Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 18:04, шпаргалка
Работа содержит краткие ответы на вопросы для экзамена по "Делопроизводству".
Вопросы к экзамену по дисциплине «Документационное обеспечение управления социально-культурным сервисом и туризмом»
Нормативно-методическая база ДОУ – это совокупность законов, нормативно-правовых актов и методических документов, регламентирующих правила и технологию создания, обработки, хранения и использования документов в деятельности учреждения, а также регламентирующие работу службы делопроизводства организации. Ее составляют:
Организационно-
Организационно-
Унификация (от лат. unus – один и facio – делаю) означает приведение каких-либо объектов (в том числе документов) к единой системе, форме и единообразию. Унификация документов – установление единого комплекса видов и разновидностей документов для аналогичных управленческих ситуаций, разработка единых форм и правил их составления, оформление и создание трафаретных текстов.
Унификация приводит к сокращению множества объектов, установлению рационального единообразия в любой деятельности, в том числе и документировании.
Для установления правил оформления документов используют принцип стандартизации.
Стандартизация – деятельность по установлению и применению правил и характеристик в целях их добросовестного и многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сфере производства и обращения продукции и услуг, а также повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг (процесс установления и применения стандартов, которыми являются «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов). Стандартизация в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» и носит рекомендательный характер.
Унифицированная форма документа (УФД) – совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации.
Унифицированная система документации (УСД) – система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности.
К унифицированной
системе организационно-
Международная организация по стандартизации (ИСО) образована в 1947 г. и представляет собой всемирную федерацию национальных органов стандартизации (около 130).
Разрабатывают международные нормы и стандарты, обычно технические комитеты ИСО. Первый стандарт ИСО был опубликован в 1951 г.
Создают международные стандарты, регламентирующие различные аспекты работы с документами, комитеты ИСО: ТС 1 «Информационная технология», ТС 6 «Бумага, картон и целлюлоза», ТС 37 «Терминология (принципы и координация)», ТС 46 «Информация и документация», ТС 68 «Банковское дело, ценные бумаги и другие финансовые услуги», ТС 154 «Процессы, элементы данных и документы в торговле, промышленности и управлении», ТС 171 «Воспроизведение документов», ТС 176 «Управление качеством», ТС 207 «Управление в экологии».
Международный стандарт ИСО 5127-2001 «Информация и документация – Словарь» содержит основные термины и определения, применяемые в сфере работы с информацией и документацией. Стандарт используют при разработке прикладных стандартов по информационным наукам.
Стандартами ИСО определены общие правила подготовки и оформления документов, в том числе установлены: форматы бумаги для документов (ИСО 216:1975); межстрочные интервалы и шаг письма (ИСО 4882:1979); формуляр-образец и конструкционная сетка для создания бланков и форм документов (ИСО 3535:1977); основные требования к бланкам документов (ИСО 8439:1990); принципы компоновки торговых документов (ИСО 6422:1985).
Проставляют даты и время в документах в соответствии с ИСО 8601:1988, а оформляют конверт для корреспонденции – с ИСО 269:1985. Адрес на конвертах и письмах пишут, соблюдая положения ИСО 11180:1993.
ИСО 15489 определяет, что управление документами в организации включает в себя:
1. разработку политики (регламентов) и стандартов;
2. распределение ответственности и полномочий;
3. разработку и распространение
процедур и руководящих
4. предоставление услуг, связанных с управлением документами и их использованием;
5. разработку и внедрение,
администрирование
6. интеграцию управления документами в деловые системы и процессы.
В соответствии с ИСО 15489 «система управления документами (документная система) – информационная система, которая собирает (вводит в систему) документы, управляет документами и обеспечивает к ним доступ в течение времени».
Для предприятий, сотрудничающих с зарубежными партнерами, знание и использование международных стандартов по оформлению документов и управлению документацией очень важно. Но и другие предприятия для повышения качества работы с документами и в целом эффективности своей деятельности могут применять стандарт ИСО 15489, внося его положения в свои внутренние регламенты, устанавливающие принципы и правила ДОУ. Российское законодательство, установившее рекомендательный характер отечественных стандартов, это позволяет.
Среди большого разнообразия
видов служебных документов, обращающихся
на предприятиях и организациях, организационно-
ГОСТ Р 51141-98 понятие
организационно-распределительн
Согласно Общероссийскому
классификатору управленческой документации
(ОКУД) организационно-
1. создание организации, предприятия;
2. реорганизация организации, предприятий;
3. ликвидация организаций, предприятий;
4. приватизация государственных и муниципальных организаций, предприятий;
5. организационно-нормативное
регулирование деятельности
6. оперативно-информационное регулирование деятельности организаций, предприятий.
ГОСТ Р 6.30 – 2003 распространяется
на организационно-
Стандартом установлены: состав реквизитов документов; требования к оформлению документов; требования к бланкам документов, включая бланки с воспроизведением Государственного герба РФ.
Правила и требования
ГОСТ Р 6.30 – 2003 не оговаривает полный
перечень организационно-распорядительны
Правила и требования ГОСТ Р 6.30 – 2003 носят универсальный характер и находят широкое применение в других унифицированных и неунифицированных системах документации. Знание этих правил и требований позволяет овладеть рациональными приемами работы с документами, экономить время на их составление и обработку.
Бланк документа – это стандартный лист бумаги с нанесенными на нем набором реквизитов, идентифицирующих автора официального письменного документа.
Правильно оформленный бланк позволяет получить полную и оперативную информацию об адресанте, его правовой основе, функциях и месте в системе органов власти и управления. Бланк придает информации, запечатленной в документе, официальный характер, упрощает исполнение и дальнейшее использование документа. Применение бланков обязательно при направлении документа в сторонние организации.
Установлена два стандартных формата бланков документов: А4 (210х297мм) и А5 (148х210мм). Допускается также использовать формат А3 (297х420мм) для документов, текстовая содержательная часть которых оформлена виде таблицы (например, бухгалтерские и финансовые отчеты, планы). Допускается использовать бумагу формата А6 (105х148 мм) для оформления резолюций руководителя.
В ГОСТ Р 6.30 – 2003 указывается, что каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поля: левое – не менее 20 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 20 мм, нижнее – не менее 20 мм.
Бланки могут выполняться средствами полиграфии или на персональном компьютере. Бланки документов с воспроизведением Государственного герба РФ и субъектов РФ являются полиграфической продукцией строгой отчетности и должны выполняться исключительно типографическим способом. Не допускается использование ксерокопий таких бланков при создании документов.
Документ представляет собой сложную информационную совокупность, характеризующуюся множеством параметров (состав реквизитов, их содержание, формат, тип носителя, правила расположения информации на рабочем поле документа и т.п.). Разнотипные документы с множеством параметров характеризуются формой и содержанием. Поэтому полноценный процесс унификации документа предполагает наличие двух составляющих – унификацию формы и содержание документа.