Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 10:29, курсовая работа
В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы. Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "МаКДональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг.
1. Введение
1.1. Понятие франчайзинга…………………………………………………………………………… 3
1.2. История развития франчайзинга………………………………………………………………… 5
1.3. Сущность франчайзинга…………………………………………………………………………. 7
1.3. Виды франчайзинговых систем………………………………………………………………… 10
1.4. Критерии эффективности франчайзинга………………………………………………………. 11
2. Преимущества и недостатки франчайзинга
2.1. Преимущества фрачайзинга……………………………………………………………………... 12
2.1.1 Преимущества для франчайзора……………………………………………………………...... 15
2.1.2. Преимущества для франчайзи…………………………………………………………………. 16
2.2. Недостатки франчайзинга
2.2.1. Недостатки для франчайзора…………………………………………………………………... 17
2.2.2. Недостатки для франчайзи……………………………………………………………………... 19
3. Договор о франчайзинге
3.1. Вертикальные ограничения в франчайзинге……………………………………………………. 20
3.2. Заключение франшизного договора…………………………………………………………….. 21
3.3. Основные объекты договора……………………………………………………………………... 22
3.4. Права и обязанности сторон……………………………………………………………………… 23
3.5. Подготовка кадров………………………………………………………………………………... 24
4. Франчайзинг в России
4.1. Практика франчайзинга в России………………………………………………………………… 25
Заключение
Список литературы
Содержание
1. Введение
1.1. Понятие франчайзинга………………………………………………
1.2. История развития франчайзинга………………………………………………
1.3. Сущность франчайзинга………………………………………………
1.3. Виды франчайзинговых
систем………………………………………………………………
1.4. Критерии эффективности
франчайзинга………………………………………………
2. Преимущества и недостатки франчайзинга
2.1. Преимущества фрачайзинга………………
2.1.1 Преимущества для франчайзора……
2.1.2. Преимущества для франчайзи………………………………………………………
2.2. Недостатки франчайзинга
2.2.1. Недостатки для франчайзора…………
2.2.2. Недостатки для франчайзи………………
3. Договор о франчайзинге
3.1. Вертикальные ограничения
в франчайзинге…………………………………………
3.2. Заключение франшизного
договора…………………………………………………………
3.3. Основные объекты договора……………
3.4. Права и обязанности
сторон………………………………………………………………
3.5. Подготовка кадров………………………………………………………………
4. Франчайзинг в России
4.1. Практика франчайзинга
в России…………………………………………………………
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы. Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "МаКДональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг. Если обратиться с вопросом “Что такое франчайзинг?” к нашим соотечественникам, вряд ли наберется и 10% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления. Поэтому основная цель моей работы состоит в изучении данного вида организации ведения бизнеса. Изучив и проанализировав информацию, предоставленную средствами СМИ, я постараюсь раскрыть понятие франчайзинга, выявить преимущества и недостатки данных договорных отношений, определить место и роль франчайзинга на российском рынке, сделать соответствующие выводы и заключения. Вся франчайзинговая система в российской экономике на данный момент находится в стадии становления и не может избежать кризисов и потрясений. Именно поэтому важно понять, как свести негативные последствия к минимуму, для чего в ходе работы будут выявляться слабые и сильные стороны данной системы функционирования бизнеса на российском рынке в сравнении с зарубежными рынками. В своей работе я проанализирую практику франчайзинга в России, опираясь на опыт дифференцированных компаний РФ, выбравших франчайзинговую систему ведения бизнеса. Именно практический опыт российских компаний сможет показать наиболее ясную картину франчайзинга в нашей стране. Первая часть реферата будет включать в себя общие понятия франчайзинга. В нем будут рассматриваться критерии эффективности франчайзинга. Во второй части я попытаюсь рассказать об основных преимуществах и недостатках франчайзинга. В третьей части будут описаны основные особенности договора о франчайзинге. Итогом моей работы будет рассмотрение практического применения франчайзинга в России.
Понятие франчайзинга
Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области. Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый «брэнднэйм»). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу. Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты. Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору. Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзором. Франчайзор сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзор предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.
Любой заинтересованный в
покупке франшизы должен решить, являются
ли для него приемлемыми такие
взаимоотношения. Когда франчайзор
берет на себя обязательства по отношению
к франчайзи и принимает
Французская ассоциация франчайзинга рассматривает франшизу как “сотрудничество между предприятием — франчайзором и одним или несколькими предприятиями-франчайзи, в результате которого предприятие-франчайзор распоряжается товарным знаком, знаком обслуживания, вывеской, и особенно ноу-хау, которым франчайзи должен пользоваться путем единообразной эксплуатации, контролируемой франчайзором”. Здесь характерным элементом франшизы является предоставление франчайзором ноу-хау, которое в соответствии с решением судов должно быть "специфическим, испытанным и передаваемым". Созданная в 1977 году Британская франчайзинговая ассоциация (БФА) (British Franchise Аssociation) дает определение франшизы как контрольной лицензии, выданной одним лицом (франчайзором) другому лицу (франчайзи), которая:
а) дает разрешение или обязывает
франчайзи заниматься в течение
периода франшизы определенным бизнесом,
используя специфическое
б) дает право франчайзору осуществлять контроль в течение всего периода франшизы за качеством ведения бизнеса, являющегося предметом франшизы;
в) обязывает франчайзора предоставлять франчайзи помощь при ведении бизнеса, являющегося предметом франшизы (помощь в организации предприятия, обучение персонала, управление продажами и т. д.);
г) обязывает франчайзи регулярно в течение всего периода франшизы выплачивать франчайзору определенные денежные суммы в оплату франшизы или товаров, услуг, предоставляемых франчайзором франчайзи;
д) не является обычной сделкой между холдинговой и ее дочерней компаниями или между частным лицом и компанией, контролируемой им.
