Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 19:34, курсовая работа
Цель работы – изучить социально-психологические основы лидерства в управлении организацией.
Задачи:
1. Анализ основных подходов лидерства в управлении организацией.
2. Поиск методов взращивания лидера в организации.
1. Введение.......... 2
2. Часть 1.............. 4
2.1. Основные подходы к решению проблемы эффективности лидерства и руководства....... 4
2.2. Роль менеджера в организации......... 8
2.3. Человек в организации........ 10
2.4. Техника делового общения....... 13
3. Часть 2......... 24
3.1. Как научиться лидерству?......... 24
3.2.Теория классического обусловливания........ 25
3.3.Теория оперантного обусловливания...... 26
3.4.Теория социального научения........ 27
3.5.Формирование: инструмент управления...... 28
3.6.Методы формирования поведения....... 29
3.7.Режим подкрепления......... 31
3.8.Применение для исполнения и удовлетворения...... 33
4. Заключение........ 34
5. Список литературы........ 36
3. Не нужно произносить противоречивых комплиментов, имеющих скрытый подтекст.
4. Комплимент должен отражать
только положительные качества
без двойного смысла, когда качество
можно оценить и как
5. Отраженное в комплименте
положительное качество должно
иметь лишь небольшое
6. Нельзя делать комплимент относительно тех качеств, от которых человек стремится избавиться.
7. Комплимент не должен давать рекомендаций и поучать.
8. К комплименту нельзя делать добавок, которые становятся для него «ложкой дегтя», т. е. существенно ухудшают.
Комплиментарная часть высказывания должна быть как можно более краткой, содержать одну - две мысли, не более. И быть простой по конструкции и заведомо понятной.
Комплимент отличается от лести именно тем, что содержит небольшое преувеличение. Собеседники принимают комплименты весьма благосклонно. Не составляют исключение и деловые люди, ибо всякому приятно уже то, что ему хотят сказать что-то хорошее, и он легко прощает возможные промахи.
Существуют и другие очень важные приемы техники создания хорошего впечатления у окружающих, такие, например, как раппорт.
РАППОРТ — это единение, настроенность на одну волну, взаимная симпатия. Иными словами, вы находитесь с тем или иным человеком в состоянии раппорта в той мере, в какой обнаруживаете с ним общие черты и говорите на общем языке — языке слов и языке тела.
Вступая в контакт с другим человеком, можно занять одну из двух следующих позиций.
1. Сконцентрироваться на различиях, существующих между вами.
2. Сосредоточиться на
сходстве, т. е. на том, в чем вы
согласны и на
что реагируете одинаково.
Если вы выделять различия, то будет почти невозможно создать ситуацию раппорта с другими людьми. Но если сконцентрироваться на общем, то легко исчезают сопротивление, противопоставление, недоверие, скепсис, страх, злоба и другие ненужные и бессмысленные чувства.
Когда люди чувствуют свою общность друг с другом, им становится легче жить и работать вместе, они лучше воспринимают критику, открыты для изменений и активно стремятся внести свой вклад в общее дело.
Раппорт — наилучший тип отношений, в которых могут находиться люди, и об этом не следует забывать руководителю (менеджеру).
Самое эффективное средство для создания раппорта — это пейсинг.
ПЕЙСИНГ (или отражение чувств) — это стремление показать собеседнику, что мы понимаем его чувства. Люди склонны симпатизировать тем, кто на них похож, и не хотят спорить с теми, кто им нравится.
Пейсинг происходит совершенно бессознательно, когда присутствует симпатия, т. е. когда существует раппорт. Но пейсинг можно применять и сознательно в качестве специфической техники достижения раппорта, в ситуации, когда люди плохо знают друг друга, замкнуты, настроены выжидательно или скептически, находятся в оборонительной или наступательной позиции, нервничают и т. п.
Высшая цель любого общения — достижение раппорта. Наилучшее средство для этого — пейсинг. Овладев техникой пейсинга, лидер сможет выходить победителем из многих сложных ситуаций, возникающих в процессе вашего общения с другими людьми.
ОТРАЖАТЬ ЛЮДЕЙ можно различными способами.
1. Через язык тела (поза, в которой вы сидите или стоите, положение ног, жестикуляция, положение головы, походка, выражение лица, дыхание, прикосновение, одежда).
2. Через речь (тембр голоса, темп речи, набор слов, тон, сила голоса, использование профессиональных слов и выражений).
