Основные подходы к решению проблемы эффективности лидерства и руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить социально-психологические основы лидерства в управлении организацией.
Задачи:
1. Анализ основных подходов лидерства в управлении организацией.
2. Поиск методов взращивания лидера в организации.

Содержание работы

1. Введение.......... 2
2. Часть 1.............. 4
2.1. Основные подходы к решению проблемы эффективности лидерства и руководства....... 4
2.2. Роль менеджера в организации......... 8
2.3. Человек в организации........ 10
2.4. Техника делового общения....... 13
3. Часть 2......... 24
3.1. Как научиться лидерству?......... 24
3.2.Теория классического обусловливания........ 25
3.3.Теория оперантного обусловливания...... 26
3.4.Теория социального научения........ 27
3.5.Формирование: инструмент управления...... 28
3.6.Методы формирования поведения....... 29
3.7.Режим подкрепления......... 31
3.8.Применение для исполнения и удовлетворения...... 33
4. Заключение........ 34
5. Список литературы........ 36

Файлы: 1 файл

курсовая моя лидерсвто в управлении вариант № 1.docx

— 59.64 Кб (Скачать файл)

Для всех видов менеджмента характерно наличие нескольких функций, обеспечивающих целеполагание, организацию, мотивирование и контроль.

В условиях динамично меняющейся среды сложился особый тип менеджмента, который называется стратегическим управлением. Для данного типа менеджмента характерна ориентация деятельности компании на возможности, которые возникают во внешнем окружении. Стратегическое управление ориентировано на создание конкурентных преимуществ, которые позволяют компании успешно выживать в конкурентной среде.

Управленческой деятельностью в организации занимаются менеджеры. Они решают множество задач: разрабатывают стратегию поведения компании, формируют и приводят в движение потенциал организации, несут формальную ответственность за результаты ее деятельности, а так же официально представляют организацию на церемониальных мероприятиях.

2.3. Человек в  организации

И всё же, как бы ни был успешен лидер (менеджер), само по себе лидерство возможно только в составе группы, организации. Основой любой организации и её главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят превосходство техники над работником. Однако, хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека частично или даже полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в ней не только не упали, но и возросли. При этом человек стал не только самым ценным «ресурсом» организации, но и самым дорогостоящим. Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах деятельности, говорят не о размере их производственных мощностей, объёме производства или продаж, финансовом потенциале и т. п., а о числе работников. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной их отдачи на работе и интенсивного развития их потенциала. Всё это является одной стороной взаимодействия человека и организации. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает то, как человек смотрит на организацию, на то, какую роль она играет в его жизни, что она даёт ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с ней.

Подавляющее большинство людей почти всю свою сознательную жизнь проводят в организациях. Человек сознательно или бессознательно, добровольно или по принуждению, заинтересованно или с полной апатией включается в жизнь организации, живёт по ее законам, взаимодействует с другими ее членами, отдавая что-то организации, но получая от нее также что-то в обмен. Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами этого взаимодействия, касающимися того, чем он должен жертвовать для интересов организации, что, когда, в каких условиях и в каких объёмах он должен делать в организации, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать ему организация и т. п. От этого и ряда других факторов зависят удовлетворённость человека взаимодействием с организацией, его отношение к ней и вклад в деятельность организации.

Установление органичного двустороннего взаимодействия человека и организации является одной из важнейших задач менеджмента, так как оно обеспечивает основу эффективного управления организацией.

Для того чтобы понять, как строится взаимодействие человека и организации, необходимо уяснить, в чем суть проблемы их взаимодействия, какие характеристики личности определяют поведение человека в организации и какие характеристики организационного окружения оказывают воздействие на включение человека в её деятельность.

Поведение человека в организации можно рассматривать с двух позиций: 1) как человек взаимодействует с организацией (в этом случае человек находится в центре модели) и 2) как организация включает в себя людей (в этом случае организация как целое является исходной точкой рассмотрения).

Здесь мы рассмотрим первый вариант, когда исходным в рассмотрении взаимодействия человека и организации выступает человек. Тогда модель этого взаимодействия может быть описана следующим образом (рис. 1):

Рис. 1. Модель включения человека в организационное окружение  

 

•                    человек, взаимодействуя с организационным окружением, получает от него побуждающие к действию стимулирующие сигналы;

•                    человек под воздействием стимулирующих сигналов со стороны организационного окружения осуществляет определенные действия;

•                    действия, осуществляемые человеком, приводят к выполнению им определенных работ и одновременно оказывают определенное воздействие на организационное окружение.

