Разработка проекта классификатора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данного практикума - определить понятие, систему имеющихся классификаторов документации.
Задачи практикума:
- рассмотреть общероссийские классификаторы документации, их характеристику и роль;
- изучить виды общероссийских классификаторов;
- рассмотреть систему общероссийских классификаторов;
- проанализировать методы и принципы общероссийских классификаторов, как средств информационного обеспечения;
- рассмотреть стадии проекта разработки нового классификатора документации.

Содержание работы

Введение 3
1 Общий анализ классификаторов 5
1.1 Основные положения Единой системы классификации 5
1.2 Виды классификаторов 9
2 Разработка проекта классификатора 17
2.1 Стадия организации разработки классификатора 17
2.2 Стадия первой редакции проекта классификатора 19
2.3 Стадия окончательной редакции проекта классификатора 21
Заключение 23
Библиографический список 25

Файлы: 1 файл

Практикум анализ классификаторов док-тов 3.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

 

Классификаторы входят в национальную систему стандартизации Российской Федерации. Порядок, последовательность и содержание работ по разработке, принятию, введению в действие, ведению и применению классификаторов содержатся в соответствующих положениях. Актуальность классификаторов заключается в той роли, которую они выполняют.

Классификаторы используются в  основных инструментах рыночной экономики: налогообложении, бухгалтерском учете, статистике, таможенном деле и других, с их помощью решаются важнейшие задачи государственной важности:

- обеспечения совместимости государственных  информационных систем и информационных  ресурсов;

- обеспечения межведомственного обмена информацией;

- обеспечения однозначной идентификации  объектов правоотношений в правовых  актах в социально-экономической  области;

- создания условий для формирования  единого информационного пространства  на территории Российской Федерации;

- обеспечения сопоставимости технических  и экономико-статистических данных;

- систематизации информации по  единым классификационным правилам  и их использования при прогнозировании  социально-экономического развития  страны, организации статистического  учета и отчетности, в банковской деятельности, стандартизации, сертификации;

- систематизации документов Федерального  информационного фонда технических  регламентов и стандартов, а также  сертификатов соответствия выпускаемой  продукции и оказываемых услуг;

- информационного обеспечения основных инструментов регулирования рыночной экономики, включая налогообложение, лицензирование, квотирование, операции с недвижимостью, социальное страхование, финансовое посредничество;

- содействия  специализации и кооперированию в области производства продукции и оказания услуг;

- создания  условий для унификации документации  при осуществлении межведомственного документооборота;

- обеспечения  гармонизации с международными (региональными)  классификациями, межгосударственными  классификаторами или международными (региональными) стандартами по классификации.

Разработка  классификатора включает в себя несколько  этапов. Это организация разработки классификатора, его создание, экспертиза проекта и вносимых в него изменений  и его согласование.

Актуальность темы практикума заключается в том, что использование общероссийских классификаторов документации как средств информационного обеспечения имеет большое теоретическое и практическое значение.

Объект исследования: государственная нормативная регламентация системы классификаторов документации.

Предмет исследования: система классификаторов документации.

Цель данного практикума - определить понятие, систему имеющихся классификаторов документации.

Задачи  практикума:

- рассмотреть общероссийские классификаторы документации, их характеристику и роль;

 - изучить виды общероссийских классификаторов;

 - рассмотреть систему общероссийских классификаторов;

 - проанализировать методы и принципы общероссийских классификаторов, как средств информационного обеспечения;

- рассмотреть  стадии проекта разработки нового  классификатора документации.

 

1 Общий анализ классификаторов

1.1 Основные положения Единой системы классификации

 

Объектами классификации и кодирования в ЕСКК выступают: статистическая информация, макроэкономическая финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность. Общее руководство и координацию работ по созданию ЕСКК осуществляют Госстандарт РФ и Госкомстат РФ.

Основные принципы, правила и требования, регламентирующие создание системы, изложены в Правилах по стандартизации ПР 50.1.019-2000 «Основные положения единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации в Российской Федерации», ПР 50.1.024-2005 «Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов». Эти нормативные документы учитывают необходимость гармонизации общероссийских классификаторов с международными классификациями и стандартами, чему способствует прямое применение международных стандартов по классификации и кодированию объектов технико-экономической и социальной информации.

Госстандарт России принял более 20 общероссийских классификаторов, и число их будет расширяться по мере интеграции России в мировую экономику. Например, Общероссийский классификатор стандартов создан на основе прямого применения Международного классификатора стандартов ИСО.1 Этот документ содержит рекомендации по построению каталогов, указателей, тематических перечней, автоматизированных баз данных по нормативным документам; выполнение этих рекомендаций обеспечивает оптимальные условия для межгосударственного обмена информацией.

Правила ведения общероссийских классификаторов устанавливает нормативный документ ПР 50.1.024-2005 «Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов»2.

Общероссийский классификатор единиц измерения разработан с использованием рекомендательного документа ЕЭК ООН "Коды для единиц измерения, используемых в международной торговле".

Повысилась роль территориальных органов статистики, в задачу которых входит информационное обслуживание абонентов своего региона. Аналогичные функции выполняют также Всероссийский научно - исследовательский институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта и ВЦ Росстатагентства.

