Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 23:45, реферат
Правовой аспект государственной кадровой политики означает учет в ней прав человека и гражданина, строгое правовое регулирование всех основополагающих кадровых процессов и отношений. Регулирование кадров процессов и отношений происходит при помощи двух регуляторов: беспрекословное исполнение закона и мораль, нравственные ценности общества обязательные в силу обычаев и традиций. Целью данной работы является рассмотрение нормативно-правовой базы государственной кадровой политики. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: 1) определить понятие государственной кадровой политики, ее структуру и функции; 2) обозначить ее цели и приоритеты; 3) рассмотреть механизмы ее реализации.
Государственная кадровая политика РФ распространяется на всю совокупность социально-экономических и политических задач, воплощение которых происходит на правовой основе. Вопросы государственной кадровой политики РФ отражаются в законодательных и иных правовых актах, содержащих нормы и положения, которые следят за регуляцией тех или иных кадровых аспектов.
Государственная кадровая политика РФ неразрывно связана с государственным управлением, кадровая работа которого является составной и решающей частью. Она ведется по следующим направлениям:
Координирующие функции по реализации государственной кадровой политики Российской Федерации возлагаются:
Концепции государственной кадровой политики Российской Федерации и действующего законодательства берутся за основу при разработке субъектами РФ, органами местного самоуправления и государственными организациями собственной кадровой политики.
2.2Субъекты и объекты ГКП
Субъект ГКП - активный участник кадровых процессов, имеющий компетенцию вырабатывать и осуществлять государственную кадровую политику. По Конституции РФ, первосубъектом ГКП является многонациональный народ России, т. к. он является первоисточником государственной власти. Выполнение своей роли он осуществляет как непосредственно, так и опосредованно.
Непосредственное участие выражается через:
Опосредованное участие реализуется через:
Важно отметить, что опосредованное
участие народа предполагает делегирование
полномочий субъекта кадровой политики
своим представителям – депутатам и делегатам.
Главным субъектом кадровой политики
является государство. Оно формирует ее
стратегию, обозначает основные принципы
и цели. Стратегическая цель государственной кадровой политики -
формирование и востребование кадрового
потенциала России как самого важного
интеллектуального и профессионального
ресурса российского общества, обеспечивающего
сохранение его целостности и высоких
темпов социально-экономического развития,
конкурентоспособность в международном
разделении труда. является Определение роли государства
в создании условий для свободного использования
гражданами своих способностей, их развития
и востребованности в обществе является
стратегическое направление государственной кадровой политики Российской
Федерации. Проводимая в госорганах кадровая
политика должна исходить из демократических
приоритетов: создавать условия для нормальных
человеческих взаимоотношений в коллективе;
создавать условия, в которых сотрудники
готовы отождествлять свои интересы с
интересами службы (общества, государства)
и выполнять служебные задачи с оптимальной
отдачей; содействовать разрешению конфликтов
и ослаблению эмоционально-психологической
напряженности. Основным источником экономического
роста региона и страны является кадровый
потенциал, развитие и укрепление которого
– общая задача государства и бизнеса.
В основу кадровой политики могут быть
положены и содержательные требования:
подбор кадров не только по деловым, профессионально-
Многосубъектность государственной кадровой политики:
Функции Президента РФ и ветвей государственной власти в процессе разработки и реализации государственной кадровой политики: определение стратегических проблем, ресурсов, целей, механизмов и средств контроля государственной кадровой политики.
Объектами ГКП являются: трудовые ресурсы государства, отдельные сегменты жителей страны, кадровые отношения, кадровые процессы. Полиморфия объектов ГКП является причиной разделения компетенций среди субъектов. Только само государство может воздействовать на весь кадровый потенциал страны, все трудовые ресурсы, кадровые процессы, так как оно является главным субъектом ГКП.
Сегодня у правительства нет чётко выработанной политики в отношении ликвидации дефицита кадров. Разрозненные решения принимаются спонтанно и ситуативно, зачастую просто «для галочки», оправдывая расходование бюджетных средств. Предпринимаемые меры нередко противоречат друг другу, внося ещё больше хаоса в ситуацию, и без того близкую к критической. Иными словами, вопрос обеспечения российской экономики квалифицированными кадрами давно уже требует полноценного государственного регулирования. Представители предприятий готовы делиться собственными наработками, хотят участвовать в подготовке документов, определяющих кадровую политику страны на ближайшую перспективу. Проблема в одном: российским предприятиям невероятно сложно достучаться и донести своё видение до органов власти, до министерств и ведомств, формирующих кадровую политику в России. Президент страны же, напротив, многократно и настойчиво призывает бизнес быть активнее и принимать более ощутимое участие в обсуждении кадровых вопросов. Хочется верить, что в ближайшем будущем заинтересованные стороны, наконец, встретятся и вступят в конструктивный диалог, результатом которого станет решение таких важных, серьёзных, наболевших российских проблем, как экономическое отставание и кадровый голод. При разработке ГКП субъектами, важно ориентироваться на запросы и потребности предприятий и стремление скоординировать и синхронизировать государственные программы, затрагивающие те или иные аспекты многогранной кадровой проблемы.
3.1 Механизм реализации ГКП как система
Механизм реализации ГКП - это система кадровой деятельности, которая опирается на концепцию ГКП, которая включает законодательные нормы, методические средства, организационные и информационные ресурсы, необходимые для осуществления кадровой политики.
В данном механизме выделяется несколько блоков обеспечения кадровой работы:
Проработка механизма осуществления ГКП в современной
теории и практике государственного управления
- одна из самых значимых проблем в силу
ее актуальности и новизны. К проблемам
сегодняшней отечественной системы образования
можно отнести неудовлетворённость работодателей
уровнем подготовки специалистов, несовершенство
законодательно-нормативной базы, обеспечивающей
сферу образования, перекосы в системе
финансирования и поддержки образовательных
программ, отсутствие систем профессиональных
стандартов, аттестации кадров и аккредитации
учебных программ, недостаточную согласованность
различных сегментов образовательной
среды, отсутствие сквозной системы подготовки
кадров от школы до работодателя. Кроме
того, выделяется отдельный пласт проблем,
связанных с недостаточным вниманием,
уделяемым вузами решению воспитательных
задач в образовании, с чем, в свою очередь,
можно связать проблему «утечки мозгов»
и нежелание специалистов, получивших
образование в столичных вузах, возвращаться
в регионы. Поэтому необходим постоянный
диалог работодателей с министерствами
и ведомствами, формирующими кадровую
политику – в частности, с представителями
министерства образования РФ. Развитие
материально-технической базы вузов, рост
заработной платы профессорско-
3.2 Механизм нормативно-правового обеспечения ГКП
Создание нормативной и законодательной основы является компетенцией высших законодательных и исполнительных органов.
При Президенте РФ была создана Комиссия по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров. Соответствующий Указ от 9 февраля 2013 г. № 126 подписан Владимиром Путиным. Данный орган был создан в целях содействия развитию системы государственной службы. Также ее целью станет совершенствование порядка формирования и эффективного использования резерва управленческих кадров. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами, распоряжениями и поручениями Президента Российской Федерации, а также Положением о Комиссии по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров. Основными задачами комиссии, согласно положению, являются в частности:
Основные направления деятельности Комиссии определяет ее председатель, он же контролирует исполнение решений Комиссии по вопросам, относящимся к ее компетенции. Ряд нормативных актов по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих, проведения их аттестации и конкурсного отбора приняло Правительство РФ.
Проблемы кадровой политики на национальном уровне:
Информация о работе Нормативно-правовая база государственной кадровой политики