Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 07:39, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что информация - важнейший продукт общественного производства, постоянно наращиваемый ресурс человечества; сегодня это наиболее ценный и ходовой объект в международных экономических отношениях. На международном уровне сформировалась система взглядов на информацию как на ценнейший ресурс жизнеобеспечения общества, имеющий социальное значение.
Информация, используемая в предпринимательской и иной деятельности весьма разнообразна. Вся эта информация представляет различную ценность для хозяйствующего субъекта и, соответственно, ее разглашение может привести к угрозам экономической безопасности различной степени тяжести. Боязнь лишиться таких активов заставляет компании создавать различные системы защиты, в том числе и организационную, а главное - правовую.
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1 Теоретико-правовые основы режима конфиденциальной информации
Понятие информации и её значение в деятельности различных субъектов…………………………………………………………………5-8
Понятие конфиденциальности и виды конфиденциальной информации …………………………………………………………….8-19
1.3. Основные источники правового регулирования конфиденциальной информации…………………………………………………………………….20-25
Глава 2. Организация работы с документами, содержащими конфиденциальные сведения
2.1.Нормативно-методическая база конфиденциального делопроизводства..25-27
2.2. Организация доступа и порядок работы персонала с конфиденциальными сведениями, документами и базами данных………………………………….27-35
2.3. Технологические основы обработки конфиденциальных документов…35-41
Глава 3 Анализ системы защиты конфиденциальной информации в ОАО СК «РОСНО»
3.1. Характеристика производственно-хозяйственной деятельности филиала страховой компании «РОСНО» - Альянс РОСНО жизнь………………….41-42
3.2. Анализ методов и способов защиты конфиденциальной информации в страховой компании Альянс РОСНО жизнь……………………………….42-47
Заключение……………………………………………………………………..47-50
Список использованной литературы………………………………………...51-52
Разрешение на доступ к конфиденциальным сведениям представителя другой фирмы или предприятия оформляется резолюцией полномочного должностного лица на предписании (или письме, обязательстве), представленном заинтересованным лицом. В резолюции должны быть указаны конкретные документы или сведения, к которым разрешен доступ. Одновременно указывается фамилия сотрудника фирмы, который знакомит представителя другого предприятия с этими сведениями и несет ответственность за его работу в помещении фирмы.
Следует соблюдать правило, по которому регистрируются все лица, имеющие доступ к определенным документам, коммерческим секретам. Это позволяет на высоком уровне осуществлять информационное обеспечение аналитической работы по выявлению возможных каналов утраты информации.
При организации доступа сотрудников фирмы к конфиденциальным массивам электронных документов, базам данных необходимо помнить о его многоступенчатом характере. Можно выделить следующие главные составные части:
- доступ к ПК, серверу или рабочей станции;
- доступ к машинным носителям информации, хранящимся вне ЭВМ.
Доступ к персональному компьютеру, серверу или рабочей станции, которые используются для обработки конфиденциальной информации, предусматривает:
- определение и регламентацию первым руководителем фирмы состава сотрудников, имеющих право доступа (входа) в помещение, в котором находится соответствующая вычислительная техника, средства связи,
- регламентацию первым руководителем временного режима нахождения этих лиц в указанных помещениях; персональное и временное протоколирование (фиксирование) руководителем подразделения или направления деятельности фирмы наличия разрешения и периода работы этих лиц в иное время (например, в вечерние часы, выходные дни и др.),
-организацию охраны этих помещений в рабочее и нерабочее время, определение правил вскрытия помещений и отключения охранных технических средств информации и сигнализирования; определение правил постановки помещений на охрану; регламентацию работы, указанных технических средств в рабочее время,
- организацию контролируемого (в необходимых случаях пропускного) режима входа в указанные помещения и выхода из них,
- организацию действий охраны и персонала в экстремальных ситуациях или при авариях техники и оборудования помещений,
- организацию выноса из указанных помещений материальных ценностей, машинных и бумажных носителей информации; контроль вносимых в помещение и выносимых персоналом личных вещей.
