Контрольная работа по "Организационное поведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 16:32, контрольная работа

Описание работы

Согласно исследованиям руководитель тратит от 50 до 90% всего времени на коммуникации. Коммуникации имеют огромное значение для успеха организаций. Эффективно работающие руководители представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией. Менеджеры добывают необходимую им информацию как внутри компании, так и во внешней среде, а затем преобразуют ее и распределяют между теми, кто испытывает потребность в ней.

Содержание работы

Понятие “коммуникации”. Структура и символы общения………………............3
Определение лидерства. Отличие руководства от лидерства…………………….9
Деловое соперничество мужчин и женщин в организации, как причина стресса. Увольнение и стресс………………………………………………………………..14
Список использованных источников……………………………………………...19

Файлы: 1 файл

организационное поведение.docx

— 67.22 Кб (Скачать файл)

2. Лидерство – это управленческий  статус, социальная позиция, связанная  с принятием решений, это руководящая  должность. Такая интерпретация  лидерства вытекает из структурно-функционального  подхода, предполагающего рассмотрение  общества как сложной, иерархически  организованной системы социальных  позиций и ролей. Занятие в  этой системе позиций, связанных  с выполнением управленческих  функций (ролей), и дает человеку  статус лидера. Иными словами, как  отмечает Даунтон, лидерство –  это «положение в обществе, которое  характеризуется способностью занимающего  его лица направлять и организовывать  коллективное поведение некоторых  или всех его членов».

3. Лидерство – это влияние  на других людей (В. Кац, Л. Эдингер  и др.) Однако это не любое  влияние, а такое, для которого  характерны четыре особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным. К политическим лидерам нельзя причислять людей, оказавших, хотя и большее, но разовое воздействие на политический процесс, историю страны. Так, например, Ли Освальд, официально признанный убийцей американского президента Джона Кеннеди, своим поступком оказал существенное влияние на последующее политическое развитие Америки, да и мира в целом. Однако было бы нелепо вследствие этого считать его политическим лидером.

Во – вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество). Известно, что внутри любого крупного объединения существует несколько, и даже множество центров локального влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния, распространение его на все общество или крупные группы.

В – третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. Отношения лидера и ведомых характеризует асимметричность, неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия – от лидера к членам группы.

В – четвертых, влияние лидера опирается не прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, - это не лидер, как не является лидером, например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель. Следует отметить, что не все авторы считают несовместимым лидерство и постоянное насилие. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование принуждения.

4. Политическое лидерство –  это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом  рынке, при котором политические  предприниматели в конкурентной  борьбе обменивают свои программы  решения общественных задач и  предполагаемые способы их реализации  на руководящие должности (Дж. Опенгеймер, Н. Фролих и др.). При этом специфика  политического предпринимательства  состоит в персонализации «политического товара», его отожествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага. Такая интерпретация политического лидера вполне возможна. Однако она применима главным образом лишь к демократическим организациям: государствам, партиям и т.п.

5. Лидер – это символ общности  и образец политического поведения  группы. Он выдвигается снизу, преимущественно  стихийно, и принимается последователями. Политическое лидерство отличается  от политического руководства, которое, «в отличие от лидерства, предполагает  достаточно жестокую и формализованную  систему отношений господства  – подчинения».

Эта точка зрения до сих пор достаточно широко распространена в российском обществоведении и связана с его длительной оторванностью от мировой науки и, в частности, с узким, преимущественно психологически пониманием лидерства как главенствующего положения личности, возникающего стихийно в ходе межличностных отношений в малой группе. Применительно к социологии и политологии с такой трактовкой лидерства нельзя согласится из-за ее односторонности, неучета объективной, антропологической и социальной основы этого феномена, недооценки ведущей роли властного статуса в выполнении функций политического лидерства, связанного с воздействием на большие массы людей.

