Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:32, контрольная работа
Общение – 1)это, сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, возникает на основе потребностей и совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого,2) это взаимодействие субъектов через знаковые средства, вызванное потребностями совместной деятельности и направлена на значимые изменения состояния, поведения партнера.
Деловое общение как социально-психологическая проблема современного общества…………………………………………………….………………………..3
Практическое задание:
1 Ситуационное задание (практическая задача)…………………………….13
2 Оформление документов…………………………………………………...15
Акт………………………………………………………………………15
Протокол………………………………………………………………..16
Выписка ………………………………………………………………...17
Приказ ………………………………………………………………….18
Указ……………………………………………………………………..19
Письмо………………………………………………………………….20
Автобиография…………………………………………………………21
Резюме…………………………………………………………………..22
Характеристика…………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………………...........24
Содержание:
Деловое общение как социально-психологическая
проблема современного общества…………………………………………………….…
Практическое задание:
1 Ситуационное задание (практическая задача)…………………………….13
2 Оформление документов………………………………………………….
Акт………………………………………………………………………
Протокол…………………………………………………………
Выписка ………………………………………………………………...17
Приказ ……………………………………………………………
Указ……………………………………………………………………
Письмо………………………………………………………………
Автобиография……………………………………………
Резюме………………………………………………………………
Характеристика…………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….....
1. Деловое общение как социально-психологическая проблема современного общества
Общение – 1)это, сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, возникает на основе потребностей и совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого,2) это взаимодействие субъектов через знаковые средства, вызванное потребностями совместной деятельности и направлена на значимые изменения состояния, поведения партнера.
Различают следующие виды общения:
1) социально ориентированное, при котором
общественные отношения выражены наиболее
ярко (доклад, лекция и т. п.);
2) групповое предметно ориентированное
общение, при котором четко обозначены
отношения, обусловленные совместной
деятельностью;
3) личностно ориентированное, общение,
то есть общение одного человека с другим.
Главным средством общения в человеческом обществе является речь. Также широко используются неречевые - невербальные — средства (мимика, пантомимика, жесты и т. д.).
Уровни общения. Б. Ф. Ломов предлагает выделить
следующие уровни общения:
1) макроуровень — общение индивида с другими
людьми в соответствии со сложившимися
общественными отношениями, традициями,
обычаями;
2) мезауравень — общение в пределах содержательной
темы, одноразовое ИЛИ многоразовое во
времени;
3) микроуровень — акт контакта, несущий
элемент содержания и выражающийся в определенных
внешних показателях (вопрос-ответ, рукопожатие,
мимический и др.).
А. Б. Добрович выделяет конвенциальный, примитивный, манипуляционный, стандартизованный, деловой, игровой и духовный уровни общения.
Структура общения между людьми состоит из интерактивной, коммуникативной и перцептивной сторон.
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Коммуникативная сторона общения
В свою очередь коммуникативная сторона общения бывает вербальной (передача информации при помощи речи) и невербальной (передача информации посредством различных действий).
Вербальные средства коммуникации – это письменная (в ее смысловом значении) и устная речь.
Невербальные средства коммуникации:
- околоречевые средства, то есть темп, интонация, громкость, тембр голоса, дикция, ритм речи и так далее;
- зоны общения, то есть дистанция, расстояние между участниками общения;
- кинесические средства, то есть походка, жесты, поза тела, мимика, прикосновение к партнёру и др.;
- место и время общения;
- запахи: индивидуальные или окружающей среды;
- почерк, одежда, аксессуары, причёска и прочее.
Перцептивная сторона общения
Перцепция социальная — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел американский психолог Дж. Брунер.
Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено, прежде всего, не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных (казуальная атрибуция)
Механизмы перцептивной стороны общения:
Идентификация - предположение о внутреннем мире партнера, на основе попытки поставить себя на его место.
Эмпатия - сочувствие, сопереживание партнера- это эмоциональный отклик на проблемы другого человека, понимание внутреннего мира партнера.
Рефлексия - предполагает осознание индивида, того как он воспринимается и понимается партнером.
Стереотип - упрощенное или искаженное представление, которое складывается у человека, под влиянием существующих в обществе мнений.
Антропологические стереотипы - стереотипы внешности.
Социальные стереотипы - профессиональные и статусно-ролевые предположения о психологических качествах личности.
Эмоционально эстетические стереотипы - суждения о психологических качествах, дается на основе физиологической привлекательности.
Проекция - это механизм, который проявляется в сознательном или не осознанном наделении другого человека качествами присущих самому субъекту.
