Классическая
и неоклассическая теории организации
Теоретические основы построения
и функционирования организаций
как часть общей науки об
управлении разрабатывались на
стыке разных отраслей знаний
- менеджмента, социологии, социальной
психологии, экономической науки,
юриспруденции и других.
Изменения объективных условий
функционирования организаций, характерные
для прошлого столетия, внесли
немало нового в развитие взглядов,
научных концепций и управленческой
практики. Рост крупных организаций,
отделение управления от собственности,
развитие точных наук и наук
о человеке послужили основой
для разработки научного подхода
к организациям, принципов и методов
управления ими. Это вызвало
к жизни множество научных
идей и школ о закономерностях
построения организаций, об их
основных чертах и стимулах
функционирования - формальных и
неформальных, о человеческих отношениях,
о социальных системах, о разделении
функций и ответственности, о
теории принятия решений, о
математическом аппарате процессов
управления.
Теория организации, обеспечивающая
основания для управленческих
действий, не однородная наука,
основанная на общепринятых принципах.
Развивались и развиваются различные
теории организаций.
Однако лишь три теории организации
имеют значительное влияние на
теорию и практику управления.
Они произвольно названы в
зарубежной литературе как классическая,
неоклассическая и современная.
Каждая из них, несомненно, отличается
одна от другой, но они взаимосвязаны
между собой. К тому же эти
действующие и по сей день,
теории активно поддерживаются несколькими
школами теории управления. Поэтому унификация
элементов всех трех теорий представляет
несомненный интерес, как в теоретическом,
так и в практическом плане.
Классическая теория организации
занималась практически исключительно
изучением структуры формальной
организации.
Она построена на четырех ключевых
основах: разделение труда, линейные
и функциональные процессы, структура
и нормы управляемости (объем
управления). Из этих главных элементов
и формируется почти вся классическая
теория организации.
Разделение
труда является, без сомнения, краеугольным
камнем среди этих четырех элементов.
Все остальные элементы вытекают
из него как следствия. Например, линейный
и функциональный рост численности
персонала* требует специализации
и разделения функций. Структура
организации естественно зависит
от направления, в котором идет специализация
деятельности в процессе развития фирмы.
И наконец, проблемы нормы управляемости
следуют из числа специализированных
функций, входящих в компетенцию
менеджера*.
Линейные
и функциональные процессы имеют
дело соответственно с вертикальным
и горизонтальным ростом организации.
Линейный процесс имеет отношение
к росту цепи инстанций (уровней
иерархии), делегированию полномочий
и ответственности, единству команд
и обязательной обратной связи.
Разделение организации на специализированные
части и перегруппирование частей
в совместимые единицы - это
вопросы, имеющие отношение к
функциональному процессу. Этот
процесс сосредотачивается на
горизонтальном развитии линейно-функциональной
организации.
Структура
- это логические связи функций
в организации, направленные на эффективное
достижение целей фирмы. Структура
подразумевает систему и модель.
Классическая теория организации обычно
работает с двумя основными структурами,
линейной и функциональной. Однако
такие виды деятельности, как реализация
функций и их взаимосвязи, очень
легко попадают в область структурных
рассмотрений. И наоборот, структура
- это средство для представления
логических и совместимых отношений
между разнообразными функциями, представляющими
собой организацию.
Понятие
нормы управляемости*(объема управления)
касается количества подчиненных, которыми
менеджер может эффективно руководить
и осуществлять контроль. Первая работа
о числовых ограничениях количества подчиненных,
которыми может управлять один человек,
приписывается Грейкунасу (V. A. Graicunas). Независимо
от интерпретации норма управляемости
имеет значение, в частности, для той формы
организации, которая развивается в процессе
роста. Широкий объем (большая норма управляемости)
выдает горизонтальную структуру; короткий
объем приводит к вертикальной структуре.
Кроме того, понятие объема заостряет
внимание на сложности человеческих и
функциональных взаимосвязей в организации.
Было бы несправедливо говорить,
что классическая школа не
осознает ежедневных административных
проблем организации. Первостепенными
среди этих проблем являются
проблемы, происходящие в области
человеческих взаимодействий. Но
взаимодействие отдельных личностей,
неформальных групп, конфликтов,
возникающих внутри организации,
и процессов принятия решения
в формальной структуре в значительной
степени пренебрегается классической
теорией организации. Классическая
теория не замечает и вклада
поведенческих наук, потому что
не включает их в свою доктрину.
В заключение отметим, что классическая
теория организации глубоко проникает
в характер организации, но
ценность этой теории ограничена
узкой концентрацией внимания
на формальном изучении структуры
организации.
Неоклассическая теория организации
поставила перед собой задачу
исправить некоторые недостатки
классической доктрины. Неоклассическая
школа обычно связывается с
движением за человеческие отношения.
Она более чутко учитывает
человеческий фактор*. Вообще, неоклассический
подход принимает постулаты классической
школы, рассматривая ключевые
основы организации как данности. Но эти
постулаты расцениваются уже как измененные
людьми, действующими независимо или в
рамках неформальной организации.
Одним из главных вкладов неоклассической
школы является введение поведенческих
наук в интегрированном виде
в теорию организации. С помощью
этих наук теоретики человеческих
отношений демонстрируют, как
на основы классической доктрины
влияет воздействие человека. Кроме
того, неоклассический подход включает
в себя систематическое обращение
к неформальной организации, показывая
её влияние на формальную структуру.