В данной модели организационное окружение включает те элементы организационной среды, которые взаимодействуют с человеком. Стимулирующие сигналы охватывают весь спектр возможных стимулов, которые могут включать в себя речевые и письменные сигналы, световые сигналы, действия других людей и т. п. Однако, на мой взгляд, наиболее важным является психологическая атмосфера, человеческие взаимоотношения в коллективе, взаимопонимание, ибо отсутствие конфликтов в коллективе (как и своевременно разрешение возникающих конфликтов) оказывает только положительное влияние как на производительность труда отдельно взятого работника, так и на успех организации в целом. И построение таких отношений во многом зависит именно от лидера, будь то руководитель или менеджер.

В модели человек предстает как биологическое и социальное существо с определенными физиологическими и другого рода потребностями, опытом, знанием, навыками, моралью, ценностями и т. п. Реакцияна стимулирующие сигналы охватывает восприятие этих сигналов человеком, их оценку и осознанное или неосознанное принятие решения об ответных действиях. Действия и поведениевключают мышление, телодвижения, речь, мимику, возгласы, жесты и т. п. Результаты работысостоят из двух частей: первая— это то, чего человек добился для себя, вторая – то, что человек сделал для организации. И здесь наблюдается прямая взаимосвязь между стимулирующими сигналами и результатами работы. Следовательно, для успеха организации руководителю просто необходимо быть лидером.

Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Например, атмосфера, в которой действует правительство, да и вся страна, обычно претерпевает значительные изменения при новом президенте. Вспомните о контрастах между правлениями администрации Сталина, Хрущёва, Брежнева, Горбачёва, Ельцина, Путина и Медведева. Поэтому успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.

Но велики и тяготы такого поста: человек на этой должности, как правило, очень одинок. После тщательного изучения деятельности пяти руководителей высшего звена Минцберг пришел к такому выводу:

«Таким образом, работу по руководству большой организацией можно назвать крайне изматывающей. Количество работы, которую приходится выполнять руководителю или которую он считает необходимым выполнять в течение дня, — огромно, а темп, с которой она должна быть выполнена, очень напряженный. И после долгих часов работы главный руководитель (как, впрочем, и другие руководители), не в состоянии уйти от своей среды ни физически (т. к. среда признает авторитет и статуе его должности), ни в своих мыслях, которые нацелены на непрерывный поиск новой информации.»

Основной причиной напряженного темпа и огромного объема работы является тот факт, что работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения. В отличие от агента по сбыту, который должен сделать определенное количество телефонных звонков, или рабочего на производстве, который должен выполнить норму выработки, на предприятии в целом не существует такого момента, если не считать полной остановки этого предприятия, когда работу можно считать законченной. Поэтому и руководитель высшего звена не может быть уверен, что он (или она) успешно завершили свою деятельность. Поскольку организация продолжает действовать и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи. Хирург может закончить операцию и считать свою задачу выполненной, но руководитель высшего звена всегда чувствует, что нужно делать что-то еще, больше, дальше. Рабочая неделя продолжительностью 60 — 80 часов для него не редкость.

Чем более эффективна организация, тем выше ее производительность. Производительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции. Потенциальный потребитель, у которого есть свобода выбора, естественно предпочтёт продукцию более производительной организации просто потому, что она имеет более высокую ценность. Больший объем продаж даёт более производительной организации больше денег для того, чтобы вложить их в ресурсы, включая лучшие заводы, лучшее оборудование, лучшую технологию, что может и в дальнейшем способствовать повышению производительности. И если разрыв становится большим, то менее производительные организации в конечном итоге потерпят крах.

Менеджеры решают, какими должны быть цели в области производительности организаций. Менеджеры решают, какие методы получения продукции будут использованы в организации. Менеджеры решают, какие формы стимулирования будут применяться в организации, для того чтобы заинтересовать рабочих в повышении производительности. Через разработанную политику организации, через личный пример руководители задают тон в организации и определяют, будет ли в своей работе организация ориентирована на качество и на потребителей или останется к ним безразличной, вялой, что в конечном итоге приведёт организацию либо к взлёту и успеху, либо к падению и полному краху.

