Методы управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение методов управления организацией в современных условиях. Задачи курсовой работы:
•рассмотреть теоретические аспекты методов управления организацией;
•определить специфику организационно-распорядительных, экономических, социально-психологических методов управления;
•провести анализ методов управления в организации ООО «Экстра Тур Байкал»;
•разработать направления совершенствования системы методов управления в организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Теоретические аспекты методов управления организацией………………… 5
1.1Сущность методов управления организацией……………………………. 5
1.2Организационно-распорядительные методы управления……………….. 9
1.3Экономические и социально-психологические методы………………... 15
Глава 2 Анализ методов управления ООО «Экстра Тур Байкал»………………… 26
2.1 Характеристика ООО «Экстра Тур Байкал»……………………………….. 26
2.2 Основные показатели деятельности организации…………………………. 29
2.3 Анализ организационной структуры управления………………………… 32
2.4 Специфика методов управления ООО «Экстра Тур Байкал»…………….. 36
Глава 3 Направления совершенствования системы методов управления в ООО «Экстра Тур Байкал»…………………………………………………………….. 39
Заключение……………………………………………………………………………… 45
Список нормативно-правовых актов и литературы………………………………….. 47

Файлы: 1 файл

курсовая методы управления организацией.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

Разделение должностей — это предоставление одной должности  при полном рабочем дне двум работникам, каждый из которых занят, например, еженедельно по два с половиной  рабочих дня. Они делят заработную плату и другие материальные ценности, которые положены работникам, занятым полный рабочий день. Этот метод позволяет удержать ценных работников в штате организации, а также создать дополнительные рабочие места.

Специальные программы  стимулирования работников организации строятся на основе общих и специальных принципов. К общим относятся: политика полной занятости, косвенный контроль, личные стимулы, развитие неспециализированной карьеры, повышение степени разнообразия работы, личное участие работника в принятии решений, дополнительные льготы и т.п.; к специальным —- специфичность кадровых процедур, единый статус работников, продолжительная профессиональная подготовка, максимальная ответственность, горизонтальные связи, институционализация перемен.

Изменение организации  труда таким образом, чтобы труд приносил работнику возможность  удовлетворения высших потребностей человека, таких, как самоутверждение, заинтересованность и развитие личности, — одно из направлений совершенствования системы мотивации персонала. Это достигается путем:

  • увеличения объема работы (увеличение ответственности, расширение круга общения);
  • обогащения содержания труда, т.е. развития таких характеристик трудового процесса, которые позволяют более полно использовать творческие, новаторские и организационные способности человека, благодаря чему труд перестает быть монотонным и бессодержательным;
  • повышения реальной отдачи от работы, т.е. работник и его руководитель должны видеть, что результат труда применяется на практике. Это особенно важно для кадровых служб, так как на практике их рекомендации и разработки зачастую остаются без должного внимания.

ООО «Экстра Тур Байкал»  в современных условиях должно само разрабатывать гибкие прогрессивные системы управления, активизирующие деятельность работника, например:

  • создание небольших творческих групп для решения возникающих проблем, задач;
  • применение эффективных средств контроля за деятельностью персонала;
  • периодическое изменение характера работы;
  • расширение сферы деятельности с целью исключения монотонности труда.

Следовательно, эти подходы  определяют новые требования к подготовке управленческих кадров, систем методов  управления кадрами, над чьей разработкой  и внедрением сейчас активно работает турфирма.

Управленческая деятельность следует только новым тенденциям, ведь в сфере ноу-хау предстоит сдвиг от общих принципов классического «научного» управления в сторону ситуационного подхода, связанного с глубоким пониманием специфики предприятия ООО «Экстра Тур Байкал»: профиль руководителя высшего уровня должен в полной мере отражать особенности туристского бизнеса.

Управленческое решение  представляет собой закономерный результат  деятельности руководителя и реализуется в форме директивного целенаправленного воздействия на объект управления.

Управленческое решение — акт целенаправленного изменения ситуации, разрешения проблемы, вариант воздействия на систему и процессы, происходящие в ней. Управленческие решения предполагают действия руководства, ведущие к разрешению противоречия и изменению ситуации. Любое решение основывается на анализе данных, характеризующих ситуацию, определении целей и задач, и содержит программу, алгоритм действий по реализации мероприятий.

Управленческие решения  — это собственно основной результат  деятельности руководителей на любом уровне иерархической лестницы. Так, к примеру, руководители организаций и ведущие менеджеры могут принять решение о расширении организации, выходе на новые рынки, изменении направлений финансовых потоков организации. Это наиболее сложные стратегические решения, которые принимаются с большой долей осторожности и предусматривают анализ целого ряда факторов, моделирование различных вариантов развития ситуации, прогнозирование точных количественных результатов: прибыли, валовой выручки от реализации, доли рынка, темпов развития рынка и т.д. В процессе принятия решений такого уровня требуется планировать мероприятия, которые могут включать изменение структуры, ассортиментной политики, вида деятельности организации.

