Механизм обратной связи в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы состоит в том, что в механизме социального управления фундаментальная роль принадлежит принципу обратной связи: там, где этот принцип нарушается или вообще отсутствует, там отсутствуют или искажаются результаты социального управления. Обратная связь – является ключевым элементом системы управления. Механизм обратной связи – это реакция системы на внешнее воздействие. Так же можно сказать, что механизм обратной связи – это механизм, определяющий изменение состояния, являющийся реакцией на внешнее воздействие и определяющийся этой реакцией.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1.Управленческая деятельность как система взаимодействующих элементов управления………………………………………………….........4
Объект и субъект управления…………………………………………..5
Взаимосвязь субъекта и объекта управления…………………………10
Глава 2. Механизм обратной связи в управлении………………………...14
2.1 Сущность и значение принципа обратной связи……………………..15
2.2 Реализация принципа обратной связи на примере в организации….21
Заключение……………………………………………………………………24
Список использованных источников и литературы……………………….26

Файлы: 1 файл

курсач ТУ.docx

— 52.75 Кб (Скачать файл)

  Характер социального управления  в современных условиях предъявляет  к субъекту управления требование повышенной ответственности за принятие управленческих решений, что обуславливается как масштабностью управленческих воздействий, так и сложностью структурной организации объекта управления[11].

  Итак, социальное управление - это основанное на принципе  обратной связи целенаправленное  или стихийное воздействие на  элементы общества как целостной  системы для ее оптимально  организованного функционирования  и развития.

  Принципы социально-политического  управления обществом изменяются  в зависимости от характера  общественного строя, от форм  государственной власти. Они, например, могут быть жестко детерминированными, когда управляющее воздействие  стремится однозначно “программировать”  поведение “адресата”, и, так  сказать, мягко детерминированными, когда управленческая программа  предполагает относительно широкий  спектр возможных видов и форм  поведения объектов управления.

 

[11] - Румянцева З. К. Общее управление  организацией. Теория и практика: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2010 - 352.

Однако в истории редко встречаются  жесткие и мягкие принципы в “чистом” виде: управление в социальных системах, как правило, так или иначе, сочетает в себе оба эти принципа. Наиболее парадоксально они сочетаются в  системах, в которых осуществляется механизм стихийного управления, что  очень четко видно на примере  рынка, где действует “невидимая рука”, о которой писал А. Смит. С одной стороны, эта “рука” направляет свободную игру стихийных сил, допуская гибкость, податливость конкурирующих  сторон, а с другой - диктует жесткие  и безжалостные правила игры, неумолимые, как судьба[12].

    В качестве примера действия исключительно жесткого принципа социального управления можно сослаться на деспотические режимы, крайней формой выражения которых стал фашизм. Отличительной особенностью последнего по сравнению, скажем, с режимом военной диктатуры является, с одной стороны, привлечение на свою сторону населения с помощью всевозможных мифов, антинаучных, утопических идей, лозунгов, сулящих “рай в грядущем”, а с другой - применение утонченных и изощренных форм насилия, борьбы с инакомыслящими, массового террора, возведенного в ранг государственной политики. Вся система управления фашистского государства ориентирована на использование людей для блага правящей элиты или даже одного человека - фюрера, служение которому возведено, по существу, на уровень религиозного культа. Апологеты фашизма утверждали, что в государстве не существует больше свободного состояния мысли: имеются лишь мысли правильные и мысли, подлежащие истреблению[13].

 

 

[12] – Управление предприятием: учеб. пособие / под ред. Ю.А. Бабичевой. - М.: Экономика, 2007. – 203 с.

[13 ] – Абрашин, В.Д. Теория управления / В.Д. Абрашин, И.В. Пещанская, Н.Я. Фирсин.  М.: - Изд-во МГЭИ, 2008. – 468 с.

 

Обратная связь - обратное воздействие результатов управления системой на процесс этого управления.

Обратная связь - использование в управлении информации, поступаемой от управляемого объекта о результатах управления.

Обратная связь - по крайней мере один из выходов системы, служащий для нее входом.

Обратная связь - обеспечивает соответствие между действительным и требуемым состоянием выхода системы.

Управление связано не с любым  информационным процессом, а лишь со специфической обратной связью между  двумя подсистемами единой системы  управления. Система управления включает в себя управляющую и управляемую  подсистемы. Между ними происходит непрерывный обмен информацией, осуществляемый, как правило, по двум каналам обратной связи.

