Контрольная работа по библиотечному делу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:51, реферат

Описание работы

Библиографирование − процесс подготовки библиографической информации.
В своей функциональной модели этот процесс в самом общем виде может быть представлен как триада: библиографирование − библиографическая информация (библиографическая продукция) − библиографическое обслуживание. Согласно принципу деятельности библиографирование - это процесс производства, в нашем случае библиографической информации.

Содержание работы

Задание №1.
Что такое библиографирование и какова взаимосвязь между отдельными его процессами?
Задание №2.
Опишите печатную продукцию, выпускающуюся в России.
Задание №3.
В чем состоит научно-практическое значение библиографии?
Задание №5.
Охарактеризуйте библиотеки федерального значения. Приведите примеры таких библиотек.
Задание №6.
Опишите справочно-библиографический аппарат библиотек.
Задание №7.
Назовите элементы (области) библиографического описания. Скажите, какие из них являются обязательными, а какие - факультативными и почему.
Аргументируйте свое понимание.
Задание №8.
Какие бывают библиографические ссылки, чем обусловлено их различие? Приведите примеры оформления ссылок.
Задание №9.
Назовите варианты построения библиографических списков и скажите, чем они определяются.
Задание №10.
Составьте библиографическое описание 3 книг, которые имеют 2,3,4 авторов и аналитическое библиографическое описание газетной статьи и статьи из сборника. Используйте образцы титульных листов издательской продукции.
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по библиотечному.docx

— 75.49 Кб (Скачать файл)

 

 

ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет»

Заочная форма обучения

====================================================================

 

Студент _____________________ Адрес_____________________________

_____________________________  ____________________________

группа______________________ Шифр ____________________________

(номер зачетной книжки)

 

Контрольная работа №_____

по _____________________________________

 

за ______курс

 

 

 

 

 

 

 

   
   
   
 

Вариант 2

Содержание  

Задание №1.

 Что такое библиографирование  и какова взаимосвязь между  отдельными его процессами?

Задание №2.

Опишите печатную продукцию, выпускающуюся в России.

Задание №3.

В чем состоит научно-практическое значение библиографии?

Задание №5.

Охарактеризуйте библиотеки федерального значения. Приведите примеры  таких библиотек.

Задание №6.

Опишите справочно-библиографический  аппарат библиотек.

Задание №7.

Назовите элементы (области) библиографического описания. Скажите, какие из них являются обязательными, а какие - факультативными и почему.

Аргументируйте свое понимание.

Задание №8.

Какие бывают библиографические  ссылки, чем обусловлено их различие? Приведите примеры оформления ссылок.

Задание №9.

Назовите варианты построения библиографических списков и  скажите, чем они определяются.

Задание №10.

Составьте  библиографическое  описание 3 книг, которые имеют 2,3,4 авторов  и аналитическое библиографическое  описание газетной статьи и статьи из сборника. Используйте образцы  титульных листов издательской продукции.

Список литературы

 

 

 

 

Задание № 1 Что такое библиографирование и какова взаимосвязь между отдельными его процессами?

 

Библиографирование − процесс подготовки библиографической информации.

В своей функциональной модели этот процесс в самом общем  виде может быть представлен как  триада: библиографирование − библиографическая информация (библиографическая продукция) − библиографическое обслуживание. Согласно принципу деятельности библиографирование - это процесс производства, в нашем случае библиографической информации. Но согласно принципу коммуникативности информация вообще, в том числе библиографическая, не существует для общества вне ее материализации, опредмечивания какой-либо знаковой системой (например, естественный язык) и фиксации на каком-либо материальном носителе (например, бумажный лист, экран, дискета). Отсюда уже начинаются противоречия и разночтения в определении библиографирования. Так, ГОСТ 7.0-84 определяет библиографирование как "процесс подготовки библиографической информации". По мнению О.П.Коршунова, библиографирование представляет собой процесс производства (подготовки) документально фиксированной библиографической информации в форме библиографических пособий. В свою очередь, библиографирование включает два основных момента или этапа: 1) преобразование (отражение) первичного документального массива или потока посредством его библиографической обработки в исходную библиографическую информацию поискового или коммуникативного назначения; 2) целенаправленную переработку исходной библиографической информации, ее оценку в соответствии с конкретными потребителями или запросами.

Несмотря на определенную дискуссионность в понимании  библиографирования, сложилась типовая  методика реализации этого процесса. Последний вариант ее предложен  О.П.Коршуновым в вузовских учебниках По его мнению, процесс библиографирования зависит, с одной стороны, от объема, формы и содержания его непосредственных документальных объектов, с другой - от конкретных целевых и читательских установок создаваемой библиографической информации.

