Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 16:11, курсовая работа
Целью настоящего исследования является системный научный анализ законодательства, регулирующего деятельность государственной корпорации как особой некоммерческой организационно-правовой формы присвоения имущественных благ. В этой связи к задачам курсовой работы следует отнести:
Определить понятия, цели и особенности создания государственных корпораций;
Изучить порядок управления имуществом государственных корпораций;
Определить ответственность государственных корпораций;
Проанализировать виды государственных корпораций;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ КАК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 6
ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
3) после
внесения имущественного
4) государственные
корпорации как юридические
- в отношении
обращения взыскания на
- в отношении
имущества ГК «Росатом»,
5) применительно
ко всем государственным
6) государственным
корпорациям как собственникам
принадлежат права владения, пользования
и распоряжения своим
При этом на случаи отчуждения имущества государственными корпорациями также не распространяется действие ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», поскольку в этих случаях речь идет уже об отчуждении имущества, находящегося в собственности государственных корпораций, а не в государственной собственности;
7) решения
о совершении государственными
корпорациями определенных
Кроме того, высшие органы управления государственных корпораций принимают решения об использовании их прибыли, резервов и фондов, т. е. о направлениях использования денежных средств.9
Ответственность государственных корпораций
Ответственность юридического
лица публичного права чаще всего
имеет публичный характер. Среди
форм ответственности есть такие, которые
не применяются к коммерческим организациям
(ограничение полномочий, роспуск).
Как правильно отметили авторы многочисленных
публикаций, законодательство не устанавливает
специальных форм публично-правовой
ответственности
Таким образом, государственные корпорации это разновидность юридических лиц публичного права наряду с министерствами, федеральными службами и агентствами. Они выполняют схожие функции, хотя не относятся к органам исполнительной власти.
В связи с этим необходимо
поставить вопрос, почему государство
отказалось от традиционных организационно-правовых
форм, в которых оно вправе создавать
юридические лица, доказательством
наличия такой потребности
В соответствии с п. 1 ст.
296 ГК РФ государственное имущество
закрепляется за учреждением на праве
оперативного управления. Полномочия
учреждения по распоряжению закрепленным
за ним имуществом сильно ограничены.
Согласно ст. 161 БК РФ заключение и оплата
бюджетным учреждением
Права государственного унитарного
предприятия по распоряжению закрепленным
за ним на праве хозяйственного ведения
имуществом также сильно ограничены
Федеральным законом от 14 ноября
2002 года № 161-ФЗ ‘О государственных
и муниципальных унитарных
Таким образом, бюджетное
учреждение и государственное унитарное
предприятие не в состоянии оперативно
решать проблемы, возникающие в практической
деятельности, поскольку их полномочия
по распоряжению имуществом сильно ограничены.
Взыскатели не могут эффективно исполнить
решение суда, вынесенное против бюджетных
учреждений, за счет их средств, находящихся
в составе средств
Практически все государственные
корпорации, за исключением, пожалуй, Агентства
по страхованию вкладов, могли бы
действовать на основе государственной
собственности, если бы обладали большим
объемом прав по владению, пользованию
и распоряжению закрепленным за ними
имуществом. Как уже было указано,
Государственная корпорация “Агентство
по страхованию вкладов” аккумулирует
в фонде страхования вкладов
не только государственные средства,
но и средства кредитных организаций.
Поэтому она обоснованно
Исполнительная власть
стремится оптимизировать свою деятельность
и получить возможность оперативно
решать разнообразные проблемы государственного
управления. Поэтому она постепенно
отказывается от неэффективных организационно-
ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ
Государственная корпорация - Агентство по страхованию вкладов
Агентство по страхованию вкладов создано в январе 2004 года. Главной функцией госкорпорации является обеспечение функционирования системы страхования вкладов. Для выполнения своих функций Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов. В момент острой фазы кризиса в октябре 2008 года Агентство было наделено еще и функциями по финансовому оздоровлению банков.
Целью деятельности Агентства в соответствии с Федеральным законом является обеспечение функционирования системы страхования вкладов. Осуществление Агентством функций по обязательному страхованию вкладов на основании настоящего Федерального закона не требует получения лицензии на осуществление страховой деятельности. Агентство в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве кредитных организаций. Агентство вправе осуществлять операции по реализации имущества (предмета залога), являющегося обеспечением исполнения обязательств кредитных организаций - контрагентов Банка России по кредитам.15
Имущество Агентства формируется за счет имущественного взноса в соответствии со статьей 50 Федерального закона, страховых взносов, а также за счет доходов, получаемых Агентством от размещения денежных средств, средств от выпуска эмиссионных ценных бумаг и других законных поступлений. Агентство не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Агентства, если иное не установлено федеральным законом. Агентство использует свое имущество для выполнения функций, предусмотренных Федеральным законом, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Органами управления Агентства являются совет директоров Агентства, правление Агентства и генеральный директор Агентства. Генеральный директор — Турбанов Александр Владимирович (назначен советом директоров Агентства в феврале 2004 г.)
Но, несмотря на достигнутые результаты, предлагают АСВ преобразовать в страховую компанию. Авторы говорят о том, что госкорпорация занимается коммерческой деятельностью, фактически представляя коммерческую организацию. Но на самом деле все не так просто, страхуются банки, а в случае проблем у банка выплаты получают вкладчики. АСВ является уникальной организацией. Как и Центральный банк, она может обладать особым статусом.16 Никого не удивляет, что американская Federal Deposit Insurance Corporation создана как независимое агентство в форме корпорации федерального правительства. Никому в голову не пришло из-за ее уникального статуса превращать FDIC в страховое общество.17 Так зачем нам нужно что-то менять, если госкорпорация справляется со своими задачами?
Государственная корпорация - «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»