   Наличие двух каналов обратной связи (отрицательной и положительной) между управляемой и управляющей системами является общим случаем. Так как способность управления и свойство управляемости у соответствующих материальных образований становится действительностью при их сопряжении и особого рода взаимодействии, имеется основание говорить о диалектическом единстве управляющего и управляемого как подсистем некоторой целостной функционирующей самоуправляемой системы, и о ее функционировании - как о процессе самоуправления.

   Универсальность управления по принципу обратной связи является следствием неопределенности в поведении как самой управляемой системы, так и внешней среды, с которой данная система взаимодействует.

    Каждый из двух каналов обратной связи играет свою специфическую роль в процессе управления. Поскольку будущее управляемой системы никогда не может быть представлено с абсолютной точностью возникает потребность в информации о действительной реакции системы на управляющее воздействие. Только благодаря такой информации можно осуществлять целенаправленное воздействие и тем самым осуществлять управление. При этом приходится учитывать не только данное состояние, но и вероятность перехода системы в любое из возможных состояний.

   Следующие основные функции обратной связи:

-синтезирование внешних и внутренних  возмущений, стремящихся вывести  систему из состояния устойчивого  равновесия, сведение этих возмущений  к отклонениям одной или нескольких  управляемых величин;

-компенсация возмущений и поддержание  состояния устойчивого динамического  равновесия системы;

-представление информации, необходимой  для выработки управляющих воздействий  на объект управления.

   Благодаря обратной связи социальная система приобретает способность противодействовать всему тому, что стремится вывести ее за установленные рамки деятельности. Именно главные и местные обратные связи в своей совокупности и составляют первооснову такого важнейшего свойства поведения сложных динамических систем, как саморегулирование.

   Саморегулируемыми  называются системы, способные самосовершенствоваться и адаптироваться к условиям среды, а при высших формах приспособления - изменять саму среду сообразно своим потребностям.

    Обратная связь повышает эффективность обмена управленческой информацией. Двусторонний обмен информацией по сравнению с односторонним протекает медленнее, но эффективнее снимает напряжения, более точен и повышает уверенность в правильной интерпретации сообщений.

   Системы обратной связи  в организации составляют часть контрольно-управленческой информационной системы, помогают подавлять шум, т.е. искажение смысла. Обратные связи бывают: положительные и отрицательные; гладкие и пороговые (одноуровневые и многоуровневые); односторонние и двухсторонние; моментальные, опережающие и запаздывающие.

 

    2.2  Реализация принципа обратной связи в организации

     В любом процессе управления организацией всегда происходит взаимодействие двух подсистем — управляющей и управляемой. Если они соединены каналами прямой и обратной связи, то такую систему называют замкнутой или системой с обратной связью. По каналу прямой связи передается сигналы (команды) управления, вырабатываемые в управляющей системе. Подчиняясь этим командам, управляемый объект в организации осуществляет свои рабочие функции. В свою очередь, объект управления соединен с управляющей системой каналом обратной связи, по которому поступает информация о состоянии управляемого объекта. В управляющей системе эта информация используется для выработки новых управляющих воздействий. 
 
    Но иногда бывает так, что нарушается нормальное функционирование канала прямой или обратной связи. В этом случае система управления становится разомкнутой. Разомкнутая система оказывается неспособной к управлению в организации . И в этом случае вряд ли можно ожидать достижения заданной цели деятельности.

   Основная задача руководителя –решить  проблемамы в организации ,  предшествующие непосредственно выбору, так и логически завершающими цикл разработки решения, т. е. внесение изменений в организацию. Детально рассмотрены начальные этапы принятия решений, состоящие в корректной оценке проблемной ситуации и в формулировке собственно решаемой проблемы. Так же установить каким образом происходит переход от постановки проблемы к формулировке целей и выработке критериев оценки степени успешности их достижения. Особое место нужно отнести методам генерирования альтернативных вариантов решения проблемы и процедурам выбора из числа альтернатив. Реализация выбранного решения рассматривается с позиций сопротивления социально-экономических систем изменениям, а завершает цикл принятия решений оценка эффективности решения проблемы, основанная на такой категории системного подхода, как обратная связь.

    Обратная связь предполагает связь между выходом элемента (а также системы или подсистемы) и его входом. Примером обратной связи может служить поступление информации о фактической эффективности управленческого решения на вход системы организации. Цель такой обратной связи – коррекция или разработка нового управляющего решения в том случае, если ранее разработанное управляющее решение не обеспечивает запланированную эффективность деятельности организации либо в силу изменившихся условий среды, либо по причине ошибочно принятого решения.

