Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 07:39, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что информация - важнейший продукт общественного производства, постоянно наращиваемый ресурс человечества; сегодня это наиболее ценный и ходовой объект в международных экономических отношениях. На международном уровне сформировалась система взглядов на информацию как на ценнейший ресурс жизнеобеспечения общества, имеющий социальное значение.
Информация, используемая в предпринимательской и иной деятельности весьма разнообразна. Вся эта информация представляет различную ценность для хозяйствующего субъекта и, соответственно, ее разглашение может привести к угрозам экономической безопасности различной степени тяжести. Боязнь лишиться таких активов заставляет компании создавать различные системы защиты, в том числе и организационную, а главное - правовую.
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1 Теоретико-правовые основы режима конфиденциальной информации
Понятие информации и её значение в деятельности различных субъектов…………………………………………………………………5-8
Понятие конфиденциальности и виды конфиденциальной информации …………………………………………………………….8-19
1.3. Основные источники правового регулирования конфиденциальной информации…………………………………………………………………….20-25
Глава 2. Организация работы с документами, содержащими конфиденциальные сведения
2.1.Нормативно-методическая база конфиденциального делопроизводства..25-27
2.2. Организация доступа и порядок работы персонала с конфиденциальными сведениями, документами и базами данных………………………………….27-35
2.3. Технологические основы обработки конфиденциальных документов…35-41
Глава 3 Анализ системы защиты конфиденциальной информации в ОАО СК «РОСНО»
3.1. Характеристика производственно-хозяйственной деятельности филиала страховой компании «РОСНО» - Альянс РОСНО жизнь………………….41-42
3.2. Анализ методов и способов защиты конфиденциальной информации в страховой компании Альянс РОСНО жизнь……………………………….42-47
Заключение……………………………………………………………………..47-50
Список использованной литературы………………………………………...51-52
Федеральные законы "О коммерческой тайне", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и часть 4 ГК РФ - ввели, как говорилось выше, и новые понятия, и изменили содержание некоторых прежних понятий, относящихся к данному вопросу. Ст. 139 ГК РФ, определявшая коммерческую тайну, отменена.
В ст. 3 Федерального Закона № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" коммерческая тайна определяется как режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Федеральные законы от 06 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи" и от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" - данные законы призваны обеспечить конфиденциальность информации в электронном виде - подписи, которая рассматривается как личная подпись субъекта.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" - закон призван обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения указанной продукции и указанных объектов (ст. 5 ФЗ № 184-ФЗ).
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" - закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в свете обеспечения защиты конфиденциальной информации при осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности.
Иные федеральные законы в том или ином аспекте также могут регулировать деятельность, касающуюся информации, информационных технологий и защиты информации. Так, глава 13 Кодекса РФ об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. устанавливает ответственность за административные правонарушения в области связи и информации.
В соответствии с Законом РФ "О средствах массовой информации", поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение ее средств, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных соответствующим законодательством РФ.
В числе нормативных правовых актов, частично регулирующих рассматриваемые отношения, следует назвать также Закон "Об архивном деле в Российской Федерации". Пользователь архивных документов имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в них, а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом. Кроме того, приняты и иные нормативные правовые акты в данной области.
Указ Президента РФ от 12 мая 2004 г. № 611 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена" - указ регламентирует меры обеспечения информационной безопасности Российской Федерации при осуществлении международного информационного обмена посредством информационных систем, сетей и сетей связи, включая международную ассоциацию сетей "Интернет". Особое внимание уделяется обеспечению безопасности "закрытой" информации.
Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" - указ призван обеспечить защиту информации путем создания Федеральной службой по техническому и экспортному контролю своих территориальных органов, Государственного научно-исследовательского испытательного института проблем технической защиты информации.
Указ Президента РФ от 20 января 1994 г. № 170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации" установил, что основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются: обеспечение единства государственных стандартов в сфере информатизации, их соответствие международным рекомендациям и требованиям. Указ Президента Российской Федерации № 188 от 6 марта 1997 г. установил перечень сведений конфиденциального характера.
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти" - данное постановление регламентирует порядок обращения и работы с конфиденциальной информацией федеральными органами исполнительной власти с целью предотвращения угрозы утечки информации и обеспечения защиты информации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. № 781 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" - данное Постановление утвердило Положение об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии со ст. 19 ФЗ № 152-ФЗ. Положение содержит требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, представляющих собой совокупность персональных данных, содержащихся в базах данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации (далее - информационные системы).
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 608 "О сертификации средств защиты информации" - данное Постановление утвердило Положение об обязательной сертификации средств защиты информации, где отражен порядок сертификации средств защиты информации в Российской Федерации.
