Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 09:29, контрольная работа
В делопроизводстве XV—XVII вв. эта форма документа продолжала применяться, но в одном столбце уже объединялась группа документов. В столбце могло быть подклеено несколько десятков разных документов.
Столбцы делались из разрезанных пополам листов бумаги. Один такой полулист назывался «сставом», так как соединялся (составлялся) с другим таким же листом. По мере надобности столбец наращивался, и к уже существующему свитку подклеивались новые сставы. Длина столбцов могла быть различной: от двух до нескольких сот сставов.
По выполнении всех правил процедуры
составления дела столп свертывался
в форму свитка, исписанной стороной
внутрь, и в таком виде хранился.
Так как длина столбца зависела
от бюрократических приемов
Другим способом ведения записей были "тетради". Этот способ унаследован Москвой от Киевского государства, в свою очередь перенявшего его, от Византии. Тетрадь представляла собой записи на нескольких (обычно не менее четырех) листах, вшитых друг в друга наподобие современной обычной тетради. Таким образом, внешним признаком этой формы было наличие в тетради не менее восьми листов. Причем, в зависимости от того или иного формата, тетради были разные: если тетрадь была сшита из бумаг листового формата, она называлась "тетрадью в десть"; если она состояла из сшитых согнутых пополам полулистов, она называлась "тетрадью в полдесть"; если тетрадь была сшита из согнутых пополам четвертушек, она носила название "тетради в четверть дести". Вторым внешним признаком тетради был один общий корешок.
Третьим способом ведения записей были "книги". Этот способ является производным от "тетрадей". Если записи, начатые в одной тетради, продолжались по своему содержанию в другой или даже последовательно в нескольких, то однородность их содержания требовала того или иного скрепления. Скрепление достигалось либо связкой тетрадей в одну пачку, либо подшивкой их одной за другой по способу брошюровки. Сброшюрованные вместе тетради и превращались в "книги". Таким образом, первоначальным внешним признаком, отличавшим эту форму от формы тетради, была количественная разница в листах рукописи.
Отдельные законодательные акты, правительственные распоряжения, сделки частных юридических и физических лиц по-прежнему оформлялись, как и в Киевском государстве, в виде грамот.
Установившееся разделение форм делопроизводства определяло собою приемы классификации и хранения материалов. Законченные производством дела, переписка и различные отдельные документы сгруппировывались обычно по охарактеризованным выше формам. Выходящим за пределы этих форм приемом классификации и хранения было увязывание или свертывание материалов в "связки" и "свертки". Этот прием сложился тремя способами. Либо среди материалов оказывались такие дела и документы, которые не укладывались почему-либо ни в одну из обычных форм, но в то же время были связаны или однородны между собою по содержанию. Такие материалы сгруппировывались в связки и свертки. Либо появлялись к уже заполненным тетрадям и книгам дополнительные материалы, которые и соединялись с ними в связки, обозначавшиеся обычно таким образом: "книги или тетради (о том-то), а к ним привязано..." Либо в делопроизводстве отлагались отдельные разнородные документы, которые уже просто механически связывались в связки, что и обозначалось терминами "рознь" или "розница всякая", "связка всякой розни" и т.д.
Делопроизводством заведовали дьяки, количество которых в каждом приказе зависело от его размеров. Так, в Посольском приказе обычно было до трех дьяков, в Разрядном - до шести, а в Поместном даже до пятнадцати дьяков. В тех приказах, которые состояли непосредственно при царе и Боярской думе (Посольский, Разрядный, Поместный, Четвертные и при Алексее Михайловиче - Тайный), один из дьяков, обычно думный, т.е. обязанный присутствовать на заседаниях Боярской думы, назначался начальником приказа, прочие дьяки были его товарищами. В прочих приказах начальниками были бояре или дворяне, и дьяки были у них в подчинении. Но с течением времени, особенно с половины XVII в., и над думными дьяками ставятся в приказах "судьи" из бояр, и значение думных дьяков, как самостоятельных начальников приказов, стало падать Ульянина Е. А., Якименко А. С. Архивоведение: конспект лекций - М.: Высшее образование, 2007.
