Составление номенклатуры дел организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ методики составления номенклатуры дел, изучение специализированной литературы, выявления места и значимости её в системе делопроизводства.
Для раскрытия данной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть назначение номенклатуры дел организации;
- изучить виды и понятие номенклатуры дел организации;
- составление номенклатуры дел для конкретной организации;
- подробное изучение методики составления номенклатуры дел организации.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Номенклатура дел организации ………………………………………..5
1.1 Общие понятия номенклатуры дел организации …………………..5
1.2 Значение номенклатуры и методика составления номенклатуры дел организации ……………………………………………………………………11
Глава 2. Составление номенклатуры дел организации на примере конкретного предприятия …………………………………………………….20
Заключение ……………………………………………………………………32
Список литературы ……………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

курс.р. Карина.doc

— 331.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(ХГУ им. Н.Ф. Катанова)

 

Колледж педагогического образования информатики и права

 

Кафедра ______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАя работа

ПО ___________________________

ТЕМА: «Составление номенклатуры дел организации»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса ОФО

Группы 2 Д

Середкина Карина Николаевна

Проверил: Фондов

____________________

Дата сдачи: «___»_______2013 г.

Дата защиты: «___»______2013 г.

Оценка:_____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абакан 2013 
ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

Введение …………………………………………………………………………….3

Глава 1. Номенклатура дел организации ………………………………………..5

1.1 Общие понятия номенклатуры дел организации …………………..5

1.2 Значение номенклатуры и методика  составления номенклатуры дел организации ……………………………………………………………………11

Глава 2. Составление номенклатуры дел организации на примере конкретного предприятия …………………………………………………….20

Заключение ……………………………………………………………………32

Список литературы ……………………………………………………………34

 

Введение

 

Данная работа посвящена рассмотрению такой темы, как «Составление номенклатуры дел организации». Номенклатура дел организации является важнейшим учетным документом в делопроизводстве, определяющим основные принципы группировки и систематизации дел организации в текущем делопроизводстве, и основой для составления дел постоянного и временного хранения в архиве организации.

Производственные процессы и задачи управления ими требуют постоянной обработки поступающей информации и создания множества документов как по статусу самого предприятия, так и по организации его производственно-хозяйственных деятельности. Руководители и специалисты предприятий от 50 до 90% рабочего времени заняты работой с документами или их созданием. В России эта деятельность исторически получила название "делопроизводство".

Хорошо отлаженное делопроизводство исключает из практики случаи, когда производство может быть приостановлено из-за потери какого либо документа, когда в поисках документа "на ноги" поднимается все предприятие. Чтобы это случалось как можно реже, организация и ведение делопроизводства на предприятиях регламентируются требованиями действующего законодательства, стандартами и инструкциями. В тоже время делопроизводство адаптируется к местным условиям, приспосабливается под специфику каждого конкретного предприятия. В практике делопроизводства возможны отступления от общих требований и их нарушения. Поэтому государственные органы требуют постоянно работы с документацией и совершенствования делопроизводства на предприятии.

Номенклатура дел дает полную информацию обо всех разновидностях документов и дел, которые должны вестись организацией, отражает в образующихся документальных комплексах все юридические, финансовые, производственные и другие ее направления деятельности. Она является документальным подтверждением деятельности организаций. Таким образом, можно сказать, что задача номенклатуры дел гораздо более широка, так как отвечает интересам правовой, информационной защиты организаций. Таким образом, делопроизводство практически невозможно без номенклатуры дел.

А так же будет проведен анализ методики составления номенклатуры дел организации.

Актуальность. Эта проблема не утратила своего значения и по сей день, так как, номенклатура дел является важнейшим документом, применяемым в практике организации делопроизводства. Номенклатура представляет собой классификатор по определенным параметрам, о которых будет написано позже.

Целью данной работы является анализ методики составления номенклатуры дел, изучение специализированной литературы, выявления места и значимости её в системе делопроизводства.

