Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 23:48, курсовая работа
Архив – совокупность архивных документов, а также архивное учреждение или структурное подразделение государственного органа, предприятия, учреждения, организации, осуществляющие комплектирование, учёт, хранение и использование архивных документов.
По истечении указанных сроков, документы постоянного хранения, передаются в установленном комплекте, в упорядоченном состоянии, с соответствующим научно – справочном аппаратом и страховыми копиями, на особо ценные и уникальные документы на постоянное хранение в государственные архивные учреждения.
Листы в деле (за исключением листов с заверительной надписью и внутренней описи) нумеруются арабскими цифрами валовой нумерацией в правом верхнем углу, не задевая текста, черным графитным карандашом. Листы дел, состоящих из нескольких томов или частей, нумеруются по каждому тому или части отдельно.
Фотографии, чертежи, диаграммы
и другие иллюстративные и специфические
документы, представляющие самостоятельный
лист в деле, нумеруются на оборотной
стороне в левом верхнем углу.
Лист с наглухо наклеенными
Сложенный лист разворачивается и нумеруется в правом верхнем углу. При этом лист любого формата, пришитый за один край, нумеруется как один лист; лист, сложенный и подшитый за середину, подлежит перешивке или нумеруется как два листа. Подшитые в дело конверты с вложениями нумеруются; при этом каждое вложение в конверте нумеруется очередным номером вслед за конвертом. Если вложение пронумеровать нельзя (медали, ткани и т.п.), наличие их оговаривается в заверительной надписи.
На заверенные дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, прошедшие экспертизу ценности, оформленные в соответствии с настоящими требованиями, ежегодно составляются описи. В организациях, с небольшим объемом ежегодно образующихся дел за несколько лет. На дела временного (до 10 лет включительно) хранения описи не составляются.
Отдельные описи составляются на дела постоянного хранения; дела по личному составу; дела временного (свыше 10 лет) хранения. Отдельные описи могут составляться также на личные дела; отчеты по научным темам; рационализаторские предложения и т.д.
В организациях, имеющих структурные подразделения и большой объем документов по каждому подразделению, описи на дела постоянного хранения составляются каждым структурным подразделением под непосредственным методическим руководством архива организации в течение двух лет после их завершения и в соответствии с утвержденным руководством организации графиком. По этим описям документы сдаются в архив организации. Описи, подготовленные структурными подразделениями, служат основой для подготовки сводной описи организации в целом, которую готовит архив организации в соответствии с правилами.
Описи дел структурных подразделений составляются в зависимости от порядка, устанавливаемого инструкцией по делопроизводству организации, работниками службы ДОУ или лицами, ответственными за ведение делопроизводства в структурных подразделениях под методическим руководством архива организации.
Глава 2. Экспертиза ценности документов.
Под экспертизой документов понимается их изучение и определение научного, народнохозяйственного, культурного и другого государственного значения в целях установления сроков хранения и отбора для включения в состав Национального архивного фонда. Необходимость проведения экспертизы ценности документов объясняется различным их значением.
Одни из них отражают развитие науки, культуры, народного хозяйства, внешнюю политику государства, работу государственного аппарата, а также производственную, научную, общественную и другую деятельность отдельных лиц. Эти материалы могут служить источником научных исследований во всех областях знаний, поэтому ценность их носит постоянный характер, не ограниченный каким – либо определенным сроком хранения.
Другие документы содержат
сведения, необходимые лишь для текущей
практической деятельности учреждения
и отдельных граждан. Документа
научного значения должны вечно храниться
в государственных архивах
Основная задача экспертизы
сегодня заключается в
Вторая задача экспертизы
– определить состав документов, соответствующих
профилю каждого
В задачу экспертизы ценности документов входит также обеспечение полноты состава документов учреждений, организаций, восполнение утраченных документов.
Систематическое увеличение
количества документов влияет на задачи
и методы проведения экспертизы. Одна
из существенных задач экспертизы –
изыскание путей уменьшения количества
документов, оставляемых на хранение,
но при условии обеспечения целей
науки и государства
Экспертиза ценности документов осуществляется в несколько этапов. Первый этап – оценка документов в делопроизводстве, проводимая с целью определения возможных сроков хранения различных категорий дел. Результаты ее находят отражение в номенклатурах дел.
