Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:38, контрольная работа
В XIX веке в США усиливается роль администрации, как в частном, так и в государственном секторе, собственность теряет индивидуальный характер (акционерные общества и пр.) и становится корпоративной, создаются механизмы поддержания иерархической структуры, которая исключает конкуренцию, выборы и оценку работников по деловым качествам. В американском обществе повышается социальная значимость «чина», происходит тотальная бюрократизация управленческого аппарата1.
Механизация производственных процессов, развитие инфраструктуры (железнодорожный транспорт, телеграфная и телефонная связь) способствовали росту размеров предприятий. Предприятия-гиганты испытывают потребность в рациональной организации труда, в четкой, взаимосвязанной работе всех подразделений и менеджеров с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.
1. Концепция организации как трудового процесса: научное управление (Ф. Тейлор) 3
1.1. Исторические условия возникновения модели научного управления 3
1.2. Сущность организационной модели 4
1.3. Основные методы принципы эффективного функционирования организации 4
1.4. Механизмы контроля трудовой деятельности 6
1.5. Особенности структуры управления 7
1.6. Субъекты организационного творчества…………………………………
1.7. Доминирующий стиль руководства 7
1.8. Мотивация работников 8
1.9. Достоинства и недостатки организационной модели 9
1.10. Организации данного типа в современном обществе……………...………………………………………………………......10
Список использованной литературы 14
Министерство образования и науки РФ
Государственное
бюджетное образовательное
Пермский национальный
исследовательский
Контрольная работа по дисциплине
«Теория организации»
Выполнил студент
Группы ГМУ-07
Семин И.М.
Проверил:
Белоногов Ю.Г.
Пермь, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. Концепция организации как трудового процесса: научное управление (Ф. Тейлор)
В XIX веке в США усиливается роль администрации, как в частном, так и в государственном секторе, собственность теряет индивидуальный характер (акционерные общества и пр.) и становится корпоративной, создаются механизмы поддержания иерархической структуры, которая исключает конкуренцию, выборы и оценку работников по деловым качествам. В американском обществе повышается социальная значимость «чина», происходит тотальная бюрократизация управленческого аппарата1.
Механизация производственных процессов, развитие инфраструктуры (железнодорожный транспорт, телеграфная и телефонная связь) способствовали росту размеров предприятий. Предприятия-гиганты испытывают потребность в рациональной организации труда, в четкой, взаимосвязанной работе всех подразделений и менеджеров с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.
Великая индустриальная революция XVII - XVIII веков оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом.
Руководитель-собственник был заменен сотнями и тысячами акционеров. Появилась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единого собственника стало множество акционеров, то есть совместных (и долевых) владельцев одного капитала. Вместо единственного руководителя-собственника появились несколько наемных менеджеров, рекрутировавшихся из всех, а не только привилегированных классов. При этом под администрированием понималась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль их реализации.
Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, подразделение), а общие координационные функции отдаются менеджменту2.
Настоящий взрыв интереса к научному управлению произошел в 1911 году, когда американский инженер и исследователь Фредерик У. Тейлор (1856-1915) опубликовал свою книгу «Принципы научного управления».
К основным трудам Ф. Тейлора относятся:
1) «Управление фабрикой» (1903);
2) «Принципы научного менеджмента» (1911).
В них были сформулированы методы научной организации труда, основанные на анализе рабочего времени и рабочих движений, стандартизации приемов и орудий труда. Эффективность совместного труда в организации рассматривалась с позиций затрат времени и движения.
Расчленение работы на автономные, полностью программируемые элементы и последующее оптимальное объединение их в единое целое - обязательные условия, которые в соответствии с концепцией школы научного управления формируют высокопроизводительную организацию.
Тейлор утверждал, что менеджмент - это истинная наука, базирующаяся на определенных законах, правилах и принципах. Их правильное использование позволяет решить проблему роста производительности труда.
Если на научной основе отобрать людей, обучить их, применяя прогрессивные методы, активизировать их деятельность с использованием различных стимулов и соединить воедино работу и человека, тогда можно получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой.
Авторы теории «научного менеджмента» полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения (анализ содержания работы и определение ее компонентов)3.
На смену расплывчатым и противоречивым принципам управления, предлагавшимися его предшественниками, Ф. Тейлор сформулировал строгую научную систему знаний, в основу которых положены четыре научных принципа, которые он сам называл законами управления:
1) создание научного фундамента, заменяющего собой старые, грубо практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;
2) отбор рабочих и менеджеров
на основе научных критериев,
их тренировка и обучение. Сейчас
это обозначается терминами «
3) сотрудничество администрации
с рабочими в деле
4) равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.
Великой заслугой Тейлора явилось не просто декларирование, а реализация сформулированных им принципов управления на практике и достижение впечатляющих успехов. Вот некоторые примеры.
