Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 00:13, курсовая работа
Бурный рост вычислительной мощи компьютеров и развитие компьютерных сетей (включая Интернет) привели к превращению многих организаций в «сетевые» предприятия, что сделало возможным беспрепятственное распространение информации как внутри организации, так и за её пределами. Такая возможность может служить поводом для проведения кардинальных изменений в структуре компании, расширения сферы её деятельности, внедрения новых методик производства и увеличения ассортимента продуктов и услуг.
Введение 3
Основные направления изменения трансформации организационных структур в процессе внедрения автоматизированных систем управления 4
Стратегия и тактика трансформации организационной структуры при внедрении АСУ 9
Организационные аспекты при внедрении АСУ 9
Концепции оптимизации организационной структуры 17
Тактика оптимизации организационной структуры при внедрении АСУ 21
Заключение 25
Список использованной литературы: 26
На настоящий момент в России до конца не сложился национальный подход к менеджменту, и в данный момент российское управление представляет собой гремучую смесь из теории западного менеджмента (которая во многом не является адекватной существующей ситуации) и советско-российского опыта, который, хотя и во многом гармонирует с общими жизненными принципами, но уже не отвечает жестким требованиям рыночной конкуренции.
Поэтому,
первое, что необходимо сделать для
того, чтобы проект внедрения информационной
системы управления предприятием оказался
удачным - максимально формализовать все
те контуры управления, которые планируется
автоматизировать. В большинстве случаев,
для осуществления этого не обойтись без
привлечения профессиональных консультантов,
но по опыту, затраты на консультантов
просто не сопоставимы с убытками от проваленного
проекта автоматизации.
Необходимость в частичной реорганизация структуры и деятельности предприятия при внедрении информационной системы управления предприятием.
Прежде
чем приступать к внедрению информационной
системы управления на предприятии
обычно необходимо произвести частичную
реорганизацию его структуры и технологий
ведения бизнеса. Поэтому, одним из важнейших
этапов проекта внедрения, является полное
и достоверное обследование предприятия
во всех аспектах его деятельности. На
основе заключения, полученного в результате
обследования, строится вся дальнейшая
схема построения корпоративной информационной
системы. Несомненно, можно автоматизировать
все, по принципу "как есть", однако,
этого не следует делать по ряду причин.
Дело в том, что в результате обследования
обычно фиксируется большое количество
мест возникновения необоснованных дополнительных
затрат, а также противоречий в организационной
структуре, устранение которых позволило
бы уменьшить производственные и логистические
издержки, а также существенно сократить
время исполнения различных этапов основных
бизнес-процессов. Как сказал, кто-то из
великих, нельзя автоматизировать хаос,
ибо в результате этого получится автоматизированный
хаос. Под термином реорганизация я даже
не имею в виду реинжиниринг в его классическом
западном понимании, с полной перестройкой
всей внутрихозяйственной и коммерческой
деятельности. Реорганизация может быть
проведена в ряде локальных точек, где
она объективно необходима, что не повлечет
за собой ощутимый спад активности текущей
коммерческой деятельности.
Необходимость в изменении технологии работы с информацией, и принципов ведения бизнеса.
Эффективно построенная информационная система не может не внести изменений в существующую технологию планирования бюджетирования и контроля, а также управления бизнес-процессами.4
Во-первых, одними из самых важных для руководителя особенностей корпоративной информационной системы, являются модули управленческого учета и финансового контроллинга. Теперь каждое функциональное подразделение может быть определено как центр финансового учета, с соответствующим уровнем финансовой ответственности его руководителя. Это в свою очередь повышает ответственность каждого из таких руководителей, и предоставляет в руки высших менеджеров эффективный инструментарий для чёткого контроля исполнения отдельных планов и бюджетов.
При наличии информационной системы управления предприятием, руководитель способен получать актуальную и достоверную информацию обо всех срезах деятельности компании, без временных задержек и излишних передаточных звеньев. Кроме того, информация подаётся руководителю в удобном виде "с листа" при отсутствии человеческих факторов, которые могут предвзято или субъективно трактовать информацию при передаче. Однако справедливо было бы заметить, что некоторые руководители не привыкли принимать управленческие решения по информации в чистом виде, если к ней не приложено мнение человека, который ее доставил. Такой подход в принципе имеет право на жизнь и при наличии информационной системы управления предприятием, однако часто он негативно отражается на объективности менеджмента.
Внедрение информационной системы управления предприятием вносит существенные изменения в управление бизнес-процессами. Каждый документ, отображающий в информационном поле течение или завершение того или иного сквозного бизнес-процесса, в интегрированной системе создается автоматически, на основании первичного документа, открывшего процесс. Сотрудники, ответственные за этот бизнес-процесс лишь контролируют и, при необходимости, вносят изменения в позиции построенных системой документов. Например, заказчик разместил заказ на продукцию, который должен быть исполнен к определенному числу месяца. Заказ вводится в систему, на основании его системой автоматически создается счет (на основе существующих алгоритмов ценообразования), счет пересылается заказчику, а заказ направляется в производственный модуль, где происходит разузлование заказанного вида продукции на отдельные комплектующие. На основе списка комплектующих в модуле закупок системой создаются заказы на их закупку, а производственный модуль соответствующим образом оптимизирует производственную программу, чтобы заказ был исполнен точно к сроку. Естественно, в реальной жизни возможны различные варианты неустранимых срывов поставок комплектующих, поломки оборудования и т.д., поэтом у каждый этап выполнения заказа должен строго контролироваться ответственным за него кругом сотрудников, которые, в случае необходимости, должны создать управленческое воздействие на систему, чтобы избежать нежелательных последствий или уменьшить их.
