Организация работы с конфиденциальной информацией на примере конкретной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 07:39, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что информация - важнейший продукт общественного производства, постоянно наращиваемый ресурс человечества; сегодня это наиболее ценный и ходовой объект в международных экономических отношениях. На международном уровне сформировалась система взглядов на информацию как на ценнейший ресурс жизнеобеспечения общества, имеющий социальное значение.
Информация, используемая в предпринимательской и иной деятельности весьма разнообразна. Вся эта информация представляет различную ценность для хозяйствующего субъекта и, соответственно, ее разглашение может привести к угрозам экономической безопасности различной степени тяжести. Боязнь лишиться таких активов заставляет компании создавать различные системы защиты, в том числе и организационную, а главное - правовую.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1 Теоретико-правовые основы режима конфиденциальной информации
Понятие информации и её значение в деятельности различных субъектов…………………………………………………………………5-8
Понятие конфиденциальности и виды конфиденциальной информации …………………………………………………………….8-19
1.3. Основные источники правового регулирования конфиденциальной информации…………………………………………………………………….20-25
Глава 2. Организация работы с документами, содержащими конфиденциальные сведения
2.1.Нормативно-методическая база конфиденциального делопроизводства..25-27
2.2. Организация доступа и порядок работы персонала с конфиденциальными сведениями, документами и базами данных………………………………….27-35
2.3. Технологические основы обработки конфиденциальных документов…35-41
Глава 3 Анализ системы защиты конфиденциальной информации в ОАО СК «РОСНО»
3.1. Характеристика производственно-хозяйственной деятельности филиала страховой компании «РОСНО» - Альянс РОСНО жизнь………………….41-42
3.2. Анализ методов и способов защиты конфиденциальной информации в страховой компании Альянс РОСНО жизнь……………………………….42-47
Заключение……………………………………………………………………..47-50
Список использованной литературы………………………………………...51-52

Файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

Разрешение на доступ к конфиденциальным сведениям представителя другой фирмы или предприятия оформляется резолюцией полномочного должностного лица на предписании (или письме, обязательстве), представленном заинтересованным лицом. В резолюции должны быть указаны конкретные документы или сведения, к которым разрешен доступ. Одновременно указывается фамилия сотрудника фирмы, который знакомит представителя другого предприятия с этими сведениями и несет ответственность за его работу в помещении фирмы.

Следует соблюдать правило, по которому регистрируются все лица, имеющие доступ к определенным документам, коммерческим секретам. Это позволяет на высоком уровне осуществлять информационное обеспечение аналитической работы по выявлению возможных каналов утраты информации.

При организации доступа сотрудников фирмы к конфиденциальным массивам электронных документов, базам данных необходимо помнить о его многоступенчатом характере. Можно выделить следующие главные составные части:

- доступ к ПК, серверу или рабочей станции;

- доступ к машинным носителям информации, хранящимся вне ЭВМ.

Доступ к персональному компьютеру, серверу или рабочей станции, которые используются для обработки конфиденциальной информации, предусматривает:

- определение и регламентацию первым руководителем фирмы состава сотрудников, имеющих право доступа (входа) в помещение, в котором находится соответствующая вычислительная техника, средства связи,

- регламентацию первым руководителем временного режима нахождения этих лиц в указанных помещениях; персональное и временное протоколирование (фиксирование) руководителем подразделения или направления деятельности фирмы наличия разрешения и периода работы этих лиц в иное время (например, в вечерние часы, выходные дни и др.),

-организацию охраны этих помещений в рабочее и нерабочее время, определение правил вскрытия помещений и отключения охранных технических средств информации и сигнализирования; определение правил постановки помещений на охрану; регламентацию работы, указанных технических средств в рабочее время,

- организацию контролируемого (в необходимых случаях пропускного) режима входа в указанные помещения и выхода из них,

- организацию действий охраны и персонала в экстремальных ситуациях или при авариях техники и оборудования помещений,

- организацию выноса из указанных помещений материальных ценностей, машинных и бумажных носителей информации; контроль вносимых в помещение и выносимых персоналом личных вещей.