Любое несанкционированное или санкционированное обращение к информации должно регистрироваться. Рекомендуется систематически проверять используемое пользователями программное обеспечение с целью обнаружения неутвержденных или необычных программ. Применение персоналом собственных защитных мер при работе с компьютером не допускается. При несанкционированном входе в конфиденциальный файл информация должна немедленно автоматический стираться
Несмотря на то, что по окончании рабочего дня конфиденциальные сведения должны быть перенесены на гибкие носители и стерты с жесткого диска компьютера, помещения, в которых находится вычислительная техника, подлежат охране. Объясняется это тем, что, во-первых, в неохраняемый компьютер легко установить какое-либо средство промышленного шпионажа, во-вторых, злоумышленник может с помощью специальных методов восстановить стертую конфиденциальную информацию на жестком диске (произвести "уборку мусора").
Доступ к машинным носителям конфиденциальной информации, хранящимся вне ЭВМ, предполагает:
- организацию учета и выдачи сотрудникам чистых машинных носителей информации,
-организацию ежедневной фиксируемой выдачи сотрудникам и приема от сотрудников носителей с записанной информацией (основных и резервных),
-определение и регламентацию первым руководителем состава сотрудников, имеющих право оперировать конфиденциальной информацией с помощью компьютеров, установленных на их рабочих местах, и получать в службе конфиденциального делопроизводства учтенные машинные носители информации;
-организацию системы закрепления за сотрудниками машинных носителей информации и контроля за сохранностью и целостностью информации, учета динамики изменения состава записанной информации;
-организацию порядка уничтожения информации на носителе, порядка и условий физического уничтожения носителя,
-организацию хранения машинных носителей в службе конфиденциального делопроизводства в рабочее и нерабочее время, регламентацию порядка эвакуации носителей в экстремальных ситуациях,
-определение и регламентацию первым руководителем состава сотрудников не сдающих по объективным причинам технические носители информации на хранение в службу конфиденциального делопроизводства в конце рабочего дня, организацию особой охраны помещений и компьютеров этих сотрудников.
Работа сотрудников службы конфиденциального делопроизводства и фирмы в целом с машинными носителями информации вне ЭВМ должна быть организована по аналогии с бумажными конфиденциальным документооборотом.
Доступ к конфиденциальным базам данных и файлам является завершающим этапом доступа сотрудника фирмы к компьютеру. И если этот сотрудник - злоумышленник, то можно считать, что самые серьезные рубежи защиты охраняемой электронной информации он успешно прошел. В конечном счете, он может просто унести компьютер или вынуть из него и унести жесткий диск, не "взламывая" базу данных.
Обычно доступ к базам данных и файлам подразумевает:
1. определение и регламентацию первым руководителем состава сотрудников, допускаемых к работе с определенными базами данных и файлами; контроль системы доступа администратором базы данных;
2. наименование баз данных и файлов, фиксирование в машинной памяти имен пользователей и операторов, имеющих право доступа к ним;
3. учет состава базы данных и файлов, регулярную проверку наличия, целостности и комплектности электронных документов;
4. регистрацию входа в базу данных, автоматическую регистрацию имени пользователя и времени работы; сохранение первоначальной информации;
5. регистрацию попытки несанкционированного входа в базу данных, регистрацию ошибочных действий пользователя, автоматическую передачу сигнала тревоги охране и автоматическое отключение компьютера;
6. установление и нерегулярное по сроку изменение имен пользователей, массивов и файлов (паролей, кодов, классификаторов, ключевых слов и т.п.), особенно при частой смене персонала;
7. отключение ЭВМ при нарушениях в системе регулирования доступа или сбое системы защиты информации, механическое (ключом или иным приспособлением) блокирование отключенной, но загруженной ЭВМ при недлительных перерывах в работе пользователя. Коды, пароли, ключевые слова, ключи, шифры, специальные программные продукты, аппаратные средства и т.п. атрибуты системы защиты информации в ЭВМ разрабатываются, меняются специализированной организацией и индивидуально доводятся до сведения каждого пользователя работником этой организации или системным администратором Применение пользователем собственных кодов не допускается.
Таким образом, процедуры допуска и доступа сотрудников к конфиденциальной информации завершают процесс включения данного сотрудника в состав лиц, реально владеющих тайной фирмы. С этого времени большое значение приобретает текущая работа с персоналом, в распоряжении которого находятся ценные и конфиденциальные сведения.
