Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование истории формирования кинопрокатных учреждений в России начала XX века, появления и развития первых кинотеатров.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
исследовать историю распространения кинематографа в России;
рассмотреть особенности системы кинопроката, возникшей в 1907 году;
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Кино в России до появления собственного кинопроизводства…....4
Глава 2. Кинопрокатные учреждения начала XX века………………………12
2.1. «Братья Пате»………………………………………………………12
2.2. «Гомон»……………………………………………………………..13
2.3. Торговый дом Д. Харитонова……………………………………..15
2.4. Товарищество И. Ермольева……………………………………….16
2.5. Торговый дом «П. Тиман и Ф. Рейнгардт»…………………………18
2.6. Торговый дом А. Ханжонкова………………………………………20
Глава 3. Первые российские кинотеатры начала XX века……………………26
3.1. Электротеатры Самары……………………………………………26
3.2. Кинематограф на Дальнем Востоке……………………………….30
3.3. «Восточный электротеатр “Юлдуз”» в Уфе………………………31
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………..36
Одно из первых упоминаний о «Гомоне» содержится в книге Вен. Вишневского и относится к 1907 году. В сообщении говорится о том, что фирма издала в России два каталога с фильмами, предлагаемыми к прокату в России.
20 ноября (3 декабря) 1911 года вышел первый номер рекламного проспекта московского отделения АО «Гомон» «Наша газета» (М., 1911--1917, редактор - В.Ф.Добровольский, издатель - П.Е. Перен -- АО «Гомон»).
31 мая -- 1 июня (13-14 июня) 1914 года Леон Гомон находился в Москве с деловой поездкой.
Список фильмов, снятых в России кинокомпанией «Гомон»: 1910 -- «Жизнь и смерть Пушкина»; 1910 -- «Дедушка Мороз»; 1910 -- «Генерал Топтыгин»; 1912 -- «Древний Ташкент»; 1914 -- «Подвиг рядового Василия Рябова»11.
2.3. Торговый дом Д. Харитонова
Торговый дом Д. Харитонова к 1917 году стал одним из крупнейших российских кинопредприятий промышленного типа. А начинал Дмитрий Харитонов, человек из самых низов, старший в большой многодетной небогатой семье, с проката и оборудования кинотеатров еще в 1907 г. Стал владельцем прокатной конторы на весь юг России. Его электротеатр «Аполло» в Харькове был одним из лучших в стране и больше напоминал театр (фойе с колоннами, ложи). Цена билета до 5 рублей (стоимость золотых часов) определяла и тип зрителя. Строил кинотеатры только в крупных промышленных и торговых городах - Одесса, Ростов-на-Дону.
В 1909 начал финансировать производство «малороссийских сюжетов», тем самым положив начало украинскому кино. Не видя желаемой прибыльности, на несколько лет это дело прекращает. Расширяет прокат. Налаживает прямые контакты с крупнейшими зарубежными фирмами Дании, Италии. Харитонов ведет переговоры с берлинской фирмой «Ауторфильм» о монопольном прокате в России фильмов с крупнейшей звездой немецкого кино Женни Портен.
В 1916 году начинает постройку кинофабрики в Москве, на Лесной улице. Возводит трехэтажное здание кинолаборатории, для которой новейшее оборудование закупает в Америке. Дела фирмы освещают специальный журнал и серия буклетов. Налажена широкая печать и продажа по всей стране портретов кинозвезд. За два года выпущено 80 фильмов. В 1917 г., когда большинство конкурентов сворачивают производство, Харитонов его удваивает. И даже после Октябрьского переворота продолжает активно работать в Москве, затем в Одессе12.
Репутация у этого человека была сомнительная. Говорили в Москве, что его капиталы нажиты карточной игрой, хуже того - шулерством. Огромными гонорарами, выгодными долгосрочными договорами, выплатой колоссальных неустоек, Харитонов переманил из других фирм почти всех ведущих актёров. За ними потянулись режиссёры, операторы, художники. Так он собрал, присвоил цвет кинематографии, тот, который годами возделывали другие.