Любое несанкционированное или санкционированное обращение к информации должно регистрироваться. Рекомендуется систематически проверять используемое пользователями программное обеспечение с целью обнаружения неутвержденных или необычных программ. Применение персоналом собственных защитных мер при работе с компьютером не допускается. При несанкционированном входе в конфиденциальный файл информация должна немедленно автоматический стираться

Несмотря на то, что по окончании рабочего дня конфиденциальные сведения должны быть перенесены на гибкие носители и стерты с жесткого диска компьютера, помещения, в которых находится вычислительная техника, подлежат охране. Объясняется это тем, что, во-первых, в неохраняемый компьютер легко установить какое-либо средство промышленного шпионажа, во-вторых, злоумышленник может с помощью специальных методов восстановить стертую конфиденциальную информацию на жестком диске (произвести "уборку мусора").

Доступ к машинным носителям конфиденциальной информации, хранящимся вне ЭВМ, предполагает:

- организацию учета и выдачи сотрудникам чистых машинных носителей информации,

-организацию ежедневной фиксируемой выдачи сотрудникам и приема от сотрудников носителей с записанной информацией (основных и резервных),

-определение и регламентацию первым руководителем состава сотрудников, имеющих право оперировать конфиденциальной информацией с помощью компьютеров, установленных на их рабочих местах, и получать в службе конфиденциального делопроизводства учтенные машинные носители информации;

-организацию системы закрепления за сотрудниками машинных носителей информации и контроля за сохранностью и целостностью информации, учета динамики изменения состава записанной информации;

-организацию порядка уничтожения информации на носителе, порядка и условий физического уничтожения носителя,

-организацию хранения машинных носителей в службе конфиденциального делопроизводства в рабочее и нерабочее время, регламентацию порядка эвакуации носителей в экстремальных ситуациях,

-определение и регламентацию первым руководителем состава сотрудников не сдающих по объективным причинам технические носители информации на хранение в службу конфиденциального делопроизводства в конце рабочего дня, организацию особой охраны помещений и компьютеров этих сотрудников.

Работа сотрудников службы конфиденциального делопроизводства и фирмы в целом с машинными носителями информации вне ЭВМ должна быть организована по аналогии с бумажными конфиденциальным документооборотом.

Доступ к конфиденциальным базам данных и файлам является завершающим этапом доступа сотрудника фирмы к компьютеру. И если этот сотрудник - злоумышленник, то можно считать, что самые серьезные рубежи защиты охраняемой электронной информации он успешно прошел. В конечном счете, он может просто унести компьютер или вынуть из него и унести жесткий диск, не "взламывая" базу данных.

Обычно доступ к базам данных и файлам подразумевает:

1.  определение и регламентацию первым руководителем состава сотрудников, допускаемых к работе с определенными базами данных и файлами; контроль системы доступа администратором базы данных;

2.  наименование баз данных и файлов, фиксирование в машинной памяти имен пользователей и операторов, имеющих право доступа к ним;

3.  учет состава базы данных и файлов, регулярную проверку наличия, целостности и комплектности электронных документов;

4.  регистрацию входа в базу данных, автоматическую регистрацию имени пользователя и времени работы; сохранение первоначальной информации;

5.  регистрацию попытки несанкционированного входа в базу данных, регистрацию ошибочных действий пользователя, автоматическую передачу сигнала тревоги охране и автоматическое отключение компьютера;

6.  установление и нерегулярное по сроку изменение имен пользователей, массивов и файлов (паролей, кодов, классификаторов, ключевых слов и т.п.), особенно при частой смене персонала;

7.  отключение ЭВМ при нарушениях в системе регулирования доступа или сбое системы защиты информации, механическое (ключом или иным приспособлением) блокирование отключенной, но загруженной ЭВМ при недлительных перерывах в работе пользователя. Коды, пароли, ключевые слова, ключи, шифры, специальные программные продукты, аппаратные средства и т.п. атрибуты системы защиты информации в ЭВМ разрабатываются, меняются специализированной организацией и индивидуально доводятся до сведения каждого пользователя работником этой организации или системным администратором Применение пользователем собственных кодов не допускается.

Таким образом, процедуры допуска и доступа сотрудников к конфиденциальной информации завершают процесс включения данного сотрудника в состав лиц, реально владеющих тайной фирмы. С этого времени большое значение приобретает текущая работа с персоналом, в распоряжении которого находятся ценные и конфиденциальные сведения.

