Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:59, курсовая работа
Актуальность проблемы государственного регулирования финансовой деятельностью организаций объясняется тем, что в условиях мирового финансового кризиса, особенно в стране с переходной моделью экономических отношений, воздействие государства на экономические объекты, процессы и участвующих в них лиц с целью придания экономическим процессам организованный характер, упорядочения действий экономических субъектов, обеспечения соблюдения законов, государственных и общественных интересов, становится первоочередной проблемой для выживания России, как целостного государства.
Введение 4
1Теоретические основы государственного регулирования финансовой деятельности организаций………………………………………………………..7
1.1Объективная необходимость и теоретические основы государственного регулирования финансовой деятельности организаций 7
1.2 Основные направления в области государственного регулирования финансовой деятельности организаций 8
1.3 Проблемы государственного регулирования предпринимательства в истории экономической науки………………………………………...15
2Анализ государственного регулирования финансовой деятельности организаций………………………………………………………………………17
2.1Анализ механизмов государственного регулирования финансовой деятельности организаций………………………………………………………17
2.2Оценка государственного регулирования предпринимательской деятельности в современных условиях………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...36
На современном этапе это
регулирование подчинено
1. Обеспечение направленности
2. Упорядочение форм и условий
внешних и внутренних
3. Обеспечение единства основных
условий осуществления
4. Обеспечение единства условий
и возможностей формирования
всеми предприятиями
5. Обеспечение свободного и
6. Регламентация отдельных
7. Гарантированность защиты
8. Стимулирование предприятий к
выбору наиболее эффективных
направлений и форм финансовой
деятельности, а также прогрессивных
видов финансовых инструментов,
способствующих ускорению
С учетом целей государственного регулирования
финансовой деятельности предприятий
строится и процесс этого регулирования
различными государственными органами,
обеспечивается должная координация
и взаимосвязь отдельных
Таблица 4 - Органы управления финансами
Органы управления |
Функции |
Президент РФ |
Бюджетное послание |
Парламент (Федеральное Собрание РФ: Совет Федерации, Государственная Дума) |
Устанавливает, налоги, утверждает федеральный бюджет |
Правительство РФ |
Разрабатывает федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов |
Министерство финансов РФ |
Реализация финансовой политики |
Федеральная налоговая служба |
Контроль за правильностью исчисления, внесения в бюджет налогов |
Федеральная таможенная служба |
Контроль за исчислением, внесением таможенных платежей |
Банк России |
Формирует денежно-кредитную политику, осуществляет кассовое исполнение бюджета наряду с Федеральным казначейством |
Счетная палата РФ |
Контроль выполнения финансового законодательства, расходования федеральных средств |
Косвенные и прямые методы государственного регулирования
Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности разделяются на косвенные (экономические) и прямые (административные). В ряде случаев деление методов на косвенные и прямые оказывается условным, а иногда его трудно провести, однако такое деление является целесообразным для целей анализа и классификации.
Косвенные (экономические) методы воздействуют на субъекты предпринимательской деятельности не прямо, а посредством влияния на их экономические интересы. Эти методы прямо не запрещают, не ограничивают деятельность, но заставляют предпринимателя принимать решение о целесообразности расширения, сохранения или прекращения своего бизнеса в изменяющихся под воздействием государства экономических условиях.
К косвенным методам регулирования относятся денежно – кредитная, бюджетная, налоговая и внешнеэкономическая политика.[9,18]
Денежно – кредитная политика основывается на регулировании реального предложения денег в экономике, т.е. денежной массы. Основными инструментами, которыми оперирует Центральный банк, являются учетная ставка, норма обязательных резервов и операции по покупке – продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке.
Проведение бюджетной политики позволяет реализовать три основные функции – фискальную, регулирующую и распределительную. Фискальная функция позволяет государству создавать денежную базу функционирования государственного аппарата; функция регулирования предусматривает проведение определенной политики в экономической сфере, распределительная функция несет в себе возможность активного государственного регулирования в социальной сфере.
Налоговая политика является важнейшей составляющей в системе методов государственного регулирования и определяет возможности бюджетной политики. Экономическая и фмскальная функции налогов связывают воедино обязанности предпринимателей и государство. Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на развитие экономики являются льготы, которые могут быть региональными, селективными, общефедеральными. Формы налоговых льгот – налоговые кредиты, пониженные ставки, отсрочка уплаты, особенности определения налоговой базы.
Внешнеэкономическая политика как косвенный метод государственного регулирования предпринимательской деятельности включает в себя три основные группы инструментов: общие, направленные на усиление позиций в мировой экономике; специальные, направленные на развитие определенных видов дечтельности; стимулирующие, направленные на прямую поддержку государством экспорта.
Суть прямых административных методов состоит в том, что через комплекс обязательных для исполнения субъектами хозяйственной деятельности требований и распоряжений государство проводит необходимую для него политику в той или иной области экономики. Субъекты экономики принимают решения не на основании самостоятельного экономического выбора, а под воздействием предписаний органов власти.
К прямым методам
Система ценообразования используется наиболее часто, особенно в области регулирования монополистических рынков. Применение режима квотирования характерно для внешнеторговой деятельности и реализации некоторых товаров на внутреннем рынке. Политика доходов находит свое выражение в установлении минимального уровня оплаты труда, уровня оплаты нетрудоспособности работника и других выплат социального характера. Лицензирование относится к наиболее действенным методам регулирования государством отдельных видов деятельности, связанных с потенциальной угрозой жизни, здоровью населения и безопасности государства.[9,21]
Прямые (административные) методы необходимы
в следующих сферах
В других сферах деятельности
используются в основном
Характеристика направлений государственного регулирования
Формирование правовой базы
Защита конкуренции и
Защита прав потребителей со стороны государства осуществляется через систему нормативно – правовых актов, определяющих порядок защиты прав потребителей, ответственность предпринимателей, систему государственной и общественной защиты потребителей.
Регламентирование трудовых
Формирование налоговой
Перераспределение ресурсов
Регулирование цен и тарифов проводится государством в основном в отношении продккции и услуг естественных монополий. Эти цены и тарифы регулируются для того, чтобы защитить интересы потребителей и не допустить использования монопольного положения в целях извлечения необоснованной прибыли.
Государственная поддержка
Государственное
Регулирование валютного курса
осуществляется с целью защиты
интересов отечественных
2.2 Оценка государственного регулирования предпринимательской деятельности в современных условиях
Государственное регулирование в современных условиях рассматривается как наиболее действенный способ преодоления неэффективности рынка практически во всех сферах экономической деятельности. Однако в одних сферах экономики государственного регулирования явно недостаточно, а в других оно является избыточным и наносит вред развитию предпринимательской деятельности. Наиболее негативное воздействие оказывают прямые (административные) иетоды регулирования, в частности создание разнообразных административных барьеров, затрудняющих осуществление предпринимательской деятельности.[9,26]
Проблема избыточности и
Задача снижения
Информация о работе Государственное регулирование финансовой деятельности организаций