Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:54, курсовая работа
Профессиональной деятельности мы посвящаем значительную часть своей жизни, поэтому желание чувствовать себя среди коллег комфортно и уверенно вполне понятно. Но, к сожалению, людей, идущих на службу как на праздник, не очень-то много. Часто причиной тому - рабочее окружение. Как и любые человеческие сообщества, трудовые коллективы не могут существовать без конфликтов. Периодически возникают психологические трения, негативные последствия которых известны: снижение работоспособности, понижение мотивации, рост текучести кадров и как следствие - ухудшение экономических показателей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОЛЛЕКТИВА ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие психологического климата в коллективе…………………………6
Факторы, влияющие на психологический климат в трудовом коллективе.9
Роль руководителя в формировании психологического климата в организации…………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
2.1 Обзор методов исследования социально – психологического климата….17
2.2 Социометрические методы…………………………………………………18
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Описание процедуры и методики исследования…………………………..25
3.2 Изучение социально – психологического климата подразделений предприятия……………………………………………………………………...27
3.3 Исследование руководителей подразделений с целью выявления доминирующего стиля управления…………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………………….36
18. Я игнорирую
коллективное руководство,
19. Чтобы не подорвать свой авторитет, я никогда не признаю своих ошибок.
20. Мне часто
не хватает времени для
21. На грубость
подчиненного я стараюсь найти
ответную реакцию, не
22. Я делаю все, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения.
23. С подчиненными у меня очень тесные контакты и приятельские отношения.
24. Я всегда стремлюсь любой ценой быть первым во всех начинаниях.
25. Я пытаюсь
выработать универсальный
26. Мне легче
подстроиться под мнение
27. Мне кажется, что подчиненных надо хвалить за каждое, даже самое незначительное достижение.
28. Я не могу
критиковать подчиненного в
29. Мне приходится чаще просить, чем требовать.
30. От возбуждения я часто теряю контроль над своими чувствами, особенно когда мне надоедают.
31. Если бы
я имел возможность чаще
32. Я иногда
проявляю спокойствие и
33. Я предоставляю
более грамотным подчиненным
больше самостоятельности в
34. Мне нравится анализировать и обсуждать с подчиненными их проблемы.
35. Мои помощники справляются не только со своими, но и с моими функциональными обязанностями.
36. Мне легче
избежать конфликта с
37. Я всегда
добиваюсь выполнения своих
38. Самое трудное для меня – это вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий.
39. Чтобы лучше
понять подчиненных, я
40. Я думаю, что управление людьми должно быть гибким: подчиненным нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни панибратства.
41. Меня больше волнуют собственные проблемы, чем интересы подчиненных.
42. Мне приходится
часто заниматься текущими
43. Родители заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это неразумным.
44. Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие.
45. Я стараюсь
развивать в коллективе
46. Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам подчиненных.
47. Главное в
руководстве – распределить
48. Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные существуют лишь как исполнители воли менеджера.
49. Подчиненные – безответственные люди, и поэтому их нужно постоянно контролировать.
50. Лучше всего
предоставлять полную
51. Для более
качественного руководства
52. Всегда признаю свои ошибки и выбираю боле правильное решение.
53. Мне приходится
часто объяснять неудачи в
управлении объективными
54. Нарушителя дисциплины строго наказываю.
55. В критике
недостатков подчиненных я
56. Иногда мне кажется, что в коллективе я лишний человек.
57. Прежде чем упрекать подчиненного, я стараюсь его похвалить.
58. Я хорошо взаимодействую с коллективом и считаюсь с его мнением.
59. Меня часто
упрекают в чрезмерной
60. Если бы мои подчиненные делали так, как я требую, я бы достиг гораздо большего.
Ключ к тесту:
Стиль управления Номера ответов-утверждений
Авторитарный 1, 6, 7, 12, 13, 18, 19, 24, 25, 30, 31, 36, 37, 42, 43, 48, 49, 54, 55, 60
Либеральный 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59
Демократический 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28, 33, 34, 39, 40, 45, 46, 51, 52, 57, 58
Интерпретация:
Подсчитав номера соответствующих утверждений и войдя в таблицу -«ключ», можно определить степень выраженности авторитарного, либерального или демократического стиля управления.
В зависимости от полученных сумм ответов степень выраженности стиля будет различной: минимальная (0 – 7), средняя (8 – 13), высокая (14 – 20). Если оценки минимальны по всем трем показателям, стиль считается неустойчивым, неопределенным. У опытного руководителя наблюдается комбинация стилей управления. На наш взгляд, более предпочтительно сочетание авторитарного и демократического стилей управления, когда менеджер применяет гибкие методы работы с людьми и повседневно утверждает эффективный стиль управления.
