Франчайзинг: сущность, организация и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить сущность и структуру франчайзинга и определить перспективы развития франчайзинга в России.
Исходя, из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить теоретические основы франчайзинга;
• Рассмотреть историю развития франчайзинга;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Франчайзинг как комплексная экономическая категория
1.1 Теоретические основы франчайзинга: понятие и сущность...5
1.2 Классификационные признаки франчайзинговых систем…..8
1.3 История развития франчайзинга в России и в мире………..15
2. Анализ и структура франчайзинга: мировой и отечественный опыт
2.1 Зарубежный опыт использования франчайзинга…………...24
2.2 Формирование франчайзинга в России……………………...29
2.3 Российская модель франчайзинга: сильные и слабые стороны………………………………………………………...32
3. Проблемы и перспективы развития франчайзинга в России
3.1 Состояние франчайзинга в России. Барьеры развития франчайзинга в России……………………………………….37
3.2 Организационные и правовые сложности развития франчайзинга в России……………………………………….41
3.3 Франчайзинг в России. Перспективы и рекомендации…….47
Заключение………………………………………………………………..57
Список использованных источников……………………………………60

Файлы: 1 файл

Курсовая моя.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

 Развитие  правового обеспечения франчайзинга требует опять-таки решения экономических проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы и разработку "обходных" правовых схем.

Социально-психологические  проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми. [16]

 Входя во  франчайзинговую систему, франчайзи  испытывает ряд опасений, вызванных  как экономическими, так и правовыми  аспектами. 

 В первую  очередь он опасается банкротства,  которое может быть вызвано  действиями франчайзера. Но именно  правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами.

 Важнейшим  социально-психологическим аспектом  франчайзинга является традиционное  для нашей страны неуважение  к интеллектуальной собственности.  Решение этой проблемы требует  сочетания экономических и правовых  воздействий, которые сделают  неэффективным несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности.

 Образовательные  проблемы франчайзинга, вызванные  слабой подготовкой предпринимателей  в этой области. 

 Решение  образовательных проблем связано  с необходимостью создания сети  учебных и консультационных центров по франчайзингу, что требует решения чисто экономических проблем. В то же время образовательные проблемы франчайзинга приведут к расширению познаний франчайзи в области права и экономики.

 Как видно  из сказанного выше, взаимосвязь  экономических, организационно-правовых, социально-психологических и образовательных проблем франчайзинга возможно только в комплексе, когда решение одной проблемы связано с необходимостью решения других. [34]

 Экономические  проблемы франчайзинга 

 Важнейшей экономической проблемой франчайзинга в России становится отсутствие стабильности. Если вернуться к определению франчайзинга, то это в первую очередь система отношений, закрепленная опять-таки системой договоров. Естественно, что подобная система, к тому же объединяющая экономически независимых предпринимателей, становится инерционной.

 Последнее  десятилетие, в котором началось  ускоренное развитие франчайзинга  в России, отличается отсутствием  стабильности в экономике, постоянными  скачками в развитии экономики страны, что приводит к таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярными переделами собственности, что не может не задевать франчайзи. Учитывая, что многие из них вынуждены из-за нехватки собственных средств открывать свои предприятия в арендуемых помещениях, перемена владельца отрицательно влияет на работу как франчайзи, так и франчайзинговой системы в целом. Переделы рынков, причем очень часто нерыночными методами, также могут снижать эффективность франчайзинговых систем.

 Франчайзинг, как уже неоднократно отмечалось, строится на взаимодействии двух типов самостоятельных предпринимателей - франчайзера и франчайзи, каждый из которых является самостоятельным юридическим лицом. Следовательно, не только франчайзер, но и франчайзи должны вкладывать в развитие системы свой стартовый капитал. Если учесть, что франчайзи должен вносить разовую франшизную плату (паушальный платеж), то стартовый капитал франчайзи должен быть достаточно большим.

К сожалению, далеко не все отечественные предприниматели обладают подобным капиталом.