Главным режиссёром у Харитонова стал П.И. Чардинин, ученик фирмы Ханжонкова. Коллеги называли его, многоопытного производственника, «королем ремесленников». Он, видимо, вполне устраивал хозяина, поскольку тот не поскупился и сделал его пайщиком фирмы. И вообще, он успех своего дела связывал исключительно с актёрами. Сначала обобранные Харитоновым конкуренты, посмеивались над «неразумной жадностью» привлечения в один фильм сразу нескольких звезд первой величины. Но вскоре поняли, что такое «созвездие» многократно увеличивает его зрительский потенциал, не сравнимый с затратами на высокие гонорары.
Харитонов почувствовал, угадал один из главных механизмов русской киномании. Это была особая любовь к «королеве» и «королю» экрана - близкая к обожествлению, мистическая, окутанная тайной, исполненная нежного почтения, околдовавшая душу. Такие харитоновские фильмы как «У камина», «Позабудь про камин», «Молчи, грусть, молчи» месяцами не сходили с экранов. Был преодолен «комплекс новизны», один из основных двигателей репертуара, рассчитанного на однократный просмотр. Утверждался противоположный, когда репертуар держался на многократных просмотрах фильма. В этом уже просматриваются начала промышленного, конвейерного, американизированного кинопроизводства13.
2.4. Товарищество И. Ермольева
Товарищество «И. Ермольев» -- российская компания, занимавшаяся производством и распространением кинофильмов, одна из крупнейших дореволюционных кинофирм России.
Иосифу Николаевичу Ермольеву было двадцать пять лет, когда он создал и возглавил в 1914 году Товарищество «И. Ермольев». Он был родом из московской просвещенной купеческой семьи, где уже отец принял православие, выбрал государственную службу в чине коллежского советника. Сыну дал отличное образование: классическая гимназия, юридический факультет Московского университета, иностранные языки. Его кинематографическими университетами стала служба у «Братьев Пате»: работал киномехаником; продавцом; заведующим отдела продаж магазина фирмы; председателем прокатной сети по Сибири и Юго-Западным областями, наконец, всего прокатного отдела фирмы. Европейский кинорынок, зарубежный репертуар, запросы провинциального и столичного зрителя, механизмы продвижения фильмов - все это он знал в совершенстве. У него в кабинете висела кинокарта России со сложными количественными и качественными показателями аудитории. С 1912 года являлся совладельцем прокатной фирмы «Ермольев, Зархин и Сегель» (в Ростове-на-Дону).
В первый год Товарищество «И. Ермольев», возникшее как дочернее предприятие фирмы «Братьев Пате», выпустило 30 фильмов. Притом, что собственной съемочной базы еще не было, просто арендовали открытую сцену летнего театра «Аркадия» в Сокольниках. И одновременно близ Киевского вокзала строили летний павильон с разборными стенами и отапливающийся зимний. Ермольев не закупал оборудование за границей, уверенный, что русские специалисты, если их поддержать, сделают лучше и дешевле. Техник Николаев, поставивший фирме особые осветительные приборы, инженер Н.Попов, ведущий стройку фабрики и ставший затем её директором, его не подвели.
И. Ермольев разрабатывал два основных направления - кино для широкого, так называемого простого зрителя и кино для зрителя искушенного современной литературой, театром, интеллигентного зрителя. В первом случае: авантюрно-приключенческий жанр, народная бытовая драма и экранизации народных песен («песенное кино»). На столе у Ермольева лежал песенник, и он сам выбирал, что сегодня снимать: «Пару гнедых», «Вниз по матушке, по Волге» или «Вот мчится тройка почтовая». Главным специалистом этих постановок был Чеслав Сабинский.