Для более полной
характеристики индивидуального стиля
управления и его последующего совершенствования
можно руководствоваться следую
Авторитарный
0 – 7 Минимальная: проявляется в слабом желании быть лидером, неустойчивых навыках менеджера, самоуверенности, упрямстве, стремлении доводить начатое дело до конца, критиковать отстающих и неспособных подчиненных.
8 – 13 Средняя: отражает хорошие лидерские качества, умение руководить действиями подчиненных, требовательность и настойчивость, стремление воздействовать на коллектив силой приказа и принуждением, целеустремленность и эгоизм, поверхностное отношение к запросам подчиненных, нежелание слушать предложения заместителей.
14 – 20 Высокая: раскрывает ярко выраженные лидерские качества и стремление к единоличной власти, непреклонность и решительность в суждениях, энергичность и жесткость в требованиях, неумение учитывать инициативу подчиненных и предоставлять им самостоятельность, чрезмерно резкую критику и предвзятость в оценках, честолюбие и низкую совместимость с заместителями, злоупотребление наказаниями, пренебрежение общественным мнением.
Либеральный
0 – 7 Минимальная: неустойчивое желание работать с людьми, неумение ставить перед подчиненными задачи и решать их совместно, неуверенность и нечеткость в распределении обязанностей, импульсивность в критике недостатков подчиненных, слабая требовательность и ответственность.
8 – 13 Средняя: стремление переложить свои обязанности на заместителей, пассивность в руководстве людьми, нетребовательность и доверчивость, страх перед необходимостью самостоятельно принимать решения, чрезмерная мягкость к нарушителям дисциплины, склонность к уговорам.
14 – 20 Высокая: полное безразличие к интересам коллектива, нежелание брать на себя ответственность и принимать сложные решения, нетребовательность и самоустранение от управления, повышенная внушаемость и слабоволие, беспринципность и неумение отстаивать свою точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов, попустительство, заигрывание, панибратство.
Демократический
0 – 7 Минимальная: слабое стремление быть ближе к подчиненным, сотрудничать и выслушивать советы помощников, попытки направлять деятельность коллектива через заместителей и актив, некоторая неуверенность в своих распорядительных качествах.
8 – 13 Средняя: устойчивое стремление жить интересами коллектива, проявлять заботу о персонале, оказывать доверие заместителям и поощрять их инициативу, использовать убеждение и принуждение, прислушиваться к мнениям персонала.
14 – 20 Высокая: умение координировать и направлять деятельность коллектива, предоставлять самостоятельность наиболее способным подчиненным, всемерно развивать инициативу и новые методы работы, убеждать и оказывать моральную поддержку, быть справедливым и тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности и социально-психологические процессы коллектива, развивать гласность и критику, предупреждать конфликты и создавать доброжелательную атмосферу.
1 Журавлев, А.Л., Рубахи, В.Ф., Шорин, В.Г. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом. – М.: Экономика, 1976. – 458 с.
2 Андреева, Г.М. Социальная психология /Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.
3 Жариков, Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу/Е.С. Жариков – М.: МЦФЭР, 2002. – 512 с.
4 Кричевский, Р.Л. Руководитель/ Р.Л. Кричевский – М.: Норма, 1993. – 198 с.
5 Машков, В.Н. Психология управления/В.Н. Машков – СПб., 2000. – 208 с.
6 Розанова, В.А. Психология управленческой деятельности/В.А. Розанова – М.: Экзамен, 2003. – 192 с.
7 Бусыгин, А.В. Эффективный менеджмент/ А.В. Бусыгин – М.: Финпресс, 2000. – 209 с.
8Платонов, К.К. Занимательная психология/ К.К. Платонов – М.:Римис,2011. – с.279-280
9 Гришина, Н.В., Я и другие: Общение в трудовом коллективе/ Н.В. Гришина -Лениздат, 1990.- с. 59-62
10 Гришина, Н.В., Я и другие: Общение в трудовом коллективе/ Н.В. Гришина -Лениздат, 1990.- с. 108-109
11 Жариков, Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу/Е.С. Жариков – М.: МЦФЭР, 2002. – с.312
12 Андреева, Г.М. Социальная психология /Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - с.201
13 Журавлев, А.Л., Рубахин, В.Ф., Шорин, В.Г. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом. – М.: Экономика, 1976. – с.159-168
15 Свенцицкий, Р.Л. Социальная психология управления/Р.Л. Свенцицкий – М.: Экономика, 1986. – с.156-163
16 Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Методы социологического исследования/В.И. Добреньков, А.И. Кравченко – М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 202-265
17 Еникеев, М.И. Общая и социальная психология/ М.И. Еникеев – М.: Норма, 2002. – с.172-204
18 Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология: Учеб. /Под ред. Д.Г. Лошакова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – с.210
19 Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Методы социологического исследования/В.И. Добреньков, А.И. Кравченко – М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 202-265
20 Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп
21 Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - с. 323-326..
Информация о работе Психологический климат в трудовом коллективе