Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 18:45, курсовая работа
Завершающим этапом процесса делопроизводства является подготовка исполненных документов к архивному хранению. Документы организации, образовавшиеся в процессе делопроизводства, в дальнейшем либо остаются на длительное архивное хранение, либо хранятся краткие сроки, а затем выделяются к уничтожению. Архив – это научное учреждение, выполняющее задачу формирования долговременной социальной памяти общества.
Введение …………………………………………………………………………………………
Глава 1.Хранение дел
Глава2. Подготовка и передача документации в архив
2.1 Экспертиза ценности документов
2.2 Оформление дел
2.3 Составление описей
2.4 Сдача дел в ведомственный архив
Глава 3. "Ведомственные архивы"
3.1 Виды ведомственных архивов…………………………………………………………………………………
3.2. Депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации.
3.3 Главные задачи и функции ведомственного архива……………………………………………………………………………
3.4 Права и ответственность ведомственного архива…………………………………………………………………………
3.5 Нормативно-правовая основа ведомственных архивов…………………………………………………………………………
3.6 Современное состояние и перспективы развития
ведомственных архивов.........................................................................
3.7 Паспортизация архивов организаций,
осуществляющих временное и депозитарное хранение
документов………………………………………………………………
Глава 4.Негосударственные архивы
4.1 Частные архивы……………………………………………………
Заключение………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………
3. Создание страхового фонда
копий на наиболее ценные
4. Проведение при необходимости
работ по улучшению физико-
5. Топографирование документов архива, обеспечивающее их быстрый поиск в хранилище.
1. Кроме отбора наиболее ценных
документов, проводящегося в ходе
экспертизы ценности, архив составляет
и представляет (после одобрения
ЭК организации) на утверждение
ЭПК соответствующего
2. Подготовка к передаче и
передача на государственное
хранение документов с
3. Составление научно-
4. В архивах, хранящих документы нескольких учреждений, проводится фондирование принятых в архив дел и документов.
Основная цель использования документов архива организации – дальнейшее развитие отрасли или отдельной организации, изучение опыта прошлого. С учетом этого архив проводит:
1) информирование руководителей
и работников организации о
составе и содержании
2) исполнение запросов
3) организацию учета
1. Архив организации является основным каналом связи между госархивом и учреждением – источником комплектования госархива. Через ведомственный архив сотрудники госархива осуществляют контроль над организацией и состоянием документов в делопроизводстве и оказывают методическую помощь.
2. Заведующий архивом как член
ЭК проверяет качество
3. Заведующий архивом участвует
в разработке сводной
4. Заведующий архивом или другие
сотрудники участвуют в
5. Архив контролирует качество
составления номенклатур в
6. Архив систематически
Проверки структурных подразделений такие проверки проводятся не реже одного раза в год.
Архив вышестоящего органа системы осуществляет контроль и оказывает методическую помощь архивам подведомственных организаций. Плановые проверки проводятся не реже одного раза в пять лет.
1. Проверяются пригодность
2. Совместно с работниками
3. Особое внимание уделяется организации экспертизы ценности документов, оформлению и утверждению ее результатов.
4. Работники архива участвуют
в разработке методических
5. Архив вышестоящего учреждения обобщает опыт работы архивов подведомственных организаций.
Для выполнения основных задач и функций архив организации имеет право:
- требовать от структурных
- контролировать правила работы с документами в структурных подразделениях и организациях – источниках комплектования архива;
- запрашивать от структурных
подразделений и организаций
– источников комплектования
– необходимые для работы
- участвовать в мероприятиях, проводимых
Федеральной архивной службой
России, органами управления архивным
делом субъектов Российской
Архив совместно с руководителем организации несет ответственность за:
- несоблюдение условий
- утрату и несанкционированное уничтожение документов;
- необоснованный отказ в приеме
на хранение документов постоян
- нарушение правил
Сегодня правовой основой создания архивов организации является Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", где говорится, что государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района и городского округа, организации и граждане обязаны (вправе) создавать архивы в целях хранения, комплектования, учета и использования, образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов.
"Основные правила работы архивов организаций" являются нормативно-методическим документом, определяющим их деятельность. Правила основываются на действующей правовой базе в области информации, документационного обеспечения управления и архивного дела, синтезируют опыт отечественного архивного дела, учитывают современные достижения в применении технических средств и информационных технологий в работе с документами.
Для организации работы архива необходимо принять положение об архиве. В положение об архиве включаются следующие разделы:
1) основные положения;
2) состав документов архива;
3) задачи и функции архива;
4) права архива;
5) организация работы архива.
При необходимости положение об архиве может дополняться другими разделами.