Не
стоит полагать, что работать при
наличии информационной системы управления
предприятием станет проще. Наоборот,
существенное сокращение бумажной волокиты
ускоряет процесс и повышает качество
обработки заказов, поднимает конкурентоспособность
и рентабельность предприятия в целом,
а все это требует большей собранности,
компетенции и ответственности исполнителей.
Возможно, что существующая производственная
база не будет справляться с новым потоком
заказов, и в нее тоже нужно будет вносить
организационные и технологические реформы,
которые впоследствии положительно скажутся
на процветании предприятия.
Сопротивление сотрудников предприятия.
При внедрении информационной систем управления предприятием в большинстве случаев возникает активное сопротивление сотрудников на местах, которое является серьезным препятствием для консультантов и вполне способно сорвать или существенно затянуть проект внедрения. Это вызвано несколькими человеческими факторами: обыкновенным страхом перед нововведениями, консерватизмом (на пример, кладовщику, проработавшему 30 лет с бумажной картотекой, обычно психологически тяжело пересаживаться за компьютер), опасение потерять работу или утратить свою незаменимость, боязнь существенно увеличивающейся ответственности за свои действия. Руководители предприятия, принявшие решение автоматизировать свой бизнес, в таких случаях должны всячески содействовать ответственной группе специалистов, проводящей внедрение информационной системы управления предприятием, вести разъяснительную работу с кадрами, и, кроме того:
Временное увеличение нагрузки на сотрудников при внедрении системы управления предприятием.
На некоторых этапах проекта внедрения временно возрастает нагрузка на сотрудников предприятия. Это связано с тем, что помимо выполнения обычных рабочих обязанностей, сотрудникам необходимо осваивать новые знания и технологии. Во время проведения опытной эксплуатации и при переходе к промышленной эксплуатации системы в течение некоторого времени приходится вести дела, как и в новой системе, так и продолжать ведение их традиционными способами (поддерживать бумажный документооборот и существовавшие ранее системы). В связи с этим, отдельные этапы проекта внедрения системы могут затягиваться под предлогом того, что у сотрудников и так хватает срочной работы по прямому назначению, а освоение системы является второстепенным и отвлекающим занятием. В таких случаях руководителю предприятия, помимо ведения разъяснительной работы с уклоняющимися от освоения новых технологий сотрудниками необходимо:
Формирование квалифицированной группы внедрения и сопровождения системы, руководителя группы.
Внедрение большинства крупных систем автоматизации управления предприятием производится по следующей технологии: на предприятии формируется небольшая (3-6 человек) рабочая группа, которая проходит максимально полное обучение работе с системой, затем на эту группу ложится значительная часть работы по внедрению системы и дальнейшему ее сопровождению. Применение подобной технологии вызвано двумя факторами: во-первых, тем, что предприятие обычно заинтересовано в том, чтобы у него под рукой были специалисты, которые могут оперативно решать большинство рабочих вопросов при настройке и эксплуатации системы, а во-вторых, обучение своих сотрудников и их использование, всегда существенно дешевле аутсорсинга. Таким образом, формирование сильной рабочей группы является залогом успешной реализации проекта внедрения.
Особенно важным вопросом является выбор руководителя такой группы и администратора системы. Руководитель, помимо знаний базовых компьютерных технологий, должен обладать глубокими знаниями в области ведения бизнеса и управления. В практике крупных западных компаний такой человек занимает должность CIO (Chief Information Officer) которая обычно является второй и в иерархии руководства компании. В отечественной практике, при внедрении систем такую роль, как правило, играет начальник отдела АСУП или ему аналогичного. Основными правилами организации рабочей группы являются следующие принципы:
Одни исследования указывают на то, что, прежде всего информационная система сокращает число менеджеров средней руки, так как проанализированная информация может поступать уже непосредственно главному менеджеру. Но современные исследования критикуют эту теорию. Они свидетельствуют о том, что нельзя забывать о других функциях менеджеров, которые не могут управляться информационной системой, и что подобное влияние – это всего лишь одно из многих, и говорить о нем как о тренде не имеет смысла. Теоретически информационная система может уменьшить средний уровень иерархии, но увеличивает при этом высший, улучшая обратную связь.8
Другие теории говорят о том, что информационная система поставляет средним менеджерам гораздо больше информации, ввиду чего они принимают более важные решения и потребность в низшем уровне иерархии отпадает. Также есть социальные теории о малом влиянии информационных систем на менеджеров.
В любом случае внедрение автоматизированных систем управления приводит к изменению организационной структуры предприятия в рамках подразделений, реализующих производства (производство, сборка, обработка и хранение материалов, хранение и обслуживание инструментов, контроль качества) и появлению новых структурных подразделений, ответственных за автоматизацию и интеграцию.
Одна из тенденций развития информационных технологий приводит к ликвидации промежуточных звеньев внутри предприятий и между ними. Это происходит потому, что информация является основным продуктом обмена при взаимоотношениях внутри предприятия, а также между предприятием и поставщиком или потребителем. Она является основным продуктом договора, сделки или усилий по координации действий отдельных звеньев. В этом случае ликвидация промежуточных звеньев является следствием внедрения информационных технологий, поскольку становятся ненужными посредники между источником и получателем информации. Это в свою очередь приводит к изменению организационной структуры предприятия. Ликвидируются целые звенья, связанные с дополнительными затратами. Появляются более простые иерархические связи и более широкие системы контроля.
При внедрении информационной технологии в организации необходимо выбрать одну из двух основных концепций, отражающих сложившиеся точки зрения на существующую структуру организации и роль в ней компьютерной обработки информации.
Информация о работе Изменение структуры управления при внедрении АСУ