Окончательное освобождение от документов, не подлежащих хранению, осуществляется в архиве учреждения на втором этапе экспертизы. Существенную помощь учреждениям в отборе документов оказывают перечни дел, подлежащих приему на государственное хранение. Такие перечни являются ценным пособием и составляются по отдельным учреждениям, по группам однородных учреждений, по видам документации. Перечни дел, подлежащих приему на государственное хранение, берутся за основу при составлении номенклатур дел и перечней дел со сроками хранения.
Третий этап экспертизы – окончательный отбор документов на постоянное хранение в государственных архивах.
Для организации и проведения
методической и практической работы
по экспертизе ценности документов и
подготовке их к передаче на архивное
хранение в организациях создаются
экспертные комиссии. С этой же целью,
а также для осуществления
руководства и координации
Центральная экспертная комиссия назначается приказом руководителя из числа наиболее квалифицированных специалистов организации. Основная функция (ЦЭК) – рассмотрение и принятие решений по методическим и практическим вопросам экспертизы ценности документов в делопроизводстве. Она выносит решения об одобрении и представлении на утверждение в установленном порядке описей дел постоянного хранения и описей дел долговременного (свыше 10 лет) хранения, актов о выделении к уничтожению документов и дел, сроки, хранения которых истекли, графиков передачи дел на государственное хранение.
Экспертная служба принимает участие в подготовке и рассмотрении номенклатуры дел учреждения, методических пособий по организации документов в делопроизводстве и подготовке их для последующего хранения.
2.1. Порядок проведения экспертизы ценности документов
Первый этап экспертизы ценности
документов проводится в текущем
делопроизводстве в процессе формирования
дел.
В течение года весь комплекс дел минувшего
года должен находиться в структурном
подразделении, так как эти документы
могут быть нужны в процессе деятельности
организации.
В это же время в структурных подразделениях
проводится подготовка дел к последующему
хранению в архиве, то есть второй этап
экспертизы ценности документов.
Сдача дел в архив организации проводится
не позднее чем через 3 года после окончания
их делопроизводством.
Экспертизе ценности подлежит весь комплекс
документов, образовавшихся в деятельности
организации.
Методика проведения первого этапа экспертизы
ценности требует начинать изучение документов
с ведущих структурных подразделений,
а в пределах каждого структурного подразделения
— с дела № 1 по номенклатуре, то есть с
вопросов руководства, планирования, финансирования,
контроля работы организации, деятельности
подведомственных организаций, результатов
этой работы. Только при такой последовательности
можно изучить полный комплекс документов.
Второй этап экспертизы ценности начинается
в структурных подразделениях с разделения
годового комплекса дел на группы по срокам
хранения: постоянного, длительного (свыше
10 лет), временного (до 10 лет включительно).
Ответственный момент экспертизы — выявление
документов, содержащих повторяющуюся
информацию. На постоянное хранение оставляют
документы, содержащие наиболее полную
информацию.
Не допускается отбор документов для хранения
и выделения к уничтожению только на основании
заголовка дела. Необходимо все дела постоянного
хранения и с отметкой ЭПК просмотреть
полистаю в целях выявления и изъятия
ошибочно попавших в дело малоценных документов.
Такие документы нужно выделить к уничтожению
или обосновать их хранение.
В ходе изучения дел изымаются ошибочно
оставленные в делах черновики, дублетные
экземпляры.
Определенную группу составляют дела
с отметкой ЭПК, так как в процессе экспертизы
будет решаться вопрос о сроках их хранения.
Дела с отметкой ЭПК, содержащие документы
постоянного хранения, подлежат переформированию.
Выделенные из их состава документы постоянного
хранения присоединяются к однородным
делам или оформляются в самостоятельные
дела.
Подшивка вновь сформированных дел производится
только после завершения экспертизы ценности
документов.
Окончательное решение по результатам
экспертизы принимает ЭК или ЦЭК организации.