Ведение информационных фондов, Федерального фонда стандартов, а также классификаторов подразумевает, прежде всего, поддержание соответствующего объекта в актуальном состоянии, т.е. прежде всего требуется своевременное внесение изменений и доведение этой новой информации до пользователей. Большую работу по ведению классификаторов выполняет ВНИИКИ, где проводится экспертиза предлагаемых изменений, и после утверждения изменение вступает в действие. Основная информация об изменениях публикуется Издательством стандартов в Информационном указателе стандартов. Дополнительную информацию можно найти в изданиях ВНИИКИ.

На сегодняшний день на стадии внедрения находятся более 25 взаимосвязанных между собой классификаторов. Это серьезный шаг к обеспечению достоверной информацией федеральных органов государственной власти России, а также к сопоставимости информации при обмене ею между государствами. Научная часть этой работы ведется во ВНИИКИ и включает актуализацию действующих документов и увязку отечественных систем классификации с международными.

Таблица 1

Действующие общероссийские классификаторы

 

Наименование Общероссийского классификатора

аббревиатура

1.Общероссийский классификатор  предприятий и организаций 

(ОКПО)

2.Общероссийский классификатор  органов государственной власти  и управления 

(ОКОГУ)

3.Общероссийский классификатор  экономических районов 

(ОКЭР)

4. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг

(ОКВЭД)

5.Общероссийский классификатор  специальностей по образованию 

(ОКСО)

6.Общероссийский классификатор  занятий 

(ОКЗ)

7.Общероссийский классификатор  управленческой документации 

(ОКУД)

8.Общероссийский классификатор продукции

(ОКП)

9.Общероссийский классификатор  информации по социальной защите  населения 

(ОКИСЗН)

10.Общероссийский классификатор  услуг населению 

(ОКУН)

11.Общероссийский классификатор  стандартов 

(ОКС)

12.Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов

(ОКПДТР)

13.Общероссийский классификатор  основных фондов 

(ОКОФ)

14.Общероссийский классификатор  валют 

(ОКВ)

15.Общероссийский классификатор  изделий и конструкторских документов  машиностроения и приборостроения

(Классификатор ЕСКД)

16. Общероссийский классификатор  единиц измерения 

(ОКЕИ)

17.Общероссийский классификатор  специальностей высшей научной классификации

(ОКСВНК)


 

 

В информационном обеспечении немаловажная роль отведена пропаганде деятельности Госстандарта России и его служб для формирования общественного мнения, позитивного по отношению к государственной технической политике. Это осуществляется через специальные печатные издания, выступления Должностных лиц Госстандарта в средствах массовой информации.3

На широкий круг потребителей рассчитан ежемесячный бюллетень "Госстандарт предупреждает", рассылаемый в правительственные и общественные организации, имеющие отношение к проблемам защиты прав потребителей, в средства массовой информации. Пропаганда активно проводится на ежегодных форумах, посвященных Дню стандартов и Всемирному дню качества.

Большую роль в информационном обеспечении играет непосредственно сам национальный орган по стандартизации - Госстандарт России. Комитет располагает информационным фондом, который составляет ядро Федерального фонда стандартов. В нем хранятся стандарты государственной и других категорий, действующих в РФ и СНГ (около 22 тыс.); более 30 тыс. международных стандартов; более 250 тыс. национальных стандартов зарубежных стран; общероссийские классификаторы; документы по отраслевой стандартизации, сертификации и метрологии.

Главный информационный центр Госстандарта РФ располагает автоматизированными банками данных по отечественным и зарубежным нормативным документам - "НОРМДОК"; стандартизованным терминам и определениям - "РОСТЕРМ"; классификаторам технико-экономической информации - "КЛАССИФИКАТОР" и др.

Передача информации возможна как по российским, так и по международным телекоммуникационным сетям ROSPAC, RELCOM, SPRINT и INTERNET.

Кроме того, Госстандарт через Издательство стандартов ежегодно выпускает около 2000 наименований печатной продукции: нормативные документы, а также ряд журналов и приложений к ним.

1.2 Виды классификаторов

 

Общероссийский классификатор  информации об общероссийских классификаторах (ОКОК) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.

ОКОК предназначен для4:

  • обеспечения совместимости государственных информационных систем и ресурсов, создаваемых на федеральном и региональном уровнях управления в Российской Федерации;
  • контроля за составом общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы) и исключения дублирования различных общероссийских классификаторов и фасетов в них;
  • отражения информации об использовании международных (региональных, межгосударственных) классификаций и стандартов в общероссийских классификаторах.

Объектом классификации в ОКОК является информация об общероссийских классификаторах технико-экономической  и социальной информации и фасетах, включенных в общероссийские классификаторы.

Общероссийский классификатор  видов экономической деятельности (ОКВЭД). Разработан Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Центром по экономическим классификациям. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. Предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.

ОКВЭД5 используется при решении следующих основных задач, связанных с:

  • классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;
  • определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
  • разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
  • осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов;
  • подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;
  • кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах;
  • обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.

Объектами классификации в ОКВЭД  являются виды экономической деятельности. ОКВЭД включает перечень классификационных группировок видов экономической деятельности и их описания. В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.

В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства и т.п. В качестве дополнительного (в пределах одного и того же процесса производства) может выделяться признак "используемые сырье и материалы".

В соответствии с международной  практикой в ОКВЭД не учитываются  такие классификационные признаки, как форма собственности, организационно-правовая форма и ведомственная подчиненность хозяйствующих субъектов, не делается различий между внутренней и внешней торговлей, рыночными и нерыночными, коммерческими и некоммерческими видами экономической деятельности.

Информация о работе Разработка проекта классификатора