По уровням планирования и времени реализации мероприятий в ООО «Экстра Тур Байкал» выделяются следующие типы управленческих решений:

  • стратегические;
  • тактические;
  • оперативные.

Стратегические управленческие решения — это решения, которые принимаются на высшем уровне управления на долгосрочную перспективу развития организации. За такими решениями следует разработка: стратегического плана, производственной программы организации. Стратегические решения предполагают проведение кардинальных перестроек в организации: изменение направлений финансовых потоков в продуктовые группы или целевые сегменты, трансформацию структуры, выход на новые региональные рынки, расширение или сокращение деятельности, изменение ассортиментной политики. Стратегические управленческие решения принимаются на уровне директоров, вице-президентов компании, зам. директоров, руководителей производственных подразделений и цехов. В ООО «Экстра Тур Байкал» вся ответственность за принятие стратегических решений сосредотачивается в руках руководителя.

Тактические управленческие решения — это решения, которые принимаются на высшем и среднем уровнях управления на год или на квартал и включают мероприятия, необходимые для реализации годового или квартального планов: продаж, производства или предоставления услуг. Тактические цели конкретизируют стратегическую цель и соответственно, тактические решения необходимы для достижения этой цели. Тактические решения могут быть связаны с продумыванием новых моделей поведения на рынке, изменением ценовой политики, организацией рекламных акций, оптимизацией работы профессиональных коллективов и т.д. Закупить новое оборудование, внедрить систему скидок и льгот для выгодных заказчиков, внедрить систему бонусов и премиальных вознаграждений за достигнутый персоналом результат, изменить принцип ценообразования — это примеры тактических решений.

Оперативные управленческие решения — решения, принимаемые в средних и низших эшелонах управления, связанные с организацией работы непосредственных исполнителей, обеспечением их ресурсами, материалами, информацией. Закупка материалов, ремонт офисного оборудования, направление работников на определенные участки для выполнения технических заданий, заключение договоров с потребителями, — это примеры оперативных управленческих решений. Такие решения принимаются в процессе ежедневной, напряженной работы трудового коллектива и требуют регулярного контроля со стороны руководителя.

Разработка управленческих решений в ООО «Экстра Тур Байкал» имеет определенную специфику. Искусство общения и действие по ситуации здесь оказываются особенно востребованными. Заключение договора с известным туроператором, оформление пакета документов для туриста, покупка мебели и техники, направление сотрудников в ознакомительный тур, увеличение расходов на рекламу, создание своего сайта, — все это примеры принятия управленческих решений в ООО «Экстра Тур Байкал». Данная сфера деятельности требует от менеджеров особых знаний и навыков.

В качестве ключевых можно  выделить следующие управленческие решения, принимаемые в ООО «Экстра Тур Байкал»:

  • заключение договоров с туроператорами, обладателями известных брендов,
  • оформление пакета документов для туриста;
  • материальное обеспечение фирмы, оформление помещений и снабжение оргтехникой;
  • направление сотрудников на обучение;
  • создание сайта организации и продвижение на рынок;
  • использование системы электронного бронирования;
  • организация эффективной системы работы с клиентами (по телефону и при встрече);
  • решение непредвиденных ситуаций и проблем.

Управленческие решения, принимаемые в ООО «Экстра Тур Байкал», могут изменить качество услуг и сервиса, улучшить, или напротив, ухудшить его. Организация может стать конкурентоспособной, а может, наоборот, потерять свои преимущества на рынке. Все это зависит от навыков и умения менеджера принимать своевременные, оптимальные решения, а также избирать наилучший стиль руководства трудовым коллективом.

Заключение

Принципы менеджмента  и особенности организации учитываются  при выборе методов управления ею. Они могут разрабатываться научным  путем или отражать опыт и сложившуюся  практику.

По содержанию методы бывают организационными, административными, правовыми, экономическими и социально-психологическими.

Экономические методы управления базируются на действии экономических  механизмов мотивации и стимулирования активной производственной (реже — непроизводственной) деятельности. В отличие от организационно-административных эти методы управления ориентированы не столько на административное влияние (указы, распоряжения, указания и т.п.), сколько на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность. Значимость экономических методов управления резко возрастает в условиях развития рыночных отношений, ориентированных на получение прибыли и возможно более высокого дохода.

С помощью организационных  методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они являются первичными по отношению к остальным.

С помощью административных методов происходит активное вмешательство  в деятельность людей либо путем  их прямого принуждения к определенному поведению, либо путем создания возможности такого принуждения.

Успешному решению производственных задач в большей мере способствуют экономические методы управления. Они  основаны на материальной заинтересованности работников в деле самостоятельного поиска оптимальных способов деятельности и принятии на себя ответственности за их результаты.