Подготовка электронных документов при
отборе их к передаче в архив организации
состоит из следующих этапов:
• составление описей
дел постоянного хранения, временного
хранения (свыше 10 лет) и по личному составу
(в зависимости от состава и объема электронных
документов (ЭД), отнесенных к составу
Архивного фонда Российской Федерации);
• проверка физического
состояния документов на машинных носителях,
предназначенных для передачи в
архив;
• запись ЭД на машинные носители;
• проверка качества записи;
• описание ЭД;
• проставление архивных шифров
на единицах хранения (на футлярах) в
соответствии с архивной описью электронных
документов постоянного хранения и
по личному составу;
• подготовка комплекта
сопроводительной документации.
В сопроводительной
документации ЭД отражается следующая
информация: название документа, дата
его создания, характеристика содержания
(аннотация), электронный формат, объем
документа.
Результатом экспертизы
ценности документов в структурном подразделении
являются годовые разделы описи дел постоянного,
долговременного хранения и по личному
составу, а также акты о выделении к уничтожению
дел данного структурного подразделения.
В акты на уничтожение
включаются только те дела, срок хранения
которых уже истек.
Акт составляется,
как правило, на дела всей организации
и утверждается руководителем организации
после того, как опись дел постоянного
хранения за этот год утвердит ЭПК архивного
учреждения (если организация передает
свои документы на хранение в государственный
архив).
Если в акте указаны дела нескольких структурных
подразделений, то название каждого структурного
подразделения указывается перед группой
заголовков дел данного подразделения.
Заголовки однородных дел, отобранных
для уничтожения, вносятся в акт под общим
заголовком с указанием количества дел,
отнесенных к данной группе.
Составление акта на уничтожение документов
возможно только после составлении годовых
разделов сводных описей на дела постоянного
хранения и описей дел по личному составу
за соответствующий период и утверждения
их руководителем.
Глава 3. Передача дел на архивное хранение
3.1 Подготовка и передача дел в архив
Подготовка исполненных документов к последующему хранению является завершающим этапом процесса делопроизводства. Основная цель хранения документов – это создание условий для их использования в справочной работе учреждений и пополнение Государственного архивного фонда Российской Федерации.
Подготовка исполненных документов к хранению включает:
-экспертизу ценности документов;
-оформление документов, сдаваемых в архив;
-составление описи документов постоянного и долговременного хранения;
-обеспечение сохранности дел;
-передачу дел в архив.
Все дела, отобранные на архивное хранение, требуют дополнительное оформления. При оформлении должна быть проделана следующая работа:
Документы в деле переформировывают
и располагают в
Нумеруют листы дела в правом верхнем углу (простым карандашом или нумератором);
В конце дела подшивают заверительный лист, в котором указывают количество листов в деле;
На наиболее важные документы (по личному составу или содержащие коммерческую тайну) составляют внутренние описи дел (если они не были составлены ранее) и подшивают их в начале дела, потом их переплетают в дело. На обложке дела дополнительно указывают количество листов (согласно заверительному листу), срок хранения дела. Уточняют заголовок и крайние даты дела.
Опись представляет собой архивный справочник, содержащий наименования единиц хранения. Она предназначена для систематизации и учета документов в делопроизводстве и архиве.
Опись составляется на документы
одного года. Дела в описи располагаются
по степени важности. На дела с
документами постоянного
В зависимости от объема
документооборота в организации, могут
составляться как общие описи
дел, так и описи на дела каждого
структурного подразделения. Описи
дел структурных подразделений
согласовываются с
Опись составляется в трех экземплярах. Первый остается в структурном подразделении, второй передается в архив организации вместе с делами, третий подшивается к протоколу экспертной комиссии.
Все дела, подготовленные на архивное хранение, делят на две группы: дела по основной (производственной) деятельности организации и дела по личному составу. На каждую группу дел составляются описи (опись №1 – для основной деятельности и опись № 2 – для дел по личному составу).
В опись дел по основной деятельности организации включаются: устав (учредительный договор); свидетельство о государственной регистрации; документы о правах на имущество, находящееся на балансе; положение о филиалах; финансовая отчетность; протоколы общих собраний правления; акты ревизий и проверок; внутренние документы организации; приказы по основной деятельности; годовые планы и другие документы (по усмотрению правления).
Информация о работе Подготовка и передача дел в архив организации