    В любом процессе управления существует объект, которым управляют (станок, предприятие, область), и орган, который осуществляет управление (техническое средство, человек). В процессе управления этот орган получает некоторую информацию о состоянии внешней среды, где находится объект и с которым он связан. Вся эта информация воспринимается управляющим органом, который вырабатывает на ее основе руководящую информацию (принимает решения). На основе принятого решения некоторый исполнительный орган (аппарат управления, руки работающего и др.) совершают управляющее влияние на объект, которым руководят. Вот эти три состава (вместе с информационными связями) образуют систему управления. Обратная связь — одно из основных понятий теории управления. Вообще обратной связью называется любая передача влияния из выхода той или другой системы на его вход. В системах управления обратная связь можно определить как информационную связь, с помощью которой в управляющую часть поступает информация о следствиях управления объектом, то есть информация о новом состоянии объекта, который возник под влиянием управляющих действий[14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[14] – Глущенко Е. В., Захарова Е.  В., Тихонравов Ю. В. Теория управления: Учебный Курс. - М.: Вестник, 2007. –  642 с.

Заключение

   Принцип обратной связи лежит  в основе подавляющего большинства  процессов управления. В частности,  принцип обратной связи лежит  в основе почти всей деятельности  человека. Так, например, если человек  протягивает руку, чтобы взять  какой-либо предмет, то он смотрит  на предмет и подсознательно  непрерывно управляет движением  руки, исправляя ошибки направления  движения руки к предмету. Чтобы  убедиться в этом, достаточно  исключить получение информации  о результатах управления, завязав  человеку глаза, и наблюдать  движение его руки при попытке  взять предмет.

    В итоге можно сделать такие  выводы: Любое управление как система состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы, которая и является объектом управления, и управляющей подсистемы - подсистемы, осуществляющей управление в системе. Управляемая и управляющая подсистемы взаимосвязаны каналами передачи информации, которые рассматриваются абстрактно, независимо от их физической при роды. Воздействие субъекта на объект управления может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления независимо от его содержания всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем - субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы). Управление - есть процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме.

    В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления , а второй - в позиции объекта управления.

   Эффективность взаимодействия субъекта и объекта управления в значительной степени зависит от того, насколько адекватно они понимают друг друга. Характер взаимодействия людей и те социальные роли, которые они выполняют, входят в число важнейших факторов, обусловливающих познание человека человеком. При этом для каждого из взаимодействующих лиц в своих партнерах по деятельности важны, прежде всего, те компоненты их облика и поведения, которые наиболее значимы для достижения целей совместной деятельности. Контакты между субъектом и объектом управления как членами производственного коллектива сопровождаются процессами межличностной перцепции.

   Изучив основные механизмы обратной связи, были сформулированы следующие выводы: Обратная связь - обратное воздействие результатов управления системой на процесс этого управления.

     Благодаря обратной связи социальная система приобретает способность противодействовать всему тому, что стремится вывести ее за установленные рамки деятельности. Именно главные и местные обратные связи в своей совокупности и составляют первооснову такого важнейшего свойства поведения сложных динамических систем, как саморегулирование.

   Социальное управление - это основанное на принципе обратной связи целенаправленное или стихийное воздействие на элементы общества как целостной системы для ее оптимально организованного функционирования и развития.

 

     

 

 

 Список использованных источников и литературы

 

1. . Абрашин, В.Д. Теория управления / В.Д. Абрашин, И.В. Пещанская, Н.Я. Фирсин.  М.: - Изд-во МГЭИ, 2008. – 468 с.

2. Батракова, Л.Г.Менеджмент управления: учеб. пособие. / Л.Г. Батракова. – М.: Логос, 2008. – 152 с.

3. Бурганова Л. А. Теория управления: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2008 – 294 с..

4. Балабанова, И.Т. Теория управления: учеб. пособие / И.Т. Балабанова. – СПб.: Питер, 2008. – 345с.

5. Глущенко Е. В., Захарова Е. В., Тихонравов Ю. В. Теория управления: Учебный Курс. - М.: Вестник, 2007. –  642 с.

6. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2009 – 413 с.

7. Лаврушин, О.И. Теория управления: учеб. для вузов / О.И. Лаврушин. – М.: Наука, 2008. – 590с.

8. Менеджмент / Под ред. Ж.В. Прокофьевой. - М.: Знание, 2009. – 476 с.

9. Потеряхин А. Л. , Психология управления, ИНФРА-М, 2008. – 396 с.

10. Пикулькин А. В. Система государственного управления: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 – 487 с..

11. Румянцева З. К. Общее управление  организацией. Теория и практика: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2010 - 352.

Информация о работе Механизм обратной связи в управлении