Постановления: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 г. № 504 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" и Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 532 "О лицензировании деятельности но разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации" призваны обеспечить защиту конфиденциальной информации путем обязательного лицензирования технических средств защиты.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации № ПР-1895 от 9 сентября 2000 г. развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере и представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления ее обеспечения и служит основой для формирования государственной политики и подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также для разработки ее целевых программ.
К числу основных объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни относятся: достоинство личности, свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, свобода мысли и слова (за исключением пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду), а также свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; свобода массовой информации; неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна; русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России, язык межгосударственного общения народов государств - участников Содружества Независимых Государств; языки, нравственные ценности и культурное наследие народностей Российской Федерации; объекты интеллектуальной собственности.
Подводя итог вышеизложенному материалу можно сделать вывод, что конфиденциальная информация - информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и представляет собой коммерческую, служебную, профессиональную или личную тайны, охраняющиеся её владельцем.
Отношения по поводу информации в целом и конфиденциальной информации в частности, регулируются правом. При этом информация как таковая и конфиденциальная информация являются предметом регулирования различных отраслей права и нормативных правовых актов РФ, важнейшее место среди которых занимает Конституция РФ. Россия также – субъект международных правоотношений по поводу информации.
Отношения, возникающие при создании, накоплении, обработке, хранении и использовании документов, содержащих конфиденциальную информацию, регулируются соответствующими законодательными и подзаконными актами.
К числу базовых относится, в первую очередь, Конституция РФ. В ст.23 (1) установлено право неприкосновенность личной жизни, личной и семейной тайны, тайны телефонных переговоров, почтовых, и иных сообщений. При этом ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Конституцией РФ не допускается (ст.24) сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.
27 июля 2006 года Президент РФ В.В. Путин подписал два важнейших для сферы документационного обеспечения управления (делопроизводства) федеральных закона: № 149 - ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и № 152-ФЗ "О персональных данных".
10 января 2002 года Президентом был подписан закон "Об электронной цифровой подписи", развивающий и конкретизирующий положения приведенного выше закона "Об информации…".
Основными также являются законы РФ: "О государственной тайне" от 22 июля 2004 г. ; "О коммерческой тайне" от 29 июля 2004 (он содержит в себе информацию, составляющую коммерческую тайну, режим коммерческой тайны, разглашение информации, составляющую коммерческую тайну); "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера"; "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"; "Об утверждении Перечня сведении, которые не могут составлять коммерческую тайну". Ряд подзаконных правовых нормативных актов, регламентируют организацию защиты государственной тайны, ведение секретного делопроизводства, порядок допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан РФ: "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, "Об утверждении правил оказания услуг телеграфной связи"" и др.
Ряд вопросов, связанных с защитой конфиденциальной информации, регулируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ, в нем имеются положения, касающиеся тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телефонных и иных сообщений.
Нормы регулирования отношений, возникающих при обращении конфиденциальной информации, содержатся также в Гражданском кодексе РФ. При этом конфиденциальная информация относится в Гражданском кодексе РФ к нематериальным благам (ст.150).
Критерии, по которым сведения относятся к служебной и коммерческой тайне, содержатся в ст.139 Гражданского кодекса РФ. Она гласит, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда:
1. Эта информация имеет
2. К этой информации нет
Кроме того, определение конфиденциальности коммерческой информации содержится в ст.727 Гражданского кодекса РФ.
Весьма продвинутым в плане информационной безопасности является Уголовный кодекс РФ. Он содержит ряд положений, относящихся к защите информации ограниченного доступа и ответственности за ее неправомерное использование (ст.137, 138, c.310).
Особым видом ответственности за нарушение коммерческой тайны является лишение соответствующей аттестации, лицензии уполномоченным органом (см., например, ст.165 Таможенного кодекса РФ). Но привлечение к данному виду ответственности в целом не получило к настоящему времени широкое распространение.
Правовые нормы, регулирующие использование конфиденциальной информации в судебных разбирательствах - эти нормы, в частности, установлены в Гражданско-процессуальном кодексе РФ.
Основные требования, предъявляемые к порядку обращения с конфиденциальной информацией в государственных и коммерческих структурах, содержатся также в ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Можно сказать, что законодательные акты РФ не регламентируют в полной мере порядок учета, хранения и использования документов, содержащих конфиденциальную информацию.
Вместе с тем, в некоторых законах содержатся отдельные положения, определяющие общие принципы учета, хранения и использования документов, содержащих конфиденциальные сведения.
В целом же, в нашей стране не имеется нормативного правового акта, который устанавливал бы единый порядок учета, хранения и использования документов, содержащих конфиденциальную информацию. Это объясняется тем, что понятие "конфиденциальная информация" включает в себя самые разные категории информации ограниченного доступа. По этой же причине крайне сложной и вряд ли целесообразной представляется разработка какого-либо единого нормативного документа, регламентирующего работу с документами, содержащими все виды конфиденциальной информации.