Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:07, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение методов управления организацией в современных условиях. Задачи курсовой работы:
•рассмотреть теоретические аспекты методов управления организацией;
•определить специфику организационно-распорядительных, экономических, социально-психологических методов управления;
•провести анализ методов управления в организации ООО «Экстра Тур Байкал»;
•разработать направления совершенствования системы методов управления в организации.
Введение………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Теоретические аспекты методов управления организацией………………… 5
1.1Сущность методов управления организацией……………………………. 5
1.2Организационно-распорядительные методы управления……………….. 9
1.3Экономические и социально-психологические методы………………... 15
Глава 2 Анализ методов управления ООО «Экстра Тур Байкал»………………… 26
2.1 Характеристика ООО «Экстра Тур Байкал»……………………………….. 26
2.2 Основные показатели деятельности организации…………………………. 29
2.3 Анализ организационной структуры управления………………………… 32
2.4 Специфика методов управления ООО «Экстра Тур Байкал»…………….. 36
Глава 3 Направления совершенствования системы методов управления в ООО «Экстра Тур Байкал»…………………………………………………………….. 39
Заключение……………………………………………………………………………… 45
Список нормативно-правовых актов и литературы………………………………….. 47
Трендовый прогноз дает следующие результаты: в 2012 г. прогнозируется реализовать 1 140 туров (1 140 = 111,4 ´ 6 + 474,4) по средней цене 24,15 тыс. руб. (24,15 = 1,6933 ´ 6 + 13,986). Таким образом, прогнозная величина выручки от реализации туров тура ООО «Экстра Тур Байкал» на 2012 г. составляет 27 521 тыс. руб. (прирост на 18,6% по сравнению с фактическим результатом за 2011 г.).
Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией. Однако коммуникация и информация — различные, хотя и связанные между собой понятия. Коммуникация включает и саму информацию, и способ ее передачи.
Совокупность каналов,
с помощью которых
В коммуникационной структуре компании ООО «Экстра Тур Байкал» выделяются вертикальные и горизонтальные связи, которые связаны с разделением труда. Специализированное разделение труда — это закрепление данной работы за специалистами, то есть теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. Горизонтальное разделение труда — это разделение всей работы на составляющие компоненты, то есть расчленение общего трудового процесса на различные частные, непрерывные, обособленные виды деятельности со специализацией производства и исполнителей. Горизонтальное разделение труда осуществляется по функциональному и квалификационному признакам. Функциональное разделение труда — это специализация работников по видам деятельности. В данном случае обособляются отдельные функции и выделяются соответствующие работники для их выполнения (менеджер по рекламе, менеджер транспортного отдела). Квалификационное разделение труда основывается на том, что при определении видов трудовой деятельности исходят из сложности работ и необходимой для их выполнения квалификации.
Как именно осуществить разделение труда в организации — один из существенных управленческих вопросов. На практике чаще всего распространены две организационные схемы горизонтального разделения труда: по туристскому направлению и по содержанию работы.
В ООО «Экстра Тур Байкал» горизонтальное разделение труда осуществляется на основании содержания работы, выполняемой теми или иными менеджерами (см. рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 — Организационная структура ООО «Экстра Тур Байкал»
В организационной структуре ООО «Экстра Тур Байкал» присутствует туроператорский отдел (который занимается только разработкой туристского продукта, работой с поставщиками туристских услуг и т.д.), турагентский oтдел (занимающийся соответственно работой с туристскими агентствами, реализующий через них путевки, контролирующий отправку туристов и т.д.), финансовый отдел. Положительными чертами данной организационной структуры является, помимо профессионализма работающих на узком направлении деятельности менеджеров, также и более индивидуализированный подход работников туроператора к его партнерам и агентам. И отель, и авиакомпания, и туристское агентство сотрудничают с одним менеджером, который непосредственно отвечает за ту или иную сферу деятельности.
Функции генерального директора. Помимо чисто директорских функций — стратегия и тактика развития фирмы и работа с кадрами, работа в самом тесном контакте с финансовым менеджером, то есть подготовка всех документов для аудиторов, формирование бюджета, контроль за его исполнением, контроль заявок, решение вопросов по претензиям, анализ отдачи рекламы, работа с наиболее важными клиентами. Он также занимается поиском и заключением договоров с корпоративными клиентами, работой по привлечению к совместной деятельности периферийных агентств.
Функции финансового менеджера. Ведет аналитический учет поступления и расхода средств, контролирует работу менеджеров с клиентами, оплатившими тур, следит за правильностью расчетов за туры. Он также выполняет функции кассира, то есть принимает деньги и координирует работу курьера.
Функции менеджеров по туроператорской и турагентской работе. Работа в отделе продаж, информирование клиентов о предоставляемых услугах, прием документов, разрешение всех текущих вопросов, связанных с оплатой туров, получение полного пакета документов на тур, контроль за качеством этих документов, то есть, правильно ли выписаны билеты, ваучеры, страховки. Они работают в тесном контакте с финансовым менеджером, осуществляют необходимую помощь в работе с клиентами, чьи туры находятся в обработке, а также выполняют хозяйственную работу по офису.
Эти сотрудники находятся в штате.
Помимо постоянных работников, есть такие, которые выполняют некоторые временные поручения. К ним относятся:
В ближайшее время, в связи с активным продвижением различных туристических направлений, организационная структура ООО «Экстра Тур Байкал» должна приобрести следующий вид (см. рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 — Планируемая организационная структура ООО «Экстра Тур Байкал»
Данный вид структуры управления предполагает создание отделов, отвечающих как за определенное туристическое направление работы, так и за определенный вид текущей деятельности.
Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда. Вертикальное разделение труда — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления.
Вертикальное разделение труда в ООО «Экстра Тур Байкал» осуществляется по следующим направлениям:
Следует отметить, что руководители на всех уровнях осуществляют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций снижается.
Узкий диапазон контроля в ООО «Экстра Тур Байкал» ведет к тому, что руководитель имеет возможность поддерживать постоянные контакты с подчиненными, обмениваться с ними необходимой информацией, более качественно управлять ими; в то же время здесь есть опасность того, что он будет излишне вмешиваться в их дела и ограничивать свободу поведения.
В организации ООО «Экстра Тур Байкал» выделяют следующие методы управления:
1. В основе административно-
Этот метод используется в работе организации ООО «Экстра Тур Байкал» для выполнения работы, команда поступает от руководства служащим, служащие приступают к делу.
2. С точки зрения
государства и общества
Экономический метод также используется в организации ООО «Экстра Тур Байкал», руководство выделяет денежные премии своим сотрудникам, выдаются кредиты на обучение, на путевки в санаторий.
3. К правовым методам
относят выработку и
На данном предприятии все права работников соблюдаются, работают по трудовому договору, есть социальный пакет.
4. Социально-психологические
методы управления регулируют
характер взаимоотношений
Руководство ООО «Экстра Тур Байкал» заботится о своих работниках, создается благоприятная обстановка для работы, если в коллективе намечается конфликт стараются это дело уладить мирным способом.
Также отметим, что в организации ООО «Экстра Тур Байкал» существуют следующие методы мотивации:
1. поощрение денежной премией;
2. возможность карьерного роста;
3. улучшение условий труда (расширение помещения, установка ионизаторов).
В данной организации преимущественно используется прямой экономический вид стимулирования (заработная плата).
При этом, наряду с денежным,
большую роль в стимулировании работников
ООО «Экстра Тур Байкал»
Прежде всего, к таким способам относится одобрение, которое зачастую более мощный стимул к труду, чем денежное вознаграждение.
Весьма эффективная мотивация, применяемая в ООО «Экстра Тур Байкал», — использование методов группового принятия управленческих решений.
Существенным фактором мотивации персонала является также стимулирование свободным временем, что позволяет сотруднику ООО «Экстра Тур Байкал» больше времени затрачивать на себя и семью, справляться с работой раньше отведенного на нее срока.
Взаимопонимание и проявление интереса к работнику — способ стимулирования, наиболее значимый в отношениях руководителей с высококвалифицированным персоналом. Он требует от менеджеров развития и неформальных контактов с подчиненными, знания того, что составляет круг их интересов.
Продвижение по служебной лестнице и профессиональный рост — одна из самых действенных мотиваций управленческого персонала ООО «Экстра Тур Байкал», хотя и требует серьезных финансовых затрат.
На основании проведенного
анализа можно сделать вывод
о том, что причины, побуждающие
персонал ООО «Экстра Тур Байкал» работа
Для совершенствования системы управления так же можно использовать такие методы управления как: систематизация процесса нахождения идей по развитию системы управления персоналом внедрение гибкого рабочего времени и гибкого рабочего места, разделение должностей, специальные программы стимулирования работников организации.
Использование такого метода, как систематизация процесса нахождения идей по развитию системы управления персоналом, в организации ООО «Экстра Тур Байкал» окажет существенное положительное влияние.
В этом методе каждый из шести членов экспертной группы излагает на бумаге по три идеи и передает их остальным членам группы, те в свою очередь на основе уже предложенных вариантов пишут еще по три и т.д. По окончании этой процедуры на каждом из 6 листов будет записано по 18 вариантов решений, т.е. всего 108. Процедура найма работника в системе управления персоналом должна обеспечивать уменьшение текучести кадров и снижение у работников уровня неудовлетворенности работой и разочарования.
Начало этой процедуры — проведение интервью, где 80% времени следует отводить выяснению профессионального уровня кандидата, при этом требования и суть предстоящей работы должны быть четко сформулированы. Например, должностная инструкция менеджера по продажам туров содержит следующие должностные обязанности:
В турфирме ООО «Экстра Тур Байкал» практикуется принятие решения о приеме на работу на основе личных симпатий или антипатий руководителя, но это далеко не всегда правильно.
В процедуре отбора необходимо принимать объективные решения, используя различные тесты и профдиагностику, например тесты Айзенка, автоматизированную систему «Оценка уровня профессионализма работника» и т.д.
При приеме на работу в организацию, особенно на должности технического персонала, целесообразно требовать рекомендации с прежних мест работы (чтобы исключить прогулы, пьянство и т.п.). Система мотивации персонала является важной частью системы управления персоналом. Руководитель, делая замечание подчиненным, высказываясь одобрительно в их адрес, распределяя премии, должен помнить, что в этот момент он оказывает воздействие на будущий результат.
Метод внедрение гибкого рабочего времени и гибкого рабочего места дает возможность для самореализации работника. Гибкое рабочее место в дополнение к скользящему графику, разделение обязанностей одной штатной единицы между двумя работниками позволит увеличить число рабочих мест, что должно привести к росту занятости населения, а также даст возможность работникам выполнять задания дома (это особенно актуально для руководящих работников и специалистов, которые вынуждены оставаться на рабочем месте допоздна) или на другом рабочем месте, если обязанности работника требуют постоянных разъездов.