Казуальная атрибуция - предписывание причин. Механизм объяснения причин поведения другого человека руководствуясь, своими наблюдениями.
Обратная связь в общении.
При межличностном взаимодействии важно быть открытым и искренним. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в своих отношениях с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Обратная связь — это еще и сообщение другому человеку, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.
Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение и выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлиянии людей, складывающихся в их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответные реакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведение А.
В интерактивной стороне общения рассматривается характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Стили поведения в конфликтной
ситуации:
Уклонение (избегание, уход). Данная форма
поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права,
сотрудничать для выработки решения, воздерживается
от высказывания своей позиции, уклоняется
от спора. При таком стиле предполагается
тенденция ухода от ответственности за
решения.
Конкуренция (противоборство) характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей власти, принуждения, иных средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него.
Приспособление (уступчивость). Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.
Сотрудничество означает, что индивид проявляет активность в поисках решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывает при этом и свои интересы. Предполагаются открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон.
При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особенно никто не выигрывает, но и не теряет.
Барьеры в общении.
Барьеры взаимодействия
Мотивационный барьер возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт, например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленная прибыль. В таком случае лучше с самого начала выяснить намерения друг друга, согласовать мотивы сотрудничества. Если это не удастся, совместная работа обречена на неудачу.
Барьер некомпетентности. Некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени. Если партнер совсем не разбирается в проблеме, лучше вежливо «свернуть» разговор; если он владеет вопросом частично, а обратиться больше не к кому, нужно ввести его в курс дела, не подчеркивая при этом свою большую осведомленность.
Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей. Идти ли на компромисс, каждый решает сам, а вот пытаться перевоспитать или стыдить партнера не рекомендуется.
У каждого человека свой стиль общения. Он зависит от темперамента, характера, мировоззрения и формируется под влиянием воспитания, окружения, профессии. Поэтому в деловом общении часто может возникать барьер стилей общения. Содержание стиля общения составляют
·преобладающий мотив общения (взаимодействие, самоутверждение, эмоциональная поддержка собеседника и т.п.);
·отношение к другим людям (мягкость, доброжелательность, терпимость, жестокость, рационализм, эгоцентризм, предубежденность и т.п.);
·отношение к себе (самолюбование, признание своих недостатков, отстаивание «чести мундира», навязывание своего мнения и т.п.);
·характер воздействия на людей (давление, принуждение, манипуляция, сотрудничество, личный пример, невмешательство и т.п.).
Как же сделать так, чтобы стиль общения партнера не стал препятствием в общении с ним? Необходимо осознать, что стиль поведения человека – это проявление его глубинных сущностных характеристик, и. если это не мешает делу, его следует принимать, каким бы ни было наше отношение.
Барьеры восприятия и понимания.
Эстетический барьер возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе. Преодолеть внутреннее препятствие к ведению разговора трудно, и, тем не менее, если этот контакт очень нужен, нельзя показывать, что нас что-то коробит.
Комфортному общению может препятствовать и разное социальное положение партнеров, особенно если один из них привык испытывать трепет перед начальством. Избавиться от такого отношения помогает следующая установка перед разговором: «Начальник такой же человек, как и я. Ему присущи все человеческие слабости. У меня нет причин для волнения. Я буду говорить спокойно и просто, рассчитывая на понимание. Я уважаю себя и свое дело, и он это почувствует».
Барьер отрицательных эмоций возникает в общении с расстроенным человеком. Если партнер, который обычно с вами вежлив, встречает вас нелюбезно, разговаривает, не поднимая глаз и т.п., не спешите принимать это на свой счет: может, он не в состоянии справиться с плохим настроением из-за хода собственных дел, семейных неурядиц и т.п. Необходимо, придя на встречу заранее, постараться узнать, какая обстановка на фирме, в каком настроении деловой партнер. Иногда бывает лучше перенести разговор на другое время. Если это невозможно, то надо в начале разговора помочь партнеру улучшить его эмоциональное состояние.
Состояние здоровья человека, физическое или духовное, также влияет на то, как человек общается. Наблюдательным людям не составляет большого труда по внешним признакам догадаться о том, что происходит с человеком, выбрать соответствующий тон, слова или сократить время общения, чтобы не утомлять собеседника, которому нездоровится.
Психологическая защита, выстраиваемая деловым партнером, - серьезный барьер общения. Осознав, что барьер в общении с неудобным сотрудником или партнером вызван его желанием защититься, попробуйте изменить отношение к нему, и сложности в общении с таким человеком постепенно исчезнут.
Информация о работе Контрольная работа по "Деловому общению"