Франчайзинг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы. Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "МаКДональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг.

Содержание работы

1. Введение
1.1. Понятие франчайзинга…………………………………………………………………………… 3
1.2. История развития франчайзинга………………………………………………………………… 5
1.3. Сущность франчайзинга…………………………………………………………………………. 7
1.3. Виды франчайзинговых систем………………………………………………………………… 10
1.4. Критерии эффективности франчайзинга………………………………………………………. 11

2. Преимущества и недостатки франчайзинга
2.1. Преимущества фрачайзинга……………………………………………………………………... 12
2.1.1 Преимущества для франчайзора……………………………………………………………...... 15
2.1.2. Преимущества для франчайзи…………………………………………………………………. 16
2.2. Недостатки франчайзинга
2.2.1. Недостатки для франчайзора…………………………………………………………………... 17
2.2.2. Недостатки для франчайзи……………………………………………………………………... 19

3. Договор о франчайзинге
3.1. Вертикальные ограничения в франчайзинге……………………………………………………. 20
3.2. Заключение франшизного договора…………………………………………………………….. 21
3.3. Основные объекты договора……………………………………………………………………... 22
3.4. Права и обязанности сторон……………………………………………………………………… 23
3.5. Подготовка кадров………………………………………………………………………………... 24

4. Франчайзинг в России
4.1. Практика франчайзинга в России………………………………………………………………… 25
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Франчайзинг (на сдачу) .docx

— 84.10 Кб (Скачать файл)

Так,   компания   "Кока-Кола"   содержит   небольшой   специальный  высокооплачиваемый  штат  сотрудников   для  защиты  торговой  марки и  названия. Защищая  свою  торговую марку,  владелец защищает  репутацию  своего  продукта  или услуги.  Таким образом,  покупатель знает, что он получит именно то, что хочет, а  не  заменитель,  и  поэтому  торговая марка  "Кола"  становится  очень  важной частью  системы  франчайзинга  в  компании    "Кока-Кола".    Имеется    прямая связь  между  действиями по  защите торговой  марки  "Кока-Кола"   и  ценностью концентрата,  который   компания  продает  своим  франчайзи,   Хорошая  репутация,  завоеванная продуктом,  с течением времени  приобретает  значительную  ценность.  Это  одна из  ценностей, которую приобретает  франчайзи,   покупая  франчайзинг.  Это  только  один  пример тесной  связи  между  бизнесом  (стоимостью франчайзинга)   и   юридическими  факторами  (защита торговой  марки), которые имеются в каждой торговой системе.

Одним  из  основных   преимуществ  покупки  франшизы  является то,  что предприниматель  получает   возможность  избавиться  от  головной  боли,  связанной  с  началом  нового  бизнеса  на  пустом месте.  Франчайзер, как  правило, представляет  план  с  четкими инструкциями по   поводу   организации  предприятия. При  этом  ему  даются  рекомендации по размещению  предприятия, если  эти вопросы не определены заранее.  При предоставлении  франшиз  на  розничную  торговлю  во  многих случаях,  как, например,   это   делает   компания  "МакДональдс",    проводятся    маркетинговые исследования,  главной   целью  которых получение уверенности в том,  что новое предприятие    достигнет   поставленных  перед ним целей. Оценка интенсивности спроса,  особенностей  городской инфраструктуры,  демографических  тенденций, темпов роста  деловой активности  в регионе, уровня конкуренции и т. п. является  важной  составляющей  при  принятии решения о том, где разместить предприятие.  Часто  франшиза предполагает наличие  определенного  имени,  которое дает  предпринимателю  достаточно  быстрое  признание  в  определенном рыночном пространстве. Это,  естественно, не гарантирует успеха, но обеспечивает условия  для  начала  предпринимательской деятельности  с  положительной  репутацией.

Соглашаясь  на  контроль   со  стороны франчайзера  по  многим  вопросам организации  ведения  бизнеса, предприниматель  получает  определенные преимущества, поскольку  благодаря этому  у него появляется  возможность  извлечь пользу из  чужой  многолетней   практики  проб и   ошибок,  приобрести   готовый  опыт в этих важнейших сферах.

Большое значение в ведении  и успехе дел имеет  реклама. При  обычных условиях   организация   широкой   рекламы в  прессе и  на телевидении  по каждой отдельной франшизе  представляется делом  довольно   дорогостоящим.  Однако в системе франчайзинга  вполне возможно     объединение   предпринимателей, и  при  внесении  доли  каждым  из них в соответствии с  объемом деятельности такая организация в целом  в состоянии проводить  широкую  рекламу  в  прессе для   упрочнения    репутации   фирмы.