Он хронометрировал операции лучших рабочих, отбирал правильные и рациональные движения, беспощадно отсекал все лишнее, так как энергии расходовалось больше на ненужные, чем на рациональные. За интенсивность труда платил больше, премии достигали от 30 до 100 %. Все это давало прирост производительности труда в 2-3 раза, а заработная плата в среднем росла на 60 %.
Второй принцип Тейлора
утверждает, что в обязанности
руководства входит выбор людей,
способных удовлетворить
Сам Тейлор не считался специалистом
в использовании методов
Поэтому не приходилось
говорить об использовании
Подготовка рабочих для
Одним из принципов научного управления является разделение планирование и выполнение, которое представлено в выше приведенном четвертом принципе Тейлора «руководство берет на себя все те работы, которые оно может выполнить лучше, чем рабочие….». Он считал, что специализация труда одинаково важна как на управленческом уровне, так и на уровне рабочих.
Это предложение Тейлора
Планирование должно осуществляться в плановом отделе чиновниками, которые подготовлены во всех аспектах функции планирования. Он выделяет четыре различные подфункции, которые должны выполнятся различными чиновниками. Действия, связанные с контролем, выполнялись бы также четырьмя различными людьми.
Таким образом, функциональное руководство группой использует определенный опыт восьми наблюдателей. Можно допустить, что производительность рабочего должна повыситься, так как ни сам рабочий и ни один из старших рабочих не в состоянии быть специалистом во всех восьми подфункциях. В то же время тот, кто пытается следовать инструкциям восьми различных специалистов, вряд ли сумеет выполнить требования каждого из них. Предлагаемая схема не нашла своего применения в промышленности. Вместе с тем следует признать, что функция планирования производства существует в современной промышленности.
По классификации теории управления, какие группы методов и почему доминировали в данной оргмодели.
До Ф. Тейлора ответственность за результаты производства возлагалась на самих рабочих. Они принимали решения об общем плане работы, способах выполнения отдельных операций, выборе инструментов, материалов и проч. Участие же администрации сводилось лишь к контролю над ходом работ и результатами.
Исходя из идеи принципиального разделения программирующего и исполнительского труда, Ф. Тейлор выдвинул две концепции: «достигающего рабочего» и «достигающего руководителя». Согласно первой концепции рабочему надо поручать такое задание, выполнение которого требовало бы от него максимум напряжений и усилий, но не вредило его здоровью. По мере того, как это задание будет им осваиваться, ему надо давать все более сложные задания.
В соответствии с этим все типы
работ Ф. Тейлор классифицировал
по степени сложности и
Согласно второй концепции,
прежде чем заставлять рабочего выполнять
задание, администратору следует самому
научиться трудиться как
Ф. Тейлор внес вклад в развитие функционального разделения труда на предприятии. Среди важнейших принципов научной организации труда Тейлора выделяются такие, как специализация работы и распределение ответственности между рабочими и управляющими. Эти принципы легли в основу проповедуемой Тейлором функциональной структуры организации, которая должна была сменить господствовавшую тогда линейную структуру.
На каждом уровне организации происходит специализация функций.
Разделяя планирование работ и их выполнение, производственные организации образуют отделы планирования, задача которых - выработка точных ежедневных предписаний для управляющих. Тейлор, однако, пошел дальше и обосновал необходимость специализации руководителей низовых звеньев - групп исполнителей.
Концепция функционального руководства группой состоит в делении работы управляющими таким образом, чтобы каждый человек (начиная с помощника управляющего и ниже) имел столько функций, сколько он может выполнить. Тейлор считал, что традиционные функции руководителя низовой группы сводятся к деятельности и по планированию, и по управлению6.
Ф. Тейлор расчленял работу исполнителя на восемь составных частей, и рабочий получал указания от восьми функциональных специалистов, каждый из которых в полной мере нес ответственность за курируемое им направление. Четыре мастера - инспектор, мастер по ремонту, мастер, устанавливающий темп работы, и бригадир непосредственно в цехе контролировали работу исполнителя, и четыре мастера занимались вопросами документации, маршрутизации, анализом хронометража, анализом затрат на производство и т.д.
На мой взгляд, причины появления пирамидальной организационной структуры управления в рамках классической школы управления следующие:
-Признание управления
универсальным процессом,
-Выделение администрирования в отдельную функцию;
-Разработка
универсальных принципов
-Разработка
правил поведения в любой
-Жесткая иерархия;
-Жесткое
программирование и
-Нормированный рабочий день;
Организационная структура управления: линейная и функциональная – рост инстанций (уровней иерархии), четкое разделение труда и принцип единоначалия. Разделение организации на специальные части. Вертикальный и горизонтальный рост организации.
Информация о работе Контрольная работа по «Теория организации»