2.4. Техника делового  общения

Данная глава заслуживает более пристального внимания, более того, эта тема вполне может стать самостоятельной курсовой работой. Однако я не могу обойти её стороной и хотя бы вкратце не упомянуть некоторые моменты. Ведь не секрет: то, насколько лидер может ясно изъясняться (будь то глава государства или руководитель маленькой организации, состоящей из 3-х человек), напрямую влияет на представление партнёров о всей организации в целом. Все мы помним, как ляпы руководителей нашей страны дали обильный материал всевозможным критикам и юмористам (Л.И. Брежнев (сиськи-масиськи), М.С. Горбачёв (ложут и ложут, вот где собака порылась), Б.Н. Ельцин (панимаишь)). И это – руководители самого высокого уровня! А что говорить об остальных? И когда у партнёров по бизнесу складывается впечатление о нас как о малообразованных, неграмотных людях, вряд ли это пойдёт на пользу и поможет развитию организации и росту её конкурентоспособности на внутреннем и зарубежном рынках.

В условиях перехода России к рыночной экономике значительная часть населения всё более активно вовлекается в экономическую деятельность. Появилось много людей, основной профессией которых стало предпринимательство, позволяющее развернуть свои творческие способности и деловые качества.

Однако эти способности и качества, как показывает практика современного российского бизнеса, дают наибольшую отдачу лишь при умении вести деловой разговор — одном из наиболее важных условий коммерческого успеха. К сожалению, у большинства наших предпринимателей крайне низка культура устной речи, что существенно снижает их деловой потенциал и не позволяет максимально реализовать свои возможности.

Необходимо указать на наиболее характерные ошибки, которые допускают бизнесмены при деловых переговорах с партнёрами.

1. При первой встрече  с коллегами бизнесмены ведут себя слишком вызывающе. Хвастовство и выставление напоказ своего благополучия уже не производят ни на кого впечатления, а наоборот, могут даже оттолкнуть. Вместо этого должен быть спокойный, уверенный, деловой и уважающий собеседника подход.

2. Нередко деловые совещания прерываются в самый ответственный момент водителями, секретаршами, охранниками, коллегами, женами и любовницами. Но если человек для вас настолько важен, чтобы с ним увидеться, он также стоит того, чтобы с ним уважительно обращались.

3. Если у вас есть  мобильный телефон, то проявите  уважение к собеседнику и выключите  его.

4. Часто делаются слишком обобщенные замечания и высказываются необдуманные мнения. Помните, что солидные бизнесмены расценивают любые заявления о ваших способностях и возможностях как очень важную информацию и запомнят их. Они опасаются тех, кто сулит золотые горы, даже если человек действительно в состоянии выполнить свои обещания.

5. Несколько слов об  обещаниях. Иногда во время переговоров повторяется одна и та же фраза типа «без проблем ». Неизменно, однако, проблема есть, это просто способ обойти ее, не обсуждая. Солидные бизнесмены любят решать проблемы по ходу дела, не откладывая. Они привыкли сначала устанавливать темы для обсуждения между сторонами, их цели, чтобы определить, по каким пунктам стороны в согласии и какие представляют из себя проблему.

6. Избегайте подхода «урвал солидный куш — и беги». Именно это в данный момент очень тревожит предпринимателей и мешает многим делать инвестиции как в частный, так и в государственный сектор. Важно дать понять партнёру, что всё оказанное внимание нацелено не на скорейшую наживу, а на долгосрочное сотрудничество.

7. Очень важно проявление  уважения и внимания по отношению  к коллеге. На переговорах должна  царить атмосфера вежливости  и уважения, даже если в их  ходе возникли какие-то сложности. Не заявляйте категорично «нет», не предлагая никаких альтернатив. Всегда есть способы решения проблемы. Покажите, что у вас хватает воображения их найти.

8. Постоянство — качество, которое, к сожалению, редко встречается. Если вы обсудили какие-либо моменты и приняли решения, то больше к ним не возвращайтесь. Если вам нужно время подумать, или вы не уверены в чём-то, так и скажите. Не соглашайтесь с чем-либо необдуманно — ведь потом, отказавшись от своих слов, вы просто подтвердите мнение о том, что вашим суждениям не всегда можно доверять.

Кроме того, для любого предпринимателя и любого менеджера располагать к себе подчиненных и партнеров по делу — производственная необходимость. Поэтому необходимо как можно чаще делать им комплименты, соблюдая при этом несколько простых правил.

1. Произносить комплименты  надо уверенным тоном, не смущаясь, но и не покровительственно. Слова должны сочетаться с тоном голоса, мимикой и позой.

2. Произнося комплимент, следует прогнозировать реакцию  партнера. Комплимент может вызвать и раздражение, если он неуместен.

Информация о работе Основные подходы к решению проблемы эффективности лидерства и руководства