меня». Так или иначе, но «Юлдуз», по свидетельству одной из газет, сразу же завоевал симпатии уфимской публики, приняв в первые же месяцы своего существования свыше двадцати тысяч зрителей.
Первоначально кинотеатр располагался на третьем этаже жилого дома, но в конце февраля 1911 г. его работа была остановлена властями из-за большой пожарной опасности для зрителей и окрестных жителей. Каримовым пришлось искать новое, более приспособленное для кинопоказов помещение. Для начала они выбрали летний кинотеатральный зал оригинальной архитектуры, построенный весной 1910 г. у входа в Утаковский парк (ныне парк им. А.Матросова) и хорошо знакомый многим поколениям уфимцев как кинотеатр «Идель». Новый «Юлдуз» открылся в конце апреля 1911 г. и «несмотря на то, что погода была холодная и что картины демонстрировались далеко не свежие, сборы в этом театре постоянно полные». Коммерческий успех сопутствовал Каримовым весь летний сезон, однако с наступлением холодов нужно было думать о зимнем помещении. Вскоре они нашли его в новоотстроенном крупнейшем общественном здании города, строительство которого завершалось осенью 1911 г. Уфимский корреспондент одного из московских киножурналов сообщал: «Громадное, величественное здание Аксаковского Народного дома освобождено уже от наружных лесов и своей внешностью производит на зрителя сильное впечатление. Внутри театрального зала идут деятельные работы для устройства здесь электротеатра «Юлдуз», который откроет здесь свои представления 21 октября. Число мест рассчитано на 900 человек».
Таким образом, Каримовы получили в аренду крупнейший зал Уфы, расположенный, к тому же, в самом центре города, что гарантировало быстрый возврат расходов и хорошие прибыли. Высокая престижность нового зала, между прочим, подтвердилась и тем, что именно в нем 26 ноября того же года был торжественно отмечен 25-летний юбилей служения Оренбургского Муфтия М.М. Султанова.
Начало Первой мировой войны поначалу не нарушило процветания предприятия Каримовых (оно работало вплоть до конца 1918 г.), однако общий кризис кинопроизводства в стране и развал проката, вызванные тяготами военного времени, постепенно привели его к упадку. Репертуар кинотеатра оскудел, и на его экране в бесчисленный раз повторялись затрепанные копии прошлых лет выпуска. Многие зрители возмущались беспокойным соседством летнего кинозала с пивной, а в зимнем театре их недовольство вызывали обветшавшие интерьеры и низкий уровень обслуживания. Один из зрителей отмечал, что фойе увешано старыми рекламными плакатами, «которые очень грязны, оборванные и висят как тряпки, что производит на нового посетителя неприятное впечатление не театра, а строящегося вокзала». Впрочем, такую же картину можно было увидеть во многих кинотеатрах России того времени и теперь нельзя ставить этого в вину хозяевам «Юлдуза».
К началу 1917 г. упадок кинематографической жизни в Башкирии стал необратимым. Кинотеатры перешли на «голодный паек», из недели в неделю повторяя старые программы. Отсутствие новинок заставило их владельцев сдавать свои залы под низкосортные увеселения. Дело дошло до того, что некогда респектабельный кинотеатр «Художественный» анонсировал вместо фильмов выступления труппы лилипутов и ее примы Вассы Галай, «демонстрирующей зрителям чудеса трансформации», а электротеатр «Искусство» зазывал горожан на выступления «известного» куплетиста Сашина и «любимца уфимской публики, танцкомика и юмориста Пружанова».
Своего пика кинематографический кризис достиг в годы революции и гражданской войны. По признанию «Уфимской жизни», «нарушение железнодорожного движения поставило содержателей кинематографических театров в весьма затруднительное положение. В Уфе давно нет прокатной конторы, и картины приходят к нам из Самары или из Сибири. Доставка же прокатных картин производится с оказией, иногда на лошадях, через линию фронта, пешком, через специальные организации... В связи с этим наши кинематографы тянут неделями одну и ту же программу, притом очень часто старую и затасканную или дополняют программу дешевыми аттракционами». Впрочем, такая картина была типичной для всей России тех лет. Некогда бурная киножизнь Уфы постепенно замирала, уходила в прошлое24.
Заключение
В данной курсовой работе рассмотрены проблемы: выявление соотношения развития кинопрокатных учреждений в России и на Западе; выявление особенностей кинопрокатных организаций в России.
Кинопрокат (демонстрация фильмов в сети кинотеатров) напрямую связан с кинематографом, который возник как новый вид искусства. Распространение кино в России началось с показа люмьеровских картин. В начале мая 1896 года состоялся первый сеанс в летнем саду «Аквариум» в Петербурге, а в конце мая в театре оперетты «Эрмитаж» в Москве и затем на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде.
В России, как и в других странах, ранняя киноцивилизация отличалась свободным, беспошлинным ввозом и вывозом фильмов, быстрым ростом кинозалов, стремительным распространением проката, дешевизной кинопроизводства. Но маленькая сельскохозяйственная Дания, экспортируя свои фильмы в Америку, Россию, по всей Европе, именно на этом держала национальный кинематограф. А Россия создала его, прежде всего на прокате зарубежных фильмов, поначалу почти не вывозя собственных. Уже начиная с 1903 года в российских городах один за другим открываются стационарные залы, так начинает складываться уникальный по объёму и активности российский кинорынок.
Россия тогда была страной открытой: для иностранных финансистов, промышленников, деятелей культуры. В этом была её сила, не слабость. Привлекательной оказалась она и для кинопредпринимателей, прежде всего французских, в тот момент безраздельно господствовавших в мире. Огромный потребительский рынок одной из самых больших стран, невероятный зрительский энтузиазм многомиллионной аудитории. Россия оказалась державой кинематографической.
