Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:54, курсовая работа
Профессиональной деятельности мы посвящаем значительную часть своей жизни, поэтому желание чувствовать себя среди коллег комфортно и уверенно вполне понятно. Но, к сожалению, людей, идущих на службу как на праздник, не очень-то много. Часто причиной тому - рабочее окружение. Как и любые человеческие сообщества, трудовые коллективы не могут существовать без конфликтов. Периодически возникают психологические трения, негативные последствия которых известны: снижение работоспособности, понижение мотивации, рост текучести кадров и как следствие - ухудшение экономических показателей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОЛЛЕКТИВА ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие психологического климата в коллективе…………………………6
Факторы, влияющие на психологический климат в трудовом коллективе.9
Роль руководителя в формировании психологического климата в организации…………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
2.1 Обзор методов исследования социально – психологического климата….17
2.2 Социометрические методы…………………………………………………18
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Описание процедуры и методики исследования…………………………..25
3.2 Изучение социально – психологического климата подразделений предприятия……………………………………………………………………...27
3.3 Исследование руководителей подразделений с целью выявления доминирующего стиля управления…………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………………….36
В подразделении,
где руководитель с авторитарным
стилем управления присутствует средней
благоприятности социально-
В подразделении, где руководитель с либеральным стилем управления присутствует неблагоприятный социально-психологический климат. Здесь отсутствуют доброжелательные отношения и доверие друг к другу, нет взаимоподдержки и взаимопомощи, удовлетворенность в работе низкая.
3.3 Исследование руководителей подразделений с целью выявления доминирующего стиля управления.
Для выявления доминирующего стиля управления использовалась
методика «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки». Результаты представлены в табл. №1 .
Табл. 1
руководители |
Стили управления | ||
авторитарный |
демократический |
либеральный | |
Руководитель 1 |
15 |
8 |
2 |
Руководитель 2 |
4 |
16 |
5 |
Руководитель 3 |
6 |
6 |
15 |
Руководитель 4 |
10 |
8 |
10 |
Проанализировав показатели, полученные в результате исследования можно прийти к следующим выводам:
а) Из 4 руководителей,
участвовавших в исследовании, у
троих выявляются высокие показатели
по отдельным стилям управления. У
руководителя 1 высокий показатель,
свидетельствующий о наличии
у него доминирующего стиля
б) Один руководитель не имеет ярко выраженного стиля управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работы было: изучение психологического климата в трудовом коллективе и внутриорганизационных факторов формирования.
В первой главе курсовой работы я дала понятие социально - психологического климата, определила факторы, влияющие благоприятно на трудовой коллектив, также, показала какую роль, играет позиция руководителя в формировании психологического климата на предприятии.
Во второй главе описала методы исследования, применяющиеся для исследования межличностных и межгрупповых отношений.
В третьей главе были проведены исследования, целью которых было изучить социально-психологический климат в коллективе и стиль руководства. В соответствии с целью исследования были выполнены следующие задачи:
1) Определить
характер удовлетворенности
2) Определить стиль руководства в каждом подразделении организации;
3) Сравнить и
проанализировать полученные
Объектами
исследования в нашей курсовой работе
были четыре подразделения организации.
В ходе проведения исследования были использованы следующие методики:
1. «Диагностика психологического климата в малой производственной группе». Авторы В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест
2. «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки». Методика предназначена для выявления доминирующего стиля управления руководителя.
В результате можно утверждать, что стиль руководства влияет на такие характеристики как удовлетворенность работой и социально - психологический климат в коллективе.
Представленная в работе информация о влиянии благоприятного климата на характер удовлетворенности трудом, как одно из важнейших составляющих мотивации работников на качественное выполнение работы и эффективность его работы.
Когда вся
организация работает
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Лебедев, Д.И. Психология в управлении/Д.И. Лебедев – М.: Экономика, 1990. – 205 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностика психологического
климата в малой производственн
Описание:
Оценка психологического климата
в малой производственной группе.
Инструкция:
Перед вами опросник
с двумя колонками с
Средний ответ «3» является промежуточным, свидетельствующем о наличии обоих признаков.
Тестовое задание:
Признаки здорового психологического климата |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Признаки нездорового психологического климата |
Я редко вижу в начале рабочего дня хмурые и постные лица своих коллег |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Большинство членов коллектива приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости |
Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с другом |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Члены нашего коллектива
проявляют безразличие к |
Доброжелательность и
доверительные интонации |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Нервозность, явная или
скрытая раздражительность |
Успехи каждого из нас искренне радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависти |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Успех почти любого из нас может вызвать болезненную реакцию окружающих. |
В нашем коллективе новичок скорее всего, встретит доброжелательность и радушие |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
В нашем коллективе новичок еще долго будет чувствовать себя чужаком. |
В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить вину друг на друга или найдут виноватого. |
Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
В присутствии руководителя многие из нас чувствуют себя скованно и напряженно. |
У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Многие из нас предпочитают «свое» носить в «себе». |
Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Неожиданный вызов к руководителю у многих из нас сопровождается отрицательными эмоциями. |
Нарушитель трудовой дисциплины будет у нас держать ответ не только перед руководителем, но и всем коллективом. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Нарушитель трудовой дисциплины у нас будет держать ответ лишь перед руководителем. |
Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуждений. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
У нас критические замечания чаще всего носят характер явных или скрытых выпадов. |
Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Появление руководителя у большинства из нас особых восторгов не вызывает. |
В нашем коллективе гласность – это норма жизни. |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
До настоящей гласности в нашем коллективе еще далеко. |
Обработка результатов:
Итоговые показатели психологического климата по данной шкале находятся в диапазоне от 65 до 13 баллов.
Высокой благоприятности психологического климата соответствуют показатели в диапазоне 42-65 баллов;
Средней благоприятности – 31-41 балл;
Незначительной благоприятности – 20-30 баллов;
Показатели
менее 20 баллов свидетельствуют о
неблагоприятном
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест "Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки"
Описание:
Специфика данной методики заключается в том, что она позволяет определить стили руководства не экспертным способом, а с помощью самооценки. Вторым ее отличием является то, что она позволяет выявить не только ведущий стиль руководства, но и степень выраженности каждого из трех классических стилей руководства.
Тестовое задание:
1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения.
2. Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним.
3. Люди часто завидуют моему терпению и выдержке.
4. В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе.
5. Мои родители редко заставляли меня делать то, что я не хотел.
6. Меня раздражает,
когда кто-то проявляет
7. Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться на своих помощников.
8. Когда я чувствую, что меня не понимают, то отказываюсь от намерения доказать что-либо.
9. Я умею объективно
оценить своих подчиненных,
10. Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать соответствующее распоряжение.
11. Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызвать у людей раздражения.
12. Уверен, что
мои оценки успехов и неудач
подчиненных точны и
13. Я всегда требую от подчиненных неукоснительного соблюдения моих приказаний и распоряжений.
14. Мне легче работать одному, чем кем-то руководить.
15. Многие считают
меня чутким и отзывчивым
16. Мне кажется,
что от коллектива нельзя
17. Если я
встречаю сопротивление, у
Информация о работе Психологический климат в трудовом коллективе