Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 08:09, курсовая работа
Описание работы
Цель курсовой работы – изучить методы исследования систем управления предприятием и пути ее совершенствования. Согласно цели, были сформулированы задачи работы: 1. Изучить теоретический материал по основам организации управления на современных предприятиях; 2. Проанализировать миссию и задачи ООО «Восток-Запад»; 3. Рассмотреть основные направления совершенствования структуры управления предприятием.
Содержание работы
Введение 1. Методологические аспекты исследования систем управления 1.1 Исследование систем управления: понятие, основные направления и подходы 1.2 Методы исследования систем управления 1.3 Информационная составляющая системы управления 2. Исследование системы управления предприятием ООО «Восток Запад» 2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 2.2 Стратегия развития предприятия 2.3 Организация экономической службы, система финансового учета, планирования и анализа на предприятии. Совершенствование системы управления предприятием Заключение Список литературы
1. Методологические аспекты
исследования систем управления
1.1 Исследование систем
управления: понятие, основные направления
и подходы
1.2 Методы исследования
систем управления
1.3 Информационная составляющая
системы управления
2. Исследование системы
управления предприятием ООО
«Восток Запад»
2.1 Организационно-экономическая
характеристика предприятия
2.2 Стратегия развития
предприятия
2.3 Организация экономической
службы, система финансового учета,
планирования и анализа на
предприятии. Совершенствование системы
управления предприятием
Заключение
Список литературы
Введение
Россия переживает сейчас сложный
и противоречивый период становления
новой системы экономических отношений.
Объективные условия изменения и развития
всех форм собственности, возникновение
наемного труда, расширение и усложнение
внешнеэкономических связей потребовали
иных, чем прежде способов управленческой
деятельности.
Организацию можно рассматривать
как производственную целостность, которая,
эффективно используя свои ресурсы, выполняет
экономическую функцию производства продукции
и оказания услуг. При этом обеспечиваются
рабочие места для населения и доходы
для предпринимателей. Исходя из этой
точки зрения, роль бизнеса заключается
в использовании его энергии и ресурсов
для получения прибыли. Однако организация
одновременно является частью среды, состоящей
из поставщиков, потребителей, средств
информации, союзов и объединений людей,
работников, собственников акций, поэтому
она находится в прямой зависимости от
этой среды и должна наряду с обеспечением
своих интересов удовлетворять ее интересы.
Организационная структура
управления – понятие многостороннее.
Оно прежде всего включает систему целей
и их распределение между различными звеньями,
поскольку механизм управления должен
быть ориентирован на достижение целей.
Сюда же относятся состав подразделений,
которые связаны определенными отношениями;
распределение задач и функций по всем
звеньям; распределение ответственности,
полномочий и прав внутри организации,
отражающее соотношение централизации
и децентрализации управления. Важными
элементами структуры управления являются
коммуникации, потоки информации и документооборот
в организации. Наконец, организационная
структура – это поведенческая система,
это люди и их группы, постоянно вступающие
в различные взаимоотношения для решения
общих задач.
Организационная структура
управления – понятие многостороннее.
Оно прежде всего включает систему целей
и их распределение между различными звеньями,
поскольку механизм управления должен
быть ориентирован на достижение целей.
Сюда же относятся состав подразделений,
которые связаны определенными отношениями;
распределение задач и функций по всем
звеньям; распределение ответственности,
полномочий и прав внутри организации,
отражающее соотношение централизации
и децентрализации управления.
Научно обоснованное формирование
организационных структур управления
– актуальная задача современного этапа
адаптации хозяйствующих субъектов к
рыночной экономике. В новых условиях
необходимо широко использовать принципы
и методы проектирования организации
управления на основе системного подхода.
Цель курсовой работы – изучить
методы исследования систем управления
предприятием и пути ее совершенствования.
Согласно цели, были сформулированы задачи
работы:
1. Изучить теоретический
материал по основам организации
управления на современных предприятиях;
2. Проанализировать миссию
и задачи ООО «Восток-Запад»;
3. Рассмотреть основные
направления совершенствования
структуры управления предприятием.
Объект исследования – ООО
«Восток-Запад». Предмет исследования
– система управления предприятием.
Методы исследования: анализ
экономических, правовых, статистических
источников литературы; эмпирический.
При написании курсовой работы
использовалась литература отечественных
и зарубежных экономистов-теоретиков,
нормативно-правовые акты, учебные пособия
и учебники, монографии и научные статьи
в периодических изданиях.
1. Методологические
аспекты исследования систем
управления
1.1 Исследование
систем управления: понятие, основные
направления и подходы
Управление только тогда может
быть действительно успешным, когда оно
находится в постоянном и непрерывном
развитии, когда оно ориентировано на
изменения, обеспечивающие жизнестойкость
организации и накопление ею потенциала
инноваций. Это оказывается практически
возможным при условии исследования систем
управления, которое предполагает своим
результатом разработку и предложение
наиболее эффективных вариантов построения
системы управления.
