Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:54, курсовая работа
Профессиональной деятельности мы посвящаем значительную часть своей жизни, поэтому желание чувствовать себя среди коллег комфортно и уверенно вполне понятно. Но, к сожалению, людей, идущих на службу как на праздник, не очень-то много. Часто причиной тому - рабочее окружение. Как и любые человеческие сообщества, трудовые коллективы не могут существовать без конфликтов. Периодически возникают психологические трения, негативные последствия которых известны: снижение работоспособности, понижение мотивации, рост текучести кадров и как следствие - ухудшение экономических показателей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОЛЛЕКТИВА ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие психологического климата в коллективе…………………………6
Факторы, влияющие на психологический климат в трудовом коллективе.9
Роль руководителя в формировании психологического климата в организации…………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
2.1 Обзор методов исследования социально – психологического климата….17
2.2 Социометрические методы…………………………………………………18
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Описание процедуры и методики исследования…………………………..25
3.2 Изучение социально – психологического климата подразделений предприятия……………………………………………………………………...27
3.3 Исследование руководителей подразделений с целью выявления доминирующего стиля управления…………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………………….36
1. В содержании критерия
должны отражаться
2. В социометрическом
критерии должна отражаться
3. Критерий не должен ограничивать возможности опроса.
4. Критерии должны быть
значимыми и описывать
Одним из самых распространенных
в социологических
Опрос - это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Ведущее положение опроса среди других методов сбора первичной социологической информации объясняется тем, что вербальная информация богаче, образней других видов информации и позволяет выяснить не только факты, но и мнения, чувства, мотивы, относящиеся как к настоящему; так и к прошлому, и к будущему. Информация, полученная при опросе, более надежна, легче поддается формализации. Опросы классифицируются по самым различным основаниям.
По характеру взаимосвязей социолога и респондента опросы различают на заочные (анкетные) и очные (интервью). По степени формализации - на стандартизированные (проводятся по заранее подготовленному плану) и нестандартизированные (свободные). По частоте проведения опросы делятся на одноразовые и многоразовые. Специфическим видами опроса являются социометрический и экспертный опрос.
Широко распространенным методом исследования, позволяющим в короткие сроки получить значительную по объему информацию, является анкетный опрос.
Рассмотрим еще один наиболее распространенный метод выявления мнений, суждений, оценок членов коллектива - метод анкетного опроса.
Анкетный опрос - это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет или опросных листов.
Основными компонентами анкетного опроса являются: социолог, анкета и респондент.
Анкетный опрос имеет своей основной целью получение определенных количественных показателей, совокупно характеризующих составляющие социально-психологического климата производственной группы в основных его проявлениях в сфере группового сознания. При этом каждую из этих составляющих можно выразить следующими показателями.
1. С помощью групповой
оценки состояния данной
2. С помощью групповой оценки удовлетворенности состоянием данной характеристики (например, взаимоотношениями с руководителем группы)
Анкета - это определенная система вопросов, связанных
с задачами исследования. Анкета состоит
из нескольких частей. На первом месте
стоит вводная часть. В ней указывается,
кто проводит опрос, с какой целью, дается
инструкция по заполнению анкеты,
На втором месте стоит паспортичка, в которой содержатся вопросы для выяснения социально-демографических характеристик респондентов (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение). Часто паспортичка дается в конце анкеты. Затем следуют контактные вопросы. Их цель - заинтересовать респондента. После контактных вопросов идут основные. Их содержание определяется целями исследования. На последнем месте стоят заключительные вопросы. Эти вопросы должны снимать психологическое напряжение. В начале анкеты помещаются наиболее простые вопросы, не вызывающие затруднений у респондентов и создающие желание участвовать в исследовании. Этим задачам в наибольшей степени соответствуют вопросы о фактах.
К середине анкеты
сложность вопросов постепенно нарастает. В
среднюю часть включают вопросы, которые
обеспечивают получение информации по
теме исследования. Завершают основную
часть более легкие вопросы,
Наибольшее распространение получили следующие виды анкетирования: почтовое, прессовое, раздаточное.
Раздаточное анкетирование предполагает раздачу анкет непосредственно респондентам и сбор их после заполнения. Этот вид анкетирования гарантирует добросовестное заполнение анкеты, почти полный их возврат.