3. Через чувства (терпимость,
заинтересованность, включенность, проявление
уважения к квалификации, чертам
характера и опыту собеседника)
Путём пейсинга вы сможете осознанно или неосознанно вживаться в чувства других людей и таким образом лучше их понимать. Вы сумеете значительно улучшить отношения с другим человеком, если приспособите к нему хотя бы тембр своего голоса и скорость речи. Кроме того, отражение чувств наиболее полезно в конфликтных ситуациях, если мы сможем показать человеку, что понимаем его чувства.
Существуют вполне определенные правила применения пейсинга, состоящие в следующем.
1. При отражении чувств
акцент делается не на
2. Отражая чувства собеседника,
следует показывать ему, что мы
понимаем его состояние и
3. Понять чувства собеседника можно различными путями. Прежде всего, следует обращать внимание на употребляемые им слова, отражающие чувства (коварный, неприятный, тяжелый, неожиданный, больно видеть, трудно было представить и т. п. ). Обо многом можно догадаться по выражению лица, жестам, интонации. Чтобы лучше понять собеседника, надо как можно ярче представить, что бы мы сами чувствовали на месте говорящего в такой ситуации.
Для производства хорошего впечатления очень важно, какие знаки внимания получает человек от окружающих. В западной психологии для обозначения любых знаков внимания, которыми обмениваются люди, используется английское слово «строукс», переводимое на русский язык в том числе и как «поглаживание».
Когда у людей достаточно пищи, потребность в еде отходит на второй план, и ведущей становится потребность во внимании. От недостатка внимания человек чувствует себя «не в своей тарелке», ведёт себя неразумно, смотрит на себя как на неудачника, а в самых тяжелых случаях получает психическое заболевание.
Все знаки внимания (строуксы) можно разделить на несколько категорий: положительные — отрицательные, физические — психологические, обусловленные — необусловленные (спонтанные).
Положительные знаки внимания доставляют радость, укрепляют веру в свои силы. Они могут проявляться в любой форме: признание наших достоинств, похвала, радость, гордость, восхищение и т. п.
Отрицательные знаки внимания, наоборот, вызывают чувство досады и формируют ощущение принадлежности к неудачникам. Такими знаками могут быть критика, презрение, высмеивание, сожаление, недоверие, неблагодарность.
Важно, однако, подчеркнуть, что отрицательные знаки внимания — это отнюдь не самые плохие знаки, которые человек может получить. Самое худшее — это нулевые знаки внимания. У заключённого, находящегося в одиночной камере, быстро наступает психическое расстройство.
Как положительные, так и отрицательные по своему содержанию знаки внимания могут иметь либо физическую, либо психологическую форму. Различаются эти формы в зависимости от наличия или отсутствия физического прикосновения. Однако прикосновение должно быть правильным, естественным и соответствовать ситуации. Особенно болезненно люди реагируют на высокомерно-фамильярные прикосновения: похлопывание по щеке, плечу, потрепывание по голове и т. п. Такие действия взрослыми людьми воспринимаются как крайняя бестактность.
Все вышеупомянутые знаки внимания (положительные, отрицательные, физические, психологические) могут быть либо обусловленными, либо необусловленными (спонтанными).
Обусловленным знаком внимания может быть поздравительная открытка, подарки ко дню рождения и на праздники, премии, медали, надбавка к зарплате в связи с ростом инфляции. Обусловленные знаки внимания называются так потому, что они обусловливаются каким-либо событием и их можно спланировать. Поэтому они редко бывают неожиданными, и воздействие их не слишком сильно.
СТРОУКСЫ |
Физические |
Психологические |
Положительные |
Поцелуй, объятие, похлопывание по плечу |
Похвала, благодарность, признательный взгляд, продвижение по службе |
Отрицательные |
Удар, пинок, толчок, пощёчина |
Критика, высмеивание, презрительный взгляд, пожимание плечами |
Необусловленные знаки внимания более неожиданны и непредсказуемы. Поэтому принимаются они теплее, искреннее и действуют сильнее.
Многие формы душевных болезней и странностей в поведении берут начало в преобладании отрицательных знаков внимания. Именно поэтому истинному лидеру следует позаботиться о душевном благополучии своих подчинённых, ведь от их внутреннего состояния, в конечном итоге, зависит успешность всей компании как единого организма.
Вот несколько советов по оказанию знаков внимания.
1. Если человек отрицательно
реагирует на положительные
2. Манера, в которой вы
оказываете знаки внимания, должна
соответствовать вашему
3. Помните, что самый лучший «строукс» с вашей стороны — это внимание. Это прежде всего зрительный контакт, правильное положение тела, употребление имени собеседника, модуляция голоса, темп речи и пр.