 Попытка  получить стартовый капитал в  виде банковского кредита также  сталкивается с рядом проблем: 

    • уровень доходности франчайзи, с учетом всех регулярных платежей (роялти, отчисления в централизованный рекламный фонд и другие платежи), может привести к тому, что срок возврата кредита будет достаточно большим, а если учесть действующие ставки кредита, и вовсе невозможным;
    • существующая правовая система еще больше затрудняет кредитование франчайзи.

 Организационно-правовые проблемы

Основные проблемы франчайзинга в России в настоящее  время концентрируются в области  права. Это вызвано тем, что франчайзинг  как система отношений основан  на системе договорных отношений  и должен быть подкреплен серьезной  правовой базой.

 В современной правовой системе России термин "франчайзинг" встречается только один раз, в 54 главе Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где утверждается: "коммерческая концессия" является синонимом франчайзинга.

Однако самый  поверхностный анализ позволяет  утверждать:

"коммерческая  концессия" значительно уже  понятия "франчайзинг";

 Франчайзинг  в нашей стране приходится  базировать на комплексном договоре, основанном на ряде статей  ГК РФ и законодательных актов,  то есть на "обходных" правовых  схемах.

 Все это  затрудняет использование франчайзинга в отечественной экономике.

Повышение эффективности  и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в  законодательство.

 Ими необходимо  достичь следующих целей [30]:

    • Создание условий для реальной конкуренции франчайзинговых систем с традиционно сложившимися механизмами реализации товаров.
    • Обеспечение удобства применения законодательных актов для участников франчайзинговой системы.
    • Создание прозрачности франчайзинговой системы и ее элементов для контролирующих органов.

 Все три  цели тесно связаны между собой. 

Федеральный закон  РФ "О франчайзинге в Российской Федерации" должен развить основные положения ГК РФ и включать:

    • основные понятия и определения (дефиниции), в том числе определение франчайзинга, которое должно совпасть по своему смыслу и содержанию с аналогичным понятием франчайзинга на Западе, типологию основных понятий франчайзинга;
    • понятие роялти (в настоящее время существует в ФЗ РФ "О соглашениях о разделе продукции", но в усеченном и недостаточном для работы системы виде), франчайзинговых (паушальных) платежей, характеристик рекламного фонда (минимальный процент, условия взносов и так далее) и других специфичных понятий;
    • отдельно по разделам закона охарактеризовать особенности работы по каждому виду франчайзинга;
    • порядок уступок товарных знаков, лицензий, авторских прав, патентов, ноу-хау (понятие ноу-хау на основе ГК РФ можно, наверное, расширить);
    • приложения в виде перечня документов, подробно фиксирующих все необходимые действия при создании франчайзинговой системы, включающих образцы договоров и перечень документов (по максимуму), применяемых при различных видах франчайзинга.

 В результате  у предпринимателей будет достаточный  нормативный материал для заключения  договоров, где они в зависимости от выбранной схемы работы будут применять те или иные нормативные документы и подбирать образцы договоров.

 В нормативных  актах, регулирующих право интеллектуальной  собственности и ответственность  за ее нарушение, обязательно  должны учитываться франчайзинговые схемы, что в настоящее время просто отсутствует.

 Для участников  франчайзинговых систем имеет  смысл ввести льготный режим  налогообложения. [32]

 

 Это обусловлено  тремя причинами: 

    • практическим отсутствием в России широко известных торговых марок и брендов, привлекающих потенциального потребителя. Формирование подобных брендов требует больших затрат, что снижает эффективность франчайзинговых систем;
    • увеличенными издержками франчайзи, для которых очень значительными являются и роялти, и паушальные платежи, а также отчисления в централизованный рекламный фонд;
    • обязательность соответствия внешних форм и принципов работы (униформа, интерьеры и т.д.).

 Эти затраты,  особенно в период раскрутки  отечественных торговых марок,  не позволят франчайзинговым  системам конкурировать с традиционными системами производства и сбыта товаров. Через несколько лет работы по франчайзинговым схемам качественные и узнаваемые россий-ские товары, вероятно, безболезненно смогут преодолевать эти издержки.[42]

 

3.3Франчайзинг в России. Перспективы и рекомендации

 

Франчайзинг в  России делает пока только свои первые шаги. Во многом развитие франчайзинга в нашей стране тормозит отсутствие законодательной базы и соответствующей  предпринимательской культуры. Не случайно большая часть зарубежных компаний предпочитает в России не продавать франшизы, а организовывать здесь свой бизнес, открывая филиалы.