Разрешение (санкция) на доступ к конкретной информации может быть дано при соблюдении следующих условий:

- наличие подписанного приказа первого руководителя о приеме на работу (переводе, временном замещении, изменении должностных обязанностей и т.п.) или назначении на должность, в функциональную структуру которой входит работа с данной, конкретной информацией;

- наличие подписанного сторонами трудового договора (контракта), имеющего пункт о сохранении тайны фирмы и подписанного обязательства о неразглашении ставших известными конфиденциальных сведений и соблюдении правил их зашиты,

- соответствие функциональных обязанностей сотрудника передаваемым ему документам и информации;

- знание сотрудником требований нормативно-методических документов по защите информации и сохранении тайны фирмы,

- наличие необходимых условий в офисе для работы с конфиденциальными документами и базами данных;

-  наличие систем контроля за работой сотрудника.

Разрешение на доступ к конфиденциальным сведениям строго персонифицировано, те руководители несут персональную ответственность за правильность выдаваемых ими разрешений на доступ исполнителей к конфиденциальным сведениям, а лица, работающие с конфиденциальными документами, несут персональную ответственность за сохранение в тайне их содержания, сохранность носителя и соблюдение установленных правил работы с документами.

 

2.3 Технологические основы  обработки конфиденциальных документов.

 

Совокупность технологических стадий (функциональных элементов), сопровождающих потоки конфиденциальных документов, несколько отличается от аналогичной совокупности, свойственной потокам открытых документов. Так, входной документопоток включает в себя следующие стадии обработки конфиденциальных сведений:

1.  Прием, учет и первичная обработка поступивших пакетов, конвертов, незаконвертованных документов;

2.  Учет поступивших документов и формирование справочно-информационного банка данных по документам;

3.  Предварительное рассмотрение и распределение поступивших документов;

4.  Рассмотрение документов руководителям! и передача документов на исполнение;

5.  Ознакомление с документами исполните лей, использование или исполнение документов.

Выходной и внутренний документопотоки включают в себя следующие стадии обработки конфиденциальных документов:

1.  Исполнение документов (этапы: определение уровня грифа конфиденциальности предполагаемого документа, учет носителя будущего документа, составление текста, учет подготовленного документа, его изготовление и издание);

2.    Контроль исполнения документов;

3.  Обработка изданных документов (экспедиционная обработка документов и отправка их адресатам; передача изданных внутренних документов на исполнение);

4.  Систематизация исполненных документов в соответствии с номенклатурой дел, оформление, формирование и закрытие дел;

5.  Подготовка и передача дел в ведомственный архив (архив фирмы).

В состав всех документопотоков включается также ряд дополнительных стадий обработки конфиденциальных документов:

1.  Инвентарный учет документов, дел и носителей информации, не включаемых в номенклатуру дел;

2.  Проверка наличия документов, дел и носителей информации;

3.  Копирование и тиражирование документов;

4.  Уничтожение документов, дел и носителей информации.

Стадии, составляющие тот или иной документопоток, реализуются специализированной технологической системой обработки и хранения конфиденциальных документов.

Под технологической системой обработки и хранения конфиденциальных документов понимается упорядоченный комплекс организационных и технологических процедур и операций, предназначенных для практической реализации задач, стоящих перед функциональными элементами (стадиями) документопотока. Технология обработки и хранения конфиденциальных и открытых документов базируется на единой научной и методической основе, призванной решать задачи обеспечения документированной информацией управленческие и производственные процессы. Одновременно технологическая система обработки и хранения конфиденциальных документов решает и другую не менее важную задачу - обеспечение защиты носителей информации и самой информации от потенциальных и реальных угроз их безопасности.

В отличие от открытых документов к обработке конфиденциальных документов предъявляются следующие серьезные требования, которые в определенной степени гарантируют решение указанных задач:

1.  Централизации всех стадий, этапов, процедур и операций по обработке и хранению конфиденциальных документов;

2.  Учета всей без исключения конфиденциальной информации;

3.  Операционного учета технологических действий, производимых с традиционным (бумажным) или электронным носителем (в том числе чистым) и документом, учет каждого факта "жизненного цикла" документа;

4.  Обязательного контроля правильности выполнения учетных операций;

5.  Учета и обеспечения сохранности не только документов, но и учетных форм;

6.  Ознакомления или работы с документом только на основании письменной санкции (разрешения) полномочного руководителя, письменного фиксирования всех обращений персонала к документу;

7.  Обязательной росписи руководителей, исполнителей и технического персонала при выполнении любых действий с документом в целях обеспечения персональной ответственности сотрудников фирмы за сохранность носителя и конфиденциальность информации;

Информация о работе Организация работы с конфиденциальной информацией на примере конкретной организации