В сложившихся условиях мы вынуждены предложить свой вариант  процесса составления библиографических  пособий, включающего 6 основных этапов. По существу - это своеобразная типологическая модель общего характера, которая должна быть конкретизирована применительно к каждому реальному случаю составления библиографических пособий (изданий).

1. Подготовительный этап включает выбор и предварительное изучение темы, разработку проспекта библиографического пособия (издания). Изучение темы будущего пособия имеет два основных аспекта. Во-первых, составитель обязан разобраться в существе проблем, относящихся к теме, чтобы правильно их отразить, не допустить ошибок и пропусков, избежать неквалифицированных оценок и рекомендаций. Для этого необходимо тщательно ознакомиться с литературой данного вопроса. Во-вторых, следует выяснить библиографическую обеспеченность темы, т.е. ознакомиться с уже существующими или намеченными к выпуску библиографическими пособиями той же или близкой тематики. Последнее особенно важно для учета и использования накопленного опыта составления, а также для принятия решения о целесообразности подготовки и издания нового пособия, устранения дублирования и параллелизма в работе.

Другими словами, составитель должен уметь самостоятельно анализировать  конкретную библиографическую продукцию. Более того, необходимо серьезно и  постоянно изучать специальную  литературу, содержащую научное обобщение  практического опыта библиографирования: теоретические труды, рецензии, обзоры библиографической продукции, непосредственно  работы по библиографической методике - рекомендации, инструкции, практические руководства.

После того как тема достаточно изучена, окончательно сформулирована и утверждена, разрабатывается проспект - основной документ, который регламентирует дальнейшую работу. Такой проспект выполняет роль своего рода программы или алгоритма всего процесса подготовки библиографического пособия. Поэтому от тщательности и обстоятельности разработки проспекта во многом зависят качество и эффективность будущего издания. Проспект должен отражать следующие основные моменты:

    • обоснование темы с указанием замысла и раскрытие его главного содержательного аспекта (исторический, теоретический, практический и т.п.);
    • определение типологических особенностей издания и характеристику структуры издания, примерные решения, касающиеся конкретной методики его составления на всех этапах;
    • объем издания, сроки завершения работы, выбор составителей и редакторов.

Важно четко установить, с какой  целью издается пособие, например: в  помощь научной работе, профессионально-производственной деятельности, образованию и самообразованию, рекламно-пропагандистской работе, повышению  квалификации, для первоначального  ознакомления с темой и т.д. От определения целевого назначения во многом зависит решение большинства  других проблем составительской  работы. Цель должна быть указана максимально  точно и конкретно. То же относится  и к читательскому адресу. Попытка  отдельных составителей подготовить  пособие, которое бы одновременно предназначалось  и определенной читательской категории, и всем интересующимся данной проблемой", ошибочна, так как это требует  других приемов библиографирования.

2. Этап поиска - начало непосредственной работы над составлением библиографического издания. Здесь нельзя ограничиться информационным поиском в его узком понимании - как поиска только библиографической информации по заданной теме, следует применять все виды информационного поиска: библиографический, документальный, фактографический. Уже в процессе поиска возникает необходимость в библиографическом оформлении и систематизации полученных материалов. Это предварительная работа, поэтому следует использовать самые простые методы и формы. Например, можно вести библиографическую картотеку, систематизируемую по алфавиту авторов и заглавий. Если такой группировки недостаточно, особенно при наличии большого материала по заданной теме, тогда алфавитный принцип можно дополнить другими - хронологическим, географическим, жанрово-видовым и т.д. Комбинация этих принципов зависит от опыта составления, глубины поиска и других факторов. Предварительная картотека обязательно нужна, так как она поможет в самом начале работы оценить завершенность и эффективность поиска, а от этого, в свою очередь, будет зависеть качество всей последующей составительской работы. Картотека должна отражать все просмотренные документы - первичные и вторичные, которые затем войдут в библиографический список использованных источников информации. Поэтому поисковый этап включает собственно поиск, предварительное библиографическое оформление и систематизацию (группировку) накопленного материала по заданной теме.

3. Этап библиографирования - наиболее сложный из всех этапов составления библиографического пособия, потому и служит до сих пор предметом острых дискуссий. В нашем понимании, он включает общий библиографический анализ, библиографический отбор, составление библиографических записей.

Главная цель такого анализа - подготовить  необходимый материал для последующих  операций составления. Следует не только тщательно изучить каждый найденный  документ по заданной теме, но и внимательно  исследовать такую группу источников, как критические статьи, рецензии, отзывы о произведениях других авторов, материалы научных дискуссий  и т.п. Это во многом облегчит оценку и рекомендацию отобранных в конечном итоге наиболее значимых документов, которые составят содержание библиографического пособия.

