Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 17:01, курсовая работа
Предметом выступает специфика молодежной безработицы и ее социально-экономические последствия.
Цель работы - изучить проблемы молодежной безработицы в России и других зарубежных странах, выявить причины и социально-экономические последствия, а также, разработать рекомендации по их устранению.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный областной университет
(МГОУ)
Институт экономики, управления и права
Экономический факультет
кафедра «Управление персоналом»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление трудовыми ресурсами»
НА ТЕМУ № 15
«Молодёжная безработица – специфика причин и социально-экономические последствия»
Работу выполнил:
Студентка 4 курса, 49 группы
экономического факультета
очной формы обучения
специальность/направление
«Управление персоналом»
срок обучения 5 лет
П.С.Шурлова
Работу проверил:
К.э.н., доц.
А.Ю.Истратий
Москва 2014
Введение
Безработица является одной из главных социальных проблем рыночного общества, которая обусловлена экономическими причинами. В условиях безработицы, во-первых, общественные ресурсы недоиспользуются и, во-вторых, часть населения имеет очень низкие доходы. Экономически безработицу можно считать закономерным явлением, так как она связана с нормальным действием механизма рынка: избыток (как и недостаток) рабочей силы ведет к развитию прогрессивных и эффективных видов деятельности и к исчезновению предприятий-банкротов. Но с социальной точки зрения безработица, несомненно, является злом: она ведет к обострению социальных проблем и общественной напряженности, в том числе вызывает рост преступности. Потеря работы воспринимается человеком как психическая травма, которая сопровождается сильным стрессом. Человек без работы, не принося пользы обществу, живет на средства вспоможения от государства, которые позволяют поддерживать его существование на минимальном уровне. Поэтому безработица - сложная и серьезная проблема даже для экономически развитых стран.
Безработица характеризует такое состояние общества, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти себе работу по специальности или вообще трудоустроиться.
Выбранная тема курсовой работы, безусловно, актуальна, так как во многих странах мира проблема молодежной безработицы существует уже очень давно и набирает обороты. Безработица среди молодёжи – важный показатель, который говорит о том, какое социальное положение занимает молодёжь.
Вместе с тем, как на рынке труда растут требования к квалификации кадров, растёт и актуальность всех вопросов, связанных с трудоустройством и занятостью молодёжи. Опытные востребованы больше, чем молодые специалисты.
Рассматриваемая проблема в данной курсовой работе заключается в том, что безработица растёт как в количественных, так и во временных параметрах. То есть, безработных молодых становится больше и это приобретает затяжной характер. У молодых специалистов меньше возможностей и шансов трудоустроиться, чем у тех, у кого уже есть опыт.
Часто молодых специалистов используют в качестве простой рабочей силы и это, как правило, означает что они занимают низкие должности с низкой оплатой труда. Зачастую, с этим приходится мириться, потому что отсутствие опыта не даёт возможности найти работу, которая удовлетворяла бы потребности, так как работодатели, в основном, отдают предпочтение специалистам, у которых уже есть опыт работы 1 год.
Объект исследования данной курсовой работы - безработица.
Предметом выступает
специфика молодежной
Цель работы - изучить проблемы молодежной безработицы в России и других зарубежных странах, выявить причины и социально-экономические последствия, а также, разработать рекомендации по их устранению.
Далее можно выделить основные цели написания курсовой работы: систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания по специальным дисциплинам;
Цели, выделяемые данной темой:
Молодежь на сегодняшний день является одной из определяющих групп в сфере политических, социальных и экономических отношений. Вместе с этим, так же, является достаточно уязвимой группой, поэтому нужно проанализировать, к каким последствиям может привести молодёжная безработица и какие причины влияют на то, что она имеет место быть
Глава 1. Анализ молодежной безработицы
1.1. Анализ безработицы среди молодежи в РФ и других странах
Проблема молодежной безработицы очень актуальна, так как она затрагивает не только наше государство, но и ряд других стран Европы, где в общей сложности более пяти миллионов безработной молодёжи до 25 лет.
В январе 2014 года в
докладе Международной
В Испании, Португалии, Греции, Италии и Франции показатели отмечаются как стабильно высокие. В Испании и Греции к началу 2013 года цифра приблизилась к 60%. Молодые представители расовых, сексуальных и языковых меньшинств считаются менее защищёнными на рынке труда в силу риска дискриминации. В разных странах показатель безработицы по-разному варьирует, так как в каждой стране выделяются разные группы лиц, которые относятся к молодёжи. В России, кроме 15-24 лет, часто рассматривают группу в возрасте 20-34 лет. В других странах это группы 18-24, 16-24 и/или 15-24.
Рассмотрим диаграмму, в которой видно, какие страны являются лидерами по уровню безработицы среди молодёжи.
Рис.1.1. Страны, с высоким уровнем безработицы среди молодежи на 2013г., в %.
Во всём мире, по данным МОТ в 2013 году около 75 млн людей от 15 до 24 лет, которые являются безработными. А в Европе 5,5 млн. Сейчас молодёжная безработица составляет 22% и это в 2 раза выше доли безработицы среди взрослого населения. По сравнению с Испанией и Грецией, уровень безработицы в РФ терпим, хоть и высок.
Напряжённость в этом вопросе (по статистике МОТ) появилась в 2008 году. Вот уже 5 лет страны ЕС каждый год теряют 1,2% ВВП, потому что много молодых людей, которые нигде не работают и не учатся. Еженедельно на эту категорию людей Евросоюзом тратится 3млрд евро (Это государственные пособия и потери от снижения уровня производства). По оценкам в 2013 году, без работы оставалось около 73 млн. молодых людей.
Российская молодёжь в социально-экономические отношения вступает значительно раньше, чем западная молодёжь. При этом трудовые ресурсы распределены крайне неравномерно из-за того, что различные отрасли экономики по-разному их принимают.
Особую обеспокоенность
Молодежь в России
до 25 лет среди безработных
В среднем, среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в феврале 2014г. составил 13,4%, в том числе среди городского населения - 11,7%, среди сельского населения - 18,1%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,2 раза, сельского населения - 2,3 раза.1
Рис.1.2. Уровень безработицы по возрастным группам и виду поселения, февраль 2014г., в %.
Из рисунка 1.2. видно, что в возрастной группе от 15 до 19 лет уровень безработицы городской молодежи составляет 33,1 %, в то время как в сельской местности- 23,7%. В возрасте от 20 до 24 лет безработной молодежи больше в сельских поселениях- 17,2%, в то время как в городе данный показатель составляет 10,4%. В возрасте от 25 до 29 лет прослеживается аналогичная тенденция: число безработной молодежи в городе составляет 3,8%, в сельской местности уровень безработицы составляет 8,9%. Тот факт, что уровень безработицы в сельской местности выше, чем в городской связан с тем, что молодежь старается найти более высокооплачиваемую работу в городе и в связи с этим трудится там, либо переезжает из села в город на постоянное место жительства.
Каждый год на рынок труда приходят молодые специалисты, закончившие учреждения среднего и высшего профессионального образования. Выпускники дневной формы обучения оказывают наибольшее влияние на число занятых людей в экономике. Ежегодно численность этой категории составляет порядком 1,5 млн.чел. В это число не включаются выпускники, которые призваны в ряды Вооружённых сил, а также продолжившие обучение на других уровнях профессионального образования.
В численности безработных 26,0% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2014г. их численность по сравнению с февралем 2013г. уменьшилась на 82 тыс.человек, или на 6,9% и составила 1,1 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 12,4% составляет молодежь до 20 лет, 43,4% - от 20 до 24 лет, 17,7% - от 25 до 29 лет2.
о Рис.1.3. Категории молодежи по возрасту без опыта работы, 2014г., в %.
Страна |
Общая б/р, % 2013 |
Общая б/р, тыс. 2013 |
Общая б/р, % 2008 |
Общая б/р, тыс. 2008 |
Молод. б/р,% 2013 |
Молодя б/р,тыс. 2013 |
Молод б/р, 2008 |
Молод б/р,тыс. 2008 | |||
Британия |
7,7 |
2474 |
6,2 |
1753 |
21,1 |
967 |
13,8 |
665 | |||
Франция |
10,6 |
3209 |
8,1 |
2066 |
26,2 |
764 |
17,6 |
533 | |||
Германия |
5,3 |
2302 |
7,1 |
3141 |
7,7 |
349 |
10,2 |
538 | |||
Испания |
26,2 |
5994 |
13,2 |
2591 |
55,7 |
932 |
20,7 |
501 | |||
Италия |
11,7 |
2971 |
7,0 |
1692 |
37,8 |
631 |
20,4 |
390 | |||
Португалия |
17,6 |
939 |
7,8 |
427 |
38,2 |
153 |
15,9 |
82 | |||
Греция |
27 |
1321 |
7,9 |
378 |
58,4 |
181 |
22,2 |
77 | |||
Ирландия |
14,7 |
305 |
7,2 |
134 |
30,8 |
67 |
10,2 |
35 |
Рис.1.4. Общая и молодежная безработица, сравнение 2008 и 2013 гг
Из данных таблицы видно, что во всех странах, представленных в таблице, кроме Германии, уровень безработицы в 2013 году вырос по сравнению с 2008 годом.
Молодежная безработица с 2008 года по 2013 год повысилась:
Британия |
7,3% |
21,1%-13,8% |
Франция |
8,6% |
26,2%-17,6% |
Германия |
-2,5% |
7,7%-10,2% |
Испания |
30% |
55,7%-20,7% |
Италия |
17,4% |
37%-20,4% |
Португалия |
17,8% |
38,2%-20,4% |
Греция |
36,2% |
58,4%-22,2% |
Ирландия |
20,6% |
30,8%-10,2% |
Рис.1.5. Повышение уровня молодежной безработицы с 2008 года по 2013 год, в %.
Между тем, говоря о
молодежной безработице, эксперты
отмечают, что нынешнее поколение
ищет легкие пути обогащения,
предпочитая хорошо
Например, в Португалии
граждане предпочитают
Примером для подражания может служить Германия, имеющая самый низкий уровень безработицы среди юношей и девушек —7,7%. ФРГ испытала на себе систему двойного образования, когда студенты одновременно учатся и работают. По мнению канцлера Ангелы Меркель, безработная молодёжь еврозоны должна быть мобильной и готовой к переезду ради трудоустройства.
1.2. Анализ причин молодежной безработицы
Проведём анализ основных причин молодёжной безработицы в России.
Информация о работе Молодёжная безработица – специфика причин и социально-экономические последствия