Однако, экономические методы управления также ограничены, особенно применительно к работникам интеллектуальных профессий, ибо для нихденьги — важный, но чаще всего не самый главный стимул работы. Здесь на помощь приходят социально-психологические методы управления, сформировавшиеся в 20-х гг. XX столетия. Они предполагают формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе и повышение трудовой активности работников.

В данной курсовой работе рассмотрены теоретические основы методов управления фирмой, на примере фирмы ООО «Экстра Тур Байкал» раскрыта специфика управления в сфере туризма. Особое внимание уделено структуре управления в компании ООО «Экстра Тур Байкал» и коммуникациям в процессе управления.

ООО «Экстра Тур Байкал»  выступает в качестве посредника между клиентами (туристами), с одной  стороны, и транспортными компаниями, гостиницами, туристическими базами и другими предприятиями, оказывающими клиентам услуги в рамках тура, с другой стороны.

В структуре ООО «Экстра  Тур Байкал» присутствует туроператорский  отдел (который занимается только разработкой  туристского продукта, работой с  поставщиками туристских услуг и т.д.), турагентский oтдел (занимающийся соответственно работой с туристскими агентствами, реализующий через них путевки, контролирующий отправку туристов и т.д.), финансовый отдел.

В России туристская индустрия  пока еще не достигла высокого уровня развития, нет необходимой информационной среды, демографических, экономических, социальных и других сведений, необходимых для выработки стратегических подходов к туристской деятельности. Но, тем не менее, российский рынок туризма является весьма динамичным, и компании нуждаются в богатом зарубежном опыте методов управления фирмой. Поэтому можно говорить об актуальности данной темы с точки зрения возможностей применения опыта туристских фирм и рекомендаций зарубежных специалистов в российской практике, что может способствовать интеграции российской туристской отрасли в мировую туристскую сферу.

 

Список нормативно-правовых актов  и литературы

  1. Англичанинов В.В. Основные подходы к развитию управления предприятиями // Экономический анализ: теория и практика. — 2009. — № 12. — С. 34-41.
  2. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие для вузов. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 215 с.
  3. Беляева И. Повышение эффективности управления // Управление качеством. — 2010. — № 9. — С. 22-24.
  4. Васильев Ю.В. Теория управления: Учебник для вузов / Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвинского. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 607 с.
  5. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. — М.: Проспект, 2010. — 613 с.
  6. Дрогобыцкий И. Организационное управление: от решения до реализации // Проблемы теории и практики управления. — 2010. — № 2. — С. 16-25.
  7. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов. — М.: Центр, 2010. — 430 с.
  8. Ильченко А.Н., Крюкова О.А. Адаптивные методы управления многопрофильными предприятиями // Региональная экономика: теория и практика. — 2007. — № 7. — С. 71-74.
  9. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2009. — 527 с.
  10. Комаров Е.И. Общий менеджмент. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 268 с.
  11. Крылатков П.П. Модель управления целостностью в процессе развития предприятия // Организатор производства. — 2010. — № 3. — С. 17-23.
  12. Логинов А.А., Шухман П.Б. Современные методы управления компанией: организационное развитие и управление персоналом // Управление развитием персонала. — 2008. — № 2. — С. 112-121.
  13. Лукичева Л.И. Управленческие решения / Л.И. Лукичева, Д.Н. Егорычев. — М.: ОМЕГА-Л, 2007. — 383 с.
  14. Менеджмент / Е.В. Песоцкая, О.В. Русецкая, Л.А. Трофимова. — М.: Юрайт, 2011. — 641 с.
  15. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник для вузов. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 863 с.
  16. Мных Е.В., Брадул А.М. Аналитическое обеспечение менеджмента корпораций // Международный бухгалтерский учет. — 2009. — № 3. — С. 42-47.
  17. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 523 с.
  18. Одегов Ю., Малинин С. О взаимосвязи методов управления организацией и нормированием труда // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2009. — № 8. — С. 42-49.
  19. Орлов А.В. О глобальном управлении // Вестник Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова. — 2009. — № 2. — С. 21-27.
  20. Переверзев М.П. Менеджмент: Учебник для вузов / Л.Е. Басовский, Н.А. Шайденко. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 287 с.
  21. Рассадин В.В. Методы управления. — М.: ВНИИЭСХ, 2008. — 657 с.
  22. Саркисян В.Г., Карибов А.П. Классификация организаций по масштабу в менеджменте // Региональная экономика: теория и практика. — 2011. — № 35 (218). — С. 47-50.
  23. Семеновский А. Методы эффективного управления // Гостиничное дело. — 2010. — № 9. — С. 18-23.
  24. Семина Т. Инновационные методы управления // Служба кадров и персонал. — 2010. — № 8. — С. 31-33.
  25. Теория управления: Учебник для вузов / Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 607 с.

Информация о работе Методы управления организацией