Почтовое анкетирование - распространение анкет путем почтовой рассылки. К достоинствам этого вида анкетирования относятся его дешевизна, большой охват респондентов, простота организации. Недостатком этого вида анкетного опроса является низкий процент возврата анкет. В среднем он составляет около 5 процентов.
Прессовое анкетирование - вид анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Для прессовых анкет также характерен низкий уровень возврата.
При составлении
анкеты применяются различные виды
По содержанию вопросы подразделяются на две большие группы: вопросы о фактах и событиях и вопросы об оценках и мнениях.
По функциям различают четыре типа вопросов: основные, фильтрующие, контактные, контрольные.
Основные вопросы
предназначены для получения информации
о социальных фактах, фильтрующие вопросы
- для отсеивания некомпетентных респондентов. Функция
контрольных вопросов
В зависимости от структуры вопросы бывают открытые и закрытые. В открытых вопросах респондент сам формулирует ответ. В закрытых содержится перечень вариантов ответов, и опрашиваемый выбирает тот ответ, который для него приемлем. Выделяют три разновидности закрытых вопросов: 1) "да-нет", 2) альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных, 3) вопросы-меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько ответов.
По форме различают вопросы прямые и прожективные (косвенные). Прямые вопросы касаются существующей ситуации. В прожективных вопросах ситуация предполагается.19
Существуют
также различные методики исследования
психологической атмосферы
Таким образом, мы рассмотрели сущность понятия социально – психологического климата коллектива, совокупность его составляющих и факторов, влияющих на состояние СПК; рассмотрели методы и способы регулирования СПК.
Изучение социально
– психологических методов
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Описание процедуры и методики исследования
Объектом исследования в моей работе является организация, состоящая из четырех подразделений. Основной вид деятельности -обеспечение водоснабжением население.
В целом в
исследовании принимали участие 44 человека.
Из них 4 руководителя и 40 сотрудников.
Возраст руководителей от 25 до55 лет,
пол мужской и женский, стаж работы
в руководящей должности
В качестве метода исследования был использован метод тестирования. Тестирование - это процедура применения стандартизированной психологической методики, предназначенной для сравнительной количественной оценки у человека изучаемого психологического качества, на практике.
В ходе проведения исследования были использованы следующие методики:
группе» (Приложение 1). Авторы В.В. Шпалинский, Э.Г.
Шелест. Методика
предназначена для выявления психологического
климата в малой производственной группе20.
2. «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки» (Приложение 2). Методика предназначена для выявления доминирующего стиля управления руководителя. Выделяются такие стили как: авторитарный стиль управления, демократический стиль управления, либеральный стиль управления21.
Цель исследования: изучить взаимосвязь стиля руководства и социально-психологического климата в предприятиях малого бизнеса.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1)Определить стиль руководства в каждой организации;
2)Выявить характер
удовлетворенности работой,
3)Сравнить и
проанализировать полученные
Гипотеза исследования: Характеристики социально-психологического климата будут качественно различаться при различных стилях руководства коллективом.
3.2 Изучение социально психологического климата подразделений предприятия
Было проведено исследование социально-психологического климата по 3 подразделениям предприятия.
В первом подразделении работает 5 человек. Среднестатистическое значение исследования социально-психологического климата составило:
- высокий – 0;
- средний – 28;
- низкий – 5;
- неблагоприятный - 0
Таким образом, большее количество сотрудников показали, что социально-психологический климат в их коллективе имеет средний показатель. Это означает, что в подразделении присутствует средней степени доверие членов подразделения друг к другу, положительная, но не высокая степень взаимопомощи и взаимоподдержки, степень удовлетворенности работой.
Во втором подразделении работает 20 человек. Среднестатистическое значение исследования социально-психологического климата составило:
- высокий – 47,9;
- средний – 6,8;
- низкий – 0;
- неблагоприятный – 0.
В данном подразделении
большинство сотрудников
В третьем подразделении работает 15 человек. Среднестатистическое значение исследования социально-психологического климата составило:
- высокий – 0;
- средний – 6,8;
- низкий – 17,5;
- неблагоприятный – 2,2.
Здесь большее
количество сотрудников показали, что
социально-психологический
Проанализировав показатели, полученные в результате исследования можно прийти к следующим выводам:
Выводы:
Таким образом, проведенные тесты показали, что стили управления взаимосвязаны с социально-психологическим климатом коллектива.
В подразделении,
где руководитель с демократическим
стилем управления, присутствует благоприятный
социально-психологический
Информация о работе Психологический климат в трудовом коллективе