Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:51, реферат
Библиографирование − процесс подготовки библиографической информации.
В своей функциональной модели этот процесс в самом общем виде может быть представлен как триада: библиографирование − библиографическая информация (библиографическая продукция) − библиографическое обслуживание. Согласно принципу деятельности библиографирование - это процесс производства, в нашем случае библиографической информации.
Задание №1.
Что такое библиографирование и какова взаимосвязь между отдельными его процессами?
Задание №2.
Опишите печатную продукцию, выпускающуюся в России.
Задание №3.
В чем состоит научно-практическое значение библиографии?
Задание №5.
Охарактеризуйте библиотеки федерального значения. Приведите примеры таких библиотек.
Задание №6.
Опишите справочно-библиографический аппарат библиотек.
Задание №7.
Назовите элементы (области) библиографического описания. Скажите, какие из них являются обязательными, а какие - факультативными и почему.
Аргументируйте свое понимание.
Задание №8.
Какие бывают библиографические ссылки, чем обусловлено их различие? Приведите примеры оформления ссылок.
Задание №9.
Назовите варианты построения библиографических списков и скажите, чем они определяются.
Задание №10.
Составьте библиографическое описание 3 книг, которые имеют 2,3,4 авторов и аналитическое библиографическое описание газетной статьи и статьи из сборника. Используйте образцы титульных листов издательской продукции.
Список литературы
ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет»
==============================
Студент _____________________
Адрес_________________________
_____________________________
группа______________________ Шифр ____________________________
(номер зачетной книжки)
Контрольная работа №_____
по ______________________________
за ______курс
|
| |
Вариант 2
Содержание
Задание №1.
Что такое библиографирование и какова взаимосвязь между отдельными его процессами?
Задание №2.
Опишите печатную продукцию, выпускающуюся в России.
Задание №3.
В чем состоит научно-
Задание №5.
Охарактеризуйте библиотеки федерального значения. Приведите примеры таких библиотек.
Задание №6.
Опишите справочно-библиографический аппарат библиотек.
Задание №7.
Назовите элементы (области) библиографического описания. Скажите, какие из них являются обязательными, а какие - факультативными и почему.
Аргументируйте свое понимание.
Задание №8.
Какие бывают библиографические ссылки, чем обусловлено их различие? Приведите примеры оформления ссылок.
Задание №9.
Назовите варианты построения библиографических списков и скажите, чем они определяются.
Задание №10.
Составьте библиографическое
описание 3 книг, которые имеют 2,3,4 авторов
и аналитическое
Список литературы
Задание № 1 Что такое библиографирование и какова взаимосвязь между отдельными его процессами?
Библиографирование − процесс подготовки библиографической информации.
В своей функциональной модели этот процесс в самом общем виде может быть представлен как триада: библиографирование − библиографическая информация (библиографическая продукция) − библиографическое обслуживание. Согласно принципу деятельности библиографирование - это процесс производства, в нашем случае библиографической информации. Но согласно принципу коммуникативности информация вообще, в том числе библиографическая, не существует для общества вне ее материализации, опредмечивания какой-либо знаковой системой (например, естественный язык) и фиксации на каком-либо материальном носителе (например, бумажный лист, экран, дискета). Отсюда уже начинаются противоречия и разночтения в определении библиографирования. Так, ГОСТ 7.0-84 определяет библиографирование как "процесс подготовки библиографической информации". По мнению О.П.Коршунова, библиографирование представляет собой процесс производства (подготовки) документально фиксированной библиографической информации в форме библиографических пособий. В свою очередь, библиографирование включает два основных момента или этапа: 1) преобразование (отражение) первичного документального массива или потока посредством его библиографической обработки в исходную библиографическую информацию поискового или коммуникативного назначения; 2) целенаправленную переработку исходной библиографической информации, ее оценку в соответствии с конкретными потребителями или запросами.
Несмотря на определенную дискуссионность в понимании библиографирования, сложилась типовая методика реализации этого процесса. Последний вариант ее предложен О.П.Коршуновым в вузовских учебниках По его мнению, процесс библиографирования зависит, с одной стороны, от объема, формы и содержания его непосредственных документальных объектов, с другой - от конкретных целевых и читательских установок создаваемой библиографической информации.
В сложившихся условиях мы вынуждены предложить свой вариант процесса составления библиографических пособий, включающего 6 основных этапов. По существу - это своеобразная типологическая модель общего характера, которая должна быть конкретизирована применительно к каждому реальному случаю составления библиографических пособий (изданий).
1. Подготовительный этап включает выбор и предварительное изучение темы, разработку проспекта библиографического пособия (издания). Изучение темы будущего пособия имеет два основных аспекта. Во-первых, составитель обязан разобраться в существе проблем, относящихся к теме, чтобы правильно их отразить, не допустить ошибок и пропусков, избежать неквалифицированных оценок и рекомендаций. Для этого необходимо тщательно ознакомиться с литературой данного вопроса. Во-вторых, следует выяснить библиографическую обеспеченность темы, т.е. ознакомиться с уже существующими или намеченными к выпуску библиографическими пособиями той же или близкой тематики. Последнее особенно важно для учета и использования накопленного опыта составления, а также для принятия решения о целесообразности подготовки и издания нового пособия, устранения дублирования и параллелизма в работе.