Таким образом, неоклассический
подход к теории организации
свидетельствует о принятии классической
доктрины, но с внесением в
нее изменений, следующих из
индивидуального поведения и
влияния неформальной группы. Хоторнские
исследования стали основой неоклассической
школы.
Было бы полезно кратко рассмотреть
некоторые из вкладов, сделанных
в теорию организации неоклассиками.
Во-первых, рассмотрим модификацию
основ классической доктрины, а
во-вторых - неформальную организацию.
Рассмотрим примеры неоклассического
подхода к основам классической
теории организации.
Разделение
труда остается предметом продолжительных
дискуссий в области человеческих
отношений. На заре истории индустриальной
психологии изучались проблемы производственной
усталости и монотонности, вызываемые
специализацией работы. Позже внимание
было перенесено на изучение поведения
рабочего в состоянии изоляции и
его ощущение незначительности, являющееся
следствием маловажных работ, которые
он выполняет и которые весьма
слабо влияют на конечный продукт.
Специализация также влияет на
работу управления. По мере того
как организация расширяется,
сопутствующим образом возникает
потребность для управленческой
мотивации* и координации действий
других. И мотивация, и координация, в свою
очередь, касаются исполнительного руководства.
Так, в частности, основанная на росте
производственной специализации, неоклассическая
школа разработала объемную теорию, относящуюся
к мотивации, координации и руководству.
Многое из этой теории получено из социальных
наук.
Двумя
аспектами линейных и функциональных
процессов, которые развивались
с некоторой степенью интенсивности
неоклассической школой, являются делегирование
полномочий и ответственности и
пересечение функциональных компетенций.
Классическая теория подразумевает
некое совершенство процессов делегирования.
Неоклассическая школа указывает
на то, что человеческие проблемы вызваны
несовершенством способов делегирования.
Например, слишком большое или
недостаточное делегирование может
лишить исполнителя возможности
действовать. Неудачное делегирование
полномочий и ответственности может
поставить исполнителя в затруднительное
положение. Пересечение власти часто
приводит к столкновениям личностей.
Пересечение в полномочиях (нарушение
принципа единоличия) ведет к тому, что
работа не выполняется, причем одна сторона
обвиняет другую в неисполнении.
Неоклассическая школа утверждает,
что линейные и функциональные
процессы теоретически плодотворны,
но на практике имеют тенденцию
к столкновению интересов линейных
и функциональных взаимоотношений
и в качестве причины приводит
человеческий фактор*. Кроме того,
неоклассики дают рекомендации,
предлагая различные человеческие
инструменты, которые облегчат
взаимодействие этих процессов.
Структура
предлагает многочисленные направления
человеческого поведения, разрушающего
самые лучшие планы организации
и противоречащего логике человеческих
отношений, заложенных в структуре.
Неоклассическая теория сосредотачивается
на трениях, которые появляются среди
людей, выполняющих различные функции.
Широко обсуждается область таких
проблем, как линейные и функциональные
взаимоотношения. Многие компании
испытывают трудности в сохранении
гармонии линейных и функциональных
взаимоотношений.
Конечно, линейно-функциональные
отношения представляют только
одну из проблем большинства
структурных конфликтов, описанных
неоклассиками. Очень часто неоклассики
предлагают средства для устранения
конфликтов в структуре. Среди
наиболее важных формул, приводящих
к гармонии, рассматриваются: советы молодых,
участие работников в управлении снизу
доверху, признание человеческого достоинства
и более тесное общение.
Норма
управляемости* (объем управления) -
это функция человеческого фактора,
а сокращение этой нормы до точной,
универсально соответствующей пропорции,
согласно неоклассикам, является глупостью.
Норму управляемости определяют
индивидуальные различия в управленческих
способностях, тип людей, и объем
контролируемых функций, и степень
эффективности связей.
Причастность людей к типу
возникающей структуры оказывается
связанной с вопросом нормы
управляемости. Значит ли это,
что вертикальная структура с
коротким объемом или горизонтальная
структура с широким объемом
будет больше способствовать
хорошим человеческим отношениям
и высокому моральному духу? Ответ
на этот вопрос зависит от
конкретной ситуации. Небольшая
норма (короткий объем) приводит
к жесткому контролю; большая
норма (широкий объем) требует
большой доли делегирования с
большей свободой. Однако же существует
тенденция предпочитать более
свободную форму организации
по причине того, что вертикальные
структуры порождают деспотичное
лидерство, на которое часто
указывают как на причину низкого
морального духа.
Взгляд неоклассиков на неформальную
организацию. Ничего, кроме простого упоминания
о неформальной организации, не дается
даже в самых последних классических трактатах
по теории организации. Систематическое
обсуждение этой формы организации оставлено
неоклассикам. Под неформальной организацией
подразумеваются люди, входящие в групповые
ассоциации на работе, но эти ассоциации
не зарегистрированы официально. Неформальная
организация* означает естественные группировки
людей в рабочей ситуации.
В общих чертах, неформальная
организация появляется в ответ
на социальную потребность - потребность
людей общаться друг с другом.
Однако для аналитических целей
это объяснение не является
вполне удовлетворительным. Исследование
выявило следующие более специфические
факторы, лежащие в основе появления
неформальных организаций.
Фактор
местонахождения просто констатирует,
что для того, чтобы сформироваться
в группы более длительного характера,
люди должны иметь частые межличностные
контакты. Таким образом, география
физического местонахождения на
предприятии или офисе является
важным фактором в предсказании того,
кто будет в какой группе.