В процессе развития управления
возникают новые реальности и новые потребности,
которые определенным образом отражаются
и на содержании управления. В современном
управлении исследовательская деятельность
составляет не менее 30% рабочего времени
и усилий руководителей. В дальнейшем
доля исследовательской деятельности
будет возрастать. В этом состоит одна
из основных тенденций развития управления.
Сегодня в управлении нет простых решений:
усложняются условия управления, усложняется
человек в своих социально-психологических
характеристиках. Невозможно принимать
решения, опираясь только на опыт, интуицию
и здравый смысл или формально усвоенные
знания. Необходимо исследование ситуаций,
проблем, условий, факторов эффективности
деятельности организации, необходим
обоснованный выбор решений из постоянно
растущего количества их вариантов.
Каждая организация находится
в постоянном развитии. Ее развитие –
это решение множества проблем, которые
следуют одна задругой или вместе, возникают
неожиданно, проявляются остро и не дают
времени на обдумывание. Несвоевременность
их решения может обернуться кризисом.
Поэтому исследование обеспечивает такой
подход к управлению, который предусматривает
высокое качество управленческих решений.
Исследование – это вид деятельности
человека, состоящий из следующих компонентов
[12, с. 122–134]:
– распознавание проблемных
ситуаций и самих проблем, установление
их места в системе накопленных знаний;
– выявление свойств, содержания,
закономерностей поведения и развития;
– нахождение путей, средств
и возможностей использования новых представлений
или знаний о данной проблеме в практике
ее разрешения.
Всякое исследование характеризуется
целью, объектом и предметом исследования,
методологией и организацией его проведения,
результатами и возможностями их практической
реализации.
Цель исследования – это поиск
наиболее эффективных вариантов построения
системы управления и организации ее функционирования
и развития. Главная задана исследования
– найти решение проблемы, которое либо
устраняет существующее препятствие развития,
либо выявляет фактор, обеспечивающий
нормальное, желаемое функционирование
или развитие. Решение, полученное в результате
исследования, может иметь вид некоторого
акта деятельности, а может быть концепцией
деятельности на ближайшую перспективу.
Лучшим вариантом результата исследования
является разработка программы совершенствования,
модернизации или реконструкции, реформирования
системы управления в полном комплексе
ее характеристик и параметров.
Объектом исследования является
система управления. В методологическом
отношении очень важным оказывается понимание
и учет класса этой системы. Она относится
к классу социально-экономических систем.
А это значит, что основополагающим ее
элементом является человек, поскольку
именно деятельность человека определяет
особенности всех процессов функционирования
и развития такой системы. Какими бы совершенными
ни были современные технические средства,
система управления строится на деятельности
человека. Можно исследовать технику,
но нельзя исследовать ее в отрыве от человека
и от всех факторов ее использования в
его деятельности [12, с. 122–134].
Систему управления нельзя
рассматривать в отрыве от объекта управления.
Поэтому при исследовании систем управления
в качестве объекта исследования, наряду
с системой собственно управления, выступает
управляемая социально-экономическая
система (предприятие, фирма, корпорация,
ассоциация и пр.). Главная ее особенность
также заключается в том, что основополагающим
элементом и здесь является человек, деятельность
которого определяет и существование,
и развитие этой системы, и в значительной
степени зависит от того, как организовано
управление этой деятельностью, в какой
мере управление соответствует его интересам
и мотивам поведения, по каким целям и
с учетом каких факторов оно осуществляется.
Предметом исследования систем
управления – это наиболее существенный
для исследователя аспект проявления
сущности рассматриваемой системы управления,
некая проблема, т.е. это реальное противоречие,
требующее своего разрешения. Предметом
изучения могут быть проблемы в организации
управления, профессионализме персонала,
механизмах мотивации, использовании
компьютерных технологий и т.д.
Методологический подход к
исследованию систем управления – это
ракурс исследования, это как бы исходная
позиция, отправная точка, которая определяет
его направленность относительно цели.
Подход может быть аспектным, системным
и концептуальным. Аспектный подход представляет
собой выбор одной грани проблемы по принципу
актуальности или по принципу учета ресурсов,
выделенных на исследование. Так, например,
проблема развития персонала может иметь
экономический аспект, социально-психологический,
образовательный и т.п.
Системный подход требует максимально
возможного учета всех аспектов проблемы
в их взаимосвязи и целостности, выделения
главного и существенного, определения
характера связей между аспектами, свойствами
и характеристиками. Системный подход
применяется при решении социально-экономических,
социально-политических, инженерно-технических
и иных задач, предлагающих изучение или
проектирование и создание системных
объектов высокой сложности, а также управления
ими.