Делопроизводство приказов велось по отделам, которые назывались "повытьями" и "столами". Эти названия в одних приказах были синонимами, в других являлись подразделениями одно другого. Деление на столы и повытья производилось либо по роду дел (например: Денежный стол Разрядного приказа), либо по территориальному принципу, т.е. между столами или повытьями расписывались все подведомственные тому или иному приказу города, а в Посольском приказе, кроме того, и страны, с которыми велись сношения. В каждом столе или повытье города и страны в свою очередь распределялись между "старшими" и "средними" подьячими, на каждого из которых во многих приказах приходилось по тридцати и более городов. Один из старших подьячих в каждом столе или повытье был его начальником. Низшим слоем приказных являлись "молодые" подьячие. Число подьячих в приказах менялось в зависимости от значения того или иного приказа и от обширности его ведомства. Самым многочисленным составом подьячих обладал Поместный приказ, в котором к концу XVII в. насчитывалось штатных и сверхштатных подьячих до 500 и даже до 800 человек.
Таким образом, в постановке приказного делопроизводства наблюдается уже довольно сложная структура, по которой и стали классифицироваться документы, Сложность структуры приказов положила начало и обособлению некоторых категорий документов от текущего делопроизводства, и возникновению в приказах архивов, как собрание документов, отделенных от столов и повытий.
3. Архивы приказов и постановка в них архивного дела
Хотя разные столы и повытья ведали разными делами, но в делопроизводственной работе всех их происходило, повседневное обращение к таким документам, которые имели директивный, руководящий, либо справочный характер и были одинаково необходимыми всем без исключения столам и повытьям. Естественно, что такие документы от постоянного "хождения по рукам" изнашивались и грозили через некоторый промежуток времени сделаться вовсе непригодными к употреблению. Во избежание этого стали издаваться указы, требовавшие составления с таких документов списков, т.е. копий. Списки изготовлялись в количестве экземпляров, соответствовавшем числу столов или повытий в данном приказе, и распределялись по ним для постоянного пользования, оригиналы же стали храниться отдельно, под названием: "подлинники", "подлинные книги". Сама практика делопроизводства заставляла подьячих выделять старые документы и также сдавать их на обособленное хранение. Такой процесс обособления от канцелярий некоторых категорий дел требовал и выделения для их хранения отдельных помещений.
Первоначально приказы помещались в тесных неприспособленных избах, отчего и произошли такие более ранние названия приказов, как Посольская изба, Поместная изба и т.д. Но после московского пожара 1626 г. для приказов было построено в Кремле каменное здание в два этажа, расположенное "покоем", т.е. корпусом, имевшим форму буквы П. Одна параллельная линия этого корпуса шла вдоль Кремлевской стены, возле которой протекала Москва-река, а другая выходила на Кремлевскую площадь. Двухэтажный состав здания позволял распределять его помещения таким образом, чтобы присутствия (палаты заседаний) и канцелярии поместить в верхнем этаже, а архивы - в нижнем. Однако в действительности строгой выдержанности в этом отношении не было, и каждый приказ устраивался по-своему. Так, например, дела Посольского приказа находились в отдельной палате нижнего этажа - "казенке". Казенки были оборудованы железными или обшитыми жестью деревянными дверями, снабженными в обоих случаях железными засовами и запорами. Окна казенок были защищены железными решетками с такими же затворами. Дела Разрядного приказа находились вместе с присутствием и канцелярией в одном верхнем этаже, наоборот, приказ Казанского дворца занимал две палаты в нижнем этаже. Столы Поместного приказа, а с ними и дела были размещены частью в верхнем, частью в нижнем этаже, в помещении каждого стола рядом с канцелярией позади нее находилась казенка, служившая для хранения старых дел. Лишь при Петре I дела всех столов Поместного приказа были сосредоточены в одном нижнем этаже.
