Нормативно-правовая база государственной кадровой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 23:45, реферат

Описание работы

Правовой аспект государственной кадровой политики означает учет в ней прав человека и гражданина, строгое правовое регулирование всех основополагающих кадровых процессов и отношений. Регулирование кадров процессов и отношений происходит при помощи двух регуляторов: беспрекословное исполнение закона и мораль, нравственные ценности общества обязательные в силу обычаев и традиций. Целью данной работы является рассмотрение нормативно-правовой базы государственной кадровой политики. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: 1) определить понятие государственной кадровой политики, ее структуру и функции; 2) обозначить ее цели и приоритеты; 3) рассмотреть механизмы ее реализации.

Файлы: 1 файл

Нормативно-правовая база ГКП.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

По результатам мониторингового исследования Минобрнауки России о востребованности высококвалифицированных кадров на производстве, в котором приняли участие представители вузов и реального сектора экономики, было выявлено, что средний показатель дефицита специалистов высокой квалификации в компаниях составляет 35%. На исправление данной ситуации направлена Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Министерством образования и науки РФ запущена серия мероприятий, направленных на развитие взаимодействия организаций сектора реальной экономики и сектора генерации знаний в формате открытой площадки – реализация концепции «открытого Министерства». По данным РСПП, около половины российских предприятий отмечают нехватку кадров в качестве главной проблемы, сдерживающей развитие их бизнеса, и две трети предприятий называют эту проблему основной на ближайшие несколько лет.

В целях совершенствования государственной кадровой политики, формирования рынка труда высококвалифицированных специалистов, повышения производительности труда на отечественных предприятиях необходимы следующие согласованные действия:

  • нормативное закрепление практики проведения региональных и отраслевых совещаний по совершенствованию кадровой политики и усиление этой работы в рамках деятельности Министерства труда и социальной защиты;
  • развитие отраслевых и региональных систем мониторинга качественной и количественной потребности в кадрах с высшим и средним профобразованием по профильным специальностям в разрезе субъектов;
  • формирование и развитие инновационных центров по стратегическому отраслевому планированию, обладающих возможностью связывать воедино лиц, принимающих решения, бизнес, науку и общественное мнение;
  • развитие механизмов государственно-частного партнерства в рамках стратегического планирования отраслевого развития;
  • создание системы федеральных кадровых центров по регионам для перенаправления потока абитуриентов по результатам оценки и сопоставления потребностей предприятий региона в кадрах с возможностями вузов;
  • формирование политики государства, направленной на поддержку внутренней миграции, в том числе с помощью жилищных льгот для молодых специалистов;
  • формирование и развитие системы адаптационных пунктов для мигрантов, включающей первичную краткосрочную подготовку для работы в российской промышленности;
  • принятие законодательной нормы об обязательном дополнительном профессиональном образовании в области проектного менеджмента для руководителей проектов и предприятий высокотехнологичных отраслей;
  • создание системы дополнительного профессионального образования с прицелом на формирование управленческого класса для высокотехнологичных отраслей;
  • изменение системной государственной политики управления предприятиями ОПК, в части кадрового менеджмента: пересмотр нормы рентабельности как обеспечение возможности кооперации и углубления специализации предприятий отрасли, оптимизация тарифной сетки оплаты труда как стимул к выбору инженерных профессий для молодёжи;
  • разработка профессиональных стандартов на основе процессного подхода с разработкой детальных процессных матриц для минимизации последствий произошедшего укрупнения специальностей в высокотехнологичных отраслях;
  • совершенствование законодательной базы в области подготовки, переподготовки, аттестации, подтверждения профессионального уровня рабочих специальностей, возложение ответственности на авторизованные учебные центры;
  • разработка нормативной базы, регламентирующей создание единой национальной и региональных баз высококвалифицированного кадрового резерва с целью эффективного использования этого потенциала в развитии национальной экономики без ущерба для коммерческих интересов отдельных предприятий;
  • формирование и развитие центров дополнительного образования детей в интересах повышения технического творчества и профориентации в пользу технических и инженерных специальностей, повышения престижа рабочих профессий.

 

 

Заключение

Государственная кадровая политика РФ — одна из преимущественных ориентаций деятельности государства по координации мероприятий, проводимых для развития и совершенствования трудового потенциала страны. Концепции ГКП направлены на укрепление социальной нацеленности рыночной экономики, на надежное обеспечение конституционного права граждан на свободу выбора места, рода и времени своей трудовой деятельности. Кадровая политика немыслима без кадровой доктрины. Очень важно чтобы кадровая доктрина основывалась на демократические, гуманные принципы, опираясь на которые воплощаются цели ГКП. Механизм реализации ГКП – это структура кадровой деятельности, которая строится на основаниях концепции ГКП. Соблюдение законодательных норм, методических средств, организационных и информационных ресурсов необходимо для реализации кадровой политики. Правовой основой государственной кадровой политики являются Конституция Российской Федерации, законодательные акты Российской Федерации, Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, нормативные и распорядительные правовые акты федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Без основания общей КП в масштабах государства, затрагивающей все этапы подготовки кадров от профориентации до сертификации или решения социальных проблем, насытить экономику квалифицированными кадрами не удастся. Образовательные программы должны быть увязаны с требованиями предприятий к квалификации специалистов, контрольные цифры набора в образовательные учреждения – с потребностями рынка в кадрах, социальные программы и программы профориентации – с отраслевыми и региональными запросами и т.д. Основание кадровой политики государства на нормативно-правовую базу страны необходимо, ведь кадровая политика государства служит той исходной основой, без которой невозможны взаимодействие и координация работы с персоналом всех государственных и негосударственных структур. ГКП выступает объединяющим фактором эффективного и результативного использования трудовых ресурсов страны.

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.)
  2. Указ Президента РФ «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров» от 9 февраля 2013г. № 126 [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70212108/ (дата обращения: 25.11.14г.)
  3. Финансовый словарь [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/21686 (дата обращения: 18.11.14г.)
  4. Глазунова, Н.И. Система государственного управления: Учебник для ВУЗов / Глазунова Н. И. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 551 с.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика кадровой политики государства и организации» / Поволжский государственный университет сервиса;  сост. Н. В. Никитина. – Тольятти, 2012. – 76 с.  [Электронный ресурс]. URL:http://elib.tolgas.ru/publ/Nikitina_UMK_Teor_prakt_kadrov_politiki_gos_prava_2012.pdf (дата обращения: 18.11.14г.)
  6. Центр экономического развития и сертификации – ЦЭРС ИНЭС [Электронный ресурс]. URL: http://profiok.com/ (дата обращения: 18.11.14г.)
  7. Черепанов, В. В. Основы государственной службы и кадровой политики: учебник / Черепанов В. В. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 679 с. [Электронный ресурс]. URL: http://isfic.info/_statelaw/ (дата обращения: 25.11.14г.)
  8. Лукин В. Необходима государственная программа единой образовательной и кадровой политики / Лукин В., Лукин В. // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2008. - № 8. [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/article/neobhodima-gosudarstvennaya-programma-edinoy-edinoy-obrazovatelnoy-i-kadrovoy-politiki?page=0 (дата обращения: 20.11.2014г.)
  9. Концепция государственной кадровой политики Российской Федерации / Рабочая группа Совета по кадровой политике при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе // Образование и общество. – 2003. - №4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.jeducation.ru/4_2003/10.html (дата обращения: 23.11.14г.)

1 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика кадровой политики государства и организации» / Поволжский государственный университет сервиса;  сост. Н. В. Никитина. – Тольятти, 2012. – 76 с.

2 Концепция государственной кадровой политики Российской Федерации / Рабочая группа Совета по кадровой политике при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе // Образование и общество. – 2003. - №4.

3Указ Президента РФ «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров» от 9 февраля 2013г. № 126

 

 


Информация о работе Нормативно-правовая база государственной кадровой политики