Для раскрытия данной цели были сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть назначение номенклатуры  дел организации;

- изучить виды и понятие номенклатуры  дел организации;

- составление номенклатуры дел  для конкретной организации;

- подробное изучение методики  составления номенклатуры дел  организации.

Данная работа состоит из:

Введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Изучением данной темы занимаются многие специалисты в области документоведения и документационного обеспечения управления. В работе будет представлен проведенный мною анализ методики составления номенклатуры дел организации.

 

ГЛАВА 1. НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ ОРГАНИЗАЦИИ

 

    1. Общие понятия номенклатуры дел организации

 

Номенклатура дел - это утвержденный систематизированный перечень (список заголовков, наименований) дел, заводимых в организации, с указанием срока их хранения, оформленный в установленном порядке.

Одной из важнейших функций делопроизводственной службы является составление номенклатуры дел. Если номенклатура дел разработана в соответствии с установленными правилами, более четко осуществляются процессы: обоснованного распределения документов в дела; формирования дел; обеспечения поиска документов и учета дел и предварительного определения сроков хранения документов.

Правила составления и оформления номенклатуры дел установлены следующими тремя документами:

  • Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (одобрена коллегией Главархива СССР 27.04.1988, приказ Главархива СССР от 23.05.1988 № 33) (ГСДОУ).
  • Основные правила работы архивов организаций (одобрены решением коллегии Росархива от 06.02.2002).
  • Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477 (даны определение и процедура согласования, подписания, утверждения)1.

Ежедневно в организациях и учреждениях разрабатывается и поступает большое количество документов различных видов. Все они имеют разную значимость, определенный срок хранения и могут быть заново востребованы после окончания работы с ними. Скорый поиск документов в таких случаях возможен лишь при их четкой классификации - распределения и группировки документов в дела по характерным признакам (одному или нескольким).

В делопроизводстве существуют следующие основные признаки группировки документов в дела:

  • по названию видов документов. Например: «приказы», «договоры» и т.д.;
  • по содержанию документов. Например: «документы (договоры, переписка) по аренде оборудования за 2010 г.»;
  • по объектам, фирмам-контрагентам. Например: «документы (договоры, переписка) по работе с АО «Звезда» за 2010 г.»;
  • по корреспондентам. Например: «переписка с АО «Звезда» за 2010 г.»;
  • по грифу ограничения доступа к документам. Например: «протоколы заседаний совета директоров за 2010 г.».

Основным видом работы, обеспечивающим систематизацию документов организации, является составление номенклатуры дел.

Наличие номенклатуры дел обязательно для всех предприятий и организаций, независимо от специфики его работы или организационно-правовой формы.

Номенклатура дел предназначена для классификации (распределения и группировки) документов в дела, индексации документов и дел и ведения справочной картотеки документов. Она используется для учета и обеспечения сохранности дел, а также для оперативного поиска документов по их содержанию и видам. Номенклатура дел является простейшим классификатором, позволяющим быстро разложить документы по папкам (делам).

В номенклатуру дел включаются все дела предприятия и журналы регистрации. Не включаются в номенклатуру научно-технические документы и печатные издания.

Номенклатуры дел подразделяются на:

  • типовые;
  • примерные;
  • конкретного предприятия (индивидуальные).

Кроме того, различают номенклатуры дел структурного подразделения и учреждения.

Типовая номенклатура дел составляется для учреждений с однородными типами деятельности и структурами. Она устанавливает единый состав дел с одинаковой нумерацией для соответствующих учреждений ведомства и является обязательным нормативным документом.

Примерная номенклатура дел составляется для однородных по характеру деятельности, но имеющих различную структуру организаций. Примерная номенклатура дел является рекомендательной.

Номенклатура конкретного предприятия (индивидуальная) отражает документы одного конкретного учреждения и зависит от специфики его области деятельности. На больших предприятиях могут составляться отдельные номенклатуры дел структурных подразделений. В этом случае составляется объединенная (сводная) номенклатура дел предприятия.