Фирменным было второе направление, представленное различными модификациями жанра психологической драмы: бытовая, социальная, мистическая. Они снимались по литературным произведениям (А. Пушкина, Л.Толстого, Г. Ибсена, Ги де Мопассана, а также М. Пазухина, А. Винниченко) или по оригинальным сценариям. Неизменны были черты психологической драмы: обращение к внутренней жизни персонажей, показ сложных, нередко болезненных отношений, чувств, страстей, овеянных мистическими настроениями.
Ермольев понимал, что такого рода фильмы требуют особого уровня постановки и исполнения. И он собрал первоклассный актёрский ансамбль звезд театра. Мхатовцы: Ольга Гзовская, Вера Орлова, Пётр Бакшеев, Николай Панов, Вера Павлова, Владимир Гайдаров из Малого театра; Лидия Рындина из Театра Незлобина. И звезда первой величины, уже настоящий киноактер, тоже прошедший школу театра - Иван Мозжухин. Индивидуальность, талант, мастерство этого исполнителя во многом определяли эстетическое лицо фирмы. Умело использовали особые качества супружеских дуэтов - проникновенность исполнения, загадочность, обаяние. Мозжухин - Лисенко, Гзовская - Гайдаров эти пары украсили многие фильмы.
Столь же тщательно собирал Ермольев постановочные силы. Узнав, что Протазанов покинул фирму Тимана, пригласил его главным режиссёром. Рядом успешно работали его ученики Александр Волков и Георгий Азагаров. Они были способны не только исчерпать потенциал исполнителей столь высокого класса, но и пополнить его, развивая их творческую индивидуальность. Союз Я. Протазанова и И. Мозжухина дал высочайшие образцы режиссёрско-актерского кино в фильмах «Николай Ставрогин», «Пиковая дама», «Сатана ликующий», «Отец Сергий».
Именно этому творческому дуэту доверил Ермольев разработку нового типа фильма, возникшего в переворотные 1917 и 1918 годы. Точно дистанцируясь от российской реальности, фильмы уводили в особый мир вымышленной страны, или достаточно условных Франции, Англии. Правда, герои, носившие иностранные имена, жили теми же пагубными страстями, мучились теми же проклятыми вопросами, что и их российские двойники. Кино, космополитическое по сюжету, обстоятельствам и обстановке действия, по атмосфере, настроениям, стилю, было абсолютно нашим.
Протазанов и Мозжухин вместе сделали целую серию: «Прокурор», «Малютка Элли», «Тайна королевы», «Член парламента». Видимо для Ермольева это была весьма дальновидная проба сил на творческое выживание в эмиграции. А пока он очень успешно поддерживал репутацию «обходительного хозяина», русского, московского, патриархального. Например, у многих рабочих своего предприятия крестил детей. Но по существу этот «лихой ямщик русской кинематографии» (так называли его коллеги) был дельцом европейского склада. По устремлениям, интересам, стилю работы. Правда, это вовсе не лишило его способности отлично чувствовать отечественную киноаудиторию в культурных запросах и умонастроениях всех её составляющих. И потому прочно держать одно из первых мест в весьма подвижном поле русского кинопредпринимательства.
Список фильмов, снятых кинокомпанией «Товарищество И. Ермольева»: 1916 -- «Грех»; 1916 -- «Пиковая дама»; 1917 -- «Её жертва»; 1917 -- «Прокурор»; 1917 -- «Сатана ликующий»; 1918 -- «Власть тьмы»; 1918 -- «Отец Сергий»14.
2.5. Торговый дом «П. Тиман и Ф. Рейнгардт»
Торговый дом «П. Тиман и Ф. Рейнгардт» -- российская компания, занимавшаяся производством и распространением кинофильмов начиная с 1909 года.
Компания была образована в марте 1909 года по инициативе Пауля Тимана при участии табачного фабриканта Фридриха Рейнгардта.
Компания быстро стала одним из лидеров российского кинопредпринимательства благодаря продуманной политике создания и выпуска в прокат фильмов знаменитой «Русской золотой серии», представлявших собой экранизации классических литературных произведений.
