Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 01:31, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть состояние архивного дела на современном этапе. В соответствии с поставленной целью сформулируем задачи, стоящие перед данной работой:
1)Рассмотреть состояние архивного дела накануне образования РФ;
2)определить перспективы архивного дела в РФ;
3)охарактеризовать состояние современного архивного дела;
4)рассмотреть структуру Архивного фонда РФ
Введение………………………………………………….….…..3 – 6
Состояние архивного дела накануне образования РФ…………………………………………………….…….…7 – 11
Управление архивным делом в РФ………………..........…12 – 22
2.1.Управление архивным делом на федеральном уровне…….….…..13 – 17
2.2.Управление архивным делом на региональном и муниципальном уровнях…………………………………………………….…………...….18 – 21
3.Архивный фонд РФ…………………………………………..22 – 28
Заключение………………………………………………......….29 – 30
Список использованной литературы…………………….....…31 – 32
После распада СССР и создания Содружества Независимых Государств 6 июля 1992 г. главами СНГ было подписано Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего СССР. По этому Соглашению стороны, исходя из принципа целостности и неделимости фондов, образовавшихся в результате деятельности высших государственных структур и хранящихся в государственных архивах, которые находятся за пределами их территорий, не претендуют на право владения этими комплексами документов. Стороны взаимно признают осуществленный в соответствии с их национальным законодательством переход под юрисдикцию государственных и других архивов союзного уровня, включая находящиеся на их территории государственные отраслевые архивные фонды бывшего СССР. В соответствии с Соглашением о правопреемстве центральные государственные архивы бывшего СССР перешли под юрисдикцию Российской Федерации в ведение Государственной (Федеральной) архивной службы России.
2. Управление архивным делом в РФ.
Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (ред. от 13.05.2008) в сфере организации управления архивным делом установил следующий порядок: государственное управление на федеральном уровне осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе специально уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти; в субъектах федерации – органы государственной власти субъектов федерации, включая уполномоченные органы исполнительной власти субъектов федерации в области архивного дела; в муниципальных образованиях – органы местного самоуправления.
Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в том числе специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти – Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (РОСОХРАНКУЛЬТУРА), органы государственной власти субъектов РФ, в том числе уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ в области архивного дела.
2.1 Управление архивным делом на федеральном уровне.
Федеральное архивное агентство (Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела. Федеральное архивное агентство находится в ведении Министерства культуры РФ. Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное архивное агентство организует:
- информационное обеспечение
граждан, органов
- исполнение запросов
российских и иностранных
- экспертизу архивных
документов, заявленных к вывозу
за пределы Российской
- экспертизу документов Архивного фонда Российской Федерации, заявленных к временному вывозу за пределы Российской Федерации, для выдачи в установленном порядке юридическим и физическим лицам заключений о возможности их временного вывоза;
- экспертизу документов
Архивного фонда Российской
- централизованное хранение
страхового фонда уникальных
и особо ценных документов
Архивного фонда Российской
- работу федеральных
архивных учреждений по
- координацию деятельности
научно-методических советов
Ведет:
- государственный
учет документов Архивного
- Государственный реестр
уникальных документов
Осуществляет:
- функции главного
распорядителя и получателя
- согласование положений
о центральных экспертных
- осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства.
Федеральное архивное агентство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра культуры РФ. Руководитель Федерального архивного агентства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром культуры Российской Федерации по представлению руководителя Агентства. Количество заместителей руководителя Федерального архивного агентства устанавливается Правительством Российской Федерации.
Координационные и совещательные органы, рабочие группы.
Предложения Росархива о создании правительственных координационных и совещательных органов, а также организационных комитетов подготавливаются по инициативе начальников структурных подразделений аппарата Росархива или по поручению руководителя. Кандидатуры представителей Росархива в правительственных комиссиях, советах и организационных комитетах определяются руководителем Росархива и направляются для согласования Министру культуры Российской Федерации. Предложения о включении представителей Росархива в состав межведомственных координационных и совещательных органов подписываются руководителем Росархива и подлежат согласованию с Министром культуры Российской Федерации или с его заместителем (в соответствии с распределением обязанностей). Межведомственные рабочие группы возглавляет, как правило, заместитель руководителя Росархива или начальник соответствующего структурного подразделения аппарата Росархива. План работы межведомственной рабочей группы определяется ее руководителем. Организационно-техническое обеспечение деятельности межведомственной рабочей группы возлагается на соответствующее структурное подразделение аппарата Росархива.
