Международные межбанковские системы расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы по дисциплине "Деньги, кредит, банки" является характеристика и изучения межбанковских систем безналичных расчетов иностранных и российских банков
Для реализации этой цели необходимо разрешить следующие задачи:
- определение термина "электронные расчеты", методы использования, плюсы и минусы;
- изучить межбанковские системы электронных расчетов;
- рассмотреть возможные перспективы развития технологии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Электронная система расчетов………………………………………………………….4
2. Всемирная межбанковская система SWIFT……………………………………………6
2.1 SWIFT: понятие, виды операций, преимущества и недостатки…………….6
2.2 SWIFT в России……………………….………………………………………...9
3. Электронные системы межбанковских расчетов……………………………………..11
3.1 FEDFIRE………………………………………………………………………..13
3.2 CHIPS…………………………………………………………………………...15
3.3 CHAPS ………………………………………………………………………….17
3.4 TARGET и EURO 1…………………………………………………………….19
4. Электронные платежи в банковской системе России……………………………...…21
Заключение……………………………………………………………………………….…25
Список использованной источников ..…………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 58.83 Кб (Скачать файл)

В системах валовых расчетов в реальном времени каждый платеж проводится индивидуально и сразу  после поступления его в банк, поэтому платежи не скапливаются к концу операционного дня, как  это имеет место в клиринговых  системах.

Клиринг может быть организован  как через крупные коммерческие банки, так и через клиринговые  палаты. Отличительной особенностью клиринговых палат (по сравнению  с обычными банками) является наличие  специальной лицензии ЦБ РФ, которая  дает им право производить клиринговые  операции между различными банками, но запрещает заниматься кредитованием.

Преимущество клиринговых  центров и расчетных палат  заключается в том, что они  строятся на принципе зависимости от коммерческих банков (своих учредителей), которые готовы нести как юридическую, так и экономическую ответственность  перед участниками расчетов. Кроме  того, с апробированием клиринговых  центров происходит формирование цивилизованного  рынка свободных капиталов.

Особую роль в функционировании платежной системы играют форматы  электронных документов при обмене между участниками процесса. Формат электронного документа - это форма  электронного документа в конкретной системе расчетов.

Основной целью разработки единых форматов электронных документов являлись стандартизация способов и  средств взаимодействия систем автоматизации  различных производителей, используемых в расчетной системе Банка  России и кредитных организациях, упрощение существующих форматов электронных  документов, переход к международным  стандартам обмена коммерческой информацией  в электронном виде.

Внедрение унифицированных  форматов электронных документов позволило  значительно сократить время  проведения безналичных платежей, повысило надежность платежной системы в  целом и снизило затраты на поддержку программных комплексов Банка России и кредитных организаций.

Одной из важнейших задач  при разработке унифицированного формата  платежной системы России стал выбор  базового формата. Наряду со многими  существующими форматами был  рассмотрен SWIFT-формат, обладающий глубокой технологической и методической проработкой, накоплен богатый опыт их применения.

Была выполнена проработка схемы применения в расчетной  системе России двух форматов - SWIFT и  унифицированных форматов Банка  России, т. е внедрение конвертора из унифицированного формата Банка  России в формат SWIFT и обратно. Основная идея этой схемы заключается в  том, что кредитные организации  могут использовать транспортную систему SWIFT для доставки платежных инструкций в Банк России. Создается система, которая позволяет банкам передавать сообщения, как в формате Банка  России, так и в формате SWIFT, т.е. обеспечивается инвариантность форматов сообщений. Это очень важно и  связано с тем, что Банк России должен активно участвовать в  создании межгосударственной платежной  системы стран СНГ.

Исходя из того, что SWIFT получил  достаточное распространение в  платежной системе страны, создан особый стандарт SWIFT-RUR 6, который позволяет  работать со SWIFT-сообщениями в платежной  системе Банка России и не вкладывать средства в новые рабочие места  для взаимодействия с Банком России.

Развиваясь и прогрессируя в соответствии с последними достижениями в области финансовых и информационных технологий, SWIFT в 2003 г. завершил переход  на принципиально новую скоростную сеть передачи и обработки сообщений SWIFTNet. А в 2004 г. была успешно завершена  миграция российских пользователей SWIFT на SWIFTNet. В связи с переходом  на SWIFTNet существенно расширился спектр служб и сервисов, доступных пользователям SWIFT. Доступ пользователей обеспечивается на базе единой технологической инфраструктуры, гарантирующей защищенность, эффективность  и высокую надежность осуществления  операций. SWIFTNet позволяет проводить  расчеты и получать информацию о  совершенных транзакциях в режиме реального времени, осуществлять массовые платежи с минимальными операционными  расходами, внедрять решения для  фондового рынка и отдельных  бизнес - задач банка.