Номенклатура дел составляется делопроизводственной службой, секретарем-референтом или специалистом, ответственным за работу с документами, при непосредственном участии архивиста предприятия. Такая работа включает изучение организационной структуры учреждения, комплекса документов, на основе которых будут формулироваться наименования дел и определяться принципы их формирования.

Номенклатура дел подписывается ответственным составителем, архивистом, согласовывается с экспертной комиссией и утверждается руководителем предприятия. Номенклатура составляется, как минимум, в трех экземплярах: один хранится в деле в службе делопроизводства; второй является рабочим в этой службе; третий передается в ведомственный архив предприятия. Может быть сделан четвертый экземпляр, который отсылается в государственный архив. Первый экземпляр номенклатуры хранится не менее 10 лет.

Номенклатура дел учреждения пересматривается не менее одного раза в пять лет. Помимо этого, она ежегодно уточняется, утверждается руководителем организации и руководителем экспертной комиссии и вводится в действие с 1 января нового календарного года.

После утверждения структурные подразделения получают выписки из соответствующих ее разделов для использования в работе.

Разделами номенклатуры дел являются наименования структурных подразделений организации. Первым разделом номенклатуры является «секретариат» («дирекция», «служба ДОУ»). Остальные структурные подразделения располагаются после секретариата по степени значимости. Вначале указываются наиболее важные производственные отделы, затем функциональные или вспомогательные службы с присвоением им индексов. Каждое подразделение имеет свой порядковый номер (индекс)2.

В номенклатуре дел небольших организация (без деления на структурные подразделения) в качестве разделов могут быть использованы направления деятельности предприятия или должности руководителей. Например: 01 - директор, 02 - заместитель директора и т.д. (или: 01 - руководство, 02 - основная деятельность, 03 - финансы).

Внутри разделов располагаются заголовки дел с присвоенными им индексами. Индекс обозначается арабскими цифрами. Например: индекс отдела кадров - 02, а дело включено в номенклатуру пятым. Тогда индекс дела будет 02-05.

В начале каждого раздела указываются наиболее важные для деятельности предприятия документы, затем переписка и информационно-справочные документы. В конце раздела приводятся журналы учета или справочные материалы.

Заголовки дел должны быть по возможности краткими и точно передавать содержание документов в деле.

Заголовок дела должен состоять из элементов, расположенных в следующей последовательности:

  • название вида документа. Например: «приказы», «договоры»;
  • краткое содержание дела. Например: «приказы по личному составу»;
  • дата (период), к которому относятся документы дела. Например: «переписка с АО «Вихрь» за 2010 г.»;
  • название статистических форм, их номер или условное обозначение. Например: «акт инвентаризации расчетов с покупателями» по форме ИНВ-17;
  • слова «копии», если дело составлено из копий документов. Например: «договоры с поставщиками за 2010 г. Копии» 3.

В наименовании дела, содержащего переписку, указывается, с кем и по какому вопросу она ведется. В заголовках не рекомендуется употреблять слово «материалы». Не допускается использование названий «Разная переписка» или «Документы по общим вопросам». В процессе ведения дел заголовки могут дополняться.

Срок хранения каждого дела в номенклатуре определяется по «Перечню документов с указанием сроков хранения» со ссылкой на соответствующую статью перечня. Вопросы о сроках хранения дел решаются архивистом предприятия и могут быть уточнены экспертной комиссией предприятия или центральной экспертной комиссией. Сроки хранения дел, предусматриваемые типовой или примерной номенклатурой дел, переносятся в конкретную номенклатуру предприятия без изменений (ГОСТ Р51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»).

Общие требования к составлению и оформлению номенклатуры дел изложены в нормативно-методических документах, таких как Государственная система документационного обеспечения управления, Основные правила работы ведомственных архивов, Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах РФ. Архивными учреждениями разработаны методические пособия по составлению номенклатуры дел.

Информация о работе Составление номенклатуры дел организации