4. Помните, что чем больше знаков внимания вы оказываете человеку, тем больше знаков внимания он захочет оказать вам. Хотите вы этого или нет, ваше истинное отношение всегда проявляется в мимике, пластике и т. п. Поэтому язык вашего тела воспринимается окружающими как более искреннее выражение ваших намерений, чем ваши слова.
5. Оказывая знаки внимания,
избегайте затертых фраз, клише
и стереотипов. Будьте сами собой,
иначе ваше поведение
6. Возьмите за правило выражать свое положительное отношение, если видите, что кто-то делает что-нибудь хорошее. Научитесь как можно искреннее и сердечнее выражать радость и внимание.
7. Если вам не сразу
удастся получить
8. Когда вы научитесь проявлять внимание к положительным чертам других людей и делать это тогда, когда они этого заслуживают, тогда вам будет гораздо легче оказывать и отрицательные знаки внимания. Людьми, на которых обращена ваша критика, она будет легче восприниматься. Они почувствуют ваше стремление им помочь, будут больше прислушиваться к вашим критическим замечаниям и воспринимать их как совет и конструктивное пожелание, а не как несправедливый упрёк.
ЧАСТЬ 2
3.1. Как научиться лидерству?
На вопрос «Как научиться лидерству?» можно ответить кратко так:
1) учите себя сами:
соревнования;
ролевые игры;
достижение практических целей;
2) берите на себя ответственность:
учитесь на ошибках;
никого не вините;
3) понимание:
рефлексирование (обобщение и размышление по поводу того, что произошло);
извлечение уроков из всего;
4) обучение:
сами занимайтесь своим развитием;
сами ищите применения своим возможностям;
5) тренинг:
социально-психологический тренинг коммуникативных навыков;
тренинг личностного роста;
Для того чтобы стать эффективным лидером, нужны установки:
оптимизм;
уверенность;
постоянное желание узнать новое (изменения);
отсутствие боязни неудачи.
Труд руководителя, независимо от его уровня (низшее, среднее или высшее звено), требует от него, с одной стороны, профессиональной компетентности: знаний и умений в своей сфере деятельности, а с другой стороны, социально-психологической компетентности: знаний в области психологии личности, коллектива, общения, управления и умений понимать себя, других людей, межличностные отношения, ситуации; умений использовать средства общения, прогнозировать развитие межличностных отношений, ситуаций. Социально-психологическая компетентность — основа развития управленческих умений.
Социально-психологическая компетентность руководителя может быть разбита на аспекты (приведены основные):
– руководитель: включает знание, понимание и осознание себя (своих свойств личности, мотивов, особенностей поведения, способностей, возможностей и т. д. );
– подчиненный: включает понимание своих подчиненных (особенностей их характера, поведения, способностей, возможностей и т. д. );
– группа: включает знание, понимание и осознание групповых процессов, закономерностей, феноменов, динамических и структурных характеристик группы подчиненных;
– коммуникация: включает знание, понимание и осознание процессов взаимодействия руководителя с отдельными подчиненными;
– взаимодействие с группой: включает знание, понимание и осознание способов коммуникации, воздействия на группу подчиненных для достижения целей организации, и др.
В основе обучения, тренинга, направленного на изменение поведения персонала и руководителей, лежат теории научения; используется психоаналитический и групп-аналитический подход. Перейдем к их рассмотрению.
3.2. Теория классического обусловливания, или тренировки
Центральным понятием у бихевиористов является понятие научения, под которым понимают следующее. Научение— любое постоянное изменение в поведении, которое происходит в результате опыта.
Классическое обусловливание— тип обусловливания, когда индивидуум отвечает на некоторые стимулы так, как он не отвечал бы на них ранее.
Теория классического обусловливания возникла на основе экспериментов, проводимых на рубеже XIX и XX вв. русским физиологом Иваном Павловым, по обучению собак реагировать слюноотделением в ответ на звонок.
Мясо было безусловным стимулом, оно неизменно вызывало у собаки специфическую реакцию. Эта реакция получила название безусловной, поскольку наблюдалась, когда бы ни появился безусловный стимул. Звонок был нейтральным, искусственным стимулом, или условным стимулом. Первоначально он был нейтральным, но когда подавался в паре с безусловным (с мясом), он стал вызывать ответ такой же, как и одно мясо. Такой ответ стали называть условной реакцией. Эта реакция описывала поведение собаки в виде слюноотделения в ответ на один только звонок.
Информация о работе Основные подходы к решению проблемы эффективности лидерства и руководства