В настоящее время Банк России реализует ряд решений, направленных на модернизацию инфраструктуры платежной  системы, которые позволили бы внедрять новые платежные технологии, которые  активно развиваются на Западе и  которые соответствовали бы уровню экономического развития страны.

Модернизация платежной  системы России приведет к существенному  ускорению оборачиваемости денежных средств, расширению временных рамок  работы. Переход к работе в режиме реального времени означает переход  к такому уровню качества системно-технических  решений в осуществлении расчетов, когда время, необходимое для  проведения всех процедур по передаче банковской информации между кредитными учреждениями и ее проверки, будет  измеряться секундами, когда момент списания средств со счета плательщика  будет совпадать с моментом зачисления средств на счет получателя этих средств. Это возможно лишь при условии  полной автоматизации всех организационных  и бухгалтерских процедур при  наличии соответствующей технической  базы. Потребуется адекватное техническое  оснащение не только учреждений Банка  России, но и всех кредитных организаций, совершенствования и унификации стандартов на применяемую ими технику  и программное обеспечение, системы  обеспечения безопасности, что требует  колоссальных затрат материально-технических  и финансовых ресурсов.

 

 

 

 

Заключение

В заключение данной работы необходимо отметить всю важность и  актуальность безналичных расчетов в экономике любой страны. Использование  самых современных информационных технологий приносит банкам много преимущества. Эти преимущества можно разделить на две группы: способствующие поддержанию солидной репутации банка, и увеличивающие количество клиентов и денежный оборот банка.

В банковской системе сегодня  применяется самое современное  сетевое и телекоммуникационное оборудование. От правильного построения сетевой структуры банковской системы  зависит эффективность и надежность её функционирования. Интерес к развитию компьютеризированных банковских систем определяется не желанием извлечь сиюминутную  выгоду, а, главным образом, стратегическими  интересами. Вкладывая средства в  программное обеспечение, компьютерное и телекоммуникационное оборудование и создание базы для перехода к  новым вычислительным платформам, банки, в первую очередь, стремятся к  удешевлению и ускорению своей  рутинной работы и победе в конкурентной борьбе.

Организация телекоммуникационных взаимодействий - серьезная проблема и в ближайшее время темпы  развития банковских электронных систем будут стремительно расти. Практически  все появляющиеся сетевые технологии будут быстро браться банками  на вооружение. Неизбежны процессы интеграции банков в рамках национальных и мировых банковских сообществ. Это обеспечит постоянный рост качества банковских услуг, от которого выиграют, в конечном счете, все - и банки  и их клиенты.

В последние годы банковская система нашей страны переживает бурное развитие. Несмотря на существующие недостатки российского законодательства, регулирующего деятельность банков, ситуация неуклонно меняется к лучшему. Сегодня все больше банков делает ставку на профессионализм своих  сотрудников и новые технологии. Быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков информации является одной из главных задач любой крупной финансовой организации. В соответствии с этим очевидна необходимость обладания вычислительной сетью, позволяющей обрабатывать все возрастающие информационные потоки. Кроме того, именно банки обладают достаточными финансовыми возможностями для использования самой современной техники.

Подводя итог, хочу сказать, что развитие электронных платежей заставляет банки страны, активно  овладевать передовой технологией, стремиться перенять международный  опыт расчетов. Общемировая же тенденция  в этой области - вытеснение из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков.

Список использованной литературы

1.Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 № 395-1

2.Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи" №1-ФЗ, 10.01.2002 г.

3.Указ президента РФ №611 "о мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена" от 12 мая 2004 г. (ред.03.03.2006 г)

4.Рудакова О.С. "Банковские электронные услуги": Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010.

5.Балабанов И.Т. "Банки и Банковское дело", Серия "краткий курс", Учеб. пособие - СПб.: Питер, 2003.

6.Тавасиева А.М. "Банковское дело. Управление и технологии": Учебник 2-е издание - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

7.Коробовой Г.Г. "Банковское дело": Учебник издание с изменениями - М.: Экономистъ, 2006.

8.Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/под ред.Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994.

9.Буевич С.Ю., Королёв О.Г. "Анализ финансовых результатов банковской деятельности" учебное пособие, 2-е издание, Москва 2005

10.Аксаков А. "Будущее российских банков - за информационными технологиями" Банковские технологии, 2007

11.Иванов А.Н. "Банковские услуги: зарубежные и российский опыт" - М.: Финансы и статистика, 2008

12.Крахмалев С.В. "Современная банковская практика проведения международных платежей", М.: ГроссМедиа, 2007

13Гусев А. "WEB-технология в России. Опыт создания банковского продукта", Финансы, 2007.

14.Робу К. "Российский рынок факторинга - два сценария дальнейшего развития", Банки и деловой мир, 2008

15.Березин М.П. "Организация безналичных расчетов", М.: Эксперт, 2007.

 


Информация о работе Международные межбанковские системы расчетов