Система всегда существует
и функционирует в рамках своего окружения
– среды. Свойства и функции элементов
системы определяются их местом в рамках
целого. При этом не следует забывать об
относительной самостоятельности и специфических
свойствах элементов, которые вступают
в определенные взаимоотношения между
собой. Целостность системы конкретизируется
и осуществляется через связи. К примеру,
хозяйственная организация как открытая
система взаимодействует со средой, обменивается
с ней материалами, энергией, людьми, информацией.
Среда, ее факторы воздействуют на систему
и могут оказывать влияние на внутреннюю
жизнь, элементы и связи в системе организации,
способны приводить к изменению функционирования
элементов, подсистем.
В процессе исследования системы
управления выявляется, из каких составных
частей, элементов состоит система управления,
как они взаимодействуют друг с другом
и с окружением. Для формирования системы
необходима совместимость элементов между
собой, возможность установления между
ними продуктивных связей [12, с. 122–134].
Совокупность связей приводит
к понятию структуры и организации системы
управления. Структура организации материальных
элементов, их связей придают системе
управления устойчивость, стабильность.
Требование эффективности управления
в системе необходимо приводит в процессе
анализа к постановке разработки системы
целей, направленности связей, поведения.
В частности, во многих случаях возникает
проблема соотношения функционирования
и развития, стабильности и инноваций.
В каждой системе управления существует
два вида целей: внутренние (корпоративные)
и внешние – производство товаров, оказание
услуг и т.д. В связи с этим необходимо
осуществить координацию между видами
целей, т.е. установить приоритет и установить
субординацию в каждом виде отдельно.
Управление деятельностью и ее организация
обязательно должны быть «целесообразны».
Целеполагание имеет своим
продолжением постановку задач – формулирование
ранее поставленных целей и подцелей в
конкретных условиях, в которых существует
и предполагает развиваться организация.
Концептуальный подход предполагает
предварительную разработку концепции
исследования, т.е. комплекса ключевых
положений, определяющих общую направленность,
архитектонику и преемственность исследования.
Подход может быть эмпирическим,
прагматическим и научным. Эмпирический
подход в основном опирается на опыт, прагматический
– на задачи получения ближайшего результата.
Наиболее эффективным является, конечно,
научный подход, который характеризуется
научной постановкой целей исследования
и использованием научного аппарата в
его проведении.
Проблема формулируется разными
способами. Это может быть просто констатация
объекта исследований в терминах его названия
или специфики. Например, персонал управления,
мотивация производительной деятельности
и пр. Но такая постановка проблемы не
всегда способствует концентрации внимания
на противоречии, отражающем ее особенность
и суть.
Постановка проблемы посредством
вопроса способствует более точному представлению
о ее содержании, потому что вопрос представляет
собой форму мышления, ориентированную
на получение конкретного ответа в виде
суждений. Суждение, вывод любого исследования
можно рассматривать как полученный ответ
на некоторый вопрос. Примерами исследовательских
вопросов и их конструкций могут быть
следующие:
– Как отражает система управления
потребности и условия развития организации?
– Почему организация теряет
позиции в конкурентной борьбе?
– Где найти дополнительные
ресурсы для завершения проекта?
– Как разработать стратегию?
Практические результаты исследования
систем управления – это, как правило,
рекомендации по изменению тех или иных
сторон ее функционирования, повышению
качества управленческой деятельности
менеджера и всего персонала управления.
Эти рекомендации могут быть социально-психологического,
экономического, организационного содержания,
они могут относиться к области информационного
обеспечения управления, мотивации управления,
изменения условий деятельности, учета
дополнительных факторов развития фирмы,
качества деятельности, оценки тенденций
развития, конкурентоспособности и пр.
Результаты исследования – это возможности,
которые позволяют повысить эффективность
управления и обеспечить устойчивое и
перспективное развитие организации.
Разумеется, исследование имеет
и теоретические результаты – осмысление
проблемы, выявление закономерностей
функционирования и развития, концепции
управления системой в определенных условиях,
заданных уже не с позиции конкретной
ситуации, а категориально. В зависимости
от глубины проникновения в суть проблемы
и уровня обобщения теоретических результатов
возникает возможность существенно расширить
и практические результаты, решить важную
народно-хозяйственную проблему, обеспечить
возможность для тиражирования нового
опыта управления. Всякое исследование
требует определенного ресурсного обеспечения.
Без необходимых ресурсов (человеческих,
информационных, финансово-экономических,
технических) невозможно провести современное
исследование (а тем более невозможно
реализовать его выводы на практике). Поэтому
важной проблемой исследования систем
управления является выделение ресурсов,
необходимых для его проведения и воплощения
в жизнь [12, с. 122–134].