Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:33, реферат
Завершающий этап работы с документами в делопроизводстве — обработка дел для их дальнейшего хранения и использования. Обработка дел для хранения включает проведение экспертизы научной и практической ценности документов, оформление дел, составление описи на дела постоянного и временного (свыше 10 лет) сроков хранения.
В результате деятельности организаций, предприятий и учреждений создаются документы, имеющие различное научное и практическое значение. Значительная часть их несет в себе информацию разового характера. После использования этой информации в оперативных целях такие документы теряют значение и дальнейшее их хранение нецелесообразно. Другие документы сохраняют свое значение в течение ряда лет.
На Тему: «Подготовка дел к архивному хранению и хранение документов»
Экспертиза ценности документов
Завершающий этап работы
с документами в
В результате деятельности
организаций, предприятий и
В связи с этим
определены разные сроки
Экспертиза ценности документов — это отбор документов на государственное хранение или установление сроков их хранения на основе принятых критериев*.
Возможность и длительность
использования документов
В обобщенном виде
задачи экспертизы ценности
• отбор документов,
имеющих политическое, хозяйственное,
научное, культурное значение, для
последующей передачи их на
постоянное хранение в
• отбор на временное
хранение документов, не представляющих
научно-исторической ценности, но
сохраняющих практическое
• выделение к уничтожению
документов, не имеющих научной
ценности и утративших
• установление или
изменение сроков хранения
Документы оцениваются
на основании принципов
Критерии оценки документов.
Критериями оценки происхождения являются:
роль и место организации в
системе государственного управления,
значимость выполняемых функций, время
и место образования
Критерии оценки содержания
— значимость события,
Критерии оценки внешних
особенностей документа — это
юридическая достоверность (
Рассмотрим некоторые критерии.
1. Значимость учреждения
или лица, в результате деятельности
которых созданы документы. В
процессе деятельности
Документы личного
происхождения, отражающие
2. Значимость содержания
документов. В общем массиве документации
имеются документы, отражающие
деятельность учреждения, и документы,
играющие вспомогательную роль,
нужные для текущей (
К первой группе документов,
наиболее полно отражающих основную
деятельность учреждений, относится
организационно-
Документы второй группы имеют справочное назначение (документы оперативной и бухгалтерской отчетности и учета и др.) и теряют свое значение через год, три или пять лет.
3. Время и место образования
документов. Этот критерий является
важным для экспертизы. В истории
нашего общества были периоды,
насыщенные событиями особой
важности. Это периоды войн, революций,
реконструкции народного
4. Подлинность и копийность документов. При отборе на хранение предпочтение всегда отдается подлинным документам. Согласно ГСДОУ, копии документов, отправляемых учреждениями, должны быть заверены, иметь номер и дату. Работники службы делопроизводства должны своевременно оформлять копии документов, особенно документов постоянного срока хранения. Это необходимо для их будущего использования.
5. Юридическую силу имеют
главным образом правильно
6. Дублетность документов. Этот критерий играет большую роль при отборе документов на государственное хранение в связи с широким распространением дублетных документов. Дублетный документ — это один из размноженных экземпляров подлинника. Они бывают машинописные, в виде ксерокопий, отпечатанные на ротаторе, ротапринте, выполненные при помощи другой множительной техники. Если материалы учреждений передаются в разные архивы (например, фонд вышестоящего учреждения находится в Российском государственном архиве экономики, а подведомственного — в областном архиве), то такая дублетность в масштабе Архивного фонда страны представляется целесообразной.
7. Поглощенность содержания.
Этот критерий применяется при
экспертизе плановой и
8. Физическое состояние
документа. Этот критерий
Экспертиза ценности документов проводится на основе перечней — систематизированных списков видов и категорий документов, содержащих нормативные указания о сроках их хранения. Перечни документов позволяют установить сроки хранения или возможность уничтожения многих управленческих документов без их дополнительного изучения.
Экспертные комиссии. Экспертиза ценности в делопроизводстве проводится при составлении номенклатуры дел, при формировании дел и проверке правильности отнесения документов к делам, а также при подготовке дел к последующему хранению и при выделении дел на уничтожение.
Для организации и
проведения экспертизы
ЦЭК и ЭК — совещательные органы. Они работают в постоянном контакте с экспертно-проверочными комиссиями (ЭПК) соответствующего архивного учреждения, от которого получают указания организационно-методического характера.
ЭК учреждения формируется в соответствии с приказом руководителя организации и обычно включает три — пять наиболее квалифицированных работников, имеющих большой опыт работы, хорошо знающих структуру, функции, делопроизводство и состав документации данного учреждения. В состав комиссии обязательно входит лицо, ответственное за архив. Председателем ЭК должен быть один из заместителей руководителя учреждения. В состав ЦЭК включается также представитель архивного органа.
Общий порядок организации работы ЦЭК (ЭК) определен Основными правилами работы ведомственных архивов и Примерными положениями о Центральной экспертной комиссии (ЦЭК) министерства (ведомства) Российской Федерации (1998 г.) и Экспертной комиссии (ЭК) (1999 г.) (см. приложения 6 и 7). На основе Примерных положений должны разрабатываться положения об экспертной комиссии (или ЦЭК) конкретной организации, предприятия.
В своей работе комиссии
руководствуются Положением об
Архивном фонде РФ, требованиями
ГСДОУ, Основными правилами
В соответствии с
Основными правилами работы
• организация ежегодного
отбора документов на хранение;
рассмотрение годовых разделов
описей дел постоянного
• рассмотрение вопросов о приеме на ведомственное хранение документов личного происхождения;
• подготовка и внесение
на рассмотрение ЭПК
• участие в подготовке
и рассмотрении проектов
• рассмотрение перечней
и описей особо ценных дел;
методическое руководство и
• организация и
проведение совместно со
Для государственных
организаций или для
Не реже двух раз в год ЭК проводит заседания, на которых решения принимаются коллегиально большинством голосов. Протоколы заседаний подписывают председатель и секретарь комиссии. Руководитель организации утверждает протоколы ЭК только после их рассмотрения и утверждения ЭПК соответствующего архивного учреждения, если последняя приняла решение о:
• одобрении описей на дела постоянного хранения и по личному составу;
• изменении сроков хранения документов;
• одобрении проектов типовых и примерных номенклатур дел;
• установлении сроков хранения документов, не предусмотренных номенклатурами дел и перечнями документов.
Информация о работе Подготовка дел к архивному хранению и хранение документов