Разрешение (санкция) на доступ к конкретной информации может быть дано при соблюдении следующих условий:
- наличие подписанного приказа первого руководителя о приеме на работу (переводе, временном замещении, изменении должностных обязанностей и т.п.) или назначении на должность, в функциональную структуру которой входит работа с данной, конкретной информацией;
- наличие подписанного сторонами трудового договора (контракта), имеющего пункт о сохранении тайны фирмы и подписанного обязательства о неразглашении ставших известными конфиденциальных сведений и соблюдении правил их зашиты,
- соответствие функциональных обязанностей сотрудника передаваемым ему документам и информации;
- знание сотрудником требований нормативно-методических документов по защите информации и сохранении тайны фирмы,
- наличие необходимых условий в офисе для работы с конфиденциальными документами и базами данных;
- наличие систем контроля за работой сотрудника.
Разрешение на доступ к конфиденциальным сведениям строго персонифицировано, те руководители несут персональную ответственность за правильность выдаваемых ими разрешений на доступ исполнителей к конфиденциальным сведениям, а лица, работающие с конфиденциальными документами, несут персональную ответственность за сохранение в тайне их содержания, сохранность носителя и соблюдение установленных правил работы с документами.
Совокупность технологических стадий (функциональных элементов), сопровождающих потоки конфиденциальных документов, несколько отличается от аналогичной совокупности, свойственной потокам открытых документов. Так, входной документопоток включает в себя следующие стадии обработки конфиденциальных сведений:
1. Прием, учет и первичная обработка поступивших пакетов, конвертов, незаконвертованных документов;
2. Учет поступивших документов и формирование справочно-информационного банка данных по документам;
3. Предварительное рассмотрение и распределение поступивших документов;
4. Рассмотрение документов руководителям! и передача документов на исполнение;
5. Ознакомление с документами исполните лей, использование или исполнение документов.
Выходной и внутренний документопотоки включают в себя следующие стадии обработки конфиденциальных документов:
1. Исполнение документов (этапы: определение уровня грифа конфиденциальности предполагаемого документа, учет носителя будущего документа, составление текста, учет подготовленного документа, его изготовление и издание);
2. Контроль исполнения документов;
3. Обработка изданных документов (экспедиционная обработка документов и отправка их адресатам; передача изданных внутренних документов на исполнение);
4. Систематизация исполненных документов в соответствии с номенклатурой дел, оформление, формирование и закрытие дел;
5. Подготовка и передача дел в ведомственный архив (архив фирмы).
В состав всех документопотоков включается также ряд дополнительных стадий обработки конфиденциальных документов:
1. Инвентарный учет документов, дел и носителей информации, не включаемых в номенклатуру дел;
2. Проверка наличия документов, дел и носителей информации;
3. Копирование и тиражирование документов;
4. Уничтожение документов, дел и носителей информации.
Стадии, составляющие тот или иной документопоток, реализуются специализированной технологической системой обработки и хранения конфиденциальных документов.
Под технологической системой обработки и хранения конфиденциальных документов понимается упорядоченный комплекс организационных и технологических процедур и операций, предназначенных для практической реализации задач, стоящих перед функциональными элементами (стадиями) документопотока. Технология обработки и хранения конфиденциальных и открытых документов базируется на единой научной и методической основе, призванной решать задачи обеспечения документированной информацией управленческие и производственные процессы. Одновременно технологическая система обработки и хранения конфиденциальных документов решает и другую не менее важную задачу - обеспечение защиты носителей информации и самой информации от потенциальных и реальных угроз их безопасности.
В отличие от открытых документов к обработке конфиденциальных документов предъявляются следующие серьезные требования, которые в определенной степени гарантируют решение указанных задач:
1. Централизации всех стадий, этапов, процедур и операций по обработке и хранению конфиденциальных документов;
2. Учета всей без исключения конфиденциальной информации;
3. Операционного учета технологических действий, производимых с традиционным (бумажным) или электронным носителем (в том числе чистым) и документом, учет каждого факта "жизненного цикла" документа;
4. Обязательного контроля правильности выполнения учетных операций;
5. Учета и обеспечения сохранности не только документов, но и учетных форм;
6. Ознакомления или работы с документом только на основании письменной санкции (разрешения) полномочного руководителя, письменного фиксирования всех обращений персонала к документу;
7. Обязательной росписи руководителей, исполнителей и технического персонала при выполнении любых действий с документом в целях обеспечения персональной ответственности сотрудников фирмы за сохранность носителя и конфиденциальность информации;