П. Тиман родился в Москве в 1881 году в состоятельной остзейской семье. Получил хорошее образование. В 1902 году во время поездки в Париж заинтересовался кинематографом и поступил на работу в компанию «Gaumont». В 1904 году направлен компанией в Россию для организиции московского прокатного отделения. По его инициативе операторы компании в 1907 году начали делать в России регулярные хроникальные съёмки для новостных альманахов. Тогда же Тиман подсказал Самуилу Лурье идею журнала о кино «Сине-фоно».
В январе 1909 года Пауль Тиман уходит из «Гомон» и открывает собственный торговый дом «П. Тиман, Ф. Рейнгардт и С. Осипов». Начав работу с проката зарубежной кинопродукции, он вскоре начинает и собственное кинопроизводство. Съемочный павильон был сооружен в старинном особняке и прилегающем большом саду на Пятницкой. Первой картиной компании становится фильм режиссёра Василия Гончарова «Смерть Иоанна Грозного» (1909), выпущенный в прокат ассоциированной с его торговым домом компанией «Глория». Предприятие «Глория» было создано в 1910 году как крупное прокатно-производственное. Первые фильмы приносят прибыль, но незначительную.
В 1912 году Тиман приобретает съёмочный павильон московского отделения «Пате» и с сентября начинает выпуск фильмов «Русской золотой серии», которые пользовались значительным успехом у публики. Основными постановщиками компании в этот период были Владимир Гардин и Яков Протазанов. Со временем Тиману также удалось добиться того, что руководство Московского художественного театра и других крупных московских театров согласилось на участие их актёров в съёмках фильмов (обычно это не приветствовалось).
С началом Первой Мировой войны кинопредприятие Тимана вынуждено резко сократить деятельность после того, как немец Тиман был интернирован и отправлен на поселение в Уфимскую губернию, а ряд сотрудников студии призваны в армию. Одновременно на рынке кинопроизводства усиливаются компании Ермольева и Харитонова, что делает практически невозможным для Тимана восстановление прежних масштабов деятельности.
Тиман возвращается в Москву в мае 1917 года и пытается реорганизовать бизнес (он даже объявил, что пригласил для съёмок фильма Асту Нильсен), но никакого успеха в этом не добивается. Весной 1918 года он репатриируется в Германию, затем перебирается в Италию и там пытается снова наладить кинопроизводство с участием русских эмигрантов. Еще одну (последнюю) попытку возродить студию он предпринял в Париже в 1920 году, где продюсирует несколько фильмов, поставленных режиссёрами-эмигрантами из России. Не добившись от их проката существенной финансовой отдачи, Тиман вынужден был свернуть дело.
У фирмы было свое творческое лицо и своя зрительская аудитория. Не самая широкая, но весьма значимая для эпохи Серебряного века: интеллигенция, молодежь, тянущаяся к искусству, творческая богема.
Список фильмов, снятых кинокомпанией «Торговый дом «П. Тиман и Ф. Рейнгардт»: 1909 -- «Смерть Иоанна Грозного»; 1910 -- «Бахчисарайский фонтан»; 1910 -- «Москва» (первый фильм «Русской золотой серии»); 1911 -- «Демон»; 1911 -- «Песня каторжанина»; 1911 -- «Рогнеда»; 1911 -- «Каширская старина»; 1912 -- «Уход великого старца»15.
2.6. Торговый дом А. Ханжонкова
Александр Алексеевич Ханжонков родился в 1877 году, в семье обедневшего помещика. В 1896 году Александр оканчивает юнкерское училище и принимается в один из лучших казачьих полков, расквартированных в Москве. Семь лет офицерской службы разочаровали Ханжонкова - сделать карьеру без денег и связей было нелегко и он стал думать об отставке. Увидев первый раз фильм, Ханжонков решает связать свою карьеру с кинематографом. Он знакомится с Ошем и, выйдя в отставку, получает реверссумму в 5 тысяч рублей, на которую открывает прокатную контору в Москве.
Информация о работе Кино в России до появления собственного кинопроизводства