Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 18:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие основных функций менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций в современной организации. Задачи работы: 1. Изучить сущность и содержание функций менеджмента. 2.Дать характеристику основным функциям управления.
Чтобы планы были реализованы, руководство должно найти эффективный способ сочетания планов, т.е. планировать с оптимальным результатом. Результаты планирования часто оформляют в виде специального документа, называемого бизнес-планом.
В современной экономической теории, как правило, выделяют четыре основные функции бизнес-планирования, неразрывно связанные с основными целями развития организации:
- функция стратегического развития организации;
- функция планирования;
- функция кредитования;
- функция установления партнерских отношений.
Организация — это создание условий для совместной эффективной работы людей, направленной на достижение целей фирмы. Организация требует наличия полномочий и ответственности, а также возможности делегировать полномочия.
Полномочия — права менеджера использовать определенные ресурсы организации, а также направлять усилия отдельных ее работников на выполнение тех или иных задач.
Ответственность — обязательство выполнить поставленные задачи или понести наказание за их неправильное выполнение либо невыполнение.
Делегирование означает передачу полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за выполнение определенных задач.
Построение организации - важный аспект организации как функции управления, это создание аппарата управления, в максимальной степени соответствующего стратегическим планам организации и обеспечивающего ее эффективное взаимодействие с окружающей средой, а также достижение намеченных целей.
Построение организации связано разделением труда в управлении на общее, частное и единичное.
В организации работу выполняют люди, поэтому важно определить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, назначая отдельным людям задания и делегируя полномочия или права использовать ресурсы организации.
Для успешной реализации функции необходимо учитывать следующие принципы организации:
- цель — организация и ее отдельные звенья работают для достижения общей цели;
- эластичность организации — при определении задач и ответственности должно быть установлено оптимальное соотношение свободы действий отдельных работников и административных предписаний;
- устойчивость — систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды.
- непрерывное совершенствование — необходима систематическая организационная работа по совершенствованию процесса организации и реализации решений;
- прямая соподчиненность — любой работник должен иметь одного руководителя;
- объем контроля — менеджер в состоянии квалифицированно обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных;
- безусловная ответственность руководителя за действия подчиненных;
- соразмерность ответственности и полномочий;
- исключения — решения повторяющегося характера низводятся до рутинных, выполнение которых поручается нижестоящим управленческим звеньям;
- приоритет функций — управленческая функция порождает орган управления, а, не наоборот;
- комбинирование — необходимо обеспечивать наиболее подходящее сочетание централизма и самостоятельности.9
Для достижения своих целей люди вынуждены объединяться. Кроме того, любая совместная деятельность будет более эффективной, если для каждого члена коллектива определено, во-первых, что он должен делать, во-вторых, за что он несет ответственность, в-третьих, кто контролирует его деятельность.
Ответ на три этих вопроса определяет организационную роль члена любого коллектива.
Функция, обеспечивающая бесперебойность и непрерывность процесса управления, является координация. Одно из основных условий успешной деятельности организации – согласованность действий менеджеров этой организации.
Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели – цели организации, выраженной в долгосрочных и оперативных планах.
Координация — это форма проявления целенаправленного воздействия на объект управления, предусматривающая обеспечение необходимой Согласованности их действий как элемента реализации намеченных планов.
Главная задача координации – это достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними.10
Координация действий менеджеров происходит при подготовке документов – планов, приказов, отчетов, предложений, направляемых в другие организации, ответов на распоряжения и запросы властей и др.
Мотивация — это процесс, побуждающий человека к деятельности для достижения личных целей и (или) целей организации. Осуществление мотивации требует четкого представления о потребностях и вознаграждении.
Потребность — это все то, в чем человек испытывает неудовлетворенную необходимость. Вознаграждением может быть все, что для человека ценно.
Мотивация работников должна осуществляться менеджером с учетом знаний потребностей своих подчиненных. Эти потребности имеют определенную иерархию.
Теории мотивации, используемые в менеджменте, подразделяются на содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации акцентируют внимание на потребностях, а процессуальные — на процессе мотивации.
К наиболее важным функциям управления
относится и контроль - проверка выполнения поставленных задач,
исходящих из стратегических и тактических
целей организации.
Контроль выполнения
заданий начинается с момента
постановки цели и доведения их до
исполнителя. В процессе контроля сопоставляют намеченные цели
и достигнутые результаты, а также проводят
необходимые корректировки, если намеченные
результаты не достигнуты. Сами по себе
планы и программы отражают желаемую ситуацию,
но в ходе ее достижения в самой системе
управления и в окружающей среде происходят
изменения, которых могло не быть в момент
разработки планов или программ. Меняются
законы и системы ценностей, создаются
новые технологии и т.д. Для того чтобы
точно реагировать на эти изменения, организации
необходим механизм оценки воздействия
этих перемен на объект управления и контроль.