Способы, хранения архивных материалов остаются в приказах те же, что практиковались в "царском архиве" XVI в. По-прежнему документы размещаются по ящикам, сундукам, коробьям и т.д., но вместилища подвергнуты более строгой охране и, кроме того, ориентирующие признаки вместилищ больше разработаны. Вместилища документов требовалось держать за замками и печатями. Признаки вместилищ были более дифференцированы. Одни определялись по внешнему виду, материалу устройству и состоянию. Чаще стал применять к вместилищам признаки происхождения, называя и по фамилиям дьяков и подьячих. Дело в том, что последние держали у себя текущие дела и документы не только в столах, в сундуках, ящиках, ларцах и т.п. После смерти или оставления службы документы поступали в казенки вместе со своим вместилищами, которые и получали названия вроде следующих "ящик подьячего Михаила Мамотина". Иные вместилища определялись по роду и содержанию документов: "сундук Киевского повытья". Иногда признаки внутренний и внешний соединялись вместе, например: "литовской ящик бархатной".
К прежним вместилищам изредка присоединяются новые, именно, шкафы как передвижные, так и вделанные в стены, и "полати". Шкафами оборудовались и канцелярии, и казенки, "полатями" же специально казенки, в которых для этого были устроены особые лестницы. Наиболее редким оборудованием были полки в современном смысле стеллажей.
Правила охраны документов устанавливаются и в порядке законодательства, и по линии отдельных специальных указов.
Сначала только дьяки ведали хранением дел. К концу XVII в. появляются специальные указы о порядке хранения и охраны документов, допускающие к этому ответственному делу и подьячих (кроме "молодых"), но на особых условиях. Указом 1697 г. к хранению документов были допущены, наконец, и "молодые" подьячие.
По сравнению с
Наряду с описями уже
Так как справки приходилось наводить, главным образом, о лицах, то на полях рядом с каждой описательной статьей, в которой упоминалась чья-либо фамилия, ставились инициалы этого лица. Постепенно поля описи исписывались инициалами, идущими друг за другом в беспорядке. Такие описи получили название "азбук". Затем из описи фамилии переписывались в алфавитном порядке инициалов в отдельную книгу, и, таким образом, получался указатель личных имен - "азбука по алфавиту". В указателе при каждой фамилии ставилось указание на номер и год того дела или книги, в которых нужно искать сведения о данной личности. Наиболее распространенными алфавитами были на первых порах самые простые указатели - личных имен. Но потом стали составляться и географические указатели.
Кроме указателей, к средствам справочно-
Развивалось в приказных архивах и применение нумерации архивных материалов. Если в XVI в. в описи "царского архива" наблюдается лишь нумерация вместилищ (ящиков, сундуков и др.), то в приказных архивах, хотя и не во всех, практиковалась уже, кроме нумерации вместилищ, нумерация и самых единиц хранения. Номер цифрой проставлялся на заглавном месте сборника, книги, тетради на средине правого края листа и затем повторялся в правом верхнем углу первого листа самого текста. Столбцы снабжались номерами на обертках, которых они хранились, и на обороте первого сстава столбца. Проставленные на делах, сборниках и столбцах номера заносились затем в описи. Кроме всего этого, на единицах хранения уже делались топографические отметки: отмечались вместилища, в которых они хранились, а вместилища снабжались ярлыками с указанием, "какие столпы и дела и книги положены, чтобы скорее и удобнее сыскать".
Таким образом, было организовано архивное
дело в приказах. Оно показывает,
что дьяки и подьячие умели
ориентироваться в массе
Создание
в XVI в. системы приказов — учреждений,
ведавших отраслями государственного
управления или отдельными регионами
России, — привело к формированию сети
центральных, приказных, архивов. В приказном
делопроизводстве и соответственно архивохранении
выделяются следующиеразновидности документов: