Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:57, курсовая работа
Управленческий контроль - это важнейшая функция управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Без полноценного контроля деятельности организации начинается хаос и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможным. Так, планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирм. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития как отдельных подразделений, так и всей фирмы.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
дисциплине
на тему Контроль как функция управления
Выполнила:
студентка
2 курса
очной формы обучения
Отметка о
допуске(не допуске) к защите________________________
Тула 2013
Содержание:
Введение
Управленческий контроль - это важнейшая функция управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Без полноценного контроля деятельности организации начинается хаос и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможным. Так, планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирм. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития как отдельных подразделений, так и всей фирмы. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.
В функцию контроля входят: сбор, обработка
и анализ информации о фактических
результатах хозяйственной
Важной функцией управленческого контроля является разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного подразделения. Поэтому осуществление функции контроля опирается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа.
Объектом исследования является вопрос контроля сотрудников на предприятии. Предмет исследования вытекает из объекта исследования и является его конкретизацией.
Целью курсовой работы является изучение
системы контроля принятия управленческих
решений и разработка рекомендаций
по оптимизации системы контроля
на примере ОАО «Челныстройремонт»
Для достижения
поставленных целей необходимо
решить следующие задачи:
· Дать определения основным понятием,
классификацию контроля и выделить этапы
контроля;
· Проанализировать работу системы контроля в ОАО «Челныстройремонт»;
· Разработать рекомендации по оптимизации системы контроля в принятие управленческих решений;
· Сделать выводы.
Работа выполнена на основе трудов российских и зарубежных ученых: Басовского Л.Е, Веснина В.Р, Гончарова В. И., Колпакова В. М., Котлера Ф.,Поршнева А.Г., Семенова А.К., Турчиновой А.И., Чудновской С. Н.
ГЛАВА 1
СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ
1.1. Определение
контроля
“Контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Контроль включает установление стандартов, измерение фактически достигнутых результатов и проведение корректировок в том случае, если достигнутые результаты cсущественно отличаются от установленных стандартов.”[1,c.131]
В процессе управления страной, отраслью, регионом, предприятием или организацией возникает множество не предусмотренных системой управления ситуаций и неопределённостей. Для устранения всех отклонений от намеченных целей, а также для достижения планируемых показателей реализуется функция контроля. Возникает потребность в осуществлении контроля.
“Управление основывается на четкой системе контроля, без которого оно имеет фиктивно-демонстративный характер. Контроль в управлении можно рассматривать в трех аспектах.
Во-первых, как систематическую деятельность руководителей и органов управления, реализующих одну из основных функций менеджмента.
Во-вторых, завершающую стадию его цикла, сердцевиной которой является механизм обратных связей.
В-третьих, как совокупность действий должностных лиц, неотъемлемую часть процесса принятия и реализации управленческих решений.”[4,с.371]
Контроль – это часть
Следует иметь в виду, что любой
руководитель, независимо от ранга, должен
рассматривать контроль как неотъемлемую
часть своих должностных
В самом общем виде контроль можно
рассматривать как процесс
При этом возможны два варианта:
В первом случае – всё замечательно, работа соответствует плану или иным требованиям к ее осуществлению. Во втором – требуется принятие решения о необходимости коррекции.
Иногда контроль называют обратной связью.
Воздействуя на объект управления, получают информацию о новом состоянии. На основании этой информации принимают новые решения и осуществляют воздействия.
Под обратной связью подразумевают передачу данных о полученных результатах.
Пример: простейшим примером обратной связи является отчёт подчинённого руководителю о своей работе. Руководитель выявляет ошибки и просчеты подчиненного и корректирует его действия для исправления негативной ситуации. Система обратной связи позволяет руководителю выявить непредвиденные проблемы и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения в работе организации от наиболее эффективного пути ее движения к поставленным целям.
Рис.1 Основные концепции контроля
Все системы обратной связи включают одни и те же основные элементы и работают на одних принципах. Эти системы, во-первых, имеют цели; во-вторых, используют внешние ресурсы; в-третьих, преобразуют внешние ресурсы для внутреннего использования; в-четвертых, следят за значительными отклонениями от намеченных целей; в-пятых, корректируют эти отклонения для того, чтобы обеспечить достижение целей.
Некоторые организации создали целые системы контроля, задачей которых является обеспечение достижения плановых показателей в деятельности. То есть, система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определёнными первоначальными планами менеджмента, и реальными показателями деятельности организации.
Функцию контроля выполняет каждый руководитель – она является неотъемлемой частью его должностных обязанностей. Объектом контроля выступает организация.
Воздействуя на объект управления, получают информацию о новом состоянии. На основании этой информации принимают новые решения и осуществляют новые воздействия. Внутри организации контролю подвергаются проходящие в ней процессы и отдельные элементы системы. Например, предметом контроля производства является количество и качество продукции, соблюдение технологии, сроки выполнения работ. Менеджеры, отвечающие за финансы фирмы, контролируют ее доходы и расходы, сравнивают величину фактически полученной прибыли с ожидаемой. Менеджера по кадрам интересует все, что связано с людьми: нет ли опозданий, прогулов и других нарушений дисциплины, на какие работы нужен дополнительный персонал, довольны ли сотрудники своим положением в фирме. Таким образом, субъектами контроля в организациях являются менеджеры, однако субъектами контроля могут выступать и государственные органы.
“Современный контроль направлен не на исправление, а на предотвращение ошибок, что значительно дешевле. Поэтому он представляет собой неотъемлемый элемент процесса планирования на всех его стадиях.”[2,c.372]
Итак, контроль – это часть управленческой деятельности, то есть функция менеджера, задачей которой является количественная и качественная оценка и учёт результатов работы организации.
1.2. Виды контроля
“Контроль можно классифицировать:
• по объектам контроля (предметы труда, средства производства, условия труда, документы и т. д.);
• по исполнителям;
• но принимаемому решению;
• по возможности дальнейшего использования объектов контроля;
• по типу отношений;
• по признаку открытости;
• по масштабу;
• по методике проведения;
• по способу получения и обработки информации;
• по степени формализации (формальный или официальный и неформальный);
• по степени мотивационной значимости;
•по объектам выполняемых операций (однофункциональный и многофункциональный);
• по характеру (непрерывный и периодический);
• по количеству контролируемых величин (единичный или одномерный и множественный или многомерный);
• по степени охвата объектов контролем (сплошной или выборочный);
• по режиму контроля (усиленный, ускоренный, нормальный и т. д.);
• по времени контроля;
• по регулярности осуществления контроля;
• по периодичности выполнения контрольных операций;
• по уровню механизации (автоматизации);
• по стадиям жизненного цикла объекта.”[7,c.122]
В практике управления используются различные виды контроля. В основном их можно разбить на четыре группы:
Рассмотрим группу, к которой относятся виды контроля, различаемые по времени осуществления. В неё входят:
Предварительный контроль осуществляется
до начала фактических работ по всем
видам ресурсов. Основным средством
предварительного контроля является реализация
определенных правил, процедур и линий
поведения.
Рис.2 Виды контроля
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего объектом контроля является деятельность подчинённых. Его цель – исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.
Заключительный контроль осуществляется
после того, как работа выполнена.
Он, во-первых, дает руководителю информацию
для планирования в случае, если
аналогичные работы предлагается проводить
в будущем; во-вторых, за счет оценки
качества выполненной работы способствует
совершенствованию мотивации