Анализ самого документа включает ознакомление с титульными элементами, в том числе с издательской аннотацией (рефератом) или макетом  аннотированной каталожной карточки (МАКК); оглавлением (содержанием), предисловием (послесловием), примечаниями, комментариями  и другими элементами аппарата. В нужных случаях используется выборочное чтение самого текста произведения, особенно введения (вступительной статьи) и заключения. Иногда возникает необходимость изучения дополнительных источников, отражающих сведения об авторе и содержании документа. В отдельных случаях для получения дополнительных сведений целесообразно обращаться к авторитетным в соответствующей области специалистам. Одна из целей общего библиографического анализа - повышение знаний библиографа-составителя до такого уровня, чтобы он мог достаточно свободно ориентироваться по теме пособия.

Для отражения и фиксации результатов  анализа может быть использована предварительная картотека. Полученный в итоге библиографический материал становится исходной базой для библиографического отбора. Задача его - сформировать круг наиболее ценных документов, которые и будут включены в библиографическое пособие. Действенность отбора определяется умением составителя оптимально осуществить предшествующие операции этапа поиска и общего библиографического анализа.

Следует учитывать, что отбор материала  как результат особого процесса библиографирования в той или  иной мере свойствен большинству  библиографических пособий, в частности  всем без исключения научно-вспомогательным  и рекомендательным. В свою очередь, ограничительный отбор выступает  на практике в двух разновидностях: формальный и содержательный. Формальные ограничения могут быть пространственными (на наш взгляд, лучше - источниковедческими) - фонд библиотеки или фонды нескольких библиотек, издательский репертуар, книготорговый ассортимент; формально-издательскими - вид издания, тираж, объем, способ размножения и т.д.; хронологическими - учетный период, время написания или издания; территориальными, языковыми, авторскими и др. При таком отборе не затрагивается содержание, тематика документов. В реальной библиографической практике формальные ограничения отбора нередко используются в различных сочетаниях. Типичный пример - "Книжная летопись": здесь отбор ведется по формально-издательскому (книги, брошюры, авторефераты), территориальному (издания, вышедшие в свет на территории РФ), хронологическому (издания, выпущенные и поступившие в РКП за последнюю неделю) критериям.

Содержательные ограничения в  отборе, по сравнению с формальными, более активны по отношению к пользователю, но четкой дифференциации их пока не разработано. Поэтому в каждом конкретном случае составления существуют свои содержательные ограничения. Важно, чтобы из всей массы имеющихся документов были отобраны те, которые связаны с определенной отраслью знания, проблемой, темой, жизнедеятельностью конкретного лица или коллектива и т.п.  Качественный отбор связан с оценкой содержания документов, что особенно характерно в случае рекомендательной и имеет место в научно-вспомогательной библиографии. Составителю важно не только основательно знать тему пособия и имеющуюся по теме литературу, но и уметь осуществлять сравнительный анализ научной или художественной значимости, ценности близких по тематике работ, учитывать уровень подготовки, специфику восприятия и особенности психологии различных групп потребителей информации. В составлении библиографических записей реализуется суть этапа библиографирования. Для этого используются самые различные методы и формы воспроизведения получаемых информационных результатов. Особенностям составления основных видов библиографической записи будет посвящен следующий параграф настоящей главы.

4. Этап систематизации включает 4 основных процесса: индексирование и предметизация, библиографическая группировка, составление предварительных замечаний, составление вступительной статьи. Речь идет, в первую очередь, о библиографической систематизации, в результате которой полученный на этапе библиографирования материал в форме библиографических записей преобразуется в библиографическое произведение. Для этого предназначены первые два из вышеперечисленных процессов.

Согласно ГОСТ 7.0-84 библиографическое  пособие представляет собой упорядоченное  множество библиографических записей, объединенных по какому-либо признаку. Правда, в свете такого определения (по одному признаку) мы получим библиографическое пособие с самой простой структурой, т.е. библиографический список. Помимо формальных способов систематизации в библиографии используются еще два вида систематизации содержательного характера: библиографическая классификация - по какой-либо схеме классификации документов; библиографическая предметизация - непосредственно по содержанию документа путем определения ключевых слов или дескрипторов. Как известно, в библиографической литературе и в ГОСТ 7.0-84 принят еще один вид библиографической систематизации - "библиографическая группировка", определяемый в очень ограниченном значении: "объединение библиографических записей в группы по заданным признакам" [ГОСТ.7.0-84. С. 13].

Информация о работе Контрольная работа по библиотечному делу