Вместе  с  тем каждый  франчайзи может впоследствии направить усилия  на продвижение  товаров на  своей территории в  пределах,   очерченных  соглашением о франшизе.

При   государственном  регулировании хозяйственной  деятельности  путем лицензирования  и  налогообложения серьезное  значение имеет  организация управления   бизнесом.   При  заключении франчайзингового   соглашения   даются советы по  управлению, предоставляется информация о  налогах и  других аспектах деятельности компании.  Так, предпринимателю-франчайзи       передаются хорошо  зарекомендовавшие  себя управленческие решения,  ориентированные на успех  и обеспечивающие  его процветание.

Ключ  к  успешному   развитию  франчайзинговой  системы  -  хорошие отношения  сотрудничества  между  франчайзером  и франчайзи.  Франшиза, которая была продана только с  целью получения платы, потерпит неудачу. Франчайзеры, которые  не  оставят для  франчайзи надежды  на  получение  достаточного  дохода, также потерпят неудачу.  Во франчайзинге  нет  места проходимцам  и жуликам, и  их не  должно быть.  И действительно,  большинство известных  в мире   франчайзеров  в   настоящее  время создают   надежные  бизнесы   для  себя и  своих франчайзи.  Правильная рабочая философия  -  это не  "Сколько капитала я могу получить  от франчайзи  для расширения  моего  бизнеса",  а  "Как  мне сделать  франчайзинг  таким,   чтобы  он представлял   собой   хорошую   возможность  для бизнеса  и чтобы  его хотели получить   высокопрофессиональные   потенциальные франчайзи".

Франчайзинг   позволяет   бизнесменам развиваться  более  быстро,  чем  любая

другая  система,  в  этом  его огромное достоинство.    Франчайзинг - проверенная система развития, и  никакая другая система не может  с ней  соперничать по эффективности.   Франчайзинг  позволяет фирме  быстро   развиваться,  используя деньги других людей. Эта  система освобождает  фирму  франчайзера  от  многих затрат, связанных с расширением,  и перекладывает  их   на  предприятия-франчайзи.

В то  же время  франчайзинг позволяет использовать  энергию, таланты  и амбиции  людей,  которые  не  выполняли  бы работу  в традиционных  условиях найма, и работу в чужом бизнесе.

Франчайзинг - это   способ   привести в  вашу  организацию энергичных  и компетентных   людей,   которые   будут  рассматривать   свою   работу  в   фирме  как возможность   личного  роста   и  карьеры. Труд   на   франчайзинговых   предприятиях требует   самоотверженности.   Он  базируется не только  на оплате,  но и  на самоутверждении и гордости за свою фирму. Рассмотрим     основные    преимущества, которые   получает   предприниматель,  покупая франшизу. Вы  приобретаете  вместе   с  франшизой:

  1. Возможность стать или остаться самостоятельным владельцем бизнеса.
  2. Право вести  свой бизнес  под торговой   маркой,   имеющей   хорошую  репутацию на рынке.
  3. Использование апробированной концепции бизнеса.
  4. Управленческие консультации от экспертов в соответствующей области.
  5. Уменьшение затрат на рекламу за счет совместной рекламы.
  6. Услуги головной фирмы в организации начального и последующего обучения.
  7. Относительно низкую стоимость приобретения многих видов лицензионного бизнеса.
  8. Возможность финансировать часть капиталовложений.

Вместе с тем надо понимать, что существует некая доля риска  при любом, начинании и что  наряду с благоприятными   последствиями   использования франшизы существуют и такие, которые менее желательны.

 

 

 

 

 

 

Преимущества  для франчайзора

 

Франчайзор - это человек, который смог создать работающий бизнес. Это бизнес, который приносит ему хорошую прибыль. Такая модель бизнеса должна легко поддаваться  успешному повторению. Это означает, что возможно открывать еще больше предприятий, работа которых строилась  бы по такой же модели, как и бизнес франчайзора. Бизнес франчайзора всегда имеет определенный проверенный  рынок потребителей и ценную репутацию.

