Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:39, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность и структуру франчайзинга и определить перспективы развития франчайзинга в России.
Исходя, из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить теоретические основы франчайзинга;
• Рассмотреть историю развития франчайзинга;
Введение…………………………………………………………………….3
1. Франчайзинг как комплексная экономическая категория
1.1 Теоретические основы франчайзинга: понятие и сущность...5
1.2 Классификационные признаки франчайзинговых систем…..8
1.3 История развития франчайзинга в России и в мире………..15
2. Анализ и структура франчайзинга: мировой и отечественный опыт
2.1 Зарубежный опыт использования франчайзинга…………...24
2.2 Формирование франчайзинга в России……………………...29
2.3 Российская модель франчайзинга: сильные и слабые стороны………………………………………………………...32
3. Проблемы и перспективы развития франчайзинга в России
3.1 Состояние франчайзинга в России. Барьеры развития франчайзинга в России……………………………………….37
3.2 Организационные и правовые сложности развития франчайзинга в России……………………………………….41
3.3 Франчайзинг в России. Перспективы и рекомендации…….47
Заключение………………………………………………………………..57
Список использованных источников……………………………………60
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФГБОУ ВПО «КубГУ»
Экономический факультет
Кафедра мировой экономики и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Теория организации»
ТЕМА РАБОТЫ
«Франчайзинг: сущность, организация и структура»
Работу выполнил:
Студент I курса
Спец. 220100
Системный анализ и управление
Группа 120, ОФО Бондарева Ю.Е.
Научный руководитель: Алеников А.С.
Краснодар
2011
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………60
Введение
В настоящее время франчайзинг является одним из наиболее изучаемых вопросов российской экономики. Для нашей страны, эта форма экономических отношений является относительно новой, но и достаточно перспективной в плане развития и продвижения отечественной экономики. Сейчас большая доля российских предпринимателей уделяет большое значение изучению и анализу функционирования бизнеса в форме франчайзинга, ведь это достаточно выгодная и прибыльная форма ведения бизнеса.
Для российской
экономики франчайзинг
Цель курсовой работы – изучить сущность и структуру франчайзинга и определить перспективы развития франчайзинга в России.
Исходя, из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования являются экономическая сущность франчайзинга и формирование франчайзинга в России. Предмет исследования – анализ развития франчайзинга в России.
Методологическая база курсовой работы представлена историческими, логическими, табличными, сравнительными и аналитическими методами.
Информационно-эмпирическая база состоит из учебников, статей, журналов и интернет-ресурсов.
Структура курсовой работы представляет собой введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение и список использованных источников.
Контрактный характер рыночной экономики соответствует её природе. Вместе с тем его усложнения, происходящее в современных условиях в различных направлениях, требует своего разноаспектного осмысления, в том числе и по линии так называемых предпринимательских сетей, к разряду которых специалисты относят франчайзинг.
Сущностное
понимание франчайзинга выявляется
через два взаимосвязанных
В соответствии с этим франчайзинг как контрактное соглашение всегда предполагает наличие двух сторон: крупной компании (франчайзера), обладающей опытом успешного ведения бизнеса, известным именем, что само по себе имеет большую ценность, и мелких фирм или отдельных предпринимателей (франчайзи), которые, как правило, не имеют необходимых знаний, опыта, имени, но остро нуждаются в них для ведения своей предпринимательской деятельности, особенно на начальных её этапах. При этом франчайзер на определённых условиях предоставляет франчайзи право использовать своё имя (торговую марку) при формальном сохранении полной юридической, экономической и административной самостоятельности. [39]
«Торговая марка (товарная марка, товарный знак) – имя, термин, символ, знак, рисунок или сочетание, позволяющее идентифицировать товар или услугу одного (или группы) изготовителя (продавцов), а так же отличить их от товаров (услуг) конкурирующих фирм». Франчайзер обязуется снабжать мелкую фирму или отдельных предпринимателей, действующих в рамках оговорённой территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса. За эти свои услуги он должен получить доход, но самое главное состоит в другом – то, что через франчайзинг он получает возможность без значительны затрат многократно расширить масштабы своего бизнеса, укрепить свои позиции на рынке.
Франчайзинг может носить исключительный либо неисключительный характер в зависимости от того, одной или нескольким фирмам продаётся лицензия.
Франчайзинг оформляется договором, заключаемым на определённый период. Договор о франшизе может принимать множество форм. Если лицензирование связанно с производственным компонентом деятельности, то договор о франшизе связан со сбытом.
Договор о франшизе обычно требует выплаты вознаграждения вперёд, а затем процентов с прибыли. В обмен на это предоставляющий привилегию обеспечит необходимую помощь и в некоторых случаях может требовать закупки товаров или поставок, чтобы поддерживался уровень качества.
Договор о франшизе даёт ряд выгод, в частности[24]:
Для франчайзинга характерны следующие основные черты и признаки[19]:
Франчайзинговые системы существуют в нескольких формах и классифицируются в зависимости от состава участников. Партнёры по соглашению могут взаимодействовать следующим образом[47]:
Данные отношения
можно наглядно рассмотреть на следующем
примере. Допустим, компания разработала
и запатентовала новую
Вот с этого момента и могут начаться взаимоотношения. Фирмы пользуются лицензией на право применения данного технологического процесса, а компания-новатор получает за это определённое комиссионное вознаграждение, называемое роялти. Лицензиаром в данном случае выступает франчайзер, а лицензиат представляет собой франчайзи. Но при такой связи франчайзер не теряет своей автономности, ему предоставлено практически полная свобода действий (процедуры и политика не регламентируется, как в прочем, и технологическое оборудование).
Данный вид отношений хорошо просматривается в работе крупнейших производителей прохладительных напитков. Которые переводят на франчайзинговые условия свои разливочные мощности. Они передают франчайзи права на использование сиропного концентрата, который сами производят.
Это франчайзинговая система первого поколения, которая зародилась в самом начале автомобилестроения. Производителями автомобилей создавались дилерские сети, основанные на принципе франчайзинга. Аналогичным образом действовали производители бензина и заправочные станции.
Информация о работе Франчайзинг: сущность, организация и структура