Другими словами, составитель должен
уметь самостоятельно анализировать
конкретную библиографическую продукцию.
Более того, необходимо серьезно и
постоянно изучать специальную
литературу, содержащую научное обобщение
практического опыта
После того как тема достаточно изучена, окончательно сформулирована и утверждена, разрабатывается проспект - основной документ, который регламентирует дальнейшую работу. Такой проспект выполняет роль своего рода программы или алгоритма всего процесса подготовки библиографического пособия. Поэтому от тщательности и обстоятельности разработки проспекта во многом зависят качество и эффективность будущего издания. Проспект должен отражать следующие основные моменты:
Важно четко установить, с какой
целью издается пособие, например: в
помощь научной работе, профессионально-
2. Этап поиска - начало непосредственной работы над составлением библиографического издания. Здесь нельзя ограничиться информационным поиском в его узком понимании - как поиска только библиографической информации по заданной теме, следует применять все виды информационного поиска: библиографический, документальный, фактографический. Уже в процессе поиска возникает необходимость в библиографическом оформлении и систематизации полученных материалов. Это предварительная работа, поэтому следует использовать самые простые методы и формы. Например, можно вести библиографическую картотеку, систематизируемую по алфавиту авторов и заглавий. Если такой группировки недостаточно, особенно при наличии большого материала по заданной теме, тогда алфавитный принцип можно дополнить другими - хронологическим, географическим, жанрово-видовым и т.д. Комбинация этих принципов зависит от опыта составления, глубины поиска и других факторов. Предварительная картотека обязательно нужна, так как она поможет в самом начале работы оценить завершенность и эффективность поиска, а от этого, в свою очередь, будет зависеть качество всей последующей составительской работы. Картотека должна отражать все просмотренные документы - первичные и вторичные, которые затем войдут в библиографический список использованных источников информации. Поэтому поисковый этап включает собственно поиск, предварительное библиографическое оформление и систематизацию (группировку) накопленного материала по заданной теме.
3. Этап библиографирования - наиболее сложный из всех этапов составления библиографического пособия, потому и служит до сих пор предметом острых дискуссий. В нашем понимании, он включает общий библиографический анализ, библиографический отбор, составление библиографических записей.
Главная цель такого анализа - подготовить необходимый материал для последующих операций составления. Следует не только тщательно изучить каждый найденный документ по заданной теме, но и внимательно исследовать такую группу источников, как критические статьи, рецензии, отзывы о произведениях других авторов, материалы научных дискуссий и т.п. Это во многом облегчит оценку и рекомендацию отобранных в конечном итоге наиболее значимых документов, которые составят содержание библиографического пособия.
Анализ самого документа включает ознакомление с титульными элементами, в том числе с издательской аннотацией (рефератом) или макетом аннотированной каталожной карточки (МАКК); оглавлением (содержанием), предисловием (послесловием), примечаниями, комментариями и другими элементами аппарата. В нужных случаях используется выборочное чтение самого текста произведения, особенно введения (вступительной статьи) и заключения. Иногда возникает необходимость изучения дополнительных источников, отражающих сведения об авторе и содержании документа. В отдельных случаях для получения дополнительных сведений целесообразно обращаться к авторитетным в соответствующей области специалистам. Одна из целей общего библиографического анализа - повышение знаний библиографа-составителя до такого уровня, чтобы он мог достаточно свободно ориентироваться по теме пособия.
Для отражения и фиксации результатов
анализа может быть использована
предварительная картотека. Полученный
в итоге библиографический
Следует учитывать, что отбор материала
как результат особого процесса
библиографирования в той или
иной мере свойствен большинству
библиографических пособий, в частности
всем без исключения научно-вспомогательным
и рекомендательным. В свою очередь,
ограничительный отбор
Содержательные ограничения в отборе, по сравнению с формальными, более активны по отношению к пользователю, но четкой дифференциации их пока не разработано. Поэтому в каждом конкретном случае составления существуют свои содержательные ограничения. Важно, чтобы из всей массы имеющихся документов были отобраны те, которые связаны с определенной отраслью знания, проблемой, темой, жизнедеятельностью конкретного лица или коллектива и т.п. Качественный отбор связан с оценкой содержания документов, что особенно характерно в случае рекомендательной и имеет место в научно-вспомогательной библиографии. Составителю важно не только основательно знать тему пособия и имеющуюся по теме литературу, но и уметь осуществлять сравнительный анализ научной или художественной значимости, ценности близких по тематике работ, учитывать уровень подготовки, специфику восприятия и особенности психологии различных групп потребителей информации. В составлении библиографических записей реализуется суть этапа библиографирования. Для этого используются самые различные методы и формы воспроизведения получаемых информационных результатов. Особенностям составления основных видов библиографической записи будет посвящен следующий параграф настоящей главы.
4. Этап систематизации включает 4 основных процесса: индексирование и предметизация, библиографическая группировка, составление предварительных замечаний, составление вступительной статьи. Речь идет, в первую очередь, о библиографической систематизации, в результате которой полученный на этапе библиографирования материал в форме библиографических записей преобразуется в библиографическое произведение. Для этого предназначены первые два из вышеперечисленных процессов.
Согласно ГОСТ 7.0-84 библиографическое
пособие представляет собой упорядоченное
множество библиографических
Информация о работе Контрольная работа по библиотечному делу