После того, как бизнес своим  успехом доказал свою жизнеспособность, основатели желают развивать это  дело. Здесь возникает два пути: развивать дело, инвестируя прибыль  или создавать франчайзинговую  систему. При создании и развитии франчайзинговой системы, ее основатели будут рассматривать пять позиций:

Франчайзинг приносит дополнительные деньги для распространения бизнеса. Если компания стремится к развитию на региональном, национальном или  международном уровне, то потребуются  дополнительные вложения на программу  развития. Эти фонды можно создать  с помощью франчайзи. Франчайзи  делают первоначальный взнос, приобретая полный франчайзинговый пакет. Подписав дополнительно несколько франчайзинговых  договоров с франчайзи, франчайзор сможет продавать им другие услуги по управлению (менеджменту), такие, как  особая поддержка по консалтингу  и маркетингу. Обе сделки (первоначальная продажа франшизы и продажа специальных  услуг) служат дополнительным источником дохода для франчайзора

Франчайзи делают дополнительные выплаты на поддержку услуг, предоставляемых  франчайзором. Все работающие франчайзи  ежемесячно платят франчайзору за предоставление услуг. Часть этих денег идет на предоставление услуг по поддержке франчайзи  этой системы (обучение персонала, консультанты и т.д.).

Франчайзинг открывает возможности  быстрого расширения на новом рынке  и укрепления своей репутации  на существующем рынке. Увеличение количества выплачиваемых взносов позволяет  франчайзору быстро и эффективно развиваться на рынке. Именно франчайзи  приносят на новый рынок имя франшизы. Каждый отдельный франчайзор получает огромные преимущества на всем рынке  потому, что франчайзи, быстро расширяясь на новом рынке и делая инвестиции в развитие этого бизнеса в  новых городах, создают широкую  сеть бизнеса, на развитие которой у  франчайзора никогда не хватило  бы денег.

Франчайзинг открывает для  потребителя возможность больше узнать о продукте и услугах. С  открытием новых предприятий  потребители больше узнают о продукте и услугах. Это очень важно, так  как новая франшиза становится узнаваемой на рынке по мере предоставления своих  услуг. Многочисленные франчайзинговые  предприятия на специфичном рынке  открывают экономный доступ к  рекламе в средствах массовой информации, что делает франчайзинг  известным среди большего числа  потребителей. Использование рекламы  приводит к увеличению продаж и прибыли  в каждом предприятии франчайзинговой  системы.

Успех франчайзинговой системы  при создании новых бизнес концепций. Успех франчайзинговой компании во многом зависит от проверенности  и прибыльности бизнес концепции. Франчайзор развивает свою концепцию бизнеса  и доказывает ее прибыльность на примере  своих собственных магазинов. Франчайзор разделяет свой опыт со всеми франчайзи  системы, предоставляя им возможность  вести свой бизнес так же успешно. Поэтому, если компания хочет узнать, возможно ли превратить их бизнес в успешную франшизу, они должны просто посмотреть насколько успешно прошло такое превращение в другом, похожем бизнесе.

 

 

 

 

 

Преимущества  для франчайзи

    • Все материалы и поддержка, предоставляемая франчайзорами индивидуальным франчайзи, предназначены для поддержки и усиления значимости франшизы. В списке таких преимуществ можно было бы перечислить: материалы, обучение и консалтинг. Но, если смотреть шире, то самым большим преимуществом являются отношения между франчайзором и франчайзи.
    • Франчайзинг означает, что у вас есть собственный бизнес, но вы не остаетесь один на один со всеми проблемами и рисками. Когда франчайзи дает свое согласие вкладывать деньги вофранчайзинговое предприятие, он все равно остается независимым владельцем бизнеса. Эта независимость означает, что его никогда не уволят с этой работы. Франчайзи получает профессиональную поддержку от франчайзора. Такая поддержка помогает ему избежать тех ошибок, которые обычно делают другие предприниматели. Франчайзор остерегает франчайзи от принятия неправильных решений, которые могли бы повредить или вообще разрушить его предприятие.
    • Франчайзинг - это быстрое и эффективное начало бизнеса. Франчайзинговая система дает информацию, которая помогает франчайзи найти подходящее местоположение для предприятия, сделать его дизайн и убедится в том, что бизнес правильно функционирует. Франчайзи не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих на начальной стадии, потому, что он имеет опыт своего франчайзора.
    • Франчайзинг дает поддержку франчайзи в период перед открытием бизнеса. Франчайзи всегда имеет возможность стать специалистом в новом бизнесе, не затрачивая годы на обучение в школе бизнеса или просто работая в этой области. Эти знания приходят непосредственно из специальных программ обучения и программ по развитию системы управления, которые франчайзор передает всем новым франчайзи и ключевым работникам. Еще за долго до открытия нового бизнеса, франчайзор и франчайзи должны проработать друг с другом некоторое время. Вместе они должны достаточно поработать над формированием навыков франчайзи с тем, что бы иметь все шансы на успешное ведение бизнеса.
    • Франчайзинг означает постоянную поддержку. После открытия франчайзингового бизнеса франчайзи продолжает получать профессиональные услуги от франчайзора по вопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга. Если возникают проблемы, то их первой задачей будет проверить все предоставленные материалы и пособия. Но однако могут возникать и специфические проблемы. В этом случае франчайзи может позвонить франчайзору и обратиться за помощью. Именно потому, что существует такая связь между франчайзором и франчайзи, проблемы франчайзи могут быть решены с помощью опытного франчайзора. Когда независимый предприниматель начинает развивать собственный бизнес, он должен сам найти способ решения проблем и открыто смотреть на вероятность совершения дорогостоящих ошибок.
    • Франчайзинг дает возможность использовать репутацию и товарный знак франчайзора. При выполнении франчайзингового договора, франчайзи получает полномочия от франчайзора на использование торгового знака франчайзора. Только франчайзи, работающие в системе данной франшизы, имеют эксклюзивное право использовать товарный знак франчайзора. Поэтому, если вы владеете франшизой McDonald’s, вы пользуетесь правом на владение названием фирмы, которое дает вам мгновенное узнавание на рынке как бизнеса, работающего на международной арене с международным франчайзором. К моменту открытия ресторана, все в округе уже знают, что он будет предоставлять услуги на высоко профессиональном уровне. В отличие от вас индивидуальный предприниматель должен с самого начала думать не только о продажах, но прежде всего о том, чтобы создать хорошую репутацию никому неизвестной фирмы. Франчайзи же покупает себе репутацию вместе с покупкой франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не будет иметь доступ к известному всему миру имени, а франчайзи сразу пользуется именем своего франчайзора уже получившего всеобщее признание.
    • Франчайзинг устанавливает четкие территориальные границы ведения бизнеса. Франчайзор определяет своему франчайзи территорию ведения бизнеса. Границы этой территории определены условиями франчайзингового договора. Получая территорию, франчайзи может эффективно развивать свой бизнес на определенной территории. Это снимает угрозу соперничества со стороны других владельцев этой же франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не знает, в каком месте возникнет наибольшая конкуренция, таким образом его территория всегда остается более открытой для конкурентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недостатки для  франчайзера