Лидер организации – это личность, эффектно и продуктивно осуществляющая формальное и неформальное руководство в группе. Между понятиями «лидер» и «руководитель» можно выделить следующие различия (Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М., Парыгин Б. Д.):

1. Лидер выполняет функцию регулятора межличностных отношений в группе; руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы с социальным окружением.

2. Лидерство – феномен микросреды (внутригруппового взаимодействия); руководство – феномен макросреды (в негрупповых, общественных взаимодействий).

3. Лидерство устанавливается стихийно, руководство – организованно.

4. Феномен лидерства по отношению к феномену руководства менее стабилен, более зависим от настроения личности.

5. Руководитель производит санкционированные действия согласно своим должностным инструкциям, действия лидера неформальны.

6. Лидер принимает решения, обобщая и участвуя в коллективном обсуждении, непосредственно во время возникновения проблемы, решения руководителя опосредованы множеством внешних обстоятельств.

7. Сфера деятельности лидера – малая группа, первичный коллектив; сфера руководителя – шире, так как он формально представляет группу в обществе.

Следовательно, лидер – это субъект социальной деятельности группы, за которым общество признает право на специфическую роль в конструировании эмоциональных (экспрессивных) и деловых (инструментальных) взаимоотношений в детском обществе, в творческой интеграции общих усилий, в координации процессов соорганизации и совместного принятия решений. Руководитель же чаще осуществляет строго нормативную деятельность, благодаря реализации полномочий в качестве представителя власти или формальных структур.

Выдвижение в позицию лидера может происходить на основе механизма ценностного обмена (Р. Л. Кричевский, Н. С. Жеребова, Е. М. Зайцева).

Схематически это выглядит так:

Схема 1. Механизм выдвижения в позицию лидера

 

Психологически суть ценностного обмена состоит в следующем: ценностные характеристики индивидов (значимые свойства лидерства, направленность, умение, опыт и т.д.), актуализируемые ими в ходе групповой деятельности с пользой для других членов группы и группы в целом, как бы обмениваются на авторитет и признание (ключевые компоненты статуса лидерства) в группе, также являющиеся важными человеческими ценностями.

Очень важны при этом следующие факторы, являющиеся необходимыми и обязательными для лидерства (Е. М. Зайцева):

1. Высокий уровень активности индивида по отношению к группе вообще.

2. Способность отражать групповые психологические образования (групповые нормы и ценности).

3. Восприятие членами группы лидера, как человека, способного повести за собой.

Следует отметить, что более высокий уровень участия и влияния, то есть более высокий ценностный вклад лидера в жизнедеятельность группы, обменивается на высокий статус в группе.

Аналогом механизма ценностного обмена является механизм идентификации (который чаще встречается в работах по детскому лидерству).

Реализация механизма идентификации, как механизма выдвижения в позицию лидера в подростковых коллективах, связана со следующими фактами:

1. Лидеру приписывается наибольшее число идентификационных качеств, которые в данном коллективе составляют для работы особую ценность.

2. Идентификация с лидером у конкретного члена группы идет по тем качествам, которые у него отсутствуют, но которые он считает для себя важными.

Следовательно, посредством механизма идентификации во многом реализуется взаимное влияние общающихся членов группы, влияние лидера на остальных членов.

 

 

 

  1. Деловое соперничество мужчин и женщин в организации, как причина стресса. Увольнение и стресс

 

Психологи и физиологи утверждают, что женщины имеют более тонкий вкус, чем мужчины, они более четко видят различия в материалах, цветах, формах, внешнем виде конструкций. Поэтому не стоит спорить с женщиной-сотрудником по этим вопросам, лучше довериться суждениям. Важной психологической чертой женщины является то, что она чаще и в больших масштабах испытывает страх, боязнь, опасения - перед своим менеджером и вообще перед руководством, а также перед ситуациями и обстоятельствами, кажущимися ей опасными. При этом, естественно, снижается уровень восприятия женщины-сотрудника, сама воспринимаемая информация может быть искажена, деформирована, снижается уровень продуктивности ее труда. Поэтому с точки зрения морали целесообразно стремиться не допускать подобных ситуаций, для этого следует деловые беседы, реплики, замечания, обращения по отношению к женщине-сотруднице сделать более мягкими, спокойными, сдержанными.

 Можно предположить, что более низкий, чем у мужчин, "порог страха" заложен в "прекрасной  половине" генетически, идет из  глубины веков, из тех времен, когда самым важным было наличие  физической силы, интеллект не  принимался во внимание, а поскольку  женская физическая сила меньше, чем физическая сила мужчины, женщина большую часть своей  жизни находилась в страхе, тревоге. Развитие человечества не привело  к исчезновению этих страхов, хотя в современном мире женщина  может восполнить отсутствие  физической силы, подобной мужской, с помощью различных достижений  технического прогресса (например, женщина-крановщица «поднимает»  груз такой же тяжести, как  и мужчина-крановщик), и это следует  учитывать в межличностных деловых  отношениях. По свидетельству психологов, у женщин эмоциональное начало  берет верх над рациональным, поэтому вполне возможен эмоциональный  всплеск в случае возникновения  в коллективе ситуации, которая кажется женщине-сотруднице конфликтной. Поэтому мужчине-сотруднику надо "сто раз подумать", прежде чем сделать какое-либо замечание коллеге-женщине относительно ее служебного поведения или исполнения служебных обязанностей и, если он все же решился на это, следует использовать самую мягкую, этичную "оболочку" для такого замечания. В противном случае есть риск возникновения словесной перепалки, психологического дискомфорта для обеих сторон и, вообще, конфликта в коллективе.

 Мужчина  генетически ориентирован на  успех; успех - это и предмет обсуждения, и любимая тема разговора, в  том числе в деловой компании. Женщина же, наоборот, не считает  собственные успехи достойной  темой разговора, она предпочитает  обсуждать успехи других, поскольку  хочет на них учиться, - что  тоже обусловлено генетически: женщины  легче приспосабливаются к условиям  работы, к изменению обстоятельств, к методам руководства и т.п. И если, как уже утверждалось ранее, мужчина генетически ориентирован на успех, то женщина - на выживание, а этому более всего способствует приспособляемость. Поскольку, как указывалось выше, женщина более эмоциональна, чем мужчина, она чаще бывает "конфликтоносителем"- во время деловых совещаний, служебных контактов с коллегами или с покупателями, клиентами, журналистами, поставщиками и другими представителями внешней, по отношению к организации, среды. Женщины также гораздо чаще, чем их сослуживцы-мужчины, высказывают максималистские суждения, которые тоже могут привести к конфликту, богатому аморальными коллизиями.

 Однако  те же генетические свойства  женской натуры позволяют лучше "вживаться" в ситуацию, в переживания  других людей, проявлять сочувствие  и т.п. Поэтому этических нарушений  в организации будет меньше, если  именно женщина возглавляет такое  подразделение, как отдел по связям с общественностью или этический комитет. Женщина более внимательна к мелочам, деталям, поэтому анализ текста договора, контракта у нее более эффективен, чем у мужчины, но сформировать глобальное направление развития организации, выбрать стратегию, т.е. основную линию поведения организации, она может с меньшим успехом, так как обобщения, выводы - не ее сфера, и, чтобы не возникала почва для нарушения этических норм и стандартов, следует учитывать тот утверждаемый психологами феномен, что женщина более внимательна к мелким деталям - например, к словам, отдельным выражениям в деловой беседе или в тексте договора, чем к общей направленности договора или конечным результатам беседы. Несмотря на то, что уровень приспособляемости у мужчин ниже, они быстрее реагируют на изменения ситуации, новые методы работы и способы воздействия на коллектив. Поэтому не стоит торопить женщину, чтобы она быстрее высказала свое мнение или проявила отношение к чему-либо, так как это только спровоцирует противоречие, конфликт или другую неэтичную ситуацию. Еще одна причина проявления различий в деловых отношений: у мужчин лучше развито пространственное воображение, чем у женщин. Именно поэтому среди великих художников и талантливых конструкторов совсем нет представительниц прекрасного пола. Следует это учитывать и не создавать таких ситуаций, которые провоцировали бы этические нарушения.

 Есть еще  некоторая особенность представителей  сильного пола, которая может  быть поводом для этических  нарушений. Дело в том, что одной  из особенностей характера мужчины  является стремление к известности, популярности, которое может присутствовать  в искаженной форме -т.е. в виде  тщеславия. Достаточно часто тщеславие  приводит к тому, что мужчина  хочет "сорить деньгами", что, в  свою очередь, к сожалению, имеет своим следствием желание иметь больше денег и получить их любыми путями: моральными или аморальными - безразлично.

 Однако  в деловом этикете есть ряд  рекомендаций, являющихся результатом  того, что в некоторых случаях  предпочтение отдается женщине:

    • женщина первая протягивает руку для рукопожатия; • женщине представляют мужчину, а не наоборот;
    • в служебном автомобиле женщина занимает более почетное место и первой садится в автомобиль;
    • в служебном помещении женщина вправе принять помощь мужчины (с учетом его большей физической силы) при необходимости передвинуть или перенести мебель или какое-либо тяжелое оборудование;
  • •мужчина уступает женщине дорогу.

 Потеря работы всегда воспринимается как поражение. При этом возникают две эмоции: обида и страх. В голове моментально формируются вопросы: «Почему именно меня?», «За что мне это?», «Что будет дальше?». Далее, когда человек осознает, что про его увольнение знают все – коллеги, друзья, родственники, к обиде и страху добавляется еще и стыд. Мы боимся исключения из своей группы или потери связей с ней. Этот страх в людях заложен на генетическом уровне, так как в одиночку в охотничьей среде обитания выжить невозможно. Как же не сломаться и пережить эту неприятную ситуацию? Надо постараться вести себя так, как если бы мы покидали место работы по своему желанию, то есть представить, что это наше собственное решение. И отчасти это будет правдой. Спросите себя: «Готов ли я работать в компании, которая заявила мне, что больше не нуждается во мне?» - ответ очевиден: «Нет». Если отнестись к увольнению по-деловому, то будет еще легче уйти без обид.

 Не являясь уже сотрудником  компании, можно перестать общаться  по схеме начальник-подчиненный, и начать общение практически  на равных, обсуждать какие-либо  моменты, связанные с ситуацией  увольнения. К примеру, руководитель  заявляет вам: «Вы уволены, но  в течение месяца вам нужно  найти человека, который вас заменит». Какой может быть реакция? «Да  сами ищите, я тут причем. Не  хочу на это даже время тратить!». Однако взрослый и ответственный  человек отреагирует иначе. Он  наверняка скажет: «Да, хорошо» и на самом деле попробует подыскать себе замену в указанные сроки. При этом у него будет время и возможность прийти в себя, обсудить положенные ему выплаты, получить все рекомендации и начать поиск новой работы. Поэтому вести себя нужно так, будто закончился срок действия контракта, и мы со своей стороны выполнили все условия соглашения, а потому и ожидаем того же от бывшего начальства. Если поставить себя на место увольняющегося, а не увольняемого, то разница будет во множестве существенных моментов, в том числе и в расставании с коллективом. Во многих компаниях придерживаются традиции: если человек увольняется по-своему желании, он устраивает прощальный фуршет. А если сотрудник, которого увольняют, сделает то же самое, он переводит тем самым себя в позицию человека, уволившегося по собственному желанию. И это позволяет ему достойно держаться: сказать всем спасибо за то время, которое провели вместе, вспомнить все приятные моменты ощутить себя членом команды и получить с ее стороны необходимую поддержку.

Информация о работе Контрольная работа по "Организационное поведение"