Все крупнейшие русские предприниматели первой волны -- А. Ханжонков, П. Тиман, И. Ермольев -- прошли школу ведущих иностранных фирм, представителями которых являлись, фильмы которых прокатывали по России. Более того, сами их предприятия в качестве первичного капитала использовали средства зарубежных фирм. И эти зарубежные фирмы растили конкурента. В свою очередь для русского кино конкуренция являлась сильнейшим стимулом становления в самобытных национальных формах.
Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно родилось уже при развитом кино в других странах: Америке, Франции, Германии, Дании, Италии и др. Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю примитивность “экранизации”, достиг сразу внушительных результатов, особенно к началу Первой мировой войны. Россия гордилась своим кинематографом, доказывала свою возможность быть на уровне мирового кино. Русское кино с каждым годом увеличивало количество выпускаемых фильмов и довело его до 500 в 1916 году, тем самым став в один ряд с ведущими кинематографическими державами. Основную роль в завоевании мирового авторитета играли, конечно, художественные достоинства фильмов.
Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Идиот», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории («Смерть Иоанна Грозного», «Петр Великий»).
Российское национальное кино удивительно быстро наверстывает десятилетнее отставание от европейских киношкол и быстро дорастает до новаторских работ. Значительное число таких крупных достижений на счету киноателье Ханжонкова, Тимана и Рейнгардта, И. Ермольева.
Возникновение системы проката в 1907 г. означало замену одних монополистов другими. В России накануне Первой мировой войны почти весь оптовый прокат, почти все снабжение страны кинофильмами было поделено между тремя фирмами -- Пате, Торговым домом Ханжонкова и товариществом «Тиман и Рейнгардт», под контролем которых функционировали так называемые районные прокатные конторы, каждая из которых обслуживала по договорам кинотеатры нескольких губерний.
Успехи и достижения русского дореволюционного кино историками оцениваются неоднозначно.
С точки зрения массового проката, это было низкопробное зрелище, приносящее огромные доходы оборотистым дельцам и потому не стремящееся к каким - либо существенным переменам, творческим поискам, совершенствованию.
С другой же стороны, динамика общественных запросов и требований, объективные факторы саморазвития кино, как всякого другого явления, влияли на становление кинематографа, приближая его к рубежам искусства ХХ века. Этому немало способствовало участие в формировании экранного зрелища опыта смежных искусств, деятелей культуры и искусства, участвующих в кинопроцессе.
Одним из самых значительных обстоятельств следует назвать формирование творческих кадров, не только обеспечивающих налаженное производство продукции все более высокого класса, но и стимулирующих развитие кинопроизводства. Нельзя сбрасывать со счетов и воздействие зарубежного опыта: кинематограф отвоевывает ведущие позиции среди искусств во всех развитых странах.
Список использованной литературы
Литература
Интернет-ресурсы
1 Садуль Ж. Всеобщая история кино. Том 1. - М.: Искусство, 1958. С. 56-69.
2 Богомолов Ю.А. Краткий конспект длинной истории советского кино: 20-е годы. // Искусство кино. - 1995, № 11, с. 16.
3 История отечественного кино / Отв. ред. Л.В. Будяк. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 138-159.
4 Лебедев Н.А. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918-1934 годы. - М.: Искусство, 1965. С. 205-237.
5 Страницы истории отечественного кино. - М.: Материк, 2006. С. 33-38.
6 Юренев Р.А. Чудесное окно: Краткая история мирового кино. - М.: Просвещение, 1983. С. 59-74.
7 Лебедев Н.А. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918-1934 годы. - М.: Искусство, 1965. С. 178-194.
8 Ссылка на официальный сайт РГАКФД - http://www.rgakfd.ru/
9 Комаров Б.А. История зарубежного кино. Том 1. Немое кино. - М.: Искусство, 1965. С. 55-60.
10 Садуль Ж. Всеобщая история кино. Том 1. - М.: Искусство, 1958. С. 44-50.
11 Жан-Лу Пассек Словарь французского кино. - Минск: Пропилеи, 1998. С. 28-30.
12 Миславский В.Н. Дмитрий Харитонов. Судьба русского кинопродюсера // Киноведческие записки, вып. 18. - М., 1993. С. 211-240.
13 Михайлов В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. - М.: Материк, 1998. С. 237-241.
14 История отечественного кино / Отв. ред. Л.В. Будяк. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 98-110.
15 Михайлов В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. - М.: Материк, 1998. С. 182-185.
16 Кузнецова М.Ю. Александр Ханжонков. Жизнь за кадром // Профиль. - 1997, № 29. С. 14-16.
17 Янгиров Р.И. К биографии А.А. Ханжонкова: Новый ракурс // Киноведческие записки. - 2001, № 55. С. 15-18.
18 Анастасия Саломеева Миссия - кино. //Босс.
- 2007, № 9. - http://www.bossmag.ru/view.
19 http://www.creativemoscowfilm.
20 http://www.samara.aif.ru/
21 http://www.bk55.ru/magazine/
22 Словарь искусств. М., 1996. С. 45-50.
23 Железнодорожная жизнь на Дальнем Востоке. 1913, № 33, с. 15-17; 1911, № 16, с. 11-14.
24 Ссылка на официальный сайт ГТПУ "Башкиновидеопрокат"
- http://bash-kino.ru/arhiv/
Информация о работе Кино в России до появления собственного кинопроизводства