С другой стороны  многие в нашей стране желают развития франчайзинга. А значит, это когда-то произойдет. И с развитием франчайзинга малый бизнес в нашей стране получит мощный положительный импульс, что послужит серьезным фундаментом для реального процветания экономики России.

Перспективы развития франчайзинга в России самые благоприятные. В последнее время намечается тенденция ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса. Так, согласно статистике, с 1995 по 1999 год, в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, с 2000 по 20001 год, за 2 года - 37, а за один 2002 год - уже 29. При этом улучшается качество франшизных предложений, а технологии, которые предлагаются к передаче, становятся сильными и коммерчески выгодными, возникает все больше положительных примеров внедрения франчайзинга.

Тем не менее, к сожалению можно констатировать, что темпы развития франчайзинга в России относительно невелики по сравнению с развитыми странами. Что же мешает развитию российского франчайзинга, а также широкому выходу зарубежных франшизных компаний на российский рынок?

В числе специфических, негативных явлений, препятствующих эффективному формированию российского рынка  франчайзинга, потенциально огромного  и представляющего собой "не паханое  поле", можно назвать следующие  элементы реальной общей предпринимательской практики:

- несовершенство  законодательства,

- отсутствие  в предпринимательских кругах  серьезных знаний о франчайзинге,

- практика ухода  от налогов и обыденность применения "теневых" операций,

- практика невыполнения  обязательств между партнерами,

 - излишняя бюрократическая регламентация бизнеса и взяточничество.

Единственным  нормативным документом, регулирующим франчайзинг в России, является 54 глава Гражданского кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что некоторые ведущие специалисты  по франчайзингу критикуют сам факт наличия главы 54, считая, что строгие, не всегда оправданные регламентации сдерживают развитие франчайзинга в России, особенно международные контакты. В отличие от общепринятой мировой практики в 54 главе применена новая терминология: франчайзинг называется "коммерческая концессия", франчайзор - "правообладатель", франчайзи - "пользователь". Это вносит некоторые неудобства в развитии международного франчайзинга.

Конспективно  критика некоторых положений  главы 54 сводится к следующему:

- Двойная регистрация  договоров коммерческой концессии  (статья 1028) является ничем не  оправданной мерой, так как  совершенно непонятно к каким  нежелательным последствиям приводит  отсутствие регистрации договоров  в налоговых инспекциях. Требование регистрации в патентном ведомстве договоров коммерческой концессии абсолютно оправдано. На наш взгляд такой регистрации вполне достаточно, так как все франшизные договора содержат элементы, касающиеся передачи права на использование товарного знака.

- Статья 1034 "Ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю", констатирующая субсидиарную ответственность франчайзора по предъявляемым к франчайзи требованиям, нарушает основной принцип системы франчайзинга - независимость франчайзора и франчайзи. Наличие субсидиарной ответственности в значительной мере уменьшает преимущества развития в форме франчайзинга по сравнению с развитием путем создания собственных корпоративных предприятий.

- Положение  статьи 1035 о праве франчайзи на  заключение нового договора с франчайзором по истечении срока предыдущего договора на тех же условиях противоречит необходимости развития франшизной системы, так как условия через 5 - 10 и более лет могут существенно измениться.

Следует отметить, что приведенные выше недостатки главы 54 ГК РФ хотя и создают некоторые неудобства в развитии франшизных систем в России, но пока на практике не являются существенным препятствием для предпринимателей.

Что касается других приведенных причин медленного развития франчайзинга в России, то вселяет надежду, что программа дебюрократизации экономики, налоговая и судебная реформы, мероприятия по поддержке малого предпринимательства должны существенно улучшить предпринимательский климат в России, а это неизбежно положительно скажется на темпах развития российского франчайзинга.[49]

Информация о работе Франчайзинг: сущность, организация и структура