 

 

Как бизнес концепция франчайзинг всегда предлагает много преимуществ и для франчайзи, и для франчайзора. Но есть и недостатки. Когда вы обращаетесь к франчайзингу необходимо рассматривать и преимущества, и недостатки. Вот что нужно принять во внимание обеим сторонам.

    • Невозможность завершить отношения с франчайзи, который не следует правилам системы. Франчайзинговый договор определяет природу отношений между франчайзором и франчайзи.Франчайзинговый договор предусматривает ряд положений, защищающих франчайзи. Эти положения предусматривают невозможность для франчайзора расторгнуть контракт с франчайзи. Но вместе с тем такие положения осложняют вывод из системы франчайзи, который не выполняет законов франчайзингового бизнеса.
    • Франчайзи не являются работниками франчайзора. Франчайзи являются независимыми владельцами бизнеса. Даже при наличии франчайзингового договора могут возникать трудности при контроле сделок, осуществляемых франчайзи в своем бизнесе.
    • Влияние плохо работающих франчайзинговых предприятий. Многие потребители воспринимают каждое франчайзинговое предприятие как часть одной цепи предприятий, работающих под единым товарным знаком. И если какой-нибудь франчайзи плохо ведет свой бизнес, то это будет бросать тень на всю франчайзинговую систему.
    • Недоплата или выплата взносов с опозданием. Франчайзоры устанавливают структуру выплат за предоставленный сервис, принимая за основу процент от общей суммы продаж в каждом предприятии. Франчайзи обязаны предоставлять отчет об общей сумме продаж франчайзору для того, чтобы определить сумму оплаты за сервис. Франчайзи может попытаться скрыть сумму продаж и предоставить неполный отчет с тем, чтобы занизить взнос своему франчайзору.
    • Трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тайны. Работа любой франчайзинговой системы основана на принципах и стандартах, являющихся интеллектуальной собственностью франчайзора. Эти принципы бизнеса представляют собой коммерческую тайну и служат основой успеха франчайзинговой системы. Франчайзи получает доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по программе франчайзора. И хотя франчайзинговый договор запрещает франчайзи разглашать подобную информацию, все равно это случается. Франчайзору сложно с этим бороться, поэтому если ему не удается выработать эффективные меры, то вся франчайзинговая система может сильно пострадать.
    • Выход из франчайзинговой системы успешно работающих франчайзи. Франчайзи может считать, что франчайзинговые отношения накладывают на него слишком большие ограничения и в результате потерять интерес к этому бизнесу. Расторгнув контракт с франчайзором он, возможно, захочет открыть свой собственный бизнес, который будет представлять прямую конкуренцию франчайзору.

Информация о работе Франчайзинг в России