Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:45, курсовая работа
Целью данной работы является изучение международного менеджмента. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
Во-первых, изучить особенности развития международного менеджмента, структуру международного менеджмента,
Во-вторых, Проблемы и задачи международного менеджмента, принципы и сущность.
Содержание.
Введение.
Глава1
1.1 Особенности развития международного менеджмента
1.2 Структура международного менеджмента.
1.3 Международный менеджмент многонациональных компаний
Глава2
2.1 Задачи и проблемы международного менеджмента
2.2Принцип и сущность международного менеджмента
Заключение
Список литературы.
Таким образом, основные особенности
международного менеджмента заключаются
в необходимости учета и
Для современного уровня развития всемирного хозяйства характерна интернационализация экономики, причем в значительной мере на микроуровне, то есть на уровне предприятий. Расширяются объемы зарубежных операций фирм, и прежде всего их прямые зарубежные инвестиции. В конце 90-х годов в мире действовало более 42 тыс. многонациональных предприятий, имеющих около 300 тыс. подразделений в большинстве стран мира.
Давид Е. Лилиенталь определяет многонациональные корпорации (МНК) как «корпорации, являющиеся национальными по капиталу, но интернациональными по сфере своей деятельности, осуществляемой за рубежом в соответствии с местными законами и особенностями». [2.с23]:
Несколько другое определение, основывающееся на характеристике общих результатов деятельности компании, дает Яир Ахарони: «Компания называется многонациональной, если она осуществляет свою деятельность в более чем одной стране и во все более расширяющихся объемах».
Наконец, согласно Питеру Друкеру,
исповедующему
Справедливым будет следующее
обобщающее определение: многонациональные
компании – это компании, которые
осуществляют международный бизнес,
размещая свои подразделения в различных
странах мира с целью наилучшего
обслуживания рынков, повышения эффективности
и конкурентоспособности и
Снижение затрат достигается по мере расширения производства («эффект масштаба»), накопления опыта и выгодного размещения. Снижению затрат способствуют также уход от дублирования инвестиций и затрат на НИОКР, распространение и обмен технологиями и ноу-хау, открытие благоприятных сырьевых рынков, международное разделение труда, возможности финансового и налогового планирования с учетом особенностей функционирования финансовых рынков и государственной экономической политики в различных странах.
МНК через свои зарубежные предприятия получает возможность доступа к дополнительным (возможно, более дешевым) сырьевым, трудовым, финансовым и информационным ресурсам зарубежных стран.
Снижение рисков достигается
путем страновой (региональной) диверсификации
операций, выхода на новые перспективные
рынки, использования более
Наряду с термином «многонациональный»
в научной, специальной и деловой
литературе используется и целый
ряд сходных понятий, например, «транснациональные»,
«глобальные», «международные». Термин
«транснациональная корпорация" (ТНК)
в течение десятилетий
Итак, термин “МНК” можно считать общеприменимым к компаниям, ведущим международный бизнес, независимо от их конкретных стратегий и национальной принадлежности капитала.
Основные принципы организации МНК следующие:
Во всемирном хозяйстве МНК оказывают влияние на экономический рост национальных хозяйств и в целом мирового хозяйства, на размещение производительных сил, на интенсификацию научно-технического прогресса, на рост эффективности производства.
Велика также роль
МНК с точки зрения
Многонациональная природа
современного бизнеса – свершившийся
и, по-видимому, необратимый процесс.
Корпоративная
Другим примером корпоративной интернационализации является приобретение контрольного пакета акций или полное поглощение некоторых фирм другой зарубежной компанией. Ярким примером корпоративной интернационализации является продажа акций и других ценных бумаг на зарубежных рынках капиталов.
Целевая ориентация фирмы, решившей выходить в международный бизнес, сосредоточивается в трех основных направлениях:
1) поиск и освоение новых рынков;
2) поиск и использование эффективных ресурсов;
3) использование возможностей, открывающихся для бизнеса в рамках данной страновой и/или межстрановой правовой среды.
С другой стороны, есть своего рода переменные, которые рассматриваются МНК при выборе рынков, ресурсов, форм вхождения в международный бизнес:
уровень экономического развития отдельных стран;
природные особенности стран (включая минеральные ресурсы, водные, климатические и т. д.);
характеристики страновой демографии и культурных особенностей (население, его размещение по территории, уровень урбанизации и т. д.).
Глава 2
2.1 Проблемы и задачи международного менеджмента.
Международный менеджмент является
особым видом менеджмента, главными
целями которого выступают формирование,
развитие и использование конкурентных
преимуществ фирмы за счет возможностей
ведения бизнеса в различных
странах и соответствующего использования
экономических, социальных, демографических,
культурных и иных особенностей этих
стран и межстранового
Принципиально структура международного менеджмента схожа со структурой национального (или странового менеджмента), то есть включает в себя проблемы, охватывающие пять основных сфер управления фирменным бизнесом:
исследование, анализ и оценку
внешней среды бизнеса и
процессы коммуникации и принятия решений (включая модели и методы);
базовые функции управления (стратегическое планирование и реализацию стратегий; построение организации; мотивацию, контроль и координацию);
вопросы групповой динамики и руководства;
вопросы эффективности деятельности фирмы (управление персоналом, производством, маркетингом, управление производительностью в целом).
Различия проистекают
из оперирования фирмы не в странах
ее базирования, что заставляет с
особым вниманием относиться к анализу
внешней среды и, в первую очередь,
всего того, что потенциально несет
в себе те или иные конкурентные
преимущества: экономики, политики, права,
культуры, социальных процессов и
иных аспектов жизнедеятельности того
или иного национального
К тому же серьезное управление международным бизнесом значительных масштабов требует качественно иной информационной базы, безусловного преодоления языковых барьеров и профессионального обеспечения управленческих решений.
Что касается внутренней среды фирмы, то здесь и сложности, и отличия определяются все той же многонациональной средой.
Хотя внешне такие определяющие
категории, как цели, структура, разделение
труда внутри фирмы, координация
и уж тем более технологические
параметры не несут в себе значительных
отличий от национальной модели, но
все, что касается главного, – людей,
их потребностей, восприятия, ожиданий,
особенно ценностей и целей поведения,
то возникает необходимость учета
национально-культурных факторов. Различия
здесь могут быть очень большими.
Например, почти половина японцев
рассматривает работу, прежде всего
как добывание средств к
С еще более серьезными проблемами сталкивается международный менеджмент в сфере коммуникаций, где все: от особенностей языковых барьеров до ритуалов и невербального общения – несет жесткий отпечаток специфики той или иной культуры. Но именно особенности коммуникаций во многом предопределяют и национально-культурную специфику принятия решений: то, что в одной культуре принято моделью рационального принятия решений, в другой будет считаться просто неразумным поведением руководителя.
Сложной проблемой для
международного менеджмента является
соотношение глобального и
Кроме того, руководство международной фирмы вынуждено принимать комплексные решения, связанные с учетом политических, социально-экономических, валютных, криминальных рисков в различных странах.
Выделим в рамках главной целевой ориентации международного менеджмента те его задачи, которые в наибольшей мере несут в себе специфику данной экономической категории:
1. Комплексное изучение,
анализ и оценка внешней среды
международного бизнеса в
2. Углубленный анализ
и оценка культурного фона
в каждой стране пребывания
и использование его
3. Оценка, выбор и практическое
использование организационных
форм, в рамках которых
4. Формирование и развитие
многонационального коллектива
фирмы и ее подразделений в
стране базирования и в
5. Поиск, развитие и
эффективное использование