Таким образом, франшиза — это прежде всего контракт, в котором выражены условия ведения бизнеса с правом возмездного использования торгового имени и фирменных технологий франчайзора.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА
История развития франчайзинга
уходит своими корнями в средневековье.
В Оксфордском словаре английского языка
(1933 г., стр. 1630) указано, что “franchising” —
все права и свободы епископатов, пожалованные
королевской короной в 1559 году, а “franchises”
— ярмарки, рынки и другие места, отведенные
для торговли. В свое время в Британии
король предоставлял баронам право собирать
налоги на определенных территориях в
обмен на различные услуги, например, такие, как обязанность
поставлять солдат для армии. Свободным
людям, или гражданам городов, было разрешено
(дана франшиза) продавать свои товары
на территории города: на рынках и ярмарках.
Эти элементы права, или привилегий, позволяющие
эксплуатировать положение на определенной
территории за плату, формировали основу франчайзинга
в течение нескольких веков. В наиболее
типичной форме франчайзинг проявился
в британской системе “связанных домов”,
которая использовалась пивоварами в
XIX веке для поддержания нужного объема
продаж. В обмен на предоставленный заем
или аренду имущества пивовар получал
постоялый двор как рынок сбыта своего
пива и спиртных напитков. Система “связанных
домов” оказалась эффективным коммерческим
механизмом и существует до сих пор. В
Соединенных Штатах Америки франчайзинг впервые
начал использоваться компанией Зингера
по производству швейных машинок (Singer
Sewing machine company). После окончания гражданской
войны в Америке в середине XIX века Зингер
развернул серийное производство, позволявшее
его компании торговать по самым конкурентным
ценам. Однако организовать централизованное
обслуживание швейных машин и замену неисправных
частей в одном месте оказалось экономически
невыгодным. Была создана франчайзинговая
система, которая предоставляла финансово-независимым
фирмам исключительные права продавать
и обслуживать швейные машины на определенной
территории. Эти первые франшизы по своей
сути были действующими дистрибьютерскими
соглашениями с дополнительными обязанностями
франчайзи (дилера) обслуживать машины
по требованию. Аналогичная система была
разработана 1898 году компанией Дженерал
Моторс (General Motors), по которой дилеры не
имели права продавать машины других производителей
и были обязаны вложить в дело собственный
капитал для обеспечения высокого уровня
обслуживания и поддержания имиджа фирмы
— продавца франшиз. Продажа автомашин
через систему франшиз ведется и в наше
время. Примеру Дженерал Моторс последовал
Рексол (Rexall), который удачно продавал
франшизы на организацию своих аптек.
Эффективно франчайзинг
В 20-х годах в США
идея франчайзинга как формы ведения бизнеса
сместилась в сторону отношений “оптовик
- розничный продавец”. Оптовый продавец
(или франчайзор) давал возможность небольшим
розничным торгующим организациям получать
дополнительную выгоду от многочисленных
скидок, использовать марку торговой фирмы
и при этом сохранять свою независимость.
В Великобритании этот тип франчайзинга
применялся Спар (Spar) и бакалейными магазинами
ВГ (VG grocery stores). С 1930 года в США после кризиса
в экономике нефтеперерабатывающие компании
перешли на систему управления своими
заправочными станциями как франчайзинговыми
единицами. Сдавая в аренду бензоколонки
франчази, нефтеперерабатывающие компании
получали ренту и имели возможность популяризировать
имидж компании, в то время как франчайзи
могли устанавливать цены в соответствии
с местными условиями. В результате значительно
вырос уровень продаж машинного топлива
и, соответственно, увеличилась прибыль. В
конце 40-х годов братья Макдональд, владельцы
небольшого придорожного кафе, решили
улучшить обслуживание клиентов и увеличить
доход. С этой целью они сократили число
наименований блюд до трех, стандартизировали
технологию их приготовления и унифицировали
рецептуру. Такая реорганизация значительно
повысила эффективность и снизила затраты,
а единообразное меню “Макдональдс”
(McDonald’s) создало новое поколение клиентов,
которые знали, что в любом ресторане “Макдональдс”
их ждет быстрое обслуживание и привычный
набор блюд. Вплоть до 1950-х годов большинство
компаний, использовавших франчайзинговую
систему, рассматривали франчайзинг как
Франчайзинг используется в самых различных видах бизнеса. В частности, он интенсивно развивается в таких отраслях промышленности и сферы услуг, как: