Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 16:32, контрольная работа
Согласно исследованиям руководитель тратит от 50 до 90% всего времени на коммуникации. Коммуникации имеют огромное значение для успеха организаций. Эффективно работающие руководители представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией. Менеджеры добывают необходимую им информацию как внутри компании, так и во внешней среде, а затем преобразуют ее и распределяют между теми, кто испытывает потребность в ней.
Понятие “коммуникации”. Структура и символы общения………………............3
Определение лидерства. Отличие руководства от лидерства…………………….9
Деловое соперничество мужчин и женщин в организации, как причина стресса. Увольнение и стресс………………………………………………………………..14
Список использованных источников……………………………………………...19
2. Лидерство – это
3. Лидерство – это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.) Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным. К политическим лидерам нельзя причислять людей, оказавших, хотя и большее, но разовое воздействие на политический процесс, историю страны. Так, например, Ли Освальд, официально признанный убийцей американского президента Джона Кеннеди, своим поступком оказал существенное влияние на последующее политическое развитие Америки, да и мира в целом. Однако было бы нелепо вследствие этого считать его политическим лидером.
Во – вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество). Известно, что внутри любого крупного объединения существует несколько, и даже множество центров локального влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния, распространение его на все общество или крупные группы.
В – третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. Отношения лидера и ведомых характеризует асимметричность, неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия – от лидера к членам группы.
В – четвертых, влияние лидера опирается не прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, - это не лидер, как не является лидером, например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель. Следует отметить, что не все авторы считают несовместимым лидерство и постоянное насилие. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование принуждения.
4. Политическое лидерство –
это особого рода
5. Лидер – это символ общности
и образец политического
Эта точка зрения до сих пор достаточно широко распространена в российском обществоведении и связана с его длительной оторванностью от мировой науки и, в частности, с узким, преимущественно психологически пониманием лидерства как главенствующего положения личности, возникающего стихийно в ходе межличностных отношений в малой группе. Применительно к социологии и политологии с такой трактовкой лидерства нельзя согласится из-за ее односторонности, неучета объективной, антропологической и социальной основы этого феномена, недооценки ведущей роли властного статуса в выполнении функций политического лидерства, связанного с воздействием на большие массы людей.
Лидер организации – это личность, эффектно и продуктивно осуществляющая формальное и неформальное руководство в группе. Между понятиями «лидер» и «руководитель» можно выделить следующие различия (Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М., Парыгин Б. Д.):
1. Лидер выполняет функцию регулятора межличностных отношений в группе; руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы с социальным окружением.
2. Лидерство – феномен микросреды (внутригруппового взаимодействия); руководство – феномен макросреды (в негрупповых, общественных взаимодействий).
3. Лидерство устанавливается стихийно, руководство – организованно.
4. Феномен лидерства по отношению к феномену руководства менее стабилен, более зависим от настроения личности.
5. Руководитель производит санкционированные действия согласно своим должностным инструкциям, действия лидера неформальны.
6. Лидер принимает решения, обобщая и участвуя в коллективном обсуждении, непосредственно во время возникновения проблемы, решения руководителя опосредованы множеством внешних обстоятельств.
7. Сфера деятельности лидера – малая группа, первичный коллектив; сфера руководителя – шире, так как он формально представляет группу в обществе.
Следовательно, лидер – это субъект социальной деятельности группы, за которым общество признает право на специфическую роль в конструировании эмоциональных (экспрессивных) и деловых (инструментальных) взаимоотношений в детском обществе, в творческой интеграции общих усилий, в координации процессов соорганизации и совместного принятия решений. Руководитель же чаще осуществляет строго нормативную деятельность, благодаря реализации полномочий в качестве представителя власти или формальных структур.
Выдвижение в позицию лидера может происходить на основе механизма ценностного обмена (Р. Л. Кричевский, Н. С. Жеребова, Е. М. Зайцева).
Схематически это выглядит так:
Психологически суть ценностного обмена состоит в следующем: ценностные характеристики индивидов (значимые свойства лидерства, направленность, умение, опыт и т.д.), актуализируемые ими в ходе групповой деятельности с пользой для других членов группы и группы в целом, как бы обмениваются на авторитет и признание (ключевые компоненты статуса лидерства) в группе, также являющиеся важными человеческими ценностями.
Очень важны при этом следующие факторы, являющиеся необходимыми и обязательными для лидерства (Е. М. Зайцева):
1. Высокий уровень активности индивида по отношению к группе вообще.
2. Способность отражать групповые психологические образования (групповые нормы и ценности).
3. Восприятие членами группы лидера, как человека, способного повести за собой.
Следует отметить, что более высокий уровень участия и влияния, то есть более высокий ценностный вклад лидера в жизнедеятельность группы, обменивается на высокий статус в группе.
Аналогом механизма ценностного обмена является механизм идентификации (который чаще встречается в работах по детскому лидерству).
Реализация механизма идентификации, как механизма выдвижения в позицию лидера в подростковых коллективах, связана со следующими фактами:
1. Лидеру приписывается наибольшее число идентификационных качеств, которые в данном коллективе составляют для работы особую ценность.
2. Идентификация с лидером у конкретного члена группы идет по тем качествам, которые у него отсутствуют, но которые он считает для себя важными.
Следовательно, посредством механизма идентификации во многом реализуется взаимное влияние общающихся членов группы, влияние лидера на остальных членов.
Психологи и физиологи утверждают, что женщины имеют более тонкий вкус, чем мужчины, они более четко видят различия в материалах, цветах, формах, внешнем виде конструкций. Поэтому не стоит спорить с женщиной-сотрудником по этим вопросам, лучше довериться суждениям. Важной психологической чертой женщины является то, что она чаще и в больших масштабах испытывает страх, боязнь, опасения - перед своим менеджером и вообще перед руководством, а также перед ситуациями и обстоятельствами, кажущимися ей опасными. При этом, естественно, снижается уровень восприятия женщины-сотрудника, сама воспринимаемая информация может быть искажена, деформирована, снижается уровень продуктивности ее труда. Поэтому с точки зрения морали целесообразно стремиться не допускать подобных ситуаций, для этого следует деловые беседы, реплики, замечания, обращения по отношению к женщине-сотруднице сделать более мягкими, спокойными, сдержанными.
Можно предположить,
что более низкий, чем у мужчин,
"порог страха" заложен в "прекрасной
половине" генетически, идет из
глубины веков, из тех времен,
когда самым важным было
Мужчина
генетически ориентирован на
успех; успех - это и предмет обсуждения,
и любимая тема разговора, в
том числе в деловой компании.
Женщина же, наоборот, не считает
собственные успехи достойной
темой разговора, она предпочитает
обсуждать успехи других, поскольку
хочет на них учиться, - что
тоже обусловлено генетически: женщины
легче приспосабливаются к
Однако
те же генетические свойства
женской натуры позволяют лучше
"вживаться" в ситуацию, в переживания
других людей, проявлять сочувствие
и т.п. Поэтому этических нарушений
в организации будет меньше, если
именно женщина возглавляет
Есть еще
некоторая особенность
Однако в деловом этикете есть ряд рекомендаций, являющихся результатом того, что в некоторых случаях предпочтение отдается женщине:
Потеря работы всегда воспринимается как поражение. При этом возникают две эмоции: обида и страх. В голове моментально формируются вопросы: «Почему именно меня?», «За что мне это?», «Что будет дальше?». Далее, когда человек осознает, что про его увольнение знают все – коллеги, друзья, родственники, к обиде и страху добавляется еще и стыд. Мы боимся исключения из своей группы или потери связей с ней. Этот страх в людях заложен на генетическом уровне, так как в одиночку в охотничьей среде обитания выжить невозможно. Как же не сломаться и пережить эту неприятную ситуацию? Надо постараться вести себя так, как если бы мы покидали место работы по своему желанию, то есть представить, что это наше собственное решение. И отчасти это будет правдой. Спросите себя: «Готов ли я работать в компании, которая заявила мне, что больше не нуждается во мне?» - ответ очевиден: «Нет». Если отнестись к увольнению по-деловому, то будет еще легче уйти без обид.
Не являясь уже сотрудником
компании, можно перестать общаться
по схеме начальник-
Информация о работе Контрольная работа по "Организационное поведение"