Контроль осуществляют в нескольких видах.
- управление запасами;
- управление финансами;
- управление персоналом и т. д.
Функции управления процессами.
В любой организации протекает множество процессов, начиная от самого общего процесса управления, и до более конкретных: процессы реализации общих функций управления, процессы коммуникаций, принятия решений, производственный процесс. Важнейшими частями производственного процесса являются снабжение, производство и сбыт продукции. В соответствии с этим выделяют конкретные функции управления
- управление материально-техническим снабжением;
- управление основным производством;
- управление вспомогательным производством;
- управление обслуживающим производством;
- совершенствование управления;
- управление сбытом;
- управление маркетингом и т. д.
Функции управления результатами.
К результатам (выходам системы) относят прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации, затраты, качество продукции и т. д. Соответственно выделяют конкретные функции
- управление качеством,
- управление производительностью,
- управление затратами и т. д.
Глава 2. Практика применения функций управления на российских фирмах.
Общая концепция стратегического управления основана на принципах новой управленческой парадигмы, которая составляет основу совершенствования управления любой организацией.
При осуществлении в нашей стране рыночных преобразований возникает проблема выработки такой хозяйственной политики и стратегии, которая позволит организации поддерживать свою конкурентоспособность в обозримой перспективе.
Суть системы стратегического управления состоит в следующем. Во-первых, на предприятиях структура управления, методы и механизмы взаимодействий ее отдельных звеньев должны быть построены так, чтобы обеспечить выработку и гибкую реализацию долгосрочной стратегии для успешной конкуренции при изменяющихся условиях внешней среды и создать управляющий инструментарий для превращения этой стратегии в текущие производственно-хозяйственные планы, программы и проекты. Во-вторых, в рамках целостной системы стратегического управления должно функционировать четко выделенное и организованное стратегическое планирование. Следовательно, метод стратегического управления сочетает стратегический подход к постановке задач и программно-целевой (проектный) подход к их реализации.14
Стратегическое управление — процесс управления долгосрочными целями, выработкой стратегии и ее претворением в жизнь. Оно включает в себя и стратегию, и стратегическое планирование и формирует тот способ, с помощью которого стратегия становится движущей силой в фирме.15
Стратегическое управление является сферой деятельности высшего руководства фирмы, главная задача которого состоит в определении эффективных направлений развития организации, постановке целей деятельности, оптимальном распределении ресурсов, использовании всего того, что дает фирме конкурентные преимущества. Стратегическое управление выступает и как процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с ее окружением, и как система методов и инструментов принятия и реализации стратегических решений.
Высшее руководство фирмы, анализируя ситуацию на рынке, с учетом возможностей (потенциала) фирмы выбирает соответствующие стратегии и строит механизм стратегического управления.
Основными принципами стратегического управления выступают:
- обоснованный выбор целей и стратегий развития фирмы (в области секторов рынка, новой продукции, технологий и др.);
- постоянный поиск новых форм и видов деятельности для повышения конкурентоспособности фирмы;
- обеспечение взаимодействия между фирмой и внешней средой, между всеми элементами организации;
- индивидуализация стратегий с учетом особенностей конкретной фирмы;
- отделение задач стратегического управления от задач оперативного управления.
В реальности данные принципы в разной степени реализуются в организациях, что отражается на конкурентных преимуществах. Выбор стратегии развития фирмы неразрывно связан с такими понятиями стратегического управления, как потенциал фирмы и ее конкурентоспособность.16
В целом на разработку стратегии влияет ряд факторов: миссия и цели фирмы; состояние рынков; потенциал фирмы; конкурентные преимущества; характер продукции и услуг; организация бизнеса и возможность организационных изменений; программы и проекты развития; организационная культура; компетентность и амбициозность высшего руководства. Эти факторы одновременно являются и элементами стратегического управления фирмой.
Очень важным в процессе стратегического управления является умение расставить приоритеты развития фирмы, на которые будут направлены главные усилия, ресурсы. Приоритеты могут касаться выделения привлекательных рыночных секторов, продукции, организационных построений и др.
Существует несколько составляющих успешного выполнения стратегии:
- своевременное и качественное доведение цели, стратегии и планов до работников фирмы для достижения понимания и вовлечения в процесс выполнения стратегий;
- деятельность руководства по организации выполнения стратегии, выделение необходимых ресурсов;
- проведение необходимых стратегических изменений в фирме, позволяющих ей адаптироваться к внешней среде.