Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 17:12, контрольная работа
Изменения объективных условий функционирования организаций, характерные для прошлого столетия, внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практики. Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для разработки научного подхода к организациям, принципов и методов управления ими. Это вызвало к жизни множество научных идей и школ о закономерностях построения организаций, об их основных чертах и стимулах функционирования - формальных и неформальных, о человеческих отношениях, о социальных системах, о разделении функций и ответственности, о теории принятия решений, о математическом аппарате процессов управления.
Введение
Классическая теория организации
1. Теория научного управления
2. Административная теория организации и управления. Генри Файоль
3. Бюрократическая теория организации
Заключение
Список литературы
2. Административная теория организации и управления
-- это одна из первых
целостных рационально-
Если Тейлор предлагал устанавливать рациональное управление организациями «снизу», то Файоль -- «сверху». Файоль неоднократно подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни организации производства: Тейлор -- цеховое управление, а он -- высшее административное. Основной вклад представителей административной теории организации состоит в том, что они рассматривали управление организацией как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности человека.
Содержание теории организации и управления вообще и административного управления в частности сводится к двум проблемам деятельности администрации:
1. что делать (функции управления)
-- все функции управления
2. как делать (принципы
управления) -- как относительно более
гибкий компонент системы
Организация в качестве одной
из пяти предложенных Файолем универсальных
функций управления трактуется как
процесс создания материальных и
социальных предпосылок для
По Г. Файолю искусство управления - это умение выбирать и сочетать те или иные принципы для каждой конкретной ситуации.
Структурные принципы организаций
характеризуют взаимосвязи
Структурные принципы обеспечивают
основные направления для создания
системы взаимосвязанных
Принцип власти и ответственности предполагает, что имеющий власть руководитель должен нести и соответствующую ответственность за принимаемые им решения. Совокупность всех управленцев образует соподчиненную иерархическую цепь - путь вертикальных связей в организации.
Принципы осуществления процесса регламентируют деятельность руководителей организации. Справедливость при этом рассматривается в качестве важнейшего принципа, обеспечивающего должное отношение к работе со стороны персонала. Его соблюдение, а также во многом реализация принципа децентрализации способствуют возникновению корпоративного духа, чувства причастности к организации.
Вознаграждение по заслугам
- важнейший элемент
3. Бюрократическая теория организации
Дальнейшие попытки
Вебер считал, что бюрократическая
система организации должна обеспечить
скорость, точность, порядок, определенность,
непрерывность и
Основные положения
1. Вся совокупность выполняемых
в организации работ
2. Каждое такое задание
и функция могут быть описаны
как набор формальных процедур,
строгое выполнение которых
3. Исполнитель несет полную
ответственность за надлежащее
выполнение своих заданий
4. Любой член организации
выступает в качестве
5. Прием в организацию
и продвижение по службе
Характеристика
* работники наслаждаются
личной свободой и выполняют
только те обязанности,
* существует четкая служебная иерархия;
* обязанности каждого уровня четко обозначены;
* служащие назначаются на основании контракта;
* они выбираются исходя
из профессиональной
* заработанная плата (в
денежной форме) определяется
согласно положению в иерархии;
служащий всегда может
* должность служащего -- его единственная или основная работа;
* существуют определенные
ступени карьеры, и
* служащий не может
присвоить свою должность или
ресурсы, которыми он
* служащий подчинен единой системе контроля и дисциплине.
Ориентационное развитие
бюрократии жизненно важно для наведения
порядка в организации. Однако преимущества
бюрократии -- точность, постоянство, дисциплина,
аккуратность и достоверность -- отвлекают
внимание от ее ориентации на саму себя.
С ее стороны был полностью
утрачен контакт с
В настоящее время происходит переход от административного развития и управления к компьютеризации с соответствующими последствиями. Помимо заметного роста эффективности обмена информацией и компетенции в принятии управленческих решений как одного из результатов этого процесса люди совершенно не отвечают за эффективность деятельности организации, так как они должны выполнять решения, которые приняты другими, отвечающими за решения лишь теоретически.
Исходя из того, что концепция Вебера не ведет к созданию эффективной организации в динамичной окружающей среде, некоторые исследователи пытались модифицировать концепцию Вебера.
Организационная модель бюрократии Мертона. Мертон уделял большое внимание негативным последствиям организационного обучения или организационного опыта. Он считает, что восприятие участников организации определенных ситуаций обобщается на другие ситуации, которые возникают в других условиях. Данная модель основывается на предположении, согласно которому существует у высшего уровня управления стремление контролировать поведение и деятельность работников нижестоящих уровней, что, в свою очередь, ведет:
* к доминированию
* к регламентированию
поведения работников
* к рутинности процесса
принятия управленческих
Все это ведет к следующим последствиям :
* затруднению в контакте
с переменными окружающей
* потребности в защите
себя или функционального
* потребности опираться на правила и процедуры для защиты.
Организационная модель бюрократии Гоулднера. Основной тезис модели Гоулднера состоит в том, что контроль, выполняя функции сохранения стабильности и равновесия части организации, ведет в самом деле к нарушению равновесия организации в целом. Для подтверждения данного тезиса Гоулднер использует следующую логику:
1. Желание контролировать
поведение организации
2. Общие правила и инструкции
прекращают наличие личностных
позиций, тем самым
3. Группы в организации
воспринимают власть и влияние
управляющих исходя из
4. Роли членов организации,
основанные на наличии общих
правил и процедур, становятся
рамкой удовлетворенного