Коллегия.
В Росархиве в соответствии с Положением о Росархиве создается коллегия. Коллегия образуется и осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Регламентом. Коллегия является постоянно действующим совещательным органом при руководителе Росархива, который образует и возглавляет коллегию. Состав коллегии и порядок участия членов коллегии в ее заседаниях определяется руководителем Росархива и утверждается приказом Росархива. Члены коллегии не имеют иных полномочий, кроме предусмотренных занимаемой должностью. Принятые на заседании коллегии решения оформляются протоколом.
Совет по архивному делу.
В Росархиве в соответствии с Положением о Федеральном архивном агентстве создается Совет по архивному делу при Федеральном архивном агентстве. Совет создается в целях рассмотрения наиболее актуальных вопросов развития архивного дела в Российской Федерации. Управление деятельностью Совета осуществляет руководитель Росархива. Деятельность Совета регламентируется Положением о Совете. Председателем Совета является руководитель Росархива. Решения Совета носят рекомендательный характер и оформляются протоколами заседания Совета.
Центральная экспертно-проверочная комиссия
Центральная экспертно-проверочная
комиссия (ЦЭПК) при Росархиве является
постоянно действующим
Федеральное архивное агентство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование расходов на содержание Федерального архивного агентства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание федеральных органов исполнительной власти.
Агентству непосредственно подчиняются
15 федеральных государственных
2.2. Управление архивным делом на региональном и муниципальном уровнях.
В связи с принятием Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" субъектам федерации предстояло привести свои законодательные акты в области архивного дела в строгое соответствие с его нормами.
Органами исполнительной власти необходимо учитывать условия, в которых проживает население конкретного субъекта. В силу этого именно субъектам федерации принадлежит право устанавливать систему органов, которые будут управлять архивами в их регионе.
Региональным архивным законодательством закреплено, что государственное управление архивным делом в регионе, как правило, осуществляет правительство субъекта федерации и уполномоченный орган его исполнительной власти в области архивного дела (республики Башкортостан, Марий Эл, Удмуртская). В законе Самарской области определено, что государственное управление помимо Правительства Самарской области и уполномоченного органа исполнительной власти в сфере архивного дела осуществляет также Самарская губернская дума.
К органам управления архивным делом субъектов РФ относятся:
1. Республики РФ;
2. Края РФ;
3. Области РФ;
4. Города федерального значения;
5. Автономные образования.
Рассмотрим управление архивным делом на региональном и муниципальном уровнях на примере Ульяновской области и МО «Г. Ульяновск».
На основании Закона Ульяновской области «Об Архивном деле в Ульяновской области» от 05.04.2006г.№40-30, Законодательное регулирование в сфере архивного дела в Ульяновской области осуществляет Правительство Ульяновской области - Законодательное Собрание.
К полномочиям Правительства Ульяновской области относятся:
1) проведение государственной
политики в сфере архивного
дела на территории
2) формирование органа
исполнительной власти
3) принятие правовых
актов в сфере архивного дела,
разработка проектов законов
Ульяновской области,
4) создание, реорганизация, ликвидация государственных архивов Ульяновской области;
5) решение вопросов
о передаче архивных
6) решение вопросов
разграничения собственности
7) осуществление контроля
за соблюдением
8) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области.
К полномочиям органа исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере архивного дела – Департамента культуры и архивного дела Ульяновской области, находящегося в ведении Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области, относятся:
1) осуществление
2) осуществление контроля
за соблюдением
3) взаимодействие с органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и гражданами в сфере архивного дела;
4) разработка и реализация областных программ в сфере архивного дела;
Ульяновская область наделяет органы местного самоуправления на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности Ульяновской области и находящихся на территории муниципальных образований Ульяновской области.
Органы местного самоуправления
при осуществлении