В своей работе ЭК руководствуется Положением об Архивном фонде Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, распорядительными документами отраслевого федерального органа управления, приказами руководителя учреждения, нормативно – методическими документами Росархива и архивного органа субъекта Российской Федерации, курирующего госархива, типовыми и ведомственными перечнями документов со сроками хранения, положением об ЭК учреждения.
За время существования России как самостоятельного государства произошло несколько полных реорганизаций структуры федеральных органов, что естественно сказалось на сохранности документов и деятельности архивов организаций.
История создания ведомственных архивов показывает, что появление их связано с объективными потребностями общества в сохранении использовании архивных документов до поступления на вечное хранение.
Ведомственные архивы оформились в три вида: текущие архивы собственно ведомств, текущие архивы учреждений, организаций, предприятий, входящих в состав ведомственных систем, и специализированные отраслевые ведомственные фонды с централизованной организацией хранения исторических и оперативных документальных комплексов.
Все три названных типа архивов в той или иной степени в настоящее время испытывают воздействие нескольких факторов.
Первый фактор – это законодательное регулирование их деятельности. Применительно к решению задач управления, главным последствием воздействия этого фактора стало обособление архивных служб отдельных государственных структур (Президента Российской Федерации, силовых ведомств, МИД, Госфильмофонда и др.) в системе организации ведомственных архивов.
Второй фактор – это организационная перестройка экономической, политической, социальной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности российского общества. Он способствовал бурному росту различных видов негосударственных архивов, ограничению полномочий государственной и ведомственных архивных служб в отношении контроля над негосударственными архивами, породил известные трудности в решении вопросов, связанных с судьбами архивных документов негосударственного происхождения.
Третий фактор – изменение ценностных ориентиров жизнедеятельности общества, подчас противоречивое, что особенно характерно для переходных периодов, – привел отчасти к снижению общественного статуса ведомственных архивов и одновременно способствовал повышению престижа отдельных подвидов негосударственных архивов.
Четвертый фактор – концептуальная неготовность архивистов к пересмотру сложившихся, имевших давние традиции профессиональных представлений в новых политических и социально-экономических условиях.
Нынешняя ситуация предельно обострила накапливаемые годами проблемы ведомственного хранения и создала новые: нехватка площадей, перегруженность архивохранилищ, сокращение количества штатных работников.
За последние годы во многих министерствах и ведомствах утрачена подведомственная сеть. В прежнем виде "отраслевой" подход к работе с документами невозможен. Но, тем не менее, многие федеральные органы осуществляют общеотраслевую координацию деятельности подведомственных учреждений: разрабатывают перечни документов со сроками хранения, примерные номенклатуры дел, осуществляют проверки обеспечения сохранности документов.
В последнее годы активизировалась деятельность организаций по созданию архивов, упорядочению документов, передаче их на постоянное хранение. Возникают новые формы хранения архивных документов: депозитарное хранение – хранение документов органами власти и организациями, в течение сроков установленных на основании договора с архивными учреждениями.
3.7 Паспортизация архивов организаций, осуществляющих временное и депозитарное хранение документов
В соответствии с Регламентом государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации в 2012 году была проведена паспортизация архивов организаций, выступающих в качестве источников комплектования федеральных государственных архивов, государственных архивов субъектов Российской Федерации, муниципальных архивов, а также архивов федеральных органов исполнительной власти и федеральных организаций, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации.
По итогам проведенной паспортизации в Росархив по установленным формам поступили сведения от всех комплектующихся федеральных архивов, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела (за исключением Республики Ингушетия и Чеченской Республики), а также федеральных органов исполнительной власти и федеральных организаций, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации.
Установлено, что по состоянию на 1 декабря 2012 г. объем Архивного фонда Российской Федерации, находящегося на временном и депозитарном хранении, составил 227 млн. 631 тыс. 358 ед.хр. Из общего количества 61 193 153 ед. хр. хранится в организациях – источниках комплектования государственных и муниципальных архивов; 93 222 345 ед. хр. – в архивах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих депозитарное хранение; 73 215 860 ед. хр. – в отраслевых фондах. По видам документации объем Архивного фонда Российской Федерации распределяется следующим образом: управленческой – 111 224 777 ед. хр.; научно-технической – 54 283 702 ед. хр.; фотодокументов – 36 979 390 ед. хр., кинодокументов – 581 908 ед. хр., фонодокументов – 1 193 747 ед. хр., видеодокументов – 238 227 ед. хр., документов на машинных носителях – 1 219 226 ед. хр., других документов – 21 910 381 ед. хр. Кроме этого на ведомственном хранении находится 144 990 949 ед. хр. документов по личному составу, из них 20 876 205 ед. хр. в органах и организациях, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации.