Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 15:31, контрольная работа
Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры.
1.4 Функции и типы организационной культуры
По отношению к организации культура выполняет ряд важных функций[1]:
- Охранная функция состоит
в создании барьера от
- Интегрирующая функция
формирует чувство
- Регулирующая функция
поддерживает необходимые
- Адаптивная функция
облегчает взаимное
- Ориентирующая функция
культуры направляет
- Мотивационная функция создает для этого необходимые стимулы. Известно, например, что великие цели пробуждают в людях активность, стремление к их достижению, самореализации.
- Функция формирования имиджа организации, то есть ее образа в глазах окружающих.
Культура пронизывает процесс управления и организации от начала до конца, играет огромную роль в организации общения, обусловливая логику мышления, восприятие и интерпретацию (придание индивидуального смысла наблюдениям и установление связи между ними) информации. По месту организации и степени влияния на нее выделяют несколько типов культур:
- Бесспорная культура
характеризуется небольшим
- Закрытая культура подавляет
персонал и становится
- Слабая культура практически не содержит общеорганизационных ценностей и норм;.
- Сильная культура открыта
влиянию как изнутри, так и
извне. Открытость
Методы сведены в шесть основных групп:
1) Четко выделяя свои ежедневные зоны, объекты, предметы внимания, оценки и формы контроля, менеджеры указывают тем самым своим работникам на приоритеты их деятельности.
2) Реакция руководства на кризисы указывает работникам на приоритеты, которые те имеют.
3) Моделирование ролей, обучение и тренировка работников должны осуществляться в рамках программ постоянного совершенствования их квалификации, а также в рабочих ситуациях для закрепления стандартов организационной культуры.
4) Критерии наград и статусов - это четко сформулированные подходы к мотивации сотрудников, что позволяет показать, каких именно результатов и образцов поведения ждет от них организация.
5) Критерии подбора, продвижения и увольнения сотрудников, доведенные до них, начиная с процедур приема на работу, являются основным способом поддержания организационной культуры в рамках разработанных образцов.
6) Традиции, ритуалы и символика, используемые организацией в периоды праздников, юбилеев, торжественных церемоний, представительских встреч, выставок, во время организации рекламных кампаний и т.п., максимально полно демонстрируют специфику организационной культуры, имея большое воспитательное значение для сотрудников, чувствующих свою сопричастность фирме.
Развитие организации во времени и пространстве сопровождается необходимостью вносить изменения в существующую организационную культуру, для того, чтобы она могла обеспечивать выполнение меняющейся стратегии деятельности. При этом методы изменения организационной культуры тесно взаимосвязаны с методами ее поддержания. Главными из них являются:
- изменение объектов и предметов внимания менеджеров;
- изменение стиля управления конфликтом или кризисом;
- перепроектирование служебных ролей и изменение приоритетов в программах обучения;
- перестройка кадровой
политики и планирования
- изменение организационной символики и «обрядности».
Культуру современных
западных организаций характеризует
ориентация на социальную ответственность,
то есть принесение пользы обществу через
использование прибыли и
Выделяются следующие виды социальной ответственности[8]:
- Во-первых, экономическая, заключающаяся в максимизации доходов, а следовательно и налогов, поступающих в бюджет, предоставлении обществу по разумным ценам товаров и услуг и хорошо оплачиваемых рабочих мест.
- Во-вторых, правовая ответственность,
выражающая обязательства
- В-третьих, этическая
ответственность,
2 Характеристика организационной культуры
2.1 Факторы, влияющие на организационную культуру
Формирование и изменение организационной культуры происходит под влиянием многих факторов. Один из признанных специалистов в области организационной культуры, Эдгар Шейн, считает. что существует пять первичных и пять вторичных факторов, которые определяют формирование организационной культуры. В соответствии с его концепцией к первичным относятся следующие факторы[5]:
1. Точки концентрации внимания высшего руководства. Обычно то, на что обращают серьезное внимание руководители, о чем они часто говорят как об имеющем важное значение для организации, постепенно превращается в предмет внимания и заботы сотрудников и включается в число норм, на базе которых складывается критериальная база поведения людей в организации.
2. Реакция руководства на критические ситуации, возникающие в организации. В случае, когда в организации возникают критические ситуации, сотрудники организации испытывают обостренное чувство беспокойства..
3. Отношение к работе и стиль поведения руководителей. В силу того, что руководители занимают особое положение в организации и на них обращено внимание сотрудников, стиль их поведения, их отношение к работе приобретают характер эталона для поведения в организации. Работники организации сознательно или неосознанно подстраивают свои действия под ритм работы руководителя, дублируют его подход к выполнению своих обязанностей и тем самым как бы формируют устойчивые нормы поведения в организации.
4. Критериальная база поощрения сотрудников. На формирование организационной культуры большое влияние оказывает то, по каким критериям происходит поощрение сотрудников. Члены организации, осознав то, за что они получают вознаграждение либо же наказание, достаточно быстро формируют для себя представление о том, что хорошо, а что плохо в данной организации. Усвоив это, они становятся носителями определенных ценностей, закрепляя тем самым и определенную организационную культуру.
5. Критериальная база отбора, назначения, продвижения и увольнения из организации. Так же, как и в случае с поощрением, критерии, используемые руководством при отборе на работу в организацию, при продвижении сотрудников и их увольнении, оказывают очень сильное влияние на то, какие ценности будут разделяться сотрудниками организации, и следовательно, играют существенную роль при формировании организационной культуры.
В группу вторичных факторов в соответствии с концепцией Шейна входят следующие факторы[6]:
-Структура организации
-Система передачи информации и организационные процедуры.
-Внешний и внутренний дизайн и оформление помещения, в котором располагается организация.
-Мифы и истории о
важных событиях и лицах,
-Формализованные положения о философии и смысле существования организации.
Каждый из десяти первичных и вторичных факторов формирования организационной культуры требует использования определенных приемов, позволяющих добиваться успеха при сознательном формировании и изменении организационной культуры.
2.2 Влияние культуры на организационную эффективность
Влияние культуры на организационную эффективность определяется, прежде всего, ее соответствием общей стратегии организации. Выделяется четыре основных подхода к разрешению проблемы несовместимости стратегии и культуры в организации[3]:
-игнорируется культура, серьезным образом препятствующая эффективному проведению в жизнь выбранной стратегии;
-система управления подстраивается под существующую в организации культуру;
-делаются попытки изменить культуру таким образом, чтобы она подходила для выбранной стратегии долговременного успеха фирмы;
-изменяется стратегия с целью ее подстраивания под существующую культуру.
В целом можно выделить два пути влияния организационной культуры на жизнь организации: первый, как это было показано выше - культура и поведение взаимно влияют друг на друга, второй - культура влияет не столько на то, что люди делают, сколько на то, как они это делают.
2.3 Формирование организационной культуры
Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой, совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы. Первая - это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией для того, чтобы выжить в условиях жесткой внешней конкуренции. Вторая - это внутренняя интеграция: как внутриорганизационные процессы и отношения способствуют ее внешней адаптации. Процесс внешней адаптации и выживания связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды. К проблемам внешней адаптации и выживания относятся следующие:
- миссия и стратегия
(определение миссии
- цели (установление специфических целей и внутреннее принятие их работниками).
- средства (ресурсы, используемые
для достижения целей;
- контроль (установление
индивидуальных и групповых
- корректировка поведения
(создание системы поощрения и
наказания, увязанной с
Члены организации должны знать реальную миссию своей организации, а не то, что нередко декларируется с высоких трибун для акционеров и общественности. Это поможет им сформировать понимание собственного вклада в выполнение организацией своей миссии. В любой организации работники должны участвовать в следующих процессах:
1) выделять из внешнего окружения важное и неважное для организации;
2) разрабатывать пути
и способы измерения
3) находить объяснения успеху и неудаче в достижении целей.
На формирование организационной
культуры, ее содержания и отдельных
параметров влияет ряд факторов внешнего
и внутреннего окружения, но на всех
стадиях развития организации личная
культура ее руководителя (его личная
вера, ценности и стиль поведения)
во многом определяют культуру организации.
Особенно сильным такое влияние
бывает в том случае, если организация
находится